Автор: Горих Ирина Васильевна
Страна: Российская Федерация
Город: г.Билибино
Организация: МАОУ "СОШ г. Билибино ЧАО"
Проект: Марафон "Великая Победа великого народа"

Патриотическое воспитание в современной школе (из опыта работы…)

 

 УСЛОВИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ, СТАНОВЛЕНИЕ ОПЫТА
      Нынешние школьники нередко поражают взрослостью суждений, определенной независимостью; они раньше начинают думать о своем будущем («Учу второй язык – хочу быть переводчиком»). Их идеалы менее романтичны; они утрачивают безграничную веру в сказку, в незыблемость авторитета взрослых (учителей, родителей); у них новые интересы, ориентации. Направить их в нужное русло – дело учителя и родителей. Но для этого надо провести определенную исследовательскую работу с помощью наблюдений, бесед, диагностик и так далее.

     Все выше сказанное определило основную идею воспитательной работы – союз учителя, родителей и детей по патриотическому воспитанию моих учеников.

  АКТУАЛЬНОСТЬ ОПЫТА
     В последнее десятилетие в России произошли экономические и политические изменения, которые привели к значительной социальной дифференциации населения и потере духовных ценностей. Эти изменения снизили воспитательное воздействие российской культуры и образования как важнейших факторов формирования чувства патриотизма. Стала все более заметной постепенная утрата нашим обществом традиционно российского патриотического сознания, что привело к деформации в воспитании подрастающего поколения. Поэтому необходимость возрождения патриотического воспитания, сегодня является одной из приоритетных задач воспитательной работы нашей   школы. Патриотическое воспитание должно осуществляться на основе качественно нового представления о статусе воспитания с учётом отечественных традиций, национально-региональных особенностей, достижений современного педагогического опыта. 

      Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине – месту, где человек родился. Любимый край и есть исток, начало, откуда человек делает шаг в большой мир. С родного уголка земли начинается для маленького человека огромная страна, гражданином которой, он, повзрослев, осознает себя. Но мало воспевать свой край. Надо вслушиваться в голос истории, осмысливая ее связь с современностью. В этой связи огромное значение имеет ознакомление младших школьников с историей, культурой, экономикой, бытом родного края. Краеведческий подход в образовании младших школьников дает возможность гуманизировать воспитательный процесс.

     Для современного человека стало актуальным восстановление культурно-исторических связей с родным краем, своей малой родиной. Начинать этот процесс надо с детства, с самого доступного для детей – личности самого ребенка, жизни его семьи, знакомясь с биографией своих родителей, бабушек, дети начинают понимать связь времен, преемственность поколений, начинают понимать свою причастность к историческим событиям.   Воспитание патриотических чувств следует проводить через осознание ребенком причастности ко всем процессам, происходящим в родном крае, через выбор активной жизненной позиции, через осознание своей значимости, неповторимости.

     С детства, ещё в школе, мы  учим  патриотизму. Однако никто не объясняет, что это. «Надо любить свою Родину»- говорим мы. А как её любить? Что это вообще значит? Пришвин говорил, что «любить свою Родину, значит, знать её». Писатель фактически вывел определение патриотизма. У детей чаще всего понятие Родина ассоциируется с местом, где они живут. От того, насколько они хорошо знают и любят историю своего края, зависит и глубина патриотического чувства у детей.
     В последнее время в стране активизировалась работа по патриотическому и гражданскому воспитанию подрастающего поколения.  Хотя справедливости ради надо сказать, что это направление деятельности никогда не уходило из школы, но в 90-е годы оно как – то не было востребовано обществом, государством, хотя и общественные, и государственные структуры сетовали на отсутствие системы патриотического воспитания детей приобретает особо важное значение по нескольким причинам:
-  возрастает уровень информированности молодого поколения, что создает определённые трудности в понимании детьми сущности патриотизма,
- современная молодёжь не проходит той школы патриотического воспитания, что выпала на долю старшего поколения,
- в обществе всё более заметной стала утрата традиционного российского патриотического сознания.
     С принятием Правительством Российской Федерации государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации» общественные институты, школа получила хорошее подкрепление своей деятельности. Это дало возможность мне
активизировать работу по патриотическому воспитанию учащихся младших классов МБОУ «СОШ №1 г. Билибино ЧАО».
     Актуальность исследования определяется и недостаточной теоретической разработанностью проблемы в современных условиях. Как показывает анализ научно – педагогической литературы патриотическому воспитанию уделяется недостаточно внимания. Однако данная проблема не потеряла своего значения и в наше время. Более того, она приобретает особую активность.
     Таким образом, наблюдается недостаточная практическая разработанность данной проблемы в современных условиях. Когда актуализируется обращение к культурно – историческому наследию народа, отражающему многовековые традиции, нравы русского народа, его национальное самосознание.
     Я считаю это направление работы актуальным и перспективным, так как без патриотического и гражданского воспитания нельзя говорить не о нравственности, не о духовности. И чем раньше начать эту работу, тем лучше.

АДРЕСНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ

     Материалы опыта адресуются в первую очередь учителям начальных классов. Использование опыта даст возможность установить более тесный контакт с учащимися и их семьями, успешно проводить работу по сплочению коллектива родителей и детей.

НОВИЗНА ОПЫТА

     Современная школа призвана решать жизненно важные задачи становления, образования и воспитания личности. Новизна представленного опыта в том, что работа по формированию социальных ценностей проводилась в системе, строилась с учетом особенностей детей и их семей. Воспитательный процесс был ориентирован на социальный заказ общества и дал возможность организовать тесное сотрудничество семьи и школы. Включение учащегося в систему непрерывного воспитания – это важная задача образования, решение которой требует от каждого учебного заведения создания действующих моделей воспитательной инфраструктуры.

     В этой связи задачей первостепенной важности является формирование уважения к своему прошлому, привитие идей патриотизма и служения отечеству через семью.

НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ

       Патриотическое воспитание сегодня – многоплановая, систематическая, целенаправленная и скоординированная деятельность государственных органов, общественных объединений и организаций по формированию у молодежи высокого патриотического сознания, возвышенного чувства верности своему Отечеству, готовность к выполнению гражданского долга, важнейших конституционных обязанностей по защите интересов Родины.

     Цель патриотического воспитания – развитие у молодежи гражданственности, патриотизма как важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей, формирование у нее профессионально значимых умений и готовности к их активному проявлению в различных сферах жизни общества, особенно в процессе военной и других, связанных с ней, видов государственной службы, верности конституционному и воинскому долгу в условиях мирного и военного времени, высокой ответственности и дисциплинированности.

     Сегодня воспитание в школе – основа образовательного процесса. Овладение учащимися знаниями, умениями и навыками, безусловно, важно. «Знания – сила, но добрая или злая – это будет зависеть от сердца и духовности человека» (Ш.А. Амонашвили). Воспитывая детей сегодня, мы строим свое завтра.

     Работа по воспитанию патриота строится на следующих принципах: гуманизации, научности, непрерывности, системности, интеграции и социологизации.

     Цель:

  • способствовать духовно-ценностной ориентации учащихся в их жизненном пространстве, их социальной адаптации;
  • формировать патриотическое сознание учащихся, бережное отношение к историческим и культурным ценностям края, гражданского самосознания, чувства гордости за своих земляков;
  • создать творческое содружество семьи и школы, включая семью в единое воспитательное пространство.

     Сегодня существует большое количество научно-методической литературы, в которой содержатся ответы на вопрос: «Как вырастить патриота, труженика, семьянина?». Я изучила ту, которая, по моему мнению, помогла решать проблемы формирования  социальных ценностей младших школьников. В пособии Г.Ф. Бедулиной представлены материалы по организации методического сопровождения идеологической работы в общеобразовательных учреждениях.

     В книге В.В. Буткевич «Гражданское воспитание детей и учащейся молодежи» раскрыты формы, методы и средства гражданского воспитания детей и молодежи.

     В книге Караковского «Воспитай гражданина» рассмотрены отношения между детьми и взрослыми, обозначены причины, по которым дети уходят из дома и школы, предложены формы организации досуга. Автор видит положительный итог только в результате тесного сотрудничества школы, семьи и общественности.

     Накоплению опыта способствовало мое участие в методической работе школы и района: выступление на педсовете «Роль семьи в здоровьесбережении»,  на конференции «Интерактивные виды деятельности в младших классах», на заседании методического объединения «Совместная работа семьи и школы».

ВЕДУЩАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ИДЕЯ ОПЫТА
     Ведущей педагогической идеей моей работы явилось создание модели системы патриотического воспитания учащихся начальных классов на основе культурных ценностей русского народа на уроках   и во внеурочное время.
ДЛИТЕЛЬНОСТЬ РАБОТЫ НАД ОПЫТОМ
     Работа по данной проблеме велась с 2008 по 2012 год. Опыт проходит через систему внеклассных мероприятий, уроков, которые носят традиционную народную направленность, чаще всего связанную народными традициями обрядами, знанием истории своей Родины.
 ДИАПАЗОН ОПЫТА
     Основными направлениями в системе патриотического воспитания учащихся начальных классов в своей работе я определила следующие:
 - Этнокультурное. Система мероприятий по патриотическому воспитанию, направленных на познание историко–культурных корней, осознание неповторимости Отечества, его судьбы, неразрывности с ней, формирование гордости за сопричастность к деяниям предков.
- Гражданско–патриотическое воспитание. Воздействие через систему мероприятий на формирование правовой культуры и законопослушности, гражданской позиции, знанию символики своей Родины, постоянной готовности к служению своему народу.
- Военно–патриотическое. Ориентировано на формирование у молодёжи высокого патриотического сознания, идей служению Отечеству, изучению русской военной истории.
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ БАЗА ОПЫТА
     Проблема этнокультурного воспитания рассматривалась уже в 19 веке В. Г. Белинским, Л. Н. Толстым, К. Д. Ушинским и др. В настоящее время раскрытию роли этнокультурных ценностей в совремённом обществе, сохранению традиций и духовных ценностей послужили  работы О.Л. Будареной, Л.С. Куприной. Исследователи рассматривали этнокультуру, национальную самобытность как средство воспитания у молодого поколения патриотизма. Мир народной культуры открывает детям нравственные ценности русского народа: трудолюбие, милосердие, любовь к природе, к родной земле.
В. А Сухомлинский говорил: «Нельзя пробудить чувство Родины без восприятия и переживания окружающего мира. Пусть в сердце малыша на всю жизнь останутся воспоминания о маленьком уголке далекого детства. Пусть с этим уголком связывается образ великой Родины».
 ТЕХНОЛОГИЯ ОПЫТА
Работая по данной проблеме, я поставила следующую
ЦЕЛЬ: создать систему мероприятий патриотического воспитания на основе этнокультурного материала в начальных классах, обратить особое внимание при работе по данной теме на уроках.
К достижению цели я шла путём решения следующих
ЗАДАЧ:
- изучить педагогическую литературу по данной теме;
- с помощью тестирования выявить уровень знаний учащихся по различным направлениям патриотического воспитания;
- выявить влияние мероприятий, проведённых в ходе различных видов деятельности во время проведения классных часов на развитие патриотических качеств у учащихся.
Решение поставленных задач потребовало применение следующих МЕТОДОВ ИССЛЕДОВАНИЯ:
- изучение и анализ литературы по данному вопросу;
- тестирование, с целью выявления патриотического самосознания учащихся;
- экспериментальная работа по внедрению воспитательной системы по патриотическому воспитанию, на основе этнокультурного материала.
     В своей работе использую такие НОВАЦИИ: постановка проблемной ситуации, личностно – ориентированные, игровые технологии, повышающие интерес к предмету, мотивацию, стимулирующие детей к познавательной деятельности.
     Народная культура воплощена в доступных для младших школьников формах: играх, песнях, сказках, загадках, костюмах, домашней утвари. Этот мир очень яркий и выразительный и поэтому интересен для детей. Особенно привлекает и то, что предмет изучения позволяет ребёнку стать активным участником деятельности. Петь, плясать, рисовать, мастерить, участвовать в театрализованных постановках, разгадывать загадки сказочных героев – все эти возможности предоставляет изучение народной культуры, тем самым способствуя всестороннему развитию личности ребёнка.
     Главное в моей работе – системный подход к формированию патриотической позиции школьников. Работаю по  4 блокам:

-«Семья вся вместе – и душа на месте»;

-  «Школа - мой второй дом»;

- «Билибино – город родной»;

- «Родной свой край люби и знай»

Они связанны между собой логикой формирования патриота Родины.

 Цель работы по патриотическому воспитанию:

  • формирование активной гражданской позиции, чувств любви к прошлому, настоящему и будущему страны, родного края, своего города;
  • сохранение истории нашего края для будущих поколений;
  • воспитание патриотизма, гуманизма, толерантности, любви к своей семье.
  • Для достижения цели должны решаться следующие задачи:

Задачи работы по патриотическому воспитанию:

  • сформировать у учащихся начальной школы основные знания об истории своего города, родного края, о культурных, политических, экономических особенностях Чукотского автономного округа.
  • сохранять и развивать  чувства гордости за свою страну, край, школу, семью; ее выдающиеся достижения в области политики, экономики, науки, культуры, спорта.
  • воспитать интерес к познанию и сохранению культурных ценностей своего народа.
  • организовать экскурсии по историческим местам  Билибино.
  • сформировать внутреннюю потребность личности в постоянном самосовершенствовании.
  • вести постоянную работу по социализации обучающихся, готовить их к жизни в современной действительности;

 Исполнители программы:

  • учащиеся;
  • классные руководители;
  • учителя – предметники;
  • психолог;
  • родители;
  • сотрудники музея.

 Основные формы работы:

  • урок

      Воспитывать патриотическое качество помогает уже самый первый урок, с которого учителя начинают учебный год. Цель этих уроков - вызвать у детей интерес к родной стране, дать им самые первые представления о родном крае, о стране, в которой они живут, познакомить их с понятиями "Родина", «Отечество», "гражданин", "государство", с государственными символами - флагом, гербом и гимном, дать некоторое представление о правах и обязанностях граждан. На таких уроках дети знакомятся с важными историческими событиями, героями страны. Естественным дополнением к этому служат картины родной природы, репродукции полотен русских живописцев. При этом активно используются возможности компьютерной техники.

       Патриотическое воспитание заложено в каждом уроке. Изучая окружающий мир, младший школьник знакомится с родной природой, экологической ценностью своего края. На уроках физкультуры, ОБЖ, уроках здоровья учитель воспитывает любовь к спорту, подготавливает юношей к службе в армии, формирует у детей здоровый образ жизни. Уроки математики, информатики дают представление о развитии отечественной науки. Изобразительная деятельность, музыка, хореография развивают творческие способности учащихся, прививают чувство прекрасного, знакомят с национальной культурой. Уроки русского языка, чтения, истории формируют у учащихся культуру русского речевого общения, изучают историю России, исторические события в произведениях соотечественников.

• мероприятия, посвящённые важным историческим датам.

     Одним из примеров можно привести торжественную линейку, посвященную Дню Победы и возложение цветов к памятнику Билибина. Это мероприятие стало традиционным для нашей школы.

• беседы, диспуты, викторины, деловые игры, классные часы.

     Патриотическое воспитание младших школьников начинается с верной дружбы и чувства товарищества. Поэтому учителя начальной школы проводят нравственные

классные часы по таким темам, как «Что такое хорошо и что такое плохо», «Ответственность», «Планета дружбы» и др.

     Любовь и преданность Родине начинается с признательности матери, с ощущения сердечного тепла, которым окружен ребенок, в связи с этим проводятся классные часы, посвященные Дню матери.

     Так же необходимо проводить классные часы, которые раскрывают традиции русской культуры, знакомят с фольклором, так как средства духовной культуры (обряды, традиции, обычаи, игры, и т.д.) играют более существенную роль в гармоническом развитии личности младшего школьника. Еще одна из причин использование фольклора для патриотического воспитания младших школьников это то, что фольклор как исторически-конкретная форма народной культуры не остается неизменным, а развивается вместе с народом, вбирая в себя все ценное, что существовало ранее, и отображая новые социальные изменения. Поэтому фольклор всегда самобытен и современен. Именно по этой причине он сохранил свою

воспитательную функцию и в настоящее время может использоваться в учебно-воспитательном процессе, как и во времена наших прабабушек. В связи с этим я на уроках активно использую пословицы, загадки, сказки, песни, во время прогулки разучиваю и играю с детьми в русские народные игры. А также провожу различные внеклассные мероприятия, на которых дети получают теоретические знания о прошлом своей Родины и

эмоциональное удовольствие от подвижной деятельности.

      К таким внеклассным мероприятиям я отношу праздники Масленица, Святки. Эпиграфом к праздникам служат слова Вадима Шафрана: «Чем дальше в будущее

входим, тем больше прошлым дорожим. И в старом красоту находим, хоть новому

принадлежим. » Эти мероприятия приоткрывают дверцу в интереснейший мир истории

России. Ученики узнают, какие праздники отмечаются с 1 по 19 января (Новый год,

Рождество христово, Святки, Крещение); какие обряды проводятся, что такое

колядки, кто такие ряженные, Овсей и Таусень. Ребята играют в разные игры

(«Нарядись-обрядись», Заплети косу», «Золотые ворота»), отгадывают загадки.

Девочки заводят хоровод. В конце занятия провожу шуточное гадание: ребята вытягивают карточки, на которых написана будущая профессия. Праздник Святки проходит очень весело, эмоционально. Проживание детьми обрядов помогает создать особую атмосферу восприятия народных обычаев и традиций, сблизить окружающих в общей любви к своему народу, а , следовательно, и к Отечеству.

• исследовательская деятельность.

В апреле каждого учебного года в нашей школе проходит научно-практическая

конференция, на которой ученики моего класса  представляли и защищали свои

проекты:

- Кузнецов Матвей «Лев Яшин – символ России XX века»; (Приложение №1)

- Мартенс Александр «Из истории Билибинского авиапредприятия. (Приложение №3)

• коллективные дела.

     Это различные гуманитарные акции (помощь детскому саду);

встречи с участниками боевых действий. Беседы о тех далеких событиях способствуют

взаимопониманию между поколениями, формируют патриотические чувства.

• смотры-конкурсы, выставки, соревнования.

     Основной упор в воспитательном процессе младших школьников делаю на следующую психологическую особенность этого возраста - это их моторная активность, выражающаяся в неспособности долгое время сидеть неподвижно и в огромном желании участвовать в подвижных играх и действиях. В связи с этим в своей работе по патриотическому воспитанию использую различные соревнования, смотры, конкурсы.

    В прошлом учебном году в нашей школе проходила  выставка «Боевой листок», посвященная празднику День защитника Отечества. Ребята приняли активное участие, узнали много нового о тех, кто защищает нашу Родину, как становилась наша армия.

• экскурсии, походы.

     Экскурсионные прогулки и туристические походы позволяют учащимся лучше

узнать свой край. Так, например, наш Билибинский музей  знакомит с традициями и обычаями чукотского народа, фольклором,  с современным искусством. Очень любят мои ученики поход в  на эколого-краеведческую экспедицию… Ведь трудно воспитать любовь к Родине, не пробудив у ребенка любовь к деревьям, цветам, а картины родной природы в равной степени формируют у детей чувство к родному краю.

• трудовые дела.

      В нашей школе это, безусловно, субботник. В первом классе дети знакомятся с

историей возникновения этого мероприятия, приучаются к труду, в них воспитывается уважение к чужому труду. Нельзя не упомянуть и дежурство по классу. Обязанности, которые выполняет дежурный, позволяют воспитывать в детях чувство ответственности, взаимопомощи.

  • родительские собрания
  • родительский лекторий
  • индивидуальное консультирование
  • совместные мероприятия
  • конкурсы
  • игры
  • анкетирование
  • семейные праздники
  • часы общения
  • игровые программы
  • практические и учебные игры
  • устные журналы
  • диспуты
  • викторины
  • заочные путешествия
  • презентации
  • проекты
  • утренники
  • тренинги

Технологии:

1. Знакомство с историческим прошлым  малой родины и Отечества;

2. Знакомство с традициями и обычаями русского народа, фольклором;

3. Организация экскурсий в музеи и места русской славы;

4. Проведение творческих конкурсов, демонстрирующих отношение учащихся к истории народа, знание истории;

5. Исследовательская деятельность, направленная на самостоятельное добывание знаний по истории родины;

6. Проектная деятельность.

  • родительские собрания
  • родительский лекторий
  • индивидуальное консультирование
  • совместные мероприятия
  • конкурсы
  • игры
  • анкетирование
  • семейные праздники
  • часы общения
  • игровые программы
  • практические и учебные игры
  • устные журналы
  • диспуты
  • викторины
  • заочные путешествия
  • презентации
  • проекты
  • утренники
  • тренинги

 

Технологии:

1. Знакомство с историческим прошлым  малой родины и Отечества;

2. Знакомство с традициями и обычаями русского народа, фольклором;

3. Организация экскурсий в музеи и места русской славы;

4. Проведение творческих конкурсов, демонстрирующих отношение учащихся к истории народа, знание истории;

5. Исследовательская деятельность, направленная на самостоятельное добывание знаний по истории родины;

6. Проектная деятельность.

 

 

        Перечисленные технологии и формы работы по патриотическому воспитанию

детей все вы используете в своей работе. Они позволяют почувствовать ребенку радость познания, приобрести умение трудиться, научиться любить близких, беречь природу, приобрести уверенность в своих способностях и возможностях, а самое главное получить социальный опыт. Ведь социальный опыт ребёнка - это не то, что он знает и помнит, потому что прочитал, выучил, а то, что он пережил, и этот опыт будет постоянно определять его действия и поступки.

Направления работы:

Информационно - просветительская работа – пропаганда патриотического воспитания, наглядная агитация.

Научно-методическая работа – разработка новых авторских учебных программ, методик и методов обучения, а также их внедрение в учебный процесс.

Профилактическая работа – предупреждение и своевременное выявление отклонений в поведении обучающихся.

Диагностическая работа – комплекс мероприятий, направленных на отслеживание уровня воспитанности обучающихся.

1 блок. «Семья вся вместе - и душа на месте».

Задачи:

  • воспитывать  в детях уважение и любовь к семье;
  • формировать  чувства ответственности перед будущей семьей.

Предполагаемый результат деятельности: формирование у учащихся семейных ценностей, воспитание семьянина; приобщение семьи к процессу воспитания детей; укрепление связи школы и семьи в интересах развития ребенка.

Начало учебного года всегда очень сложный и важный процесс для детей, а для первоклассников в особенности. С приходом в школу ребенок коренным образом меняет свой ритм жизни, свои уже какие-то выработавшиеся привычки. В один класс очень часто попадают дети, прежде совсем незнакомые друг с другом. Незнакомы не только ученики, но и их родители. Сплотить учащихся и их родителей -  трудная, но очень важная для классного руководителя задача. Ведь от того, насколько грамотно будут выстроены взаимоотношения в классе между учащимися, их родителями, классным руководителем и школой, зависит очень многое.

Семьи детей моего класса были разные: с высоким, средним и низким достатком, полные и неполные, с одним ребенком в семье (36%) и многодетные (7,6%). Такая дифференциация семей обусловливает существенный разрыв в их воспитательной дееспособности и в стартовых возможностях детей.

Ценности, на которые я ориентируюсь в своей работе – Человек, семья, Родина, Мир. В них нет ничего нового. Это и понятно: они вырабатывались в сознании человечества веками, так или иначе, присутствуют в жизни каждой семьи, в работе каждого учебного заведения. Если эти ключевые понятия человеческого бытия станут действительно ценностными ориентирами в жизни человека, они неизбежно повлекут за собой доброту, трудолюбие, любовь к Родине, честность, порядочность, гуманность и многие другие положительные качества человеческой личности.

Главным источником благополучия ребенка в семье, условием его счастливого детства является любовь к нему родителей. Сердечность, чуткость, отзывчивость – это моральный иммунитет против зла, он приобретается лишь тогда, когда в детстве ребенок прошел школу доброты. Со своей стороны, стараюсь, чтобы в классе детям было комфортно, интересно и увлекательно.

Получив новый класс, я знакомлюсь с семьями учащихся, посещая их, чтобы лучше узнать условия, в которых живет ребенок, саму семью. При этом соблюдаю следующие условия:

  • не приходить в семью без предупреждения;
  • планировать визит не более 10-15 минут (не быть обременительным);
  • не вести беседу стоя у входа;
  • не поучать родителей, а советовать.

      Посещение позволяет узнать интересы семьи, почувствовать её микроклимат.

      В классе, где я работала, сложилось так, что первоклассники обладали разными уровнями сформированности норм межличностных отношений, результатом этого явились детские конфликты, обиды друг на друга, ссоры. Беседы с родителями не давали нужного результата, тогда я решила вовлечь их в жизнь класса, сделать полноправными участниками учебного и воспитательного процесса в школе. Особое внимание уделялось патриотическому воспитанию через семью: семья – город –– народ –– Родина.

     Решению обозначенной цели способствуют следующие формы и методы совместной работы с семьей:

Методы:

  • частично-поисковый (привлечение к поисковой деятельности, использование творческих заданий, решение нестандартных задач);
  • исследовательский (работа с дополнительными источниками информации);

- проблемный (совместное решение проблемы взаимоотношений в классе; проблемы проведения экскурсий, озеленения школьного двора);

- проективный, главная задача которого в том, чтобы реализовалась логическая цепочка: урок (актуализация темы) – внеурочная деятельность (сбор материалов) – урок (представление своей деятельности, анализ, перспективы). (Совместный проект по курсу «Игры моего народа» Приложение №4)

Формы:

  • родительские собрания и конференции по темам: «Роль семьи в воспитании школьника», «Воспитание культуры межличностных отношений» и т.д.
  • мастер-классы, цель которых взаимный обмен опытом семейного воспитания по темам: «Наши дети» (просмотр видеоматериалов), «День рождения ребенка» (деловая игра), «Старшее поколение в семье», «Любимый город» и т.д.
  • консультации (индивидуальные и групповые); о теме и дате сообщала заранее (темы: «Почему у ребенка нет друзей», «Как воспитать самостоятельность ребенка» и т.д.).

     Наибольший эффект наблюдался при использовании интерактивных форм, предполагающих активную работу всех участников. Это:

  • круглый стол: «Прежде всего мы – родители» (для родителей класса); «Семейные ценности» (для детей); «Семья приглашает в гости»(для родителей и детей); «Дети и малая родина»(для родителей и детей); «Семейный досуг», «Все мы родом из детства»;
  • устный журнал, на котором родители рассказывали о собственном опыте воспитания, проведения досуга: «Досуг в семье», «Папа, мама, я – спортивная семья», «Природа и дети», «Лето с семьей».
  • совместные внеклассные мероприятия школы и родителей («Патриотическая неделя», «Юбилей школы», «Кафе «Брусничка» и т.д. ).

- ролевые игры;

- родительские уроки;

- тематические праздники, КТД;

  • экскурсии и походы по родному краю;
  • уроки мужества;
  • классные часы;
  • проектная и исследовательская деятельность;
  • спортивные турниры, дни здоровья.

     Работа по изучению истории семьи объединяет детей, их родителей, бабушек и дедушек; способствует укреплению духовных ценностей; учит беседовать, правильно задавать вопросы; работать с фотографиями, семейными реликвиями. Работа рассчитана на 4 года обучения в начальных классах. В процессе работы младшие школьники знакомятся с понятиями «генеалогия», «родословная», «род», «родственники», «поколение», «потомки», «предки», узнают историю возникновения  имён и фамилий; степени родства; составят «ленту времени» своей жизни, родословное древо; узнают о профессиях предков, семейных увлечениях и традициях; подберут свой семейный девиз.

     Одной из наиболее эффективных и интересных форм работы с родителями являются «Родительские уроки»:

- Власова, провела с детьми путешествие из прошлого в настоящее. Дети узнали о первых счетах – абаке, арифмометре, калькуляторе, компьютере.

- Потоцкий, судовой пристав,  рассказал детям об их правах и обязанностях и т.д.

      Такие уроки заставляют детей посмотреть по-иному на своих родителей, узнать что-то новое о стране.

    Чтобы любить страну, приносить ей пользу, нужно любить свою семью, заботиться о ней. Участвуя в коллективно-трудовом деле (КТД) совместно с родителями ребята с удивлением и восторгом открывали новые страницы в её истории.

     Страницы альбома «Рождение семьи», «Памятные события» и другие перелистывались, открывались новые – об успехах, заслугах членов семьи.

     И оказалось, что бабушки и дедушки – заслуженные люди, которые много трудились на благо страны, растили детей, что ими можно и нужно гордиться.

     Готовясь к празднику «Их именами и делами гордится семья» родители помогли ребятам больше узнать о каждом члене семьи. Отчеты семей проводились в виде круглого стола, который заканчивался чаепитием, что еще больше сближало и детей, и родителей.

2 блок. «Школа – мой второй дом».

Задачи:

  • формировать у детей осознание принадлежности к школьному коллективу, стремление к сочетанию личных и общественных интересов, к созданию атмосферы подлинного товарищества и дружбы в коллективе;
  • воспитывать сознательное отношение к учебе, развивать познавательную активность;
  • воспитывать сознательную дисциплину и культуру поведения;
  • вырабатывать потребность учащихся в постоянном пополнении своих знаний;
  • воспитывать сознательную готовность выполнять Устав школы.

     Предполагаемый результат деятельности: осознание учеником роли знаний в жизни человека, овладение этикой взаимоотношений “ученик - учитель”, “ученик-ученик”, выполнение распорядка работы школы и возложенных на учащегося обязанностей, умение пользоваться правами ученика, выполнение роли хозяина в школе, поддерживающего обстановку доброжелательности и радости общения, уважения друг к другу.

3 блок. «Билибино – город родной»

    Задачи:

  • формировать представления о специфике города, об истории города;
  • приобщать  детей к насущным заботам жителей города, к участию в различных общественных инициативах;
  • воспитывать  гордость званием «билибинца», любовь  к своему городу, уважение к его истории и жителям.

     Предполагаемый результат деятельности: воспитание любви к родному городу, осознание своей причастности к его истории через судьбы собственной семьи, личного отношения к прошлому и настоящему Билибино.

     В Законе РФ «Об образовании» и в инструктивных материалах Министерства

образования РФ говорится о «защите и развитии системой образования национальных культур… в условиях многонационального государства», об «интеграции личности в национальную и мировую культуру» и о «содействии взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами независимо от расовой, национальной, этнической, религиозной и социальной принадлежности».

    Решая эти задачи, я опираюсь в своей практике на национально-региональный

компонент начального общего образования, целью которого является воспитание любви школьников к «малой родине», а через него – патриотических чувств и в целом – формирование ценностной системы «открытой, вариативной, духовно и культурно насыщенной, диалогической, толерантной, обеспечивающей становление подлинной гражданственности и патриотизма».

     Национально-региональный компонент – часть государственного образовательного

стандарта. Поэтому я стремлюсь включать местный материал в содержание всех уроков.

Естественно, введение национально-регионального компонента в курс предметов

школьной программы не должно и не может быть искусственным или принудительным. В то же время я пришла к выводу, что эта работа будет более результативной и задачи патриотического воспитания будут решаться эффективнее, если освоение регионального содержания начинать с первых дней обучения детей в школе. С малых лет дать детям представление, пусть даже самое простое, о месте и роли их страны в мире очень важно.

Хотя тот, кто работает с младшими школьниками, хорошо знает, насколько трудно

сформировать у детей 7 лет хоть какое-то представление о «малой» и «большой» родине.

В то же время нельзя отрицать, что сознательное отношение ребенка к близкому

окружению, к месту, где он живет (селу, поселку, городу), имеет существенное значение для формирования его личности. Без любви к Отечеству и уважению к его истории и культуре невозможно воспитать гражданина и патриота, сформировать у ребенка чувство собственного достоинства, привить ему положительные качества.

     Первый урок, с которого я начинаю учебный год в 1 классе, называется «Урок

гражданина». Цель этого урока – вызвать у детей интерес к родной стране, дать им самые первые представления о родном крае, о стране, в которой они живут, познакомить их с понятиями «гражданин», «государство», «законы страны», с государственными символами – флагом, гербом и гимном, дать некоторое представление о правах и обязанностях граждан. Естественно, что в этом случае я никак не могу обойтись  без наглядных и прочих

пособий. Так что на своем первом школьном уроке дети знакомятся с изображением Государственного флага и герба России, со словами и звучанием гимна Российской Федерации. Естественным дополнением к этому служат картины родной природы, репродукции полотен русских живописцев, записи русских народных песен и плясовых мелодий.

     Заложенное в дошкольном возрасте чувство любви к Родине должно поддерживаться и развиваться в школе в процессе чтения учащимися художественной и исторической литературы, изучения предметов естественного цикла. Важно, чтобы дети все больше узнавали свое Отечество и любили его, жили с ним одной жизнью, радовались его радостями и болели его горестями. Изучение отечественной истории, знакомство с историческими судьбами народа, с биографиями его лучших сынов и дочерей, познание народных обычаев и традиций – все это закономерно содействует развитию патриотических чувств.

     Впервые с произведениями о родной стране, о ее природе и людях школьники встречаются еще в букварный период, знакомясь с пословицами и поговорками, с рассказом К.Д. Ушинского «Наше отечество».

     Продолжая работу по патриотическому воспитанию младших школьников в процессе реализации национально-регионального компонента, я прибегаю к использованию различных форм обучения. В числе иных прочих преследую цель обогатить словарный запас школьников, приобщая их к краеведению в процессе знакомства с историей, культурой и природой Чукотского автономного округа. Так, на уроках русского языка во время «минуток чистописания» я знакомлю учащихся с местными географическими названиями. Так у нас выработалась система каллиграфических минуток.  Рассказывая о населенных пунктах родного края, я сообщаю детям наиболее интересные сведения о том или ином поселении, реке, озере, сопке, городе. Географические объекты мы находим на карте округа, определяем, на территории какого муниципального района находится данный объект. 

     При этом на уроках русского языка я решаю несколько задач: закрепляю

правописание имен собственных, расширяю кругозор учащихся, создаю предпосылки для формирования у младших школьников интереса к изучению родного края и воспитания  патриотических чувств. Ведь история любого населенного пункта по-своему любопытна и почти всегда связана с подвижничеством простых людей, осваивающих когда-то дикие земли Чукотки. Замечу, что к объединению элементов краеведения с материалом, изучаемым по программе русского языка, я прибегаю в тех случаях, когда то или иное географическое название или термин, что называется, просто «просятся» на роль примеров-иллюстраций того или иного языкового явления. Так, в ходе этой работы у детей отрабатываются навыки чтения и письма, пополняется словарный запас школьников. На занятиях чистописанием у учеников формируется умение правильно и достаточно быстро писать. При этом нельзя не учитывать, что процесс овладения техникой письма, конечно же, тесно связан с соблюдением правил грамотности всех производимых записей (грамотности орфографической, грамматической, речевой). При записи любого слова на занятиях по чистописанию провожу предварительную работу по слоговому, звуковому, буквенному и орфографическому анализу слова – иначе говоря, работу по предупреждению возможных фонетико-графических и орфографических ошибок. Каждое слово при списывании с образца ребята прочитывают, а я выясняю, а затем уточняю значение слова. На занятиях по чистописанию объединяю работу по формированию графических навыков письма со слоговым, звукобуквенным и орфографическим анализом слова и его частей.

     Введение национально-регионального компонента в систему начального общего

образования требует не только организации самых разных видов деятельности, но и объединения усилий всей педагогической общественности. Чтобы обеспечить

диалектическое единство общего и частного (особенного), оптимально реализовать

общегосударственный и региональный заказ на образованность человека, в качестве определяющей идеи необходимо выбрать культурологическую основу формирования и интеграции знаний в национально-региональном аспекте содержания образования. Для реализации культурологической модели содержания национально-регионального компонента учебному процессу необходимо придать многообразие, органично объединив гуманитарные и художественно-эстетические дисциплины, спецкурсы и факультативы.

Одним из таких факультативом может быть, например, «Мой город» (или «Наш город»).

4 блок. «Родной свой край люби и знай»

Задачи:

  • формировать  представления об истории   родного края, о культурных, политических, экономических особенностях ЧАО.
  • воспитывать  интерес к познанию и сохранению культурных ценностей   народа Чукотки.

 Предполагаемый результат деятельности: воспитание любви к  родному краю, осознание того,  что настоящий патриот любит свою Родину и гордится ею, изучает её историю, культурное, духовное наследие, готов к защите Отечества.

     Содержание проводимого материала: Россия – наша Родина, символы государства, историческая справка, географическая справка, народы, населяющие страну, особенности их культуры и истории; ознакомление с образцами народного искусства; природное разнообразие, охрана природы, основы экологической культуры, роль природы в сохранении здоровья человека.

Критерии эффективности работы:

Обучающиеся 1-2 классов

Знаю:

-что такое семья и для чего она создается;

-историю своего рода, своей семьи;

-историю семейных реликвий;

-традиции и обычаи своей семьи;

-как называются мои родственники, кем они приходятся мне и моим родителям; характер и личностные особенности своих родных, их привычки, интересы и по­требности;

-роль каждого члена семьи в ее жизни;

-проблемы семьи в целом и проблемы ее членов в частности;

-состояние здоровья членов моей семьи;

-материальное положение семьи;

-где и кем работают родители, что входит в сферу их профессиональной деятельно­сти;

-круг знакомств семьи;

-важные даты в жизни семьи (день рождения семьи, дни рождения и именины чле­нов семьи и др.);

-семейный этикет;

-свои права и свои семейные обязанности;

-как и чем я могу помочь своим близким.

Умею:

-любить свою семью и всех своих родных и близких;

-быть благодарным;

-радоваться успехам членов семьи и сопереживать при их неудачах и бедах;

-понять и прощать, сочувствовать и помогать;

-уважать мнение других членов семьи;

-в согласии делать общие дела;

-осмысливать свой долг перед старшими членами семьи;

-составить родословную моей семьи, вести семейную летопись;

-хранить семейные реликвии;

-донести сведения о своем роде, своей семье до будущих своих своих детей и вну­ков;

-разумно пользоваться своими правами в семье;

-добросовестно выполнять свои обязанности;

-заботиться о старших и младших членах семьи;

-ухаживать за собой, не добавляя проблем старшим членам семьи;

-строить взаимоотношения с родными и близкими мне людьми, общаться с ними на уровне культуры отношений и общения;

-правильно выходить из конфликтных ситуаций, возникающих в семье;

-вести здоровый образ жизни;

-оказывать посильную помощь в решении проблем семьи в целом и проблем каж­дого члена семьи в частности;

           -создавать домашний уют, оказывать помощь в решении бытовых вопросов жизни

           семьи;

           -организовывать семейные праздники, игры, забавы, развлечения;

           -отстаивать честь и достоинство своей семьи и ее членов достойными человека

способами;

           -делать приятное своим родным и близким.

            Действую:

                       -участвую в составлении родословной моей семьи, ее летописи;

                        -берегу и передаю следующим поколениям историю и традиции своей семьи;

-поддерживаю родственные связи с родственниками, живущими вне моего дома; -добросовестно выполняю свои обязанности по дому;

-посильно участвую в решении семейных проблем;

-участвую в организации досуга семьи;

-помогаю старшим и младшим членам семьи, забочусь о них;

-учусь у старших членов семьи вести домашнее хозяйство, помогаю им в их делах;

-берегу мир и покой моей семьи;

           -готовлюсь стать продолжателем рода, к созданию своей собственной семьи

Обучающиеся 3 -  4ых классов:

Знаю:

 -историю России;

-историю Малой Родины и родного края;

-историю своего народа и его нравы;

-историю государственных символов России;

-имена и историю жизни знаменитых соотечественников, прославивших Россию;

-национальные черты характера россиян, что отличает нас от других народов мира;

-что входит в понятие «русская душа», «менталитет народа»;

-духовные и нравственные основы россиян;

- свой родной язык;

-родную литературу;

-культуру своего народа (история, основы), традиции, обычаи, обряды, народный

календарь, народные праздники, игры и забавы, народные промыслы; живопись, музыка, архитектура, кино, театр и др.

-основы национальной кухни;

-основы народной медицины.

Умею:

-рассказать об истории своего Отечества;

-рассказать о культуре своего народа, его традициях, обычаях, обрядах;

-рассказать о соотечественниках, прославивших Россию своими подвигами и деяниями (в том числе о своих предках, родных и близких людях);

-рассказать о себе как носителе характера той или иной национальности;

-грамотно изъясняться и писать на своем родном языке, использовать в своей речи

живое слово своего народа;

-отличить подлинное искусство своего народа от искусства низкопробного, массового;

-петь песни своего народа;

-рассказывать народные сказки, предания и сказания;

-исполнять традиционные народные танцы, пляски;

-готовить национальные блюда;

-готовить и проводить народные праздники;

-играть в народные игры, водить хороводы;

-использовать в своей одежде и в убранстве своего дома, своей квартиры народные

мотивы;

-правильно использовать рецепты народной медицины;

-изготавливать изделия из серии народных промыслов;

-ценить красоту и богатства родной природы;

-умею при необходимости защитить честь и достоинство Родины;

-умею правильно анализировать события, происходящие в моей стране.

Действую:

-изучаю историю России, своей Малой Родины и родного края;

-овладеваю богатствами духовного наследия России;

-с уважением отношусь к символам России: знаю историю государственных символов, знаю текст и мелодию Гимна РФ, грамотно веду себя при подъеме флага и исполнения Гимна, могу узнать герб России среди других гербов;

-читаю книги и смотрю фильмы, посвященные моему Отечеству и жизни замечательных людей;

-беру пример с достойных граждан своего Отечества, изучаю их жизнь и их деяния;

-отношусь к Другим людям, следуя нравственному кодексу чести моего народа;

-не нарушаю правила человеческого общежития и законы моего государства;

-развиваю традиции народа и передаю их следующему поколению;

-участвую в акциях милосердия, помогаю родным, ветеранам, престарелым людям;

-готовлю и провожу дома и в школе народные праздники;

-участвую в сохранении и возрождении памятников истории и культуры;

-хожу в походы по родному краю;

-берегу природу родного края, участвую в акциях помощи природе, братьям нашим

меньшим;

-учусь защищать честь и достоинство своего Отечества, его интересы;

-участвую в социально-значимых проектах, направленных на улучшение окружаю-

щей жизни;

-вношу свой посильный вклад в решение проблем страны.

    

Заключение.

     Воспитательная работа даст замет­ные результаты, если она будет частью всей работы школы по патриотическому воспитанию детей, и если она по содержанию и по методам реализации будет усложняться от класса к классу.

     Таким образом, патриотическое воспитание младших школьников  характеризуется  появлением ряда новых форм, при­чем таких, которые предполагают включение учащихся в непо­средственную военно-патриотическую деятельность:  смотры строя и песни, поиск материалов о подвигах родных и близких, героев-земляков, участие в военно-патриотических церемониалах. Важная предпосылка эффективности  военно-патриотического  воспитания младших школьников — своевременное приобщение  их к традициям, родившимся в школе и нацеленным на подготовку патриотов.

     Результативность

     В результате систематической и целенаправленной работы были получены следующие результаты:

    1. Участие класса в конкурсах и мероприятиях 2011-2012 уч.год:

№п/п

Мероприятие

Срок проведения

Сколько детей участвовали

Результаты

1.

Забег посвященный Дню города.

сентябрь

11

Оленин Д. (1 место), Итегин П.(2), Котлярова К. (2), Сухомлинова Е.(3).

2.

Всероссийский конкурс ФСБ на лучшие произведения литературы и искусства о деятельности органов ФСБ

 

сентябрь

4

 

3.

Конкурс на лучшую аннотацию по заданным произведениям. Проводила библиотека.

13 сентября

9

ПотоцкийИ. (3), Кузнецов М. (2), Карпова Е. (1)

4.

Участие в школьном конкурсе рисунков посв. «Дню учителя»

октябрь

9

 

5.

Конкурс рисунков «Сбербанку – 170»

октябрь

8

Власова (2)

6.

Выступление на праздничном концерте посвящённый «Дню учителя» (корпус 1)

5 октября

4

 

7.

VIII Международная Олимпиада по основам наук в начальной школе

 

2011-2012

8

 

8.

Муниципальный конкурс литературного творчества «Поэзия и проза» посв. Году космонавтики

октябрь

3

Кузнецов М. (1), Рудая М. (поощр.)

9.

Участие в забеге посв. «Всероссийскому Дню бега»

октябрь

12

Все призовые места у мальчиков и девочек – наши.

10.

«Русский медвежонок – языкознание для всех»

октябрь

6

Сертификаты, Власова Е. (1 – по региону

11.

Приветствие участников педагогических чтений «Керековские чтения»

октябрь

12

 

12.

Кафе «Брусничка»

ноябрь

29

2 место

13.

X Международная Интернет-Олимпиада студентов и школьников "Эрудиты Планеты - 2011"

октябрь - декабрь

18

6чел. – в высшей лиге (сертификаты);

12 чел. – в 1 лиге (сертификаты)

14.

Всероссийский «КИТ – компьютеры, информатика, технологии»

ноябрь

13

1,2 место в регионе; всем сертификаты + диск

15.

Первый региональный конкурс литературных и журналистских материалов "Северный край"

ноябрь

4 чел

Рудая М.(3), Карпова Е.(3) +по 2,5 тыс.

16.

Международный детский творческий конкурс "Сказки Красивого Сердца" (Под эгидой Комиссии Российской Федерации
по делам ЮНЕСКО).

10.09.11 - 15.03.12

 

13

сертификаты

17.

Выступление агитбригады «Луч» (выборы)

декабрь

8

Грамоты, выступление на БИТВ

18.

Участие в акции «Внимание, дорога!»

декабрь

2– патрулирование на улице

 

19.

Участие в Муниципальной олимпиаде по русскому языку

декабрь

7

Мартенс А. (1)

20.

Участие в Муниципальной олимпиаде по математике

декабрь

9

Власова Е. (1)

21.

Окружной конкурс детского художественно-прикладного творчества "Новогодняя фантазия"

январь

11

 

22.

Участие в Новогоднем празднике

декабрь

29

 

23.

Соревнования по волейболу с 4-б классом.

февраль

12

Команда девочек (1), команда мальчиков (1)

24.

Окружной фестиваль детского и юношеского творчества «Северное сияние»

февраль

3

 

25.

Конкурс рисунков ПДД

февраль

7

Власова Е. (2), Навалокин А. (поощр.)

26.

Акция «Открытка солдату»

февраль

3

 

27.

Школьный конкурс рисунков «Отчизны верные сыны»

февраль

20

 

28.

Поздравление участников педагогической конференции

февраль

9

 

29.

Участие в праздничном концерте посв. 23 февраля

февраль

12

 

30.

Участие в акции «Чистый дом»

март

29

2 заметки в газету

31.

Ежегодный открытый Национальный   конкурс социальной рекламы (социального проектирования) «Новое пространство России»

2011- 2012 гг.

5

 

32.

Участие в праздничном концерте посв. 8 Марта

7 марта

15

Лобова - ведущая

33.

VМеждународный конкурс Дети мира рисуют мир» под девизом «Берега Тихого океана»

март

10

 

34.

Участие в школьной акции «Вес портфеля»

 

29

 

35.

Всероссийский конкурс «Живая связь времён» (Фонд поддержки и развития образования, творчества, культуры)

март - апрель

3

 

36.

Муниципальный конкурс «Символы государства Российского»

март - апрель

3

Потоцкий И., Власова Е., Драный А. - дипломы

37.

Международный фестиваль детского и молодёжного творчества «Дальний Восток России и Азиатского-Тихоокеанский регион: Великий Тихий океан дружбы и мечты»

апрель

6

 

38.

День открытых дверей

март

13

 

39.

Экскурсия в музей.

апрель

29

 

40

Экскурсия в музей – День птиц.

апрель

28

 

41.

Игра – путешествие «Космос» - в библиотеке

апрель

24

 

42.

Участие в школьной научно-практической конференции

апрель

2

Кузнецов М. (1), Мартенс А. (1)

43.

Участие в Окружном конкурсе «Салют, Победа!»

май

3

 

44.

Всероссийский детский творческий конкурс «Святые заступники Руси»

май

6

 

45.

Участие в Муниципальном конкурсе презентаций посв. 363 год. пожарной охраны.

май

3

Власова Е. – 1 место + 2 тыс. руб., Рудая М. – 2 место + 1,5 тыс. руб., Кузнецов – 3 место + 1 тыс. руб.

46.

Участие в конкурсе сочинений посв. ПДД

май

3

Кузнецов М., Власова Е. – лауреаты, Бочерова В. – грамота участника.

47.

Совместное мероприятие с библиотекой «Война…»

май

26

 

48.

Участие в митинге на 9 мая

9 мая

13

 

49.

Участие в Муниципальном конкурсе «Активист года»

май

4

Власова Е., Мартенс А., Петухова Я., Навалокин А.

50.

Участие в выпускном.

май

27

 

 

 

 

 

 

 

    1. Семьи перезнакомились и подружились.
    2. И дети, и взрослые готовы прийти на помощь друг другу.
    3. Учащиеся начали пересматривать ценности; понятие Родины значительно расширилось.
    4. Выпускники 4 класса узнали имена славных земляков нашей Родины, прославивших её.
    5. Отмечается устойчивый интерес к истории своей Родины.
    6. Получены дополнительные знания по истории и культуре родного края.
    7. Развивается способность творчески мыслить и рассуждать, устанавливать связи между прошлым и современностью.
    8. Вырабатывается навык рефлексировать свою учебно-познавательную деятельность, личные качества, поведение и поступки.

     Так, на вопрос: «Что волнует тебя, когда ты думаешь о себе?» мои ученики отвечали:

- не умею подружиться;

- не очень хорошо учусь;

- нарушаю порядок в классе;

- хочу быть умным;

- думаю, что всё у меня получится;

- хочу научиться работать на компьютере, это важно для взрослой жизни;

- хочу выиграть в «Кенгуру», чтобы мною гордилась семья, школа;

- хочу стать сильным, не болеть, так от меня будет больше пользы.

     Среди ответов были и такие:

- моя учеба, так как без нее не преуспеть;

- книги, потому что интересные;

- жизнь, потому что можно заболеть, попасть под машину (около 10% ответов);

- Родина, так как я тут живу, обо мне заботится страна (около 8% ответов).

     В 4 классе ответы более разнообразны:

на 1-м месте – жизнь, здоровье;

на 2-м месте - друзья, дружба;

на 3-м месте – нравственные качества, доброта, совесть, честность;

на 4-м месте – семья, родители;

на 5-м месте – Родина (около 42%).

На вопрос: «Если бы ты был волшебником, какие бы 3 желания выполнил бы?». Ответы детей разделила условно так:

а). Общественно-нравственные:

- сделать всех счастливыми;

- прекратить все войны;

- богатые делились бы с бедными;

- все страны дружат;

- Беларусь становится богатой;

- на Земле нет зла.

б). Для страны:

- чтобы люди дружили;

- берегли природу;

- зарплату больше;

- жить в мире;

- сделать Россию самой красивой и богатой;

- плохих людей переделать в хороших.

в). Для семьи:

- чтобы все были здоровы (около 50%);

- чтобы все были богатыми (около 30%);

- большую квартиру;

- чтобы всем было хорошо и так далее.

г) Для школы:

- класс был дружным;

- купить компьютеры новые;

- все хорошо учились;

- чтоб  школа была как дом и так далее.

Это ответы 4-классников.

 

    Любому обществу далеко до совершенства, но в наших силах чуть-чуть приблизить его к идеалу, к осознанию того, что у гражданина есть, не только права, но и обязанности, которые он должен выполнять добровольно, от души как настоящий патриот отечества.

     Патриотами люди не рождаются, любовь к Родине не передается с молоком матери, честь, настойчивость, чуткость не приходят сами по себе. Эти и другие качества необходимо целенаправленно и ежедневно воспитывать в детях, прежде всего в семье, но и в значительной степени в школе. Я надеюсь, что мой опыт поможет детям любить свой родной край, его чудесную природу, щедрых и трудолюбивых людей, которые живут в стране с красивейшим названием РОССИЯ.

 

 Список использованной литературы

1. Агапова И.А., Давыдова М.А. Мы – патриоты! Классные часы и внеклассные мероприятия: 1-11 классы. – М.: ВАКО, 2006.
2. Воспитание школьников – 2005. - №10; 2006. - №6, 10; 2007. - №5, 10
3. Классный руководитель – 2005. - №1

4. Бондаренко М.В. Гражданско–патриотическое воспитание в нашей школе.// Начальная школа. – 2002. - №4. – с.30 – 41.
5. Васильцова З.П. Мудрые заповеди народной педагогики. -2–е изд. – М., -1997. -230 с.
6. Тихомирова А.Ф. Растить детей в любви к Отечеству.//Начальная школа. -2002. -№4. – с.18 – 23.

Приложение № 2

Основные (примерные) мероприятия по реализации работы по патриотическому воспитанию:

Название мероприятия

Форма

Класс

1

Русь, Россия, Родина моя

Праздник - КТД

1,2,3,4.

2

День матери

 Праздник- КТД

1,2,3,4

3

Хранители земли русской

 Праздник- КТД

1,2,3,4

4

Мой милый город, я тебя люблю

 Праздник- КТД

1,2,3,4

5

Откуда берутся грязнули?

Игра-путешествие

1

6

Праздник урожая

Игра-соревнование

1,2,3,4

7

Приятного аппетита! Этикет за столом.

Игровой тренинг

1,2,3,4

8

Как украсить дом к Новому году.

Урок творчества

1,2,3,4.

9

Вежливые слова

Беседа, игровой тренинг.

1,2.

10

Порядок время бережёт. Как организовать свой труд дома.

Беседа

1,2.

11

Честной семик. Масленица.

Игровая программа.

1,2,3,4

12

Из бабушкиного сундука.

Праздник-выставка.

1,2,3,4

13

Красота родной природы

Фотовыставка

1.

14

Папа, мама, я – спортивная семья.

Спортивный праздник.

1,2,3,4.

15

Режим дня.

Беседа.

1,2.

16

История школы

Экскурсия в школьный музей.

1,2.

17

Составляем правила поведения в коллективе.

Аналитическая беседа

2.

18

 История улиц в истории села

Игра-путешествие.

2.

19

Семейные династии

Мини - проект.

3

20

Мир профессий. Кем быть?

Деловая игра.

2

21

Святые места Чукотки.

Экскурсия, мини- проект.

4

22

Дружба каждому нужна, дружба верностью сильна.

Беседа

1,2.

23

Труд в почете любой! Мир профессий большой.

Игровой классный час

1,2.

24

Уборка территории около памятника Билибину.

Трудовое дело.

1,2,3,4.

25

Поздравление военослужащих.

Акция. Выступление, подарки.

2,3,4.

26

Береги природу.

Акция. Конкурс плакатов, рисунков   

2,3,4

27

Защитим  родную природу.

Акции. Уроки окружающего мира.

2,3.

28

Учись учиться.

Беседа.

2.

29

День Защитника Отечества.

Буду в Армии служить

Праздник, игра-соревнование. конкурс для мальчиков

1,2,3,4.

1-4

30

Участие в проведении «Дня здоровья».

 

1,2,3,4.

31

 «Зарничка»

Спортивно-интеллектуальная игра.

1,2,3,4.

32

Первые поселенцы на Чукотской земле..   

Беседа. Заочная экскурсия

4.

33

Семейные походы по родному краю

Экскурсия

1, 2,3,4.

34

Билибинский район на карте Чукотского округа. Символика

Игра-путешествие по карте.

4.

35

Население нашего города. Трудовые традиции

Беседа, встреча с интересными людьми.

4.

36

Какие люди в городе, где я живу!  

(художники, поэты, музыканты)

Беседа, экскурсия.

4

37

Фольклор, традиции, обычаи.

Устный журнал.

3, 4

38

Традиционные промыслы.

Игра-путешествие, встречи.

3, 4

39

Права ребёнка в новом веке

Классный час.

4.

40

Настоящий мальчишка, какой он?

Классный час.

3, 4

41

 «Когда все вместе».

Конкурсная семейная программа.

3, 4

42

Неизвестные страницы истории.

Классный час.

2, 3.

43

Всемирный День ребёнка.

Классный час.

3 ,4.

44

Городок весёлых затей.

Конкурс-выставка.

З., 4

45

Государственные символы России.

Классный час.

1,2,3,4.

46

Народы севера  России.

Игра-путешествие.

4.

47

Билибинский район на карте России.

Игра-путешествие по карте.

4.

48

История Чукотского округа в истории России.

Беседа

4.

49

Памятники культуры и архитектуры города.

Игра-путешествие.

4.

50

Природа Чукотки.

Интеллектуальная игра, работа с картой.

4.

51

Экскурсия в город

Экскурсия.

4.

52

Экскурсия в музей.

Экскурсия, виртуальное заочное путешествие.

4.

53

Первые поселения и промыслы на севере России.

Классный час.

4.

54

Экологические проблемы Чукотки.

 

 

55

Все работы хороши, выбирай на вкус!

Утренник.

4.

56

Честь имею.

Классный час.

4.

57

Кому нужна моя помощь?

Классный час.

4.

58

Умеем ли не обижаться?

Классный час.

4.

59

История моей семьи в истории Билибинского района.

Проектная деятельность.

4.

60

Мероприятия, посвященные государственным праздникам России

 

1, 2, 3, 4

61

«По волнам нашей памяти»

Утренник

3,4

62

Детство наших бабушек и дедушек

Устный журнал

1,2

63

Я на бабушку похожа

Классный час.

1,2

64

«Если бы я был (а) мамой, папой»

 Сочинение

3,4

65

Рисуем милой мамочки портрет

Конкурс рисунков

1, 2, 3, 4.

66

Кто, кто в моем доме живет?

Беседа

1

67

Профессии в моей родословной

Классный час.

1

68

Чтим великий День Победы

Классный час.

1, 2, 3, 4

69

Кто я, какие мы?

Классный час.

1

70

Традиции семьи в песнях, играх и обрядах

 Игровой классный час

1,2

71

Зачем человеку семья

Классный час - диспут

2, 3

72

Семейные реликвии

Классный час.

3

74

Семейные династии

Мини проект 

3

75

Нет в России семьи такой, где б ни памятен был герой

Устный журнал

3

76

Мир дому моему, мир дому твоему

Мини проект

2

 

 

 

 

75 Мне нравится
Поделиться:
 

Оставить комментарий