Не щадя себя
в огне войны,
не жалея сил
во имя Родины,
Дети
героической страны
Были настоящими
героями!
Роберт Рождественский
Дети и война – это самое скорбное сочетание, какое можно только себе представить. Тяжелейшие испытания выпали на долю того поколения детей: бомбежки, голод, холод, страх потерять родных или самому потеряться. Многие из тех, кому было по 12-15 лет, брали на себя обязанности взрослых, работали на заводах и фабриках. Выполняли далеко не детские нормы.
Дома дети и подростки без лишних слов помогали по хозяйству, а заботились о младших и стариках. Когда позволяли обстоятельства, не забывали основную обязанность – учиться.
Пришел час – они показали, каким огромным может стать маленькое детское сердце, когда разгорается в них священная любовь к Родине и ненависть к ее врагам.
Мальчишки. Девчонки. На их хрупкие плечи легла тяжесть невзгод, бедствий, горе военных лет. И согнулись они под тяжестью, стали сильнее духом, мужественнее, выносливее.
Меленькие герои большой войны. Они сражались рядом со старшими – отцами, братьями.
Их повзрослевшее детство было наполнено такими испытаниями, что, придумай их даже очень талантливый писатель, в это трудно было бы поверить, но это было. Было в истории большой нашей страны, было в судьбах ее маленьких ребят – обыкновенных мальчишек и девчонок. Их назвали люди героями.
Я побеседовал с жительницей нашего села Ольховка Слепыниной Марией Кузьминичной, чье детство пришлось на годы Великой Отечественной войны. Конечно, их было больше, на много больше. Но и рассказ только об одной из них, помог мне понять, какой великой ценой была достигнута Победа.
И пусть каждый задаст себе вопрос: «А я смог бы поступить так?» - и, ответив самому себе искренне и честно, подумает, как надо сегодня жить и учиться, чтобы быть достойным памяти своих замечательных ровесников, юных граждан нашей страны.
(Из воспоминаний Слепыниной Марии Кузьминичны)
Родилась 23 октября 1932 года в селе Ольховка. Помню, как со стороны Амони налетели вражеские самолеты. Соседка пекла хлеб. В ужасе, прибежав к нам, она умоляла, чтобы спасли детей. Их было четверо. Мы спрятались в подвале. Бомба упала около амбара. Мы чудом остались живыми. Немцы выгоняли из хат к соседям. В них они делали нары и ночевали. Около красной школы был большой дуб. На нем вешали людей. Мой отец был в возрасте и поэтому не был призван на фронт. Его забрали и повезли к школе. Я думала, что тоже повесят. Но староста Зареченцев уговорил, чтобы его оставили. Я вместе с девочками бегала смотреть на повешенных. В тот день повесили около шести человек.
Дети помогали взрослым: подавали копы (60 снопов), вязали христы (15 снопов). Работа была трудной. Взрослые, чтобы облегчить наш труд, брали сноп колосьями вверх. Во время войны были лошади монголы. Помню, как он погнал и меня чуть не растрепал. Пришлось гнать прямо в забор. Вместе со всеми я полола, собирала колоски и потом их взвешивали. Взрослые копали окопы, а мы смотрели за младшими детьми. Есть было не чего. Собирали папочки, крапиву, листья - все это толкли и пекли хлеб. Помню, как мать, испекла пампушки из сушеного шира (сорное травянистое растение) и я переела, мне было очень плохо.
Вышла замуж и родила троих детей. Старалась воспитывать в них доброту, милосердие, любовь к Родине. 39 лет проработала в колхозе.