Автор: Лепихина Татьяна Дмитриевна
Страна: Российская Федерация
Город: с. Кевсала Ипатовского района Ставропольского края
Организация: МБОУ СОШ № 9 с. Кевсала
Проект: Марафон "Великая Победа великого народа"

Мы мир храним, пока мы помним о войне

 

Цель проведения Урока Победы:

формирование патриотизма,  воспитание российской идентичности школьников; воспитание чувства гордости за свою Родину и ее Вооруженные Силы, за наш народ и героические страницы истории России, в том числе на примере героического

прошлого дедов и прадедов учащихся, ветеранов и участников Великой Отечественной войны, на примере трудового подвига их родных и земляков в суровое военное время; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной, готовности к защите Отечества.

Задачи проведения Урока Победы:

1. Способствовать пониманию школьниками роли и значения Великой Победы для судеб всего человечества, а также места Российской Федерации в современном мире как правопреемницы СССР - страны- победительницы в Великой Отечественной и во Второй мировой войнах.

2. Способствовать осмыслению школьниками таких духовнонравственных категорий, как Родина-мать, историческая память, уважение к памяти павших за Родину, ратный и трудовой подвиг, героизм, самопожертвование, долг, честь, достоинство, свобода и независимость Родины, национальное самосознание.

3. Формировать такие духовно-нравственные ценности, как чувство глубокого уважения к ратному и трудовому подвигу народа, нравственный долг перед ветеранами и участниками Великой Отечественной войны, ощущение общности исторической судьбы народов России.

4. Формировать у обучающихся неприятие идей и практик расового, этнического, религиозного, политического превосходства, человеконенавистнических идеологий в контексте юбилея Великой Победы.

5. Способствовать воспитанию семейно-родственной, локальнорегиональной, этнокультурной идентичности обучающихся на ярких примерах, связанных с историей Великой Отечественной войны.

Ожидаемые результаты проведения Урока Победы ориентированы на формирование личностных, метапредметных и предметных результатов образования в соответствии с требованиями ФГОС общего образования.

Вступительное слово учителя

В новом учебном году Урок Победы проводится  2 сентября, в понедельник, что совпадает с 74-й годовщиной завершения Второй мировой войны.

Множество войн и других тяжелых испытаний выпало на долю нашей страны за долгие века, многие из которых угрожали самому факту существования народа и государства. Совместными усилиями народы нашей страны неоднократно разрушали захватнические планы агрессоров с запада и с востока, мечтавших об имперском статусе или мировом господстве и видевших в сильной и независимой России препятствие на этом пути.

Победа советского народа в Великой Отечественной войне 1941— 1945 годов занимает особое, исключительное место в отечественной истории.  СССР не только отстоял свободу и независимость в борьбе с самым мощным,  наглым и коварным врагом, исповедующим человеконенавистнические  идеологии расового превосходства, нацизма, антисемитизма и  антикоммунизма, но и сумел добить кровожадного зверя в его логове.  В агрессии против СССР принимали участие войска практически всех стран Европы, порабощенных нацистами или имевших собственные  фашистские режимы: Венгрии, Румынии, Финляндии, Италии, Словакии,  Хорватии, французские батальоны, испанская голубая дивизия, соединения  и части добровольцев ряда других стран. Для нападения на СССР Германия и ее союзники выделили армию вторжения, насчитывающую 4,4 млн. человек, объединенных в 190 дивизий. Всего же вражеская группировка включала свыше 7 млн. человек.

Какое будущее уготовил нашему народу Гитлер?

(Для ответа на этот вопрос организовать просмотр и обсуждение видеоролика  «Гитлер после победы над СССР: планы)

Учитель:

Таким образом, речь шла о том, быть или не быть нашей стране, выжить или погибнуть нашему народу. Советский народ ценой неимоверных усилий сумел разгромить врага, однако заплатил за это огромную цену. Общие людские потери СССР в ходе войны составили 26,6 млн. человек. Из них более 8,7 млн. погибли на полях сражений, 7,42 млн. человек были истреблены нацистами на оккупированных территориях, более 4 млн.  погибли от жестоких условий оккупационного режима. 5,27 млн. человек  были угнаны на каторжные работы в Германию и сопредельные с нею  страны, пребывавшие также под немецкой оккупацией. Из них вернулись на  родину чуть больше половины - 2,65 млн. человек, 450 тысяч эмигрировали,  2,16 млн. человек погибли и умерли в плену... Каждый день войны стоил жизни более чем 18-ти тысячам человек на  фронтах войны, от рук карателей в зоне оккупации и в гетто, в подполье и в партизанских отрядах, на каторжных работах и в газовых камерах лагерей  смерти... Это 782 человека ежечасно, 13 человек ежеминутно... Представьте  себе: каждые 5 секунд на войне погибал один человек... Это страшные цифры. За ними - миллионы изломанных и искалеченных судеб, горе и  страдания сирот, вдов, матерей, невест... Нет такой российской семьи,  которую война обошла бы стороной...

Учитель объявляет МИНУТУ МОЛЧАНИЯ. (секундомер)

Учитель:

1. Что означает лично для вас любить Родину, быть патриотом?

2. Почему патриотизм в нашей стране преимущественно воспринимается как военно-героический?

3. Согласны ли вы с мыслью о том, что нельзя быть патриотом, не чувствуя личной связи с большой и малой Родиной, не зная, как любили, берегли и защищали ее наши предки, наши отцы и деды? Если да, аргументируйте собственное мнение.

Сегодня мы продолжим разговор,  начатый нами в мае на тему «Мой край и мои земляки в годы войны: они ковали Победу»:

  1. Мемориальные комплексы, связанные с тематикой Великой Победы, имеющиеся  в крае, в населенном пункте.
  2. Названия  улиц и площадей, связанных с именами героев войны, с конкретными объектами и событиями войны на территории края.
  3. Ипатовский район в годы войны.

Ученик 1: Известие о нападении фашистской Германии на Советский Союз первыми в Ипатовском районе получили работники райвоенкомата, и уже утром 22 июня во всех сельсоветах знали о страшном событии. Ипатовцы уходили на фронт и по одному, и небольшими группами, и сотнями. В августе 1941 года воевать отправились двадцать комсомольцев-добровольцев из разных сёл района, и все они попали в авиадесантный корпус. Свой славный боевой путь бойцы-парашютисты начали с высадки на Таманский полуостров, а затем участвовали в боях под Ростовом-на-Дону, в прорыве блокады Ленинграда. В октябре 1941 года на Ставрополье формировалась 343-я стрелковая дивизия, в составе которой был 1151-й стрелковый полк. Основная масса его личного состава - ипатовцы. Причём воевали они под своим же знаменем - 14 октября его принял из рук секретаря райкома ВКП(б) Веры Петровны Карнауховой командир полка С.Д.Васильков. Знаменосцем с начала и до конца войны был житель посёлка Большевик Иван Пономаренко, он дважды выносил знамя из окружения. Со своей святыней Ипатовский Гвардейский Висленский ордена Кутузова стрелковый полк прошёл славный боевой путь. Неувядаемой славой покрыл он своё знамя в сражениях под Ростовом-на-Дону, Харьковом, Сталинградом, на Курской дуге, при форсировании Днепра, у Днестра, Вислы, на Одере, Эльбе, под Прагой.

В начале апреля 1942 года получили повестки на фронт 86 девушек. Всей группой они попали в 286-й отдельный зенитно-артиллерийский дивизион противовоздушной обороны, в составе которого стойко защищали родное небо от Ростова-на-Дону до Польши. Не вернулись с войны  пятеро из них.

Всего район отправил в Великую Отечественную войну на защиту Родины 17011 человек, 10786 из них погибло. Более половины ратников были удостоены боевых орденов и медалей:

пятеро стали Героями Советского Союза: Пётр Карпович Прилепа, Пётр Петрович Костецкий, Фёдор Никитович Ротко, Фёдор Григорьевич Попов и Степан Константинович Ляпото,

двое - полными кавалерами орденов боевой Славы: Василий Тарасович Левда и Егор Григорьевич Архипенко.

И.П. Глушко, Ю.И.Унтевский и П.Х.Кияница участвовали в Параде Победы в Москве 24 июня 1945 года.

 Более 60 человек воевало в местном партизанском отряде «Пётр», действовавшем против агрессора в период оккупации территории (с 7 августа 1942 г. по 21 января 1943 г.).

Ученик 2: С первых дней войны ипатовцы стали трудиться под лозунгом «Всё для фронта - всё для победы!». В здании районного Дома культуры функционировал госпиталь 1794, в нём на излечении единовременно находилось более трёхсот раненых бойцов и командиров Красной Армии. Прах семнадцати из них, умерших от ран, покоится ныне в братской могиле в черте мемориала Вечной Славы города.

Много бед натворили захватчики в период оккупации Ипатовского района, разрушив практически всё, что можно было разрушить: школы, больницы, клубы, мельницы, телефонную связь, мосты… Они угнали в Германию многие тысячи голов скота, уничтожили посевной материал. Согласно акта о злодеяниях и зверствах, совершённых немецко-фашистскими захватчиками и их сообщниками по отношению к мирным жителям района, немецкие палачи «замучили и расстреляли 153 мирных гражданина вместе с их малолетними детьми и стариками», а 1296 человек было угнано в Германию на каторжные труды. И в годы войны, и сразу после них огромная нагрузка выпала на долю женщин, стариков и детей.

Просмотр  и обсуждение видеоролика  «День Победы. Наша история 1941—1945 гг.»

Ученик 3: Мемориальные комплексы, связанные с тематикой Великой Победы. (слайды)

г. Ставрополь.

Мемориал "Вечный огонь"

В Ставрополе 6 мая 2016 г.  у мемориала "Вечный огонь" открыли аллею, где заложены капсулы с землей всех 13 городов-героев. Теперь у мемориала "Вечный огонь" в одном ряду находятся частицы земли из Санкт-Петербурга, Волгограда, Москвы, Новороссийска, Севастополя, Брестской крепости, Минска, Мурманска, Смоленска, Тулы, Керчи, Одессы и Киева.

Мемориал «Холодный  родник».

 «Мемориальный комплекс сооружен в 1972 году, открыт в 1975 году в память о горожанах, погибших в годы Гражданской войны и в период оккупации города в Великую Отечественную войну от рук немецко-фашистских захватчиков.

На территории мемориального комплекса находятся монумент, и пять братских могил:

  • братская могила красных партизан периода Гражданской войны;
  • братская могила жертв белого террора периода Гражданской войны;
  • братская могила юных патриотов, погибших в период оккупации Ставрополя в годы Великой Отечественной войны;
  • братская могила воинов, погибших в годы Великой Отечественной войны;
  • братская могила граждан — патриотов, зверски замученных немецко-фашистскими захватчиками в период оккупации Ставрополя.

В 1999 году в границах мемориального комплекса был установлен памятник «Жертвам политических репрессий» (скульптор Георгий Федорович Катрунов).

 Памятник  "Стела"

В начале Великой Отечественной войны на Ставрополье была сформирована 53-я кавалерийская дивизия, влившаяся вместе с кубанскими и терскими казаками в состав кавалерийского корпуса генерала Льва Михайловича Доватора. И сразу же показала образцы мужества и героизма. 23 августа конники приняли боевое крещение в лесах Смоленщины. Пройдя около 300 километров по тылам врага, нарушив работу тыла 9-й немецкой армии во время ожесточенных боев под Ельней, доваторцы обрели громкую славу. Они отвлекли с линии фронта свыше сорока немецких танков и более двух пехотных дивизий группы армии «Центр».

Доблестно сражались полки Ставропольской дивизии, защищая подступы к Москве. Плечом к плечу с гвардейцами стрелковой дивизии И.В.Панфилова и танковой бригады генерала М.Е.Катукова они отражали атаки танковых дивизий немецких войск на Волоколамском шоссе. В ноябре 1942 года, за проявление отваги в боях с немецкими захватчиками, кавалерийский корпус был удостоен звания гвардейского, а 53-я кавдивизия стала именоваться как 4-й гвардейской. Конники - доваторцы громили врага под Севском, Гжатском, бились на Десне и Днепре, приняли участие в штурме Мозыря, форсировали Буг, освобождали Варшаву. В числе первых воинских частей они вышли к берегам Эльбы, закончив там свой поход от Москвы к поверженной Германии. Много доваторцев полегло, чтобы проложить дорогу к этому рубежу. В битве под Москвой погиб и легендарный Доватор. Скромными солдатскими могилами усеян долгий боевой путь кавалерийского корпуса. Родина высоко оценила вклад доваторцев в Победу. Более двадцати тысяч командиров и бойцов корпуса были награждены орденами и медалями. Все полки Ставропольской дивизии удостоены ордена Красного Знамени.

Именем конников - доваторцев назвали улицу на въезде в город Ставрополь со стороны Невинномысска. По этой магистрали они отправлялись когда-то на фронт. В 1975 году открыт здесь и памятник.

Мемориал «Мы победили!» 

Панно из четырех тысяч фото солдат появилось в Ставрополе на Крепостной горе Ставрополя.

 Памятник, 70-летия со Дня Победы. 4222 фотографии ветеранов войны – и живых, и погибших. Снимки, которые, как пазил, сложили в одно большое фото, приносили родственники участников Великой Отечественной. В Ставрополе новый мемориал открывали торжественно: на церемонии собрались ветераны, школьники, кадеты, студенты, священники, чиновники и первые лица края – не меньше тысячи человек.

г.Ипатово.

Мемориал воинам Гражданской и  Великой Отечественной войны,  установлен на  Центральной  площади.

Обелиск на месте расстрела 86 мирных жителей немецко – фашисткими захватчиками (удален на восток в 4 км. от  г. Ипатово, за рекой Каллаус, на каменоломне)

Мемориал Героев  (установлен на  Центральной  площади.)

с. Кевсала

Мемориал погибшим воинам в годы Великой Отечественной войны.

Названия  улиц и площадей, связанных с именами героев войны

Ученик 4: Биографию городов можно изучать по их достопримечательностям, памятным местам и, конечно же, названиям улиц. В Ставрополе 25 улиц, переулков названы в честь воинов Великой Отечественной войны. А что мы знаем об этих людях?

В отчетах гестапо, оставленных фашистами при бегстве из Ставрополя, было найдено сообщение о том, что заключенная Абрамова ведет себя в тюрьме не как побежденная, а как победительница. Кто же эта женщина? Перед войной работала в прокуратуре края. Когда в августе 1942 года гитлеровцы ворвались в Ставрополь, Клавдия Ильинична, с двумя маленькими дочками на руках оказалась в числе тех, кто не успел уйти из города. В оккупированном городе Абрамова стала активной участницей антифашистского подполья. Выдала ее предательница. Гитлеровцы требовали от Клавдии Ильиничны написать обращение к населению – отречься от Родины, заявить, что она считает борьбу с Германией бесполезной и что всем нужно покориться. Пройдя через жестокие испытания, она отказалась перейти на службу в гестапо. На рассвете второго октября 1942 года Клавдию Абрамову вместе с детьми расстреляли. Посмертно она награждена орденом Отечественной войны 1 степени. Именем героини названа улица в верхней части Ставрополя, а на доме по ул. Пушкина, 27, где она жила, установлена мемориальная доска.

Именем отважного летчика, Героя Советского Союза Василия Зайцева назван переулок в северной части Ставрополя. Как только грянул гром суровой войны, Василий встал в строй воздушных бойцов. На Ил-2, прозванном немцами «черной смертью», совершил 157 успешных боевых вылетов в районах Духовщины, Витебска, Полоцка, Митавы...  После войны он жил в Ставрополе, умер в 1956 году, похоронен на Даниловском кладбище.

Ученик 5: Имя Героя Советского Союза Федора Васильева носит улица в районе завода автоприцепов.

«Он был всегда первым другом бойцов. В этом человеке удивительная скромность, даже застенчивость сочетались с деловитостью, смелостью, отвагой и презрением к смерти…», – так отзывались о своем боевом товарище однополчане в письме на родину героя, сохранившемся в Государственном архиве Ставропольского края.

В первые же дни войны Федор добровольцем ушел на фронт. С войсками Западного фронта по степям Украины, Молдавии, по румынской земле пролег его боевой путь. Глубокой осенью 1943 года сложной преградой для наступающей Советской армии стал многоводный Днепр. Войскам предстояло решить сложную задачу – форсировать реку и выбить противника из Киева. На обломках бревен, вплавь, под губительным огнем переправлялись бойцы подразделения младшего лейтенанта Васильева на правый берег. Плацдарм, который захватила с боями и удерживала до утра горстка смельчаков, обеспечил успех операции всего соединения. Золотой Звездой Героя Советского Союза был награжден за подвиг лейтенант Васильев. А вот до Победы герой не дожил: погиб, сраженный осколком вражеской мины, 22 сентября 1944 года на территории Румынии, под городком Турда.

Имя Героя Советского Союза Федора Васильева носит улица в районе завода автоприцепов.

Ученик 6: В г. Ипатово в честь воинов Великой Отечественной войны названа улицы:

Улица З. Космодемьянской. Зоя Космодемьянская — красноармеец диверсионно-разведывательной группы штаба Западного фронта, заброшенная в 1941 году в немецкий тыл. Первая женщина, удостоенная звания Героя Советского Союза во время Великой Отечественной войны.

  Улица  Матросова. Александр Матросов - стрелок -автоматчик 27 февраля 1943 г. 2-й батальон получил задачу атаковать опорный пункт в районе деревни Плетень Псковской области. Как только наши солдаты прошли лес, и вышли на опушку, они попали под сильный пулемётный огонь противника - три вражеских пулемёта в дзотах прикрывали подступы к деревне. Один пулемет подавила штурмовая группа автоматчиков и бронебойщиков. Второй дзот уничтожила другая группа бронебойщиков. Но пулемет из третьего дзота продолжал обстреливать всю лощину перед деревней. Попытки заставить его замолчать не увенчались успехом. Тогда в сторону дзота пополз красноармеец Александр Матросов. Он подобрался к амбразуре с фланга и бросил две гранаты. Пулемет замолчал. Но как только бойцы поднялись в атаку, пулемет снова ожил. Тогда Матросов поднялся, рывком бросился к дзоту и своим телом закрыл амбразуру. Ценою своей жизни он содействовал выполнению боевой задачи подразделением.

Есть у нас в Ипатово улица 50 лет Победы, переулок Апанасенко, улица Доватора.

Это лишь несколько улиц Ставрополья, носящих имена героев Великой Отечественной. Все они были молоды (война забирает в расцвете сил), строили планы на будущее. Многие погибли, так и не осуществив свои мечты. А память о них хранят ставропольцы.

Учитель:

Сегодня в странах Запада и в некоторых бывших республиках СССР, ставших независимыми государствами сам факт Великой Победы  Советского Союза стал подвергаться сомнению. Предпринимаются  изощренные попытки  пересмотреть характер освободительной миссии советской армии в странах Восточной Европы, отрицать решающий вклад СССР в разгром нацистской Германии и милитаристской Японии.  Страны Запада заинтересованы сегодня в том, чтобы в памяти поколений стерлась подлинная история Великой Отечественной и Второй мировой войн, а подлинные герои стали бы антигероями и наоборот. Вот почему наша задача - передавать из поколения в поколение правду о войне и

Великой Победе. Для народа России это жизненно важная задача.

Ответом на подобные происки наших недругов должно стать активное участие подрастающего поколения в мероприятиях Года памяти и славы.

Учитель знакомит школьников с региональным (муниципальным) и  школьным планом проведения Года Памяти и славы.

Учащиеся обсуждают свое участие в предстоящих мероприятиях, проектах, исследованиях  (поисково-исследовательская и проектная деятельность обучающихся по тематике «История моей семьи в истории  Великой Отечественной войны»,  в ходе которой школьники более подробно знакомятся с жизнью своих родных в годы войны, с вкладом членов своей семьи или рода в Великую Победу  (презентации с фотографиями из семейных альбомов, видео- и аудиозаписи интервью с близкими и дальними родственниками, соседями, земляками, которые были свидетелями и участниками исторических событий, подборки старых газет, в которых отражены подвиги ветеранов или участников войны на полях сражений или на трудовых вахтах, грамоты и поощрения, наградные документы, устные воспоминания родных о ярких фактах семейных историй, а также изготовление транспарантов с фотографиями фронтовиков для дальнейшего участия в акции-шествии  Бессмертного полка); встречи с ветеранами, поздравления ветеранов и концерты для них; празднование Дней воинской славы России; участие в  Неделе боевой славы, месячнике оборонно-массовой и спортивной работы, участие в акциях Георгиевская ленточка, Спроси у ветерана, Мы помним, мы гордимся!, возложение цветов к монументам боевой и трудовой славы, к могилам воинов; уроки мужества, тематические классные часы, литературно-художественные композиции и уроки-театрализации на тему «Никто не забыт, ничто не забыто», участие в оказании волонтерской помощи ветеранам Великой Отечественной войны, труженикам тыла, детям войны, семьям погибших военнослужащих.

С дополнительным материалом можно ознакомиться по ссылке

42 Мне нравится
Поделиться:
 

Оставить комментарий