Автор: Попикова Наталья Александровна
Страна: Российская Федерация
Город: Амурск
Организация: Краевое государственное казённое общеобразовательное учреждение, реализующее адаптированные основные общеобразовательные программы «Школа – интернат № 14»
Проект: Марафон "Великая Победа великого народа"

Классный час "У войны не детское лицо"

 

Цель: развитие и воспитание патриотических чувств на ярких примерах героизма и жизни своих сверстников в годы войны.

Задачи:

  • Воспитывать у подрастающего поколения чувства патриотизма и уважения к памяти защитников Отечества.
  • Расширить знания обучающихся о Великой Отечественной войне.
  • Развивать лучшие качества человека: патриотизм, гражданственность, гордость за свою Родину, стремление к миру.

Ход мероприятия

            Сцена «Начало войны»

Звучит музыка «Утомленное солнце». На сцене играют дети: мяч, скакалка, катают кукол в коляске, сидят на лавочке и читают книгу, прогуливаются под руку.

Постепенно музыка стихает.

Слышны звуки взрыва снарядов, рёв самолётов, дети смотрят вверх, замирают. Звучит песня «Слова Левитана». Выходят ведущие. На фоне песни читаются слова

Ведущий. Здравствуйте, уважаемы гости! Мы рады приветствовать Вас на нашем мероприятии.

Ведущий. Ребята, скажите, чему посвящено сегодняшнее мероприятие?

Для этого мы вам предлагаем предметы-подсказки: военная каска, письмо-треугольник, орден ВОВ, автомат: скажите, что объединяет эти предметы? (ВОЙНА)

Звучит фонограмма песни «Дети против войны» (слайд 2)

Ведущий. Вот так неожиданно, в обычный летний день 22 июня 1941года началась самая страшная, самая кровавая из всех Великих Отечественных Войн. Можно сосчитать, сколько лет, месяцев и дней длилась война, сколько было разрушено и потеряно, но как сосчитать количество горя и слез, которые заставила пролить эта страшная война.

(слайд 3)

Ведущий. Дети встретили войну в разном возрасте. Кто-то совсем крохой, кто-то подростком. Кто-то был на пороге юности. Война застала их в столичных городах и маленьких деревнях, дома и в гостях у бабушки, в загородном лагере… Война... В один миг она перекрасила жизнь в темные цвета, украла мечты, надежды, радость… (слайд 4)

Ученик 1 Играют дети всей земли в войну,

Но разве о войне мечтают дети?

Пусть только смех взрывает тишину

На радостной безоблачной планете!

Ученик 2 Над вьюгами и стужами седыми

Вновь торжествует юная весна

И как огонь с водой несовместимы,

Несовместимы дети и война!

Ведущий. Сегодня мы будем говорить о детях, детство которых пришлось на страшные суровые годы войны. Ребята вы узнаете, о подвигах детей в тылу врага, на различных фронтах, в концлагерях, о трудовых подвигах, об участии детей в партизанском движении. А подвиг не умирает!

Ведущий. Скоро всё прогрессивное человечество будет праздновать 75 -летие Победы в Великой Отечественной войне. (слайд 5) Мы всегда будем помнить о тех жертвах и разрушения, которые принесла война.

Ведущий. И как клятва Родине, как набат, звавший народ на битву с врагом, зазвучала в те дни изумительная по своей силе и суровой красоте песня «Священная война». (слайд 6)

Пусть дети не знают войны (слайд 7)

Ученик 3 Войны я не видел, но знаю,

Как трудно народу пришлось,

И голод, и холод, и ужас –

Всё им испытать довелось.

 Пусть мирно живут на планете,

Пусть дети не знают войны,

Пусть яркое солнышко светит!

Мы дружной семьёй быть должны!

Ведущий. Дети на войне. На первый взгляд в этих словах есть что-то неестественное, несовместимое. Конечно, непросто вспоминать о пережитом, но нам, современным детям очень важно осмыслить уроки Великой Отечественной войны, получить тот бесценный героический опыт, который приобрёл народ в ходе тех ужасных лет. Только память народа связывает прошлое с будущим. И в этом смысле воспоминания участников войны, порой невольных – т.е. детей, сейчас являются для нас послами от прошлого и настоящего человечества в его будущее.

Ведущий. А тема подвигов детей в Великой Отечественной войне освещается только в воспоминаниях. (слайд 8) Отложив недочитанные книжки, юным патриотам пришлось взять в руки винтовки и гранаты. Дети стали сынами полков, участвовали в партизанском движении, были разведчиками. Война отняла у них дом и детство.

Ученик 4 Была война… 
Была война.
И гибли люди.
И шёл за Родину солдат.
Он воевал.
И был он храбрым.
И бил фашистов всех подряд. 

Ученик 5 И так дошёл он до Берлина.
Четыре года воевал.
Чтоб я о бабушкином папе
Всем в День Победы
Рассказал.

Ведущий. (слайд 9) Узнав, что началась война, многие мальчишки и девчонки, несмотря на свой юный возраст, уходили на фронт, в партизанские отряды. Те, кто оставался, вели активную деятельность в тылу. Осваивали станки на заводах, технику на полях, дежурили на крышах во время бомбёжек, собирали вещи в армию для русских солдат. На их плечи легла нелёгкая обязанность-освоить работу взрослых для обеспечения армии едой, необходимой техникой.

Ведущий. Все люди, защищавшие честь нашей страны, могут по праву называться героями. Время было тяжелым. Дети теряли родителей, братьев и сестер.

 Иногда напуганные дети по нескольку дней сидели рядом с холодными телами погибших матерей, ожидая решения своей участи. В лучшем случае их ждал советский детдом, в худшем – в фашистские застенки.

Ученик 6 Война — не место для детей!  (слайд 10)

Здесь нет ни книжек, ни игрушек.

Разрывы мин и грохот пушек,

И море крови и смертей. 

Ученик 7 Война — не место для детей!

 Ребенку нужен теплый дом

И мамы ласковые руки,

И взгляд, наполненный добром,

И песни колыбельной звуки.  

Ведущий. Слово предоставляется почётному гостю нашего праздника Аксёновой Александре Дмитриевне. Она расскажет о своей жизни и жизни своей семьи в годы Великой Отечественной войны!  (слайд 11)

Поздравление (социальный ролик), подарки ветеранам (слайд 12)

Ведущий. Пионеры - герои (слайд 13) Многие дети остались на, захваченных землях, и среди них находилось немало отважных героев, которые боролись с врагом с оружием в руках. Пионеры участвовали в партизанских отрядах, где использовались нередко в качестве разведчиков и диверсантов, а также при проведении подпольной деятельности; из юных партизан особо известны Марат Казей,  Володя Дубинин, Леня Голиков и Валя Котик  (все они погибли в боях, кроме Володи Дубинина, подорвавшегося на мине; и всем им, кроме более взрослого Лёни Голикова, к моменту гибели было 13—14 лет)

Ведущий. Участие детей в партизанском движении (слайд 14, 15) Важнейшей составной частью борьбы нашего народа против гитлеровской Германии в годы Великой Отечественной войны явилось партизанское движение.  В действиях партизанских отрядов участвовали дети и подростки, так как они оставались на захваченной территории. Ребята всеми силами стремились помогать взрослым: они были связными, радистами, ходили в разведку, готовили еду, выполняли боевые задания. На детей порой возлагали больше задание, чем на взрослых. Ведь они маленькие, юркие и могли незаметно проникнуть на определённую территорию. Они не привлекали внимания у немцев.

Ведущий. Блокада и дети. (слайд 16, 17)    Ужасную участь готовил Гитлер Ленинграду. Фюрер решил стереть с лица земли город Ленинград. Предложено было блокировать город и путем обстрела из артиллерии всех калибров и беспрерывной бомбежки с воздуха сравнять его с землей... Для осуществления этого варварского замысла гитлеровское командование бросило к Ленинграду огромные военные силы - Вместе со взрослыми сражались с врагом и ленинградские мальчишки. Они тушили зажигательные бомбы, возникшие пожары. Их называли часовыми ленинградских крыш. С каждым днем в городе таяли запасы продовольствия. Люди, истощенные голодом, измученные непрерывными бомбежками жили в холодных домах. Замерзли водопровод и канализация. За водой ходили на набережную Невы, делали прорубь набирали воду под обстрелами. Свыше 640 тысяч ленинградцев погибло от голода.

Ведущий. (слайд 18) Многие знают печальную историю 11-летней ленинградской девочки Тани Савичевой. Большая семья Савичевых жила на Васильевском острове. Блокада отняла у девочки родных и сделала ее сиротой. В те жуткие дни Таня сделала в записной книжке девять коротких трагических записей. 

В осажденном городе работали 30 школ. (слайд 19) Местом учебы стали и некоторые бомбоубежища жилых зданий. Даже в таких жутких условиях дети учились. Это был подвиг. Опасен и тяжел путь в школу. На улицах часто рвались снаряды. В школах и бомбоубежищах, где проводились занятия, стоял такой мороз, что замерзали чернила. Ученики сидели в пальто, шапках, рукавицах. Руки коченели, а мел выскальзывал из пальцев. Ученики шатались от голода. У всех была общая болезнь - дистрофия. А к ней еще прибавилась и цинга. Кровоточили десны. Качались зубы. Ученики умирали не только дома, на улице, по дороге в школу, но, случалось и прямо в классе.

Ведущий. Девочка руки протянула, 
Уснула, 
А оказалось - умерла.. 
Никто не обронил ни слова, 
Лишь хрипло, сквозь метельный стон, 
Учитель выдавил, что снова 
Уроки после похорон.

(Ю. Воронова)

Ведущий.  (слайд 20)  22 декабря 1942 года была учреждена медаль «За оборону Ленинграда». 1500000 ленинградцев были представлены к награде.

Ведущий. Судьба детей в фашистских концлагерях и тюрьмах (слайд 21,22)

Массы загубленных детей перед их мучительной гибелью варварскими способами использовались в качестве живого экспериментального материала для бесчеловечных опытов «арийской медицины». Немцы организовали фабрику детской крови для нужд немецкой армии, был сформирован невольничий рынок, где шла продажа детей в рабство местным собственникам. Страшный час для детей и матерей в концлагере наступал тогда, когда фашисты, выстроив матерей с детьми посреди лагеря, насильно отрывали малюток от несчастных матерей. Дети в отдельном бараке находились в состоянии маленьких животных, лишенных даже примитивного ухода. За грудными младенцами ухаживали 5-7 летние девочки. Ежедневно немецкая охрана в больших корзинах выносила из детского барака окоченевшие трупики погибших детей. Они сбрасывались в выгребные ямы, сжигались за оградой лагеря и частично закапывались в лесу вблизи лагеря. В гестапо и тюрьмах также происходило уничтожение детей. Грязные и вонючие камеры тюрем никогда не проветривались, не отапливались даже в самые жестокие морозы. На грязных холодных полах, кишевшими от разных насекомых, несчастные матери были вынуждены смотреть на постепенное угасание своих детей. 100 граммов хлеба и пол-литра воды – вот и весь их скудный рацион на день. 

Ученик 8 Мы все войны минувшей дети
С тяжелой, горькою судьбой.
А сколько тех на белом свете,
Кто так и не пришел домой.
Мы помним нары, помним плети
И у печей предсмертный вой.
Мы лагерей фашистских дети
И долгим был наш путь домой
         Ведущий. Дети – труженики тыла (слайд 23, 24)

Дети, оставшиеся в тылу в годы войны, начинали свой трудовой путь в раннем возрасте. Они честно выполнили свой долг тружеников тыла военного времени, сделали все возможное вместе со взрослыми для обеспечения фронта всем необходимым. На заводы и фабрики пришли мальчишки и девчонки, досрочно выпущенные из ремесленных училищ. Многие из них становились на подставки, чтобы достать рычаги своих станков. Подростки-рабочие работали в невыносимых условиях. Голодные, изможденные, они по 12-14 часов не выходили из промерзших цехов и вносили свой вклад в разгром врага.

Полуголодные, полураздетые, хлеба и того не было досыта. Зимой учились, но долго учиться им не пришлось, нужно было помогать матерям кормить себя и младших братьев, и сестёр, рано познали крестьянский труд, умели и лошадь, и быка запрячь и корову подоить. И это всё в 12-13 лет «Всё для фронта, Всё для Победы»: они так стремились приблизить Победу над врагом, помогали, чем могли. 
Ролик на песню о войне Война в детских лицах (слайд 25)

          Ведущий. Памятники детям времён ВОВ (слайд 26)

С каждым годом День Победы становится все более грустным праздником. Уходят ветераны Великой Отечественной. И, приходится с печалью признавать, что с ними уходит и память о той войне.

Практически во всех городах нашей страны есть памятники юным героям. 
ПУСТЬ ПАМЯТЬ О ГЕРОЯХ ЖИВЁТ В ПОКОЛЕНИЯХ 
         Ведущий. В Красноярске торжественно открылся памятник детям войны.

Две бронзовые фигурки - девочки, держащей кусочек хлеба, и малыша с бидончиком воды в руке

         Ведущий.  Памятник «Пионерам-героям» (слайд 27)

          Ведущий. Мемориал «Детям, погибшим в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. (слайд 28) 
В небольшом поселке Лычково Новгородской области есть безымянная братская могила времен Великой Отечественной войны… Одна из многих в России… Одна из самых трагично-печальных… Потому что это - детская могила..
Ведущий. Война - ты мачеха злая!

Малых детей обижала,

Страхом душу терзая,

Детство у них отнимала.

Ведущий. Война - ты мачеха злая!

Досыта есть не давала,

С белого света сживая,

Радость у них отбирала.

Ведущий. Война - ты мачеха злая!

Вволю поспать не давала,

Рано детей поднимая,

Тяжким трудом донимала.

Ведущий.  Мы соберем все силы -

Прогоним злую старуху,

Чтоб детям оно не грозила

Голодом, смертью, разрухой

          Ведущий. (слайд 29) Благодаря усилиям всего Советского народа мы достойно победили в этой страшной кровопролитной войне. В этом году наша страна отмечает великий праздник 70-летие со дня великой Победы над фашисткой Германией

Ученик 9 Победой кончилась война (слайд 30)

Те годы позади.

Горят медали, ордена

У многих на груди.                   

Ученик 10 День Победы! (слайд 31)

День Победы!
День Победы!
На парад мы все идём.
День Победы!
День Победы!
Красные флажки несём.
День Победы!
День Победы
Отмечает вся страна!
День Победы!
День Победы!
Ведь она у нас одна!
Мы несём флажки с цветами.
В самый мирный день в году.
Никогда не знайте, дети,
Про войну и про беду!

Видеоролик о войне (слайд 32)

         Ведущий. А сейчас мы проведём викторину, выполнив задания которой, мы систематизируем знания о Великой Отечественной войне

Викторина

1. Собрать из букв слова: МИР    ВОЙНА    ДЕТИ

2.Про какую машину военных лет была написана песня? (Слушание песни «Катюша»)

3. Сколько лет длилась Великая Отечественная война? (4 года)

4. Когда отмечают праздник День Победы? (9 мая)

5. С помощью какого средства связи солдаты общались со своими родными? (письма треугольники)

Ведущий. «… Детей от муки не бывалой (слайд 33)
Спасает родина моя
Для всех беспомощных и малых
Она – защита и семья.
Еще на западе раскаты
Военной бури небо рвут,
Но здесь, у нас должны ребята
Найти и ласку и приют
Надежный свет родного крова,
И материнских рук тепло,
Чтоб детство раненное снова
Улыбкой ясной расцвело»

Солнечный круг 1 куплет (слайд 34)

До свидания! (слайд 35)

79 Мне нравится
Поделиться:
 

Оставить комментарий