ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА
ВНЕКЛАССНОГО ЗАНЯТИЯ НА ТЕМУ:
"УЗНИКИ ФАШИСТСКИХ КОНЦЛАГЕРЕЙ".
Учитель |
Демидова Елена Геннадьевна |
||||
Класс |
5- 9 |
||||
Место и время проведения, дата |
08.12.2019г., кабинет 36,14.00- 15.00 |
||||
Тема воспитательного мероприятия
|
Внеклассное занятие на тему: " Узники фашистских концлагерей". |
||||
Форма проведения |
Комбинированный урок |
||||
Цели : Образовательная: расширить кругозор знаний у обучающихся , побудить их на пополнение своих знаний об истории своей Родины. Воспитательная: воспитывать у обучающихся любознательностьичувствоответственностизапроисходящеевисториисвоейстраны Коррекционно- развивающая: коррекция зрительного внимания на основе упражнения на узнавание.
|
|||||
Технологии |
Технология проведения воспитательных бесед.
|
||||
Опорные понятия, термины |
Война ,Родина ,Отчизна, узник, плаха, застенки.
|
||||
Новые понятия , термины |
Концлагерь, Освенцим, Бухенвальд, Майданек, Дахау, Треблинка. |
||||
Методы |
информационно-рецептивный (осуществляетсявосприятиеиосмыслениезнаний,фиксациявпамятиобучающихся );частично-поисковый(эвристический)(обучающиеся рассуждают ,обобщают, делают выводы) беседа просмотр. |
||||
Планируемые результаты:
|
Предметные: формированиеуменийвоспринимать,анализировать,критическиоцениватьиинтерпретироватьувиденное,услышанное; овладение базовыми историческими знаниями по истории СССР (период Великой Отечественной войны);развитие умений искать, анализировать, сопоставлять и оценивать содержащуюся в различных источниках информацию ;формирование умений применения исторических знаний для осмысления сущности современных общественных явлений, жизни в современном обществе ; формирование основ гражданской, этнонациональной, социальной ,культурной самоидентификации личности обучающегося, осмысление им опыта российской истории Личностные: воспитание патриотизма, совершенствование духовно-нравственных качеств личности, чувства ответственности и долга перед Родиной, любви к Отечеству, развитие морального сознания .воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, формирование целостного мировоззрения ,формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни формирование коммуникативной компетентности Метапредметные: познавательные: развитие мотивов и интересов познавательной деятельности, выполнение учебно-познавательных действий, осуществление для решения воспитательных задач операции анализа, синтеза, обобщение, выводы; Коммуникативные: участие в диалоге с учителем, другими обучающимися, формулирование собственных мыслей, высказывание и обоснование своей точки зрения, построение монологических высказываний ,осуществление совместной деятельность в группах с учётом конкретных воспитательных, познавательных задач; Регулятивные: принятие воспитательной задачи. умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной Деятельности ,развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения; владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности; умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы; умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач |
||||
Организация пространства |
Обучающиеся разделяются на мини- группы ( по 2 человека). |
||||
Ресурсы ( основные, дополнительные) |
1)http://www.school-collection.edu.ru – единая коллекция цифровых образовательных ресурсов 2) Исхаков И. Р. Проблемное обучение на уроках истории // URL: http://konf-sot-2011.ucoz.ru/publ/tekhnologii_problemnogo_obuchenija_provedenija_uchebnykh_diskussij_kejs_metod/problemnoe_obuchenie_na_urokakh_istorii/6-1-0-54 3)Никитенко З.А. Современный урок истории и Обществознания // URL:http://konf.uiuniver.ru/konf2 istoriya-filosofiya-kulturologiya/sovremennyy-urok-istorii-i |
||||
Оборудование |
Видеопроектор Персональный компьютер Экран Мультимедийная презентация PowerPoint |
||||
Дидактический материал |
карточки - задания |
||||
№ |
Название этапа |
Цель этапа |
Деятельностьучителя |
Деятельность обучающихся |
Результат этапа, УУД |
1. |
Организационный этап |
Активизировать внимание обучающихся |
Активизация внимания обучающихся, привлечение внимания путем показа видеоролика " Дорога в один конец..."( приложение 1). Давайте почтим память всех погибших - Минута молчания... |
Обучающиеся включаются в работу. Обучающиеся смотрят видеоролик " Дорога в один конец..." |
Включение в процесс учебной деятельности
|
2. |
Мотивация деятельности обучающихся |
Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка к усвоению материала |
Вступительное слово. Учитель. Ребята, как вы думаете, о чем пойдет речь на нашем сегодняшнем занятии?
|
Отвечают на вопросы.
|
Личностные: умение излагать свои мысли ,делать выводы, выделять главное и второстепенное Познавательные: осознают познавательную задачу Регулятивные: планируют необходимые действия, операции |
3. |
Целеполагание
Мозговой штурм |
1.Сформулиро-вать тему занятия 2. Поставить цель занятия |
Учитель. Идет время, все меняется - меняются люди, их увлечения, интересы, меняются времена, но та боль утраты родных и близких всегда в наших сердцах .Сегодня мы поговорим о стойкости защитников Родины, о людях, которым пришлось на себе ощутить все тяготы жестокой войны. Сколько жить доведётся на свете Бывшим узникам концлагерей - Не забыть им ни фабрики смерти, Ни фашистов, что злее зверей! Треблинка, Бухенвальд и Освенцим, Маутхаузен в том же ряду... Кто попал в лапы дьявола, к немцам,- Побывал в преисподней, в аду. Вся Земля содрогалась от горя, Не щадило зверьё и детей! Пасть чудовищная - крематорий - Что ни день пожирала людей. В этом мире - безумном, ничтожном На кострах распинают и жгут, И сдирают безжалостно кожу На перчатки - отлично, "зер гут"! И душа леденела от страха, Этот ужас вовек не избыть! Сколько брошено жизней на плаху! Разве можно такое забыть?! Всё же узники - сильные духом! И в застенках остались людьми. Пусть погибшим земля будет пухом, Тем, кто выжил - поклон до земли!
Учитель. Ребята, а что же такое война, Родина, Отчизна ,узник ,плаха, застенки?
|
Совместная работа с учителем, самостоятельно формулируют цель занятия.
Отвечают на вопросы
Чтение стихотворения
Ответы обучающихся
|
Личностные: умение сотрудничать, отстаивать своё мнение
Познавательные: извлечение информации из различных источников, установление причинно-следственной связи между действиями и явлениями. Регулятивные: самостоятельное формулирование темы, задач. |
3 |
Актуализация и пробное действие |
Воспроизведение изученного, установление преемственных связей прежних и новых знаний и применение их в новых ситуациях |
Исторически сложилось так, что дело воина-защитника, всегда было в почёте на Руси. Ради жизни других людей шли на подвиг наши предки во все времена А теперь давайте вспомним кто и когда приходил с войной на Русскую и землю и какими были последствия этих военных походов? Перед вами портреты великих защитников нашей родной земли . Посмотрите внимательно и постарайтесь вспомнить этих Великих людей (приложение 2).
Чтоб стать мужчиной — мало им родиться, Ведь нужно в жизни стойким быть всегда, Уверенным в себе, не возгордиться, Быть мужественным нужно до конца. А если сердце бури захлестнули, Ты, как солдат, сумееешь все принять: От поцелуя женского до пули. Науку жизни нужно постигать! Внезапно если беды вдруг нагрянут, То научись в бою не отступать, Чтобы могла потом тобой гордиться На склоне лет твоя старушка-мать.
Где бы ни были наши солдаты, какой бы долг они не исполняли, они всегда помнят о своей Родине, о своём доме, о самом любимом и дорогом человеке на земле. А ещё все люди на Земле знают и помнят о том, что "Худой мир лучше доброй ссоры". И поэтому все мы хотим мира на Земле и чтобы никогда не было войн.
|
Отвечают на вопросы и просматривают портреты.
Ответы обучающихся. На портретах изображены -Александр Невский - Ледовое побоище и Невская битва. Дмитрий Донской - битва на Куликовом поле . Александр Суворов, Михаил Кутузов- войны турками и французами
Чтение стихотворения
.
|
Личностные: умение слушать, выделять свою позицию Регулятивные :планирование своей деятельности в соответствии с поставленной задачей, вносят коррективы в действие после его завершения Познавательные: построение рассуждения, умение давать определение понятиям. Коммуникативные: контролирование действий партнера, выдвижение аргументов в защиту собственного мнения, выступление перед аудиторией. |
4 |
Коррекционно- развивающие упражнения |
Коррекция зрительного внимания путем выкладывания разрезных карточек |
Учитель. Ребята , у вас на столах разрезанные карточки - соберите правильно известные пословицы и поговорки( приложение 3) Кому мир недорог, тот нам и ворог.
|
Обучающиеся составляют пословицы и поговорки, затем их зачитывают и объясняют смысл. |
Личностные: формирование интереса, эмоционально-личностная децентрация, отожествление себя с героями пословиц и поговорок ,и их позициями, действиями; Регулятивные: включение в деятельность, прикладывание волевых усилий в процессе выполнения заданий, следование инструкции учителя, принятие и следование цели, контролирование и оценивание своих действия; Познавательные: классифицировали, анализировали, составляли целое из частей, наблюдали и делали выводы, перекодировали информацию; Коммуникативные: сотрудничали с педагогом и сверстниками, отвечали на вопросы, слушали и понимали речь других, творчески работали в парах |
5 |
Усвоение новых знаний |
|
Учитель. Чтобы стать достойным защитником своей Родины, нужно быть отважным и мужественным, обладать современными знаниями и любить безгранично свою Родину. В далекие военные годы , чтобы " убить веру в свои силы у советского народа " нацисты стали создавать концентрационные лагеря. Концентрационный лагерь - места для принудительной изоляции реальных или предполагаемых противников государства, политического режима .В отличие от тюрем, обычных лагерей для военнопленных и беженцев, концентрационные лагеря создавались по особым декретам во время войны, обострения политической борьбы. Учитель. Вашему вниманию предлагается презентация о самых крупных концлагерях ВОВ( приложение 4).
.
|
|
Личностные :закрепляют и Приобретают новые знания и умения Познавательные: смотрят и слушают, извлекая нужную информацию, Самостоятельно находят её в материалах презентации Регулятивные: контролируют свои действия, замечают допущенные ошибки; осознают правила контроля и успешно используют его в решении задач Коммуникативные: осуществляют совместную деятельность в парах и группах с учетом конкретных познавательных задач, умеют задавать вопросы для уточнения последовательности работы
|
6 |
Физкультминутка |
Проведение кинезиологичес кой гимнастики Цель—развитие межполушарной специализации, развитие межполушарного взаимодействия ,синхронизация работы полушарий ,развитие мелкой моторики ,развитие памяти, мышления.
|
Учитель предлагает ребятам выполнить следующие упражнения: 1.КОЛЕЧКО:поочереднои как можно быстрее перебирают пальцы рук, соединяя кольцо с большим пальцем последовательно указательный ,средний ит.д.Выполнять в прямом и обратном порядке(мизинец—большой палец),можно выполнять каждой рукой ,можно одновременно. 2.КУЛАК,РЕБРО,ЛАДОНЬ: Три положения на плоскости стола последовательно сменяют друг друга. Ладонь на плоскости ,-сжатая в кулак,- ладонь ребром на плоскости—ладонь на плоскости .Выполнять поочередно и одновременно двумя рукамипо8—10раз. 3.УХО-НОС:Левой рукой взять за кончик носа, а правой рукой—за противоположное ухо ,одновременно отпустить их хлопнуть в ладоши поменять положение рук с точностью наоборот.
|
Обучающиеся выполняют предложенные упражнения. |
|
7 |
Закрепление полученных знаний |
Подведение итогов темы урока , рассказывая, что в основном в военное время государственная политика была направлена на поддержание боевого духа защитников Родины. |
Учитель. Ребята , в ходе сегодняшнего занятия мы выяснили следующее
1.Фашистские концлагеря предназначалась для физического уничтожения целых народов, в первую очередь славянских; тотального истребления евреев, цыган. Для этого они оснащались душегубками, газовыми камерами и др. средствами массового истребления людей, крематориями. 2.Концентрационные лагеря в фашистской Германии были созданы после прихода гитлеровцев к власти с целью изоляции и репрессирования противников нацистского режима. Первый концентрационный лагерь в Германии был создан близ Дахау в марте 1933 г. 3.Фашистские концлагеря предназначалась для физического уничтожения целых народов, в первую очередь славянских; тотального истребления евреев, цыган. Для этого они оснащались душегубками, газовыми камерами и др. средствами массового истребления людей, крематориями. 4.Находясь постоянно среди такого зверства, насилия, убийств, люди старались не терять присутствия духа .Они верили, что выстоят ,что фашизм будет разгромлен, что наступит час освобождения, и как могли приближали эти минуты В лагерях действовали подпольные организации. Узники тайно добывали информацию о положении на фронтах ,распространяли ее среди заключенных, занимались вредительство на производстве, вооружались, совершали побеги, поднимали восстания За все это узники подвергались жестоким наказаниям. Избитые до полусмерти, они по несколько дней не могли выходить на работу .Но и тогда в душе были горды ,что хоть как-то смогли навредить фашистам. Выжившим в застенках фашистских лагерей трудно и невыносим вспоминать все это. Каторжный до изнеможения труд ,избиения ,издевательства ,казни…Как они выжили выстояли ,не погибли? Думается, что просто любили Родину имели человеческое достоинство.
|
Обучающиеся вместе с учителем обсуждают и делают выводы. |
Познавательные УУД:
умение извлекать информацию из лекции учителя, формирование умений делать анализ на основании услышанной информации, информации формирование умений обобщать материал,
Коммуникативные УУД:
умение слушать и понимать собеседника, умение строить свои высказывания, согласно теме урока.
Личностные УУД: формирование мотивации к обучению, целенаправленной деятельности, |
8 |
Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция. |
Прием "Тонких и толстых вопросов "."Тонкие " вопросы имеют как правило, репродуктивный характер, например,
Кто начал войну? Что такое концлагеря?
"Толстые вопросы", это более сложные вопросы.
Например, с какой целью фашисты стали создавать концлагеря? Почему нацисты использовали политику " обезлюживания"? |
Учитель контролирует правильность постановки вопрос ос и полученных ответов |
Обучающиеся задают " Тонкие и Толстые " вопросы друг другу, если на уроке не хватит времени, то этот этап урока можно перенести на следующий урок и начать урок с повторения материала.
|
Познавательные УУД: умение извлекать информацию из полученного материала, формирование умений делать анализ , формирование умений обобщать материал ,формирование умений делать выводы по теме, разделу.
Коммуникативные УУД: умение работать в группах, умение слушать и понимать собеседника, Регулятивные УУД: формирование определять цели деятельности на уроке, формирование определять успешность своей деятельности, формирование оценки своей деятельности в соответствии с поставленной задачей, формирование умений осуществлять познавательную и личностную рефлексию. Личностные УУД: формирование мотивации к обучению, целенаправленной деятельности, формирование умений определять и высказывать простые и обобщающие правил, формирование умений оценивать поступки других людей и свои собственные. |
9 |
Рефлексия (подведение итогов занятия) Анализ и содержание итогов работы, формирование выводов по изученному материалу |
Соотнесение цели классного часа и результата |
Учитель предлагает использовать прием обобщения материала в формате развития критического мышления ПОПС. П(позиция)- я считаю, что...(в чем заключается ваша точка зрения)
О (обоснование )-(на чем вы основываетесь). Потому, что....
П(пример)..факты, иллюстрирующие ваш довод...например,
С (следствие)- вывод , что надо сделать, призыв к принятию вашей позиции)-"поэтому"...
|
Ответы обучающихся
П(позиция)- я считаю, что)
О (обоснование )-(). Потому, что....
П(пример)..факты, иллюстрирующие ваш довод...например,
С (следствие)- вывод , что надо сделать, призыв к принятию вашей позиции)-"поэтому
|
Личностные: применять правила сотрудничества в группе Познавательные: устанавливают взаимосвязь между объемом приобретенных знаний, умений, навыков и операционных, исследовательских, аналитических умений как интегрированных, сложных действий. Приобретают умения мотивированно организовать свою деятельность Регулятивные: оценивают свою работу Коммуникативные: осуществляют совместную деятельность в парах и группах с учетом конкретных познавательных задач
|
10 |
Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению |
|
Учитель предлагает найти информацию о других концлагерях и выполнить на выбор: 1- реферат 2- презентацию 3 -видеоролик 4 - составить кроссворд
|
Обучающиеся записываю домашнее задание Выбор задания способствует тому, что ученик выберет то задание, с которым он справится самостоятельно. |
Коммуникативные УУД: умение слушать и понимать
Регулятивные УУД: формирование определять цели деятельности при выполнении домашнего задания,
формирование умений осуществлять познавательную и личностную рефлексию. Личностные УУД: формирование мотивации к обучению, целенаправленной деятельности
|