Цель: формирование нравственных основ, патриотического мировоззрения и гражданской позиции воспитанников.
Задачи:
расширить представление учащихся по истории России;
воспитывать бережное отношение к истории своей семьи, к историческому и культурному наследию Отечества;
развивать творческие способности детей;
создать условия для самовыражения, самореализации каждого члена классного коллектива;
сплотить коллектив для совместной творческой деятельности.
Оборудование: песочные часы, ручки, фломастеры, заготовка письма.
Ход урока:
I. Организация внимания:
Здравствуйте, ребята!
II. Вводная часть.
Эмоциональная разрядка:
Слайд 1.
Просмотр видеоролика «Довоенный вальс»:
Слайд 2.
Действительно, время уходит. 9 Мая 2020 года наша страна будет отмечать великий праздник 75 лет со дня Победы над фашистской Германией. Также как и 75 лет тому назад, в далёком 45-ом, этот праздник остаётся радостным и трагическим. Радостным потому, что мы победили, трагическим – какой ценой досталась нам Победа. Война оставила десятки миллионов сирот, вдов, инвалидов. Но время никогда не сотрёт из памяти самую тяжёлую и жестокую войну в истории нашей Родины. До сих пор не залечены раны, не иссякла боль. Никогда не будут забыты те, кто отдал жизнь за великую победу, за то, чтобы мы с вами сегодня жили и не знали, что такое горе от потери родных и близких, чтобы над нами было мирное небо.
Слайд 3.
Правильно, ребята. Давайте порассуждаем: а какими качествами должен обладать народ, победивший фашизм? Внесем наши рассуждения в Слайд 4.
«Корзину идей» (Предположения детей заносятся в таблицу №1 на доске).
Прием «Корзина идей» (Приложение №1)
Наши предположения |
Быть смелым и отважным |
Ничего не бояться |
Совершить подвиг |
Любить свою Родину |
Думать о погибших товарищах |
Защитить свою семью |
Ребята, мы просмотрели с вами видео, первая часть которого посвящена мирному времени, а вторая часть военному.
Слайд 5.
Давайте составим кластер к слову война?
Действительно:
Слайд 6
Ребята! Кто является очевидцами Великой Отечественной Войны? (ветераны, участники событий)
Настанет день, когда уйдет и последний ветеран из жизни. И тогда нам нести дальше их правду, их боль и их память.
Слайд 7.
Есть такое понятие – Память сердца, души … Память … за нею сотни поколений, наша история, Великая Отечественная война. С каждым годом память о войне тихонечко уходит в прошлое, но мы не должны забывать героев, которые защитили свою Родину от фашистского захватчика.
Предлагаю послушать о детях - героях войны. Но сначала обратите внимание на опросные листы, которые лежат перед вами на партах. Во время рассказа отметьте любым знаком те качества, которые проявились у подростка.
Слайд 8 с фотографией пионера-героя и рассказ обучающегося о нём.
Перед вами на парте рассказ еще об одном подвиге. Как будете работать- группой или парами?
Не забывайте отмечать качества, которые проявились у этого человека.
Слайд 9 с фотографией А.Маресьева и рассказ учителя о нём.
Мы живем под мирным небом, мы не видели войны. А как мы узнаем о событиях тех лет?(От своих дедушек и бабушек, по фильмам и книгам, наградам, по фронтовым письмам)
Письма – это бесценные документы военной эпохи. Письма с фронта! Их писали на прикладах автоматов, на камнях, среди руин. Посылая весточку домой, каждый из фронтовиков понимал, что она может быть последней. И потому торопился сказать важное. Никто из них и не думал тогда, что эти фронтовые треугольники станут историей, а последующее поколение будут брать их в руки с тем же трепетным чувством, как сегодня берестяные грамоты.
О чем писали в письмах? В них было все, короткие скупые рассказы о войне и стихи, фотографии, вырезки из фронтовых газет, слова любви к близким. В них была заключена на тот момент жизнь.
Читаешь эти письма и думаешь об одном – сколько же война порушила человеческих жизней.
А сейчас, возьмите шаблон письма. Давайте напишем Письмо Ветерану, а затем кто- нибудь зачитывает его. (Зажечь свечу)
Рефлексия.
Мы убедились в том, что победа в Великой Отечественной войне – это победа всего русского народа. Поэтому тема синквейна у нас такая: Народ
Напомню, что синквейн – это стихотворение из 5 строчек, которое строится по определённым правилам.
1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна.
2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль.
3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы.
4 строка – фраза, несущая определенный смысл.
5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).
Народ
Мужественный, смелый
Побеждает, защищает, страдает
Когда мы едины- мы непобедимы
Народ-победитель
Итог урока: Слайд 14
Ребята, у меня в руках снова песочные часы, заканчивается время нашего урока, и вообще время неумолимо движется вперед, утекая, как песок сквозь пальцы, и пусть...
Главное сохранить в душе и сердце память о тех, кто сохранил для нас мир. Говорят, человек живет до тех пор, пока жива о нем память, так пусть наши деды и прадеды живут вечно, несмотря на стремительно утекающий песок времени…
Будем надеяться, что мы будем жить всегда с вами в мирное время.
Спасибо за урок.