Завершился первый год моей работы в школе. Первого сентября в класс войдут уже второклашки.
Я часто задаю себе вопросы: «Все ли они с нетерпением ждут встречи со мной в новом учебном году? Все ли любят меня?»
Я считаю, чтобы дети меня любили, нужно к этому стремиться и постоянно учиться.
А вот должен ли учитель любить детей?
Сейчас существует точка зрения, что детей любить не надо, любить надо свою семью, а к школьникам достаточно относиться с уважением. Это, на мой взгляд, ошибочная позиция. «Учитель должен быть, прежде всего, человеком. Любите не школу, а детей, приходящих в школу», - писал Павел Петрович Блонский.
Зеньковский Василий Васильевич, говоря об индивидуальном подходе к ребенку в процессе обучения и воспитания, подчеркивал, что раскрыть в каждом из детей индивидуальность, а особенно раскрыть её в тех, в ком она порой не видна, можно, только полюбив ту или иную личность. Только любя ребенка можно разглядеть в нём какие-то особые положительные черты, которые для остальных незаметны. Именно на эти черты следует опираться, когда выстраиваешь воспитательную работу. Если у человека нет любви к детям, если они вызывают у него раздражение и неприятие, то нечего идти работать в школу.
Учитель - это не просто профессия, это состояние души. Это образ жизни. Наша профессия требует всесторонних знаний, безграничной душевной щедрости, мудрой любви к детям.
Для меня образцом отношения к детям является моя бабушка, Романова Серафима Яковлевна. Её педагогический стаж сорок шесть лет. Через её руки прошли сотни учеников, в судьбе которых она оставила яркий след. Человек интеллигентный, принципиальный, открытый, бабушка требовательна как к себе, так и к окружающим. Исключительно умный, тонкий, обаятельный собеседник она очаровывает своей внутренней силой и гармонией. Перед ней раскрываются души и сердца. Она любила своих учеников, а они любили её и сейчас тепло вспоминают свою первую учительницу. Педагогический талант бабушки послужил примером и для её дочери. Педагогическое кредо мамы - «В ученика нужно верить».
Учитель, который любит свою работу, всегда помнит, что рядом с ним, самые чистые и искренние люди - наши дети. Даже выполняя будничную работу: тетради, журналы, подготовка к уроку, он будет представлять очередную встречу с детьми.
Каждый день учитель входит в класс и говорит: «Здравствуйте, дети!» Это очень важный момент. С этих слов зарождается у ребенка любовь к школе, к учителю. Это приветствие должно звучать не холодно и высокомерно или приторно - слащаво, а легко и доброжелательно с улыбкой и внимательным взглядом. Очень важно в эти минуты увидеть, почувствовать настроение детей, в классе не все дети могут быть настроены на урок: кому-то не комфортно, кто-то возбуждён, а кто-то подавлен.
Задача учителя - включить каждого в работу. Здесь нужна мудрость воспитателя, он должен с этой минуты и до конца урока руководить классом и ласково, и строго, вселяя уверенность в робкого, подбирать задание каждому, чтобы все дети трудились в той мере, в какой им позволяют силы и здоровье.
Учитель всегда должен помнить, что именно с минуты знакомства с детьми, он воспринимается как человек, как добрый и щедрый или как злой и самовлюбленный, которому нет дела до детей. Учитель должен быть опорой для своих учеников, находить позитивное в любой ситуации, передавать заряд оптимизма своим ученикам, увлекать, вдохновлять детей, учить преодолевать трудности. Учитель должен быть терпеливым, оставаться оптимистом даже в сложных ситуациях. Учителем надо родиться. Учитель по призванию видит в каждом ученике личность, он не может быть равнодушен к внутреннему миру ребенка, к его переживаниям. Он всегда сопереживает детским успехам и неудачам, испытывает удовольствие от общения с детьми. Такой учитель помогает каждому ребенку учиться и расти. Если в классе царит доброжелательная обстановка, то каждый ребенок с радостью покидает классную комнату, и каждый день торопится в школу, значит, он любит своего учителя, а учитель любит свою работу. К этому я должна стремиться.
Мастерство учителя - систематический кропотливый труд, поиск, наполненный тревожными раздумьями, неудачами и открытиями. «Детей надо любить всем сердцем…» - Шалва Александрович Амонашвили.