Цель: формирование у детей с ОВЗ гражданской позиции, патриотических чувств, любви к Родине на основе расширения представлений детей о победе защитников отечества в Великой Отечественной войне.
Задачи урока:
Образовательные:
– систематизировать, обобщить и закрепить знания учащихся по теме “Великая Отечественная война 1941-1945 гг.”;
- познакомить учащихся с событиями в годы Великой Отечественной войны;
- формировать у учащихся понимание исторического значения победы нашего народа в Великой Отечественной войне.
Развивающие :
– развивать умение анализировать и обобщать данные;
- сопоставлять исторические факты, явления, творчески их применять;
- развивать навыки участия в обсуждении, работы в группе;
Воспитательные:
– способствовать патриотическому воспитанию учащихся; воспитывать чувство национальной гордости за великий подвиг советских людей;
- воспитание чувства сопереживания, сострадания за тех, кто пережил годы войны;
- способствовать развитию у школьников интереса к истории своей страны;
- вовлекать обучающихся в поисковую познавательную деятельность, через использование истории, литературы, музыки, живописи и кинематографии.
- формирование гражданской ответственности, уважения к старшим и сохранение живой связи поколений на примерах героизма и самоотверженности народа, победившего фашизм.
Здравствуйте ребята ! Начну наш урок словами Евгения Аграновича:
« Нет в России семьи такой,
Где б не памятен был свой герой…»
Все помнится, ничто не забыто,
Все помнится, никто не позабыт.
И днем и ночью в чаше из гранита
Святое пламя трепетно горит
2. Актуализация знаний
Слайд 2
Учитель: посмотрите на доску, что обозначают эти числа? (1941 – начало ВОВ, 1945 – окончание ВОВ, 2020 – наше время, 79 – со дня начала, 75 – годовщина победы)
3. Вводная часть
- о чем сегодня будем говорить? Чему посвящен наш урок?
-Назовите полные Великой Отечественной войны (началась 22 июня 1941 года и закончилась 9 мая 1945 года)
Слайд 3
Просмотр ролика с голосом Левитана – объявление о начале войны.
Слово учителя:
- С какими чувствами, образами у вас ассоциируется война?
Прошло более семи десятилетий, как отгремели последние залпы Великой Отечественной. Давно зачехлены пушки, заросли травой окопы и траншеи, но людская память трепетно хранит подвиги, совершавшиеся день за днём все долгие годы войны. Память о событиях военных лет, изменивших ход истории, не иссякает.
4.Объяснение темы
Учитель: Сегодня я вам предлагаю совершить прогулку в прошлое. Это будет нелегкая прогулка. Но она нам необходима, чтобы мы сами увидели, что такое война, и чего стоила нам победа.
22 июня 1941 года фашистские захватчики вторглись в пределы нашей Родины. Началась война. Тысячи мальчишек и девчонок прямо с выпускного бала
Слайд 4
Первыми приняли удар защитники пограничного города Брест.
Слайд 5 Города – Герои
О подвиге солдат, служивших в Брестской крепости, сложили немало стихов, до сих пор снимают кинофильмы.
5. Работа со словарем:
Слайд 6
На доске слова: немецко-фашистские захватчики, Великая Отечественная война, страна, Родина, Отечество.
Вопросы:
• Почему войну назвали Отечественной? (Люди защищали Отечество)
• Что значит Отечество? (Родина, Отчизна)
• Кто такие немецко-фашистские захватчики? Чего они хотели? (Это фашисты, которые хотели поработить наш народ, заставить работать на себя. Кроме своей нации они никого не признавали).
• Как вы понимаете выражение "Город-герой"? ( Город, прославившийся своей героической обороной в Великой Отечественной войне).
6. Физминутка
Раз - подняться, потянуться
Раз - подняться, потянуться,
Два - нагнуться, разогнуться,
Три - в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре - руки шире,
Пять - руками помахать,
Шесть - на место тихо сесть.
Продолжение беседы:
Учитель: Наши воины сражались не на жизнь, а на смерть. Но фашисты были хорошо подготовлены к войне, у них было больше оружия, больше солдат. Несмотря на отчаянное сопротивление, наши войска отходили все дальше.
Фашисты рассчитывали на быструю победу. Они стали наступать сразу в трех направлениях: на Киев, на Москву и Ленинград, на города возле Черного моря.
2) Беседа:
• Как вы думаете, почему фашисты стремились сразу захватить Москву? (Это главный город нашей страны, столица государства)
• Как сейчас называют город Ленинград? (Санкт-Петербург)
• Почему фашисты хотели отрезать путь к Черному морю? ( Хотели уничтожить флот)
Но мы не могли позволить, чтобы по улицам нашей столицы разгуливали фашисты. И на защиту Москвы встали все – от мала до велика. В сентябре 1941 года, когда захватчики уже вплотную подошли к Москве, всю страну облетели слова командира В. Клочкова: "Велика Россия, а отступать некуда. Позади – Москва!". Отстояли.
Звучит отрывок из песни "Марш защитников Москвы"
Не смогли фашисты одолеть и Ленинград. И на долгие 871 день они заковали город в кольцо блокады.
Блокада – это изоляция города с целью отрезать его от мира.
Блокада Ленинграда: 8 сентября 1941 – 27 января 1944
А на берегах Черного моря разразились кровопролитные битвы за каждый клочок земли, за каждый корабль. В этом ряду немало городов, которые внесли значимый вклад в будущую победу: Керчь и Севастополь, Одесса и Новороссийск.
В 1943 году наступил перелом. И началось все с битвы под Сталинградом. Впервые советским войскам удалось одержать столь значимую победу.
Сталинградская битва – крупнейшая сухопутная битва в истории человечества. В этой битве погибло около 2-ух млн человек. Но это была наша победа. И с тех пор 2 февраля отмечается как День воинской славы России.
- Как называется город Сталинград сейчас? (Волгоград)
- Какие фильмы о войне вы смотрели?
С этой поры начинается победное наступление наших войск по всем фронтам. Фашисты стали отступать к границам, а затем наши воины гнали этих завоевателей и по городам Европы, освобождая их от фашистов.
И вот наступила весна 1945 года. Наши воины гнали фашистов до самого Берлина. Над главным зданием фашистов – над Рейхстагом, взвилось наше знамя. 9 мая 1945 года была объявлена Победа!
Первый день мира люди встретили ликованием. Все высыпали на улицу. Незнакомые люди обнимали друг друга и поздравляли. Плакали от счастья.
Слайд 7
А в полночь в Москве грянул салют. 30 залпов из 1000 орудий возвестили миру о том, что самая кровопролитная и самая жестокая в мире война закончилась. И закончилась нашей Победой!
Звучит отрывок из песни "Майский вальс"
Слайд 8
Есть огонь, который символизирует память. Посмотрите на фото "Могила неизвестного солдата в Москве". Возле этой могилы всегда горит огонь. И каждый день выстраивается Почетный караул. А пост называется "Пост № 1". Он самый важный и самый почетный.
Более 20 млн. советских людей погибло в годы войны. Мы никогда не забудем тех, кто защищал нашу Родину в эти страшные дни. В память обо всех погибших прошу вас встать. Почтим их память минутой молчания.
7. Минута молчания.
Учитель: Минутой молчания почтим память тех, кто не вернулся с полей сражений. Тех, кто не щадя своей жизни отдал ее за счастье нашей Родины.
Прошу всех встать.
8. Массаж кистей рук
взять карандаш с «ребрами» (не кру-глый), зажать между ладонями и прокатать его от запястья до кончика пальцев. Выполнять упражнение 7–10 раз, делать медленно, следить, чтобы карандаш не «сползал» ниже кисти (на запястье).
9.Изготовление голубей мира. (приложение 1)
Учитель: Предлагаю в память о тех, «…кто не вернулся из боя…», изготовить голубей мира. На столе заготовки, выполните поэтапно действия и покажите результат классу. (работа в паре).
Отлично!
10. Итог урока
Учитель: А теперь я хочу задать вопросы.
-Что нового Вы узнали сегодня на уроке?
-Что Вам запомнилось? (Ответы детей)
Учитель: У меня для Вас небольшая викторина.
Что означают цвета на георгиевской ленте? (чёрный цвет-дым, оранжевый - огонь)
Где проходит парад Победы? (В Москве на Красной Площади)
Что является символом вечной памяти о павших героях? (Вечный огонь)
Приложение 1