План урока:
1. Организационная часть — 2-3 мин.
2. Демонстрация тематического образовательного видеоролика — 4 мин.
3. Информационно-образовательный блок о гражданском подвиге жителей и защитников блокадного Ленинграда, о значении обороны города в общей Победе в Великой Отечественной — 20-25 мин.
4. Завершение тематический видеоролик «Помним»— 4 мин.
Организационная часть:
Здравствуйте! Есть в истории Великой Отечественной войны особые события, одним из них является блокада Ленинграда, вписанная в историю 900000 погибшими от холода, голода, артобстрелов ленинградцев. И сегодня, на нашем уроке, ребята мы попробуем с вами окунуться в те страшные дни, но в, то, же время наполненные героизмом, огромным терпением жителей города. Каждый день прожитый жителями Ленинграда заслуживает огромного уважения и преклонения.
Видео вступление «Дети Блокады» исполняет ансамбль -Ветер надежды.
https://www.youtube.com/watch?v=m96Orytr_ww
Слайд 1:Сегодня 27 января отмечается как День воинской славы России – День полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады. Современное название памятной даты было установлено законом, подписанном президентом Владимиром Путиным 1 декабря 2014 года. Сегодня вся Россия с болью в сердце вспоминает событие, которое потрясло весь мир – день, в который ровно 79 лет назад сомкнулось блокадное кольцо вокруг Ленинграда. Тогда никто ещё не знал, что впереди у ленинградцев 900 страшных дней, сотканных из голода, холода и страха.
В борьбе за жизнь Ленинграду предстоит потерять почти миллион жителей.
Подвиг жителей блокадного Ленинграда бесценен .
Слайд 2: 22 июня 1941 года гитлеровские войска атаковали нашу страну. План немецкого командования «Барбаросса» был рассчитан на молниеносную войну, которая должна была закончиться в течение нескольких месяцев (максимум пяти). Ужасную участь готовил Гитлер Ленинграду. К 10 июля немецкие войска подошли к Ленинграду на расстоянии 180-200 км.
Слайд 3:8 сентября 1941 года гитлеровские войска взяли город Шлиссельбург. Устье Невы оказалось под немецким контролем. С северной стороны стояли финские войска — союзника Гитлера. С востока — Ладожское озеро. С запада — Финский залив. Кольцо блокады замкнулось.
Из выдержки секретной директивы немецкого военно-морского штаба «О будущности Ленинграда» от 22 сентября 1941 года.
«Фюрер решил стереть с лица земли город Ленинград… После поражения Советской России нет никакого интереса для дальнейшего существования этого большого населенного пункта.
Слайд 4:Предложено блокировать город и путем обстрела из артиллерии всех калибров и беспрерывной бомбежки с воздуха сравнять его с землей. К сентябрю в городе оставалось более 2,5 мл жителей из них 400 тысяч детей,300 тысяч беженцев из Прибалтики и соседних областей. А запасов и продовольствия оставалось на 30 дней. Над городом нависла угроза голодной смерти. Руководство предпринимало попытки разорвать кольцо но все они были безуспешными
Слайд 5: На помощь нашим воинам пришло народное ополчение. Вместе с взрослыми сражались с врагом и ленинградские мальчишки. Вместе с взрослыми ребята дежурили на чердаках и крышах при налётах вражеской авиации Их называли часовыми ленинградских крыш. Десятки партизанских отрядов, организованных из добровольцев. готовились к борьбе в тылу врага. На заводах и фабриках города к станкам встали женщины и подростки. День и ночь не прекращалась работа. На улицах висели призывы:
«Все для Родины! Все для победы!»
Слайд 6: В короткий срок Ленинград был превращён в город - крепость. В нём было построено 35 баррикад, 22 тысячи огненных точек.
Выступление учащегося:
В сентябре с восьмого на восьмое
Враг рванулся в город над Невой.
И, казалось, с неба, с суши, с моря
Хлынул вал ударно огневой.
Не пальба со всех сторон и линий
Вырывает жертвы из толпы,-
Разнеслось, что срезаны отныне
Нормы хлеба, мяса и крупы.
Хлеб! Его становится всё меньше,
Мясо! Стало редкостью оно.
Это всё в глазах мужчин и женщин ,
И в провалах щёк отражено.
А петля блокады туже, туже.
Беспощадна будничность её.
С моря нагнетаемая стужа
Так и ломится в твоё жильё.
Хлеб – он стал землистым, а не чёрным,
Суррогат, аж горько выкупать.
И опять сниженье нормы,
И таких четырежды опять….
Голод, мрак, согбенные фигуры,
И за толстым инеем окна
Минус 35 температура,
И всё та же самая война
Слайд 7: Наиболее тяжелым испытанием для его жителей стал голод. С 20 ноября 1941 г. были установлены самые низкие нормы выдачи хлеба по карточкам: рабочим и инженерно-техническим работникам — 250 г, служащим, иждивенцам и детям — 125.Началась массовая гибель населения. Физическое перенапряжение, холод, отсутствие электричества и отопления, воды, канализации и других элементарных бытовых условий ещё более понижали способность людей сопротивляться голодной смерти. В декабре умерло 53 тыс. человек, в январе 1942 г. — более 100 тыс., в феврале — более 100 тыс., в марте — более 95 тыс. человек.
В память о жертвах блокады Ленинграда сегодня по всей стране проходит акция «Блокадный хлеб», к которой мы можете присоединиться, отдав дань памяти тем, кто сражался и погиб в блокадном городе.
Раздаточный материал:
- образцы хлебных карточек на стол каждому участнику по желанию.
- демонстрационные образцы «блокадного» хлеба и его ингредиентов (при наличии) в класс. Допускается продемонстрировать весовые куски черного хлеба для понимания размеров суточной нормы в разные периоды времени.
Рецептура хлеба в первую блокадную зиму: с конца 1941 до начала 1942 года менялась практически ежедневно. Всё зависело от того сырья, что имелось в наличии на заводах. Вместо ржаной обойной муки в хлеб клали овсяную, ячменную, кукурузную и соевую муку, мучную пыль, лузгу, рисовую мучку, отруби и соевый шрот. Иногда эти ингредиенты могли применяться одновременно – по пять-шесть добавок.
Блокадный хлеб на 50 (пятьдесят) процентов состоял
из несъедобных примесей, заменявших муку:
пищевая целлюлоза – 10 %,
жмых (остатки после отжима растительного масла из семян масличных культур: подсолнечника, рапса, льна) –10 %,
обойная пыль – 2 %,
выбойки из мешков – 2 %,
хвоя – 1 %,
ржаная мука – 75 %.
Использовалась также коревая мука (от слова – «корка»). Когда в Ладоге тонули машины, везшие муку в город, специальные бригады ночью, в затишье между обстрелами, крючьями на веревках поднимали мешки из воды. В середине такого мешка какое-то количество муки оставалось сухим, а внешняя промокшая часть при высыхании превращалась в твердую корку. Эти корки разбивали на куски, затем измельчали и перемалывали. Коревая мука давала возможность сократить количество других малосъедобных добавок в хлебе.
В конце 1941 года, когда поступление продовольствия в город полностью прекратилось, специалисты начали искать заменители муки среди непищевого сырья. В хлеб стали добавлять гидроцеллюлозу – древесину коры дерева, сосновый луб, прошедшие обработку химическим путем.
В конце нашего урока возьмите пожалуйста по символу «Блокадного Ленинграда». Расскажите своим родным и близким о том, что вы узнали сегодня, в память о жертвах блокады.
Выступление учащегося-«Блокадный Ленинград»
Слайд 8: Спасением для сотен тысяч осажденных стала «Дорога жизни» — по которой с 12 ноября в город доставлялось продовольствие, боеприпасы и на обратном пути эвакуировалось гражданское население, главным образом женщины и дети. В периоды навигации — по воде, зимой — по льду. У маяка Осиновец существует музей «Дорога жизни».
Советское командование принимало максимум мер для снабжения Ленинграда и скорейшего прорыва его блокады.
Выступление учащегося -«Дорога жизни»
Слайд 9: В осаждённом городе работали 30 школ. Местом учёбы стали и некоторые бомбоубежища жилых зданий. Даже в таких жутких условиях дети учились. Это был подвиг. Опасен и тяжёл был путь в школу, на улицах часто рвались снаряды. Ученики шатались от голода. У всех была общая болезнь- дистрофия. Ученики умирали не только дома или по дороге в школу, но и случалось прямо за партой
Стихотворение Ю. Воронова. В школе
Девчонка руки протянула
И головой - на край стола...
Сначала думали - уснула,
А оказалось - умерла.
Её из школы на носилках
Домой ребята понесли.
В ресницах у подруг слезинки
То исчезали, то росли.
Никто не обронил ни слова.
Лишь хрипло, сквозь метельный сон,
Учитель выдавил, что снова
Занятья - после похорон.
Слайд 10: Город не просто жил, он давал фронту танки и самолёты. Промышленность города за 900 героических дней дала фронту танки , самолёты, тяжёлые орудия.
На заводы и фабрики пришли мальчишки и девчонки, досрочно выпущенных из ремесленных училищ.
Слайд 11: 25 марта 1942 было принято решение об очистке города от завалов снега, льда, грязи, трупов, и уже к 15 апреля город был приведен в порядок силами изможденных ленинградцев и солдат местного гарнизона.
Слайд 12:Началась наступательная операция « Искра» с 12 по 30 января 1943 года силами Ленинградского и Волховского фронта при содействии сил Балтийского флота, Ладожской флотилии и авиации дальнего следования с целью прорыва блокады Ленинграда
Слайд 13-14: 18 января 1943 года – блокада была окончательно прорвана. В начале 1944 года, наши силы были собраны в мощный кулак, достаточный для уничтожения врага. Стояла весенняя погода: оттепель, туманы, метели... Все это осложняло проведение крупной операции. Наши двигались скрытно через леса и болота, по разбитым, раскисшим дорогам. Важнейшим результатом этого наступления было полное освобождение города.
900 осадных дней не прошли даром. Ленинград понес огромные и невосполнимые потери. В дни блокады умерло только от голода 642 тыс, человек и 235 тыс. от боевых действий. Но ни голод, ни холод, ни артиллерийские обстрелы не сломили дух его защитников. Родина высоко оценила заслуги города — героя. 26 января 1945 года он был награжден орденом Ленина. Более 930 тыс, солдат, воевавших у его рубежей, удостоились медали «3а оборону Ленинграда». В городе к этому времени оставалось 560 тысяч жителей в 5 раз меньше чем в начале блокады. Блокада стала самой кровопролитной осадой в истории человечества.