Автор: Паксеева Вера Алексеевна
Страна: Российская Федерация
Город: Чувашия г.Шумерля
Организация: МБДОУ"Детский сад №15 "Сказка"
Проект: Вне проекта

Организация познавательно-исследовательской деятельности

 

В МБДОУ «Детский сад №15 «Сказка» г. Шумерля, в рамках реализации ФГОС дошкольного образования и в условиях республиканской экспериментальной работы по апробации моделей этноэкологического развития дошкольников   используется модификация педагогической технологии проведения учебных исследований с дошкольниками Савенкова А. И. Наша модификация названной технологии оригинальна, интересна, результативна и способствует этноэкологическому развитию ребенка.

     Дети по природе своей - исследователи. Особенно характерно это для наших детей. Неутолимая жаж­да новых впечатлений, любознательность, постоянно проявляе­мое желание экспериментировать, самостоятельно искать истину распространяются на все сферы действительности.

Мы выбираем тему, на основе возникающих интересов детей, при наблюдениях за природой ближайшего окружения и намечаем стратегию и тактику ее исследования.  Поиск методов исследования и разра­ботка алгоритма решения осуществляются детьми самостоятельно.

      На первых этапах работы использовалась методика, построенная на познавательно-игровой основе, предполагающая использование «исследовательского фартука» и карточек. Эти приспособле­ния позволяют ненавязчиво направлять исследовательскую работу ребенка.

Каждый этап этой работы отражается в надписях на кармашках фартука. Выделяется четыре этапа исследования.

       Первый этап - выбор темы.

       Второй этап - постановка вопросов.

       Третий этап - проведение исследования.

       Четвертый - подведение итогов.

Первый этап. На первом этапе ребенок самостоятельно выбирает тему и записывает ее на карточке (либо берет заранее подготов­ленные картинки). Карточку с этой записью (картинкой) кладет в кармашек с надписью «Тема».

На втором этапе осуществляется постановка вопросов.

1.Какие бывают виды исследуемого объекта

2.Какие функции выполняют данные объекты

3.Какими свойствами и качествами обладают данные объекта

4.На что влияют.

Другие кармашки фартука посвящены вопросам. Написанные на них слова являются ключе­выми для вопросов.

Третий этап – этап проведения исследования.  Дети собирают инфор­мацию и записывают ее на листочках: те, кто не умеет писать, де­лают заметки в виде рисунков или помещают в кармашки, заранее подготовленные для этого рисунки, на которых эта информация содержится.

Четвертый этап - подведение итогов. Информация, собранная в ка­ждом кармашке, анализируется. Путем сравнения выделяются наиболее важные факты. Результат работы представляется в виде устного сообщения или рисунка.

         Деятельность, выполняемая ребенком на уровне самостоятельности, превращается в форму и средство саморазвития индивидуальности. Для нас важно, чтобы каждый ребенок, и каждый воспитатель создавал свой индивидуальный стиль в той или иной деятельности, овладевал им как для достижения успешности в деле, так и для самореализации своей неповторимости, особого таланта. На всех этапах этой работы мы должны ясно осознавать, что основной ожидаемый нами результат – развитие творческих способностей, приобретение ребенком новых знаний, умений и навыков.

      Методика проведения учебных исследований с дошкольниками. Методика проведения учебных исследований включает в себя два – три тренировочных занятия с группой, на которых каждый ребенок знакомится с техникой проведения исследования.

      Подготовка. Для этого понадобится карточки с символическим изображением методов исследования

1.Подумать самостоятельно

2.Спросить у взрослого

3.Прочитать в книге

      4.Посмотреть видеофильм

      5. Понаблюдать

      6. Провести эксперимент

Эти карточки мы сделали из картона, изображения на них можно нарисовать или вырезать из цветной бумаги. Размер каждой карточки должен быть не меньше половины обычного альбомного листа. На таких же по размеру карточках мы подобрали картинки – «темы» будущих исследований с изображениями животных, растений, зданий и др.

     Первый этап – тренировочные занятия.  Посадим детей на ковер кружком и спросим, что они знают кто такие ученые?  После чего предложить поиграть в ученых-исследователей. Для демонстрации этапов проведения исследовательской деятельности приглашаем два добровольца. Они вместе с нами будут выполнять работу от первого до последнего этапа: все остальные дети на первом занятии будут участвовать по мере необходимости.

Первый шаг – это определение темы исследования. Выбранные «ученые – исследователи» определяют тему своего исследования. Чтобы они смогли это сделать, предлагаем им, заготовленные заранее карточки, с различными темами.

      Второй шаг - рассуждение над тем, как следует проводить исследования, по карточкам: 1. Подумать самостоятельно; 2. Спросить у взрослого; 3. Прочитать в книге;4. Посмотреть видеофильм; 5. Понаблюдать; 6. Провести эксперимент – т.е. по алгоритму, предложенному А.И.Савенковым.

      Третий шаг -  защита результатов собственного исследования. «Обучая других, обучаешься сам» - эта мысль Я.А. Каменского пришла к нам из глубины веков. Интуитивно понимая эту закономерность, ребенок, изучивший что – либо, стремится рассказать об этом другим. В нашем случае, выступить с докладом важно, прежде всего, тому, кто это сообщение подготовил. 

            Поэтому этап защиты проекта пропустить нельзя. Без него исследование не может считаться завершенным. Защита – венец исследовательской работы и один из главных этапов обучения начинающего исследователя.        Естественно, что защита проекта должна быть публичной, с привлечением, как авторов других проектов, так и зрителей (воспитатели, родители). В ходе защиты ребенок учится излагать добытую информацию, сталкивается с другими взглядами на проблему, учится доказывать свою точку зрения. Мы проводим защиту как праздничное мероприятие. Для оценки результатов и присуждения дипломов формировали жюри. По ее итогам необходимо поощрить не только тех, кто хорошо отвечал, но и в особенности тех, кто задавал интересные вопросы.

   Так нами были проведены конференции на темы: «Загадки весенней природы», «Азбука безопасности», «Насекомые на участке детского сада», «А наступила ли зима», в рамках экспериментальной работы примерной парциальной программы этноэкологического развития детей 5-6-лет «Загадки родной природы», которые способствовали развитию познавательного интереса, как у детей, так и у их родителей, к особенностям природы родного края, своеобразию народного наследия в изучении природных явлений.

         Использование педагогической технологии проведения учебных исследований дошкольниками А.И. Савенкова способствует развитию самостоятельности, инициативности, познавательной и коммуникативной активности, социальной уверенности и ценностных ориентаций и формирование предпосылок учебной деятельности.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Емельянова Е. И. Исследовательская деятельность детей // Ребенок в детском саду. – 2009. - № 3.
  2. Мурашкина Т.В. Ознакомление с родной природой. Родник. Хрестоматия. /[Текст] / Мурашкина Т.В Чебоксары, 2006.
  3. Паршукова Н.Л. Маленькие исследователи. Виды и структура исследовательских занятий в детском саду// Дошкольная педагогика. – 2006. - № 1.
  4. Савенков А.И. Маленький исследователь. Как научить дошкольника приобретать знания. - Ярославль.: Академия развития, 2003.
  5. Савенков А.И. Развитию исследовательских способностей детей. //Дошкольное образование -2004. -№7.
  6. 6.Савенков А.И. Исследовательское обучение – возможность преодолеть    «образовательный предел» // Директор школы. - 2003. - №10. С. 35-40
  7. Савенков А.И. Методика проведения учебных исследований в детском саду. - М.: Просвещение,2004.
12 Мне нравится
Поделиться:
 

Оставить комментарий