Цель: рассказать обучающимся о роли детей в годы Великой Отечественной войны.
- расширение знаний обучающихся об участии их ровесников в годы Великой Отечественной войны;
- формирование патриотической позиции;
- воспитание любви к Родине, гордость за победу русского народа в Великой Отечественной войне.
Оборудование: ПК, проектор, презентация, фотографии военных лет, музыкальное сопровождение, стихи, рисунки детей, плакат, выставка книг, 125гр. хлеба.
Эпиграф: «В те дни мы в войну не играли. Мы просто дышали войной».
Ход занятия.
Стихотворение: (Слайд 1) Читает учитель
Я недавно смотрел старый фильм о войне
И не знаю, кого мне спросить,
Почему нашим людям и нашей стране
Столько горя пришлось пережить.
Почему сыновья не вернулись домой,
Сколько жен потеряли мужей?
Отчего красны девицы ранней весной
Шли гулять без любимых парней?
Дети детство узнали в руинах домов,
Эту память вовек не убить,
Лебеда - их еда и землянка – их кров,
А мечта – до Победы дожить.
Я смотрю старый фильм и мечтается мне,
Чтобы не было войн и смертей,
Чтобы мамам страны не пришлось хоронить
Вечно юных своих сыновей.
Учитель
У: - Ребята! Сегодня мы с вами собрались здесь, чтобы поговорить о войне.
У.: - Почему? Как вы думаете?
У.: 9 Мая наша страна отмечает День Победы.
У.: Сегодня наш классный час посвящен Великой Отечественной войне и детям военной поры. Тема занятия «Дети войны».
II.Основная часть
Стихотворение:(Слайд 2) Читает обучающийся.
Июнь. Клонился к вечеру закат.
И тёплой ночи разливалось море.
И раздавался звонкий смех ребят,
Не знающих, не ведающих горя.
Июнь! Тогда ещё не знали мы,
Со школьных вечеров шагая.
Что завтра будет первый день войны.
А кончится она лишь в сорок пятом, в мае.
(Слайд 3)Звучит сообщение Левитана о нападение Германии.
У.: 22 июня 1941 года на нашу Родину вероломно на рассвете напал злой и сильный враг – фашистская Германия. Началась Великая Отечественная война.
(Слайд 4) Звучит фонограмма песни «Священная война».
У.: Весь советский народ встал на защиту своей Родины. Все взрослые мужчины и женщины уходили на фронт воевать, защищать свою Родину, свой дом, своих родных. (Слайд 5)
У.: - Ребята, скажите, пожалуйста, как вы думаете, а кто остался дома?
У.: Война стала общей биографией целого поколения. Даже если они находились в тылу, всё равно это были военные дети. Дети и война – понятие несовместимые. Есть поговорка: «Те, что попали на войну, должны были расстаться с детством. Их детство – это когда сжигали, убивали и бомбой, и пулей, и голодом, и страхом, и безотцовщиной». (Слайд 6)
Стихотворение: Читает учитель.
Его я узнал не из книжки –
Жестокое слово – война!
Прожекторов яростной вспышкой
К нам в детство ворвалась она.
Смертельными тоннами стали,
Сиреной тревоги ночной.
В те дни мы войну не играли –
Мы просто дышали войной.
У.: Конечно, историки могут скрупулёзно подсчитать количество дивизий, участвовавших в том или ином сражении, число сожжённых деревень, разрушенных городов. Но не могут они рассказать, что чувствовала семилетняя девочка, на глазах у которой бомбой разорвало сестру и брата. О чём думал голодный девятилетний мальчик в блокадном Ленинграде, варивший в воде кожаный ботинок, глядя на трупы своих родных. Многие спросят: «Что героического в том, чтобы в пять, десять или двенадцать лет пройти через войну? Что могли понять, увидеть, запомнить дети войны?»
Дети: Много.
.: Да, в те годы дети быстро взрослели. И они доказали, каким огромным может стать обыкновенное детское сердце, когда разгорается в нём священная любовь к Родине, боль за судьбу своего народа и ненависть к врагам. Вместе со взрослыми на их хрупкие плечи легла тяжесть невзгод, бедствий, горе военных лет. И не согнулись они под этой тяжестью, стали сильнее духом, мужественнее, выносливее. И никто не ожидал, что именно эти мальчишки и девчонки способны совершить великий подвиг во славу свободы и независимости своей Родины, помогая взрослым во всех делах. А какие дела могли делать дети? (Слайд 7)
У.: На фотографии изображен мальчик (ему 12 – 14 лет). Он небольшого росточка, а стоит у сложного станка. Он работает на заводе, который делает снаряды для фронта. Он заменил своего отца или брата, который ушёл на фронт воевать с немцами. Он очень хотел бы пойти на фронт сражаться с немцами, но ему мало лет, его не возьмут. А на заводах и фабриках некому было работать, и дети помогали взрослым. Дети полностью старались заменить своих взрослых родных.
У.: Мы знаем множество историй о мальчишках ставшими «Сынами полка», юными партизанами. И много ребят, кто в свои совсем юные годы сложили голову на поле брани. (Слайд 8, 9)
У.: - А кто такие партизаны?
У.: Многие юные патриоты со взрослыми ходили в разведку, помогали партизанам подрывать эшелоны врага, устраивать засады. Володя Казьмин, Лёня Голиков, Марат Казей, Лара Михеенко, Валя Котик, Зина Портнова, Таня Морозова, Витя Коробков совершили героические подвиги и погибли в боях с врагом. А четверо из них – Марат Казей, Валя Котик, Лёня Голиков и Зина Портная – были удостоены звания Героя Советского Союза. (Слайд 10)
У.: И сейчас послушайте рассказ о Вали Котик (1930 – 1944). (Слайд 11)
Учитель: Валя Котик – юный партизан, с 1942 года связной подпольной организации в г. Шепетовка. Когда в Шепетовку ворвались фашисты, Валя Котик вместе с друзьями решил бороться с врагом. Ребята собрали на месте боёв оружие, которые потом партизаны на возу с сеном переправили в отряд. Присмотревшись к мальчику, руководители партизанского отряда доверили Вале быть связным и разведчиком в своей подпольной организации. Он узнавал расположение вражеских постов, порядок смены караула. Фашисты наметили карательную операцию против партизан, а Валя, выследив гитлеровского офицера, возглавлявшего карателей, убил его. Когда в городе начались аресты, Валя с мамой и братом Виктором ушёл к партизанам. Обыкновенный мальчишка, которому только-только исполнилось 14 лет, сражался плечом к плечу со взрослыми, освобождая родную землю. На его счету – шесть вражеских эшелонов, взорванных на пути к фронту. Погиб Валя как герой в одном из неравных боёв с фашистами. (Слайд 12)
Стихотворение: Читает обучающийся.
Два года как война идёт
Тринадцать лет герою.
И Валя стал ходить в поход
И летом и зимою.
Уже не дома ночевал,
А спал в землянке мшистой.
У партизан он воевал.
Как папа бил фашистов.
Заданий лёгких не просил,
А шёл, куда опасно.
Ушанку тёплую носил
Он с ленточкою красной.
Совсем как партизан – солдат…
Взглянули бы ребята!
В руках у Вали автомат,
А на боку граната.
У.: Разве можно измерить стойкость человека, а тем более, ребёнка в жестоком бою, мужество подростка, на голову которого сыпались бомбы. А они, несмотря ни на что, оказались бойцами высокого духа, достойными гражданами.
Стихотворение: Читает учитель
Память, стой, замри – это надо!
То из жизни моей, не из книжки!
Из блокадного Ленинграда
Привезли седого мальчишку…
Я смотрела на чуб с перламутром
И в глаза его очень взрослые!
Среди нас он был самым мудрым,
Поседевший от горя, мальчишка – подросток. (Слайды 13 - 16)
У.: Дети блокадного Ленинграда. Они видели не только взрывы снарядов, они жили рядом со смертью, и она всем им заглянула в глаза. «Ленинградские дети». Когда звучали эти слова, у человека сжималось сердце. Война принесла горе всем, но особенно детям. На них обрушилось столько, что каждый, чувствуя вину, пытался хоть что-то снять с их детских плеч. Это звучало как пароль: «Ленинградские дети». В осаждённом городе тысячами погибали от голода. Голод не щадил никого. Люди падали на улицах, на заводах, у станков, ложились и не вставали.
Стихотворение: Читает учитель.
Я к ним подойду. Одеялом укрою,
О чём-то скажу, но они не услышат.
Спрошу, не ответят…
А в комнате трое,
Нас в комнате трое, но двое не дышат
Я знаю, не встанут. Я всё понимаю
Зачем же я хлеб на три части ломаю?
У.: Ленинградские дети в ту зиму разучились шалить, играть, смеяться. Ученики падали от голода. У всех была общая болезнь – дистрофия. А е ней прибавилась и цинга. Кровоточили дёсны. Качались зубы. Школьники умирали не только дома, на улице, по дороге в школу, но случалось, и прямо в классе. Уже в ноябре смерть унесла 11 тысяч жизней, в декабре 52 тысячи. Тогда же, в декабре, появилась и первая запись в дневнике Тани Савичевой: «Женя умерла 28 декабря в 12.30 ч. Утра 1941 года». (Слайд 17)
У.: Ленинградская одиннадцатилетняя школьница- Таня Савичева, обессиленная голодом и холодом, она изо дня в день вела эти записи. Если вас заинтересовала судьба Тани Савичевой, вы можете прочитать книгу «Жила была» Ильи Миксона. (Слайд 18)Автор рассказал о жизни девочки, её семье и вообще всех ленинградцев в дни блокады. Так, например, здесь говорится о том, как тяжело было жителям города блокадной зимой. Люди получали всего по 125 граммов хлеба в день. Чтобы вы поняли, как это мало 125 грамм хлеба, мы решили взвесить его на весах и показать вам, как мала была ежедневная норма. Всех умерших в блокаду похоронили на Пискарёвском кладбище в общей братской могиле. Теперь это кладбище является культурно – историческим памятником и находится пол охраной государства. (Слайд 19)
Стихотворение:
Под шелестом опущенных знамён
Лежат бок обок дети и солдаты
На пискарёвых плитах нет имён,
На пискарёвых плитах только даты
Год сорок первый…
Год сорок второй…
Полгорода лежит в земле сырой.
У.: Великая Отечественная война продолжалась до 9 Мая 1945 года. Она закончилась подписанием акта о капитуляции немецких войск.(Слайд 20) Наш народ мужественно сражался и дал отпор врагу. Многим не суждено было вернуться с этой страшной войны. (Слайд 21)
Стихотворение: Читает учитель.
В девятый день ликующего мая.
Когда пришла на землю тишина.
Промчалась весть от края и до края:
Мир победил! Окончена война!
Звучит фонограмма песни «День победы».(Слайды22, 23)
Стихотворение:Читает учитель.
Пусть дети повсюду встречают рассвет
Улыбкою ясной, спокойной
Давайте же скажем все вместе – нет!
Нет, нет, нет!
Нет – грабительским войнам
Чтоб снова на земной планете
Не повторилось той зимы.
Нам нужно, чтобы наши дети
Об этом помнили, как мы!
Я не напрасно беспокоюсь, -
Чтоб не забылась та война:
Ведь эта память – наша совесть.
Она, как сила, нам нужна.
Выходят дети. (Слайд 24)
- Я нарисую яркое солнце!
- Я нарисую синее небо!
- Я нарисую свет в оконце!
- Я нарисую колосья хлеба!
- Мы нарисуем осенние листья,
Школу, ручей, друзей Беспокойных.
И зачеркнём нашей общей кистью
Выстрелы, взрывы, огонь и войны.
Обучающиеся исполняют песню «Не отнимайте солнце у детей»
слова: В. Попкова, музыка: Е. Лучникова.
1.Один рассвет для всех
Горстями дарит солнце.
Наш звонкий детский смех
О души взрослых бьётся.
Луч солнца из окна,
Что утром мирно светит,
Ты защити, страна,
Чтоб улыбались дети.
Припев:
Не отнимайте солнце у детей!
И жизнь Земли вовеки не прервётся!
Чтоб над Землёй звучало каждый день:
Пусть всегда будет солнце!
Пусть всегда будет солнце!
2.Мы вырастем и все
Поможем вам исправить.
И крест ваш понесём,
И не порушим память.
Луч солнца из окна,
Что утро мирно светит,
Ты защити, страна,
Чтоб жили твои дети.
Припев.
III. Итог(Слайды25 - 27)
У.: Дорогие ребята, всё это мы рассказали вам для того, чтобы вы помнили о тех, кто отдал свою жизнь за мирное небо над головой, за жизнь других. Среди всех погибших в годы Великой Отечественной войны было много детей. Будем помнить обо всех с благодарностью.