Автор: Шатохина Светлана Ивановна
Страна: Российская Федерация
Город: с. Усланка
Организация: МБОУ "Усланская СОШ"
Проект: Марафон "Великая Победа великого народа"

Мой лучший урок о Великой Победе

 

Пояснительная записка.

Тема Великой Отечественной войны всегда была актуальной для любого поколения. Именно воспоминания тех  военных лет помогают воспитывать в каждом человеке такие черты характера, как мужество, героизм, гордость, патриотизм и, конечно же, гуманизм.

В исторической памяти война сохранилась как символ горя и бедствий, мужества и Победы, доставшейся нашим соотечественникам ценой огромных потерь и разрушений.

Цель методической разработки:

  • обобщить, закрепить и углубить знания учащихся  о Великой Отечественной войне;
  • на исторических примерах воспитывать чувства патриотизма и любви к своей Родине;
  • познакомить учащихся с ходом военных действий на территории родного края и показать вклад земляков в Победу над фашизмом;
  • акцентировать внимание учащихся на историческом значении Победы, на том, какой ценой она досталась;
  • развивать умение систематизировать изученный материал, умение анализировать, сопоставлять факты и делать логические выводы.

            Данная разработка рассчитана на различные категории слушателей и может быть использована как на уроках истории в 9-х классах, так и на внеклассных мероприятиях, классных часах в 5-11 классах.

Я запланировала проведение урока в 9 классе, так как именно на этом возрастном этапе ученики впервые узнают подробности военных событий 1941-1945гг.

                             Ожидаемые  результаты:

обучающиеся должны знать:

- основные этапы и ключевые события Великой отечественной войны;

- изученные виды исторических источников;

уметь:

- определять хронологическую последовательность и длительность важнейших событий;

- использовать текст источника при ответе на вопросы;

- анализировать события, проводить сравнение и делать выводы;

- показывать на исторической карте места сражений;

- рассказывать о важнейших событиях и их участниках;

- давать описание событиям и высказывать свое отношение по поводу событий и исторических личностей, давать им положительную и отрицательную оценку;

- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для понимания исторических причин и значения событий Великой Отечественной войны.

                                   Методическая разработка урока

Предмет: история

Класс: 9

Тема урока: «Путь к Великой Победе»

 Цель урока: обеспечить в ходе урока закрепление пройденного материала, его переосмысление и формирование на его основе мировоззренческой позиции.

Задачи:

образовательные: повторение фрагментов изученного материала с определенных точек зрения; его систематизация и анализ;

развивающие:  развитие мышления, познавательного интереса, способностей, умений и навыков.

Формирование следующих специальных умений – отбор фактов, постановка к ним вопросов, оценка фактов; закрепление  общеучебных умений и навыков – планирование ответа, сравнение, обобщение, работа с понятиями, самоподготовка и самоконтроль; содействие развитию воли и настойчивости в решении проблемных задач; вовлечение в дискуссию;

воспитательные задачи: формирование мировоззренческой позиции учащихся с гуманистической точки зрения на события войн; содействие воспитанию нравственных качеств учащихся, стоящих на пороге зрелости; содействие воспитанию патриотизма и гражданственности; активная жизненная позиция с учетом этических норм при оценке событий прошлого.

 Универсальные учебные действия:

- личностные: осознать необходимость изучения военной истории.

- регулятивные: принимать и формулировать учебную проблему.

-познавательные: анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления, выявлять причины и следствия явлений.

- коммуникативные:  умение общаться и взаимодействовать друг с другом, в группе.

 Тип урока: обобщение знаний c элементами исследовательской деятельности.

 Формы работы учащихся: коллективная, групповая, индивидуальная.

Методы и приемы: технология развития критического мышления, личностно-ориентированного обучения, исследовательский метод   и метод проблемного изложения.

 Оборудование: мультимедийная установка, персональный компьютер, презентации, сообщения учеников на основе собранной информации, карта «Великая Отечественная война 1941-1945г.», иллюстрации, документы, аудиозапись.

 

                                                                                Структура и ход урока

п/п

Деятельность

время

учителя

ученика

Этап 1. Организационный

Ребята, на уроке обобщения и закрепления знаний я предоставлю слово каждому из вас, а вы постараетесь высказать свое мнение, поделиться мыслями. Так давайте активной работой мы покажем  знания о военном периоде.

 

Приветствие учителя, настрой на урок.

 

1 мин.

Этап 2.

Создание проблемной ситуации

Побуждаю  учащихся  на  создание проблемной ситуации.

Слайд 1.   Эпиграф к уроку:

«Мы знаем по сбивчивым, трудным рассказам

О горьком победном пути,

Поэтому должен хотя бы наш разум

Дорогой страданья пройти.

И мы разобраться обязаны сами

В той боли, что мир перенес.

Конечно, мы смотрим иными глазами-

Такими же, полными слез».

Юрий Поляков

 

  • Как вы понимаете эти строки?
  • Как вы думаете, автор стихотворения был участником войны и ее очевидцем?

Обратите внимание на доску. Здесь прикреплены различные иллюстрации. Внимательно рассмотрите их.

-Что вы видите на этих иллюстрациях?

– Если мы попробуем назвать все эти иллюстрации (боевые действия, боевая техника, военачальники, люди, убитые горем) одним словом. Какое же это понятие? (понятие “Война”)

                 Такою всё дышало тишиной,

                 Что вся земля ещё спала, казалось…

            Кто знал, что между миром и войной     

           Всего каких- то пять минут осталось…

                                                                  (С. Щипачев)

- Как вы думаете, о чем мы сегодня будем вести разговор?

 

 

 Предлагаю сформулировать тему урока(корректирую.)

 

 

 

 

Учащиеся должны проанализировать отрывок, найти главную мысль, попытаться  определить тему урока.

 

 

 

 

 

 

 

Рассматривают.

 

 

 

 

 

 

 

Вступают в диалог. Отвечают на вопросы.

 Проговаривают и осознают проблему. 

 

 

Объясняют и  формулируют тему

 

4 мин.

 

 

 

 

 

Слайд 2. Тема урока: «Путь к Великой Победе».

Мы перевернули последнюю страницу – война закончилась. Наступил мир. И все же осталось ощущение, что что-то мы упустили, остались сомнения и чувство недосказанности – не все события, факты, личности вошли в материал уроков. И сегодня мы в этом попробуем разобраться, а в конце урока подведем итоги.

 записывают в тетради

 

2 мин.

Этап 3. Целеполагания

Слайд 3. Подводящий диалог для формулирования учениками целей урока.

 

  • Ребята, а какую дополнительную информацию  бы вы хотели узнать о войне?

Проблемный вопрос: Как вы понимаете слова русского историка В.О.Ключевского: «В истории России войны – это тяжкий труд всего народа…»

 

 Ученики формулируют цели, которых должны достигнуть на уроке.

2 мин.

Этап 4. Актуализация знаний

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Этап 5. Открытие нового знания

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Физминутка.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Слайд 4.Что включают в себя понятия «Война» и «Победа»?

Раскрытие проблемы морально-психологического состояния советского общества в годы войны.

Работа в парах.

Работа с документом. (приложение №1)

«Из выступления И.В.Сталина 3 июля 1941 года»

-Как оценил И.В.Сталин характер войны?

-Какой перелом  во взаимоотношениях власти и общества отразило обращение Сталина к народу со словами  «Братья и сестры!»?

 

Работа с документом. (приложение №2)

-Кто подписал акт о капитуляции с Советской стороны?

-Какое значение имел этот документ для Советского государства?

 

 

 

Работа с картой.

-Назовите основные этапы Великой Отечественной войны?

-Какое название носил план германского командования против Советского Союза? Какие направления предполагались по этому плану?

-Назовите основные сражения в годы войны. Покажите ход сражений на карте.

- В чем заключается их значение?

Ребята, вы уже многое узнали о войне из наших уроков. Сегодня я предлагаю вам высказать свое мнение об этих страшных событиях, рассказать о том, какой вклад внесли в Победу ваши родственники, земляки.

 

 

Работа в группах.

Опережающим заданием был сбор информации и составление презентаций, в которых рассказывается о жизни и деятельности наших земляков в годы войны.

 

Выступления групп. (Приложения 3, 4, 5)

1 группа. Темы работ:

Работенко Иван Данилович.

Замараева Юлия Егоровна.

 

2 группа. Темы работ:

Михалев Иван Ефимович.

Фарафонова Мария Афанасьевна.

 

3 группа. Темы работ:

Шатохина Анна Матвеевна-участница Курской битвы.

 

Зрительная гимнастика. Написать цифру 8 сначала глазами, потом подбородком.

 

 

 

 

 

Работают с историческим документом «Из выступления И.В.Сталина 3 июля 1941 года»

Отвечают на вопросы к документу

 

Работа с историческим документом « Акт о военной капитуляции германских вооруженных сил»

Анализируют, объясняют.

 

 

Отвечают на вопросы, показывают на карте направления германской армии.

 

Называют, показывают места сражений на карте.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Представляют свои презентации.

Делают выводы.

 

 

Обсуждение представленных презентаций.

 

 

 

 

 

 

 

Выполняют упражнения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

9 мин.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

10 мин.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 мин.

 

Этап 6.

 Закрепление знаний

Слайд 3.Проблемный вопрос:

 Как вы понимаете слова русского историка В.О.Ключевского: «В истории России войны – это тяжкий труд всего народа…»

 

 

 

 

Слайд 5.Написать синквейн с понятиями: «Война» и «Победа».

 

Исходя из полученных знаний, ученики высказывают свое мнение, отвечая на поставленный ранее проблемный вопрос.

 

 

Составляют, записывают в тетради. Читают.

 

10 мин.

Этап 7.

Рефлексия

(итог урока)

Подвожу учеников к формулировке выводов.

  • Ребята, актуальна ли данная тема урока сегодня?
  • Как вы считаете, мы достигли целей, которые ставили вначале урока?

 

 

 

Оценивание деятельности.

Выставляются отметки за урок, при выставлении отметок учитывается степень активности детей на уроке, правильность ответов, уровень выполнения заданий, уровень самостоятельности детей при выполнении заданий, понимание причинно-следственных связей темы урока.

    Слайд 6.                   Лист самооценки

Что ты  узнал нового сегодня на уроке…

                               Что тебе было интересно…

                               Что у тебя получилось …

                               Что не получилось…

                               Чему ты научился на уроке…

                               Что ты возьмешь для себя из урока…

 

 

Отвечают на вопрос. Устанавливают связь между событиями прошлого и проявлениями фашистских настроений в настоящее время.

Определяют степень продвижения к  цели.

 

Самостоятельно оценивают работу в группах.

 

 

 

 

Каждый учащийся оценивает свою работу на уроке.

4 мин.

Этап 8. Домашнее задание.

Слайд 7. Комментирую д/з: Написать эссе на тему: «Путь к Великой Победе».

  • Я надеюсь, что сегодняшняя тема никого не оставила равнодушным и знания, полученные на уроке останутся в ваших сердцах. А еще я желаю, чтобы вы всегда были добрыми, внимательными, чуткими друг к другу.  Помнили те страшные дни войны и никогда не забывали о своем долге перед героями, которые подарили нам мир на земле. И завершить наш урок я хочу такой притчей.

(На фоне музыки)

По злому стечению обстоятельств между народами двух государств  вспыхнула злая и жестокая война. И вот воины двух народов сошлись в решающей битве. Перед началом битвы по старинному обычаю должны были сразиться два самых лучших воина от каждого войска. И вот один из богатырей сказал своему сопернику: «Зачем вы пришли на нашу землю? Разве мы не ждали вас в гости с товарами как купцов для торговли? Разве вас не ждут дома жены и дети? Для чего же вы несете другим людям смерть, беды и несчастья?» 
И с этими словами он повернулся к своему войску. Но злой и коварный враг вонзил меч в его спину и убил его. Но это не принесло победы его войску и оно было разгромлено по воле всемогущего Бога. А подвиг смелого и мудрого богатыря остался в веках для памяти потомков. Любая война всегда заканчивается миром и первым мир предлагает мудрейший.

 

 

Я уверена, что у вас будет достаточно мудрости прожить свою жизнь достойно!

Спасибо за урок!

 

Записывают домашнее задание в дневник.

2 мин.

 

 

 

 

 

 

Приложение 1.

Выступление Сталина по радио

3 июля 1941 года

Товарищи! Граждане! Братья и сестры!

Бойцы нашей армии и флота!

К вам обращаюсь я, друзья мои!

Вероломное военное нападение гитлеровской Германии на нашу Родину, начатое 22 июня, продолжается Несмотря на героическое сопротивление Красной Армии, несмотря на то, что лучшие дивизии врага и лучшие части его авиации уже разбиты и нашли себе могилу на полях сражения, враг продолжает лезть вперед, бросая на фронт новые силы. Гитлеровским войскам удалось захватить Литву, значительную часть Латвии, западную часть Белоруссии, часть Западной Украины. Фашистская авиация расширяет районы действия своих бомбардировщиков, подвергая бомбардировкам Мурманск, Оршу, Могилев, Смоленск, Киев, Одессу, Севастополь. Над нашей Родиной нависла серьезная опасность.

Как могло случиться, что наша славная Красная Армия сдала фашистским войскам ряд наших городов и районов? Неужели немецко-фашистские войска в самом деле являются непобедимыми войсками, как об этом трубят неустанно фашистские хвастливые пропагандисты?

 

Вопросы к документу:

-Как оценил И.В.Сталин характер войны?

-Какой перелом  во взаимоотношениях власти и общества отразило обращение Сталина к народу со словами  «Братья и сестры!»?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 2.

АКТ О ВОЕННОЙ КАПИТУЛЯЦИИ ГЕРМАНСКИХ ВООРУЖЕННЫХ СИЛ 

8 мая 1945 г. 

1. Мы, нижеподписавшиеся, действуя от имени Германского Верховного Командования, соглашаемся на безоговорочную капитуляцию всех наших вооруженных сил на суше, на море и в воздухе, а также, всех сил, находящихся в настоящее время под немецким командованием, — Верховному Главнокомандованию Красной Армии и одновременно Верховному Командованию Союзных Экспедиционных сил. 

2. Германское Верховное Командование немедленно издаст приказы всем немецким командующим сухопутными, морскими и воздушными силами и всем силам, находящимся под германским командованием, прекратить военные действия в 23.01 по центральноевропейскому времени 8-го мая 1945 года, остаться на своих местах, где они находятся в это время, и полностью разоружиться, передав все их оружие и военное имущество местным союзным командующим или офицерам, выделенным представителями Союзного Верховного Командования, не разрушать и не причинять никаких повреждений пароходам, судам и самолетам, их двигателям, корпусам и оборудованию, а также машинам, вооружению, аппаратам и всем вообще военно-техническим средствам ведения войны. 

3. Германское Верховное Командование немедленно выделит соответствующих командиров и обеспечит выполнение всех дальнейших приказов, изданных Верховным Главнокомандованием Красной Армии и Верховным Командованием Союзных Экспедиционных сил. 

4. Этот акт не будет являться препятствием к замене его другим генеральным документом о капитуляции, заключенным Объединенными Нациями или от их имени, применимым к Германии и германским вооруженным силам в целом. 

5. В случае, если немецкое Верховное Командование или какие-либо вооруженные силы, находящиеся под его командованием, не будут действовать в соответствии с этим актом о капитуляции, Верховное Командование Красной Армии, а также Верховное Командование Союзных Экспедиционных сил предпримут такие карательные меры или другие действия, которые они сочтут необходимыми. 

Подписано 8 мая 1945 года в гор. Берлине. 
 

Вопросы к документу:

-Кто подписал акт о капитуляции с Советской стороны?

-Какое значение имел этот документ для Советского государства?

 

Приложение 3.

                                                                                    Замараева Юлия Егоровна

 

Моя прабабушка, Юлия Егоровна Замараева, родилась в 1926 году в селе Пристенное Пристенского района Курской области, в крестьянкой семье. Ее семья была большая: отец – Егор Васильевич, мама-Мария Васильевна и шестнадцать детей. Семья была многодетная, крепкая и дружная. Но когда умерла мама прабабушки, все изменилось. Она умерла в возрасте 43 лет. Вот тогда в семье наступил самый ужасный момент в жизни, семья начала рушиться, как и ее спокойный и беззаветный мир. Всех детей было шестнадцать, в живых остались: Федор, Хавронья, Ксения, Евдокия, Сергей, Анатолий, Гавриил, Василий, Алексей, Иван. В семье она родилась тринадцатая. Остальные умерли в детстве. Раньше слабые дети не выживали.

Когда началась война, бабушке было 15 лет… «Я носила снопы, а женщины вязали»,- говорила она.  И тут сказали «война». Все кричали криком, умывались слезами, бежали с поля домой. Как трудно было слышать это слово. Стали забирать мужчин на фронт. Каждый день проводы, слезы. Остались только старые и малые. Приходилось копать окопы и траншеи, носить землю. Нужно было выращивать хлеб.  Землю пахали на коровах. Надевали на двух коров ярмо, привязывали плуг. Бабушка вела коров, а ее четырнадцатилетний брат Ваня ходил за плугом. Был страшный голод.

Однажды их послали в колхоз «Киров», который находится от села в 25 километрах, скирдовать пшеницу. Ночевали в поле, вставали рано и продолжали работу, а когда закончили, пошли домой. Начался сильный дождь, очень хотелось пить. В лужах стояла грязная вода, вот эту воду и пили.

В 1943 году немцы пришли в село Ольшанка, жгли все, было видно страшное зарево. Когда немцы шли мимо хутора, их к этому времени эвакуировали в село Вязовое. Там Юлия Егоровна прожила две недели, потом пришли русские, прогнали  немцев, и скоро вернулась домой в хутор Глафировка. Стояли дома пустые: собаки выли, и все плакали. Страшно!

Уже десятилетия отделяют нас от суровых дней войны. Уходит поколение, вынесшее тяжелый груз войны. Война всегда несправедлива, особенно к тем, кто погиб. Но подвиг их надо помнить. «Вспомним всех поименно, сердцем вспомним своим. Это нужно не мертвым. Это нужно живым!».

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 4.

                                                                                 Фарафонова Мария Афанасьевна

Война…Что это такое? Мне трудно это объяснить. И не потому,что я не знаю этого. Конечно, знаю. Но не могу подобрать слова, которые смогли бы передать всю боль, весь ужас людей, которые услышали  летним утром 1941 года известие о начале войны, и поняли, что они должны отдать всё, чтобы победить.

 Совсем недавно не стало моей бабушки, Фарафоновой (Рындиной) Марии Афанасьевны. Прожив 89 лет, моя бабушка каждый день вспоминала со слезами на глазах это ужасное время. Она была тружеником тыла. Я каждый день приходила к ней с расспросами: «Как? Что? Где?» Мне было очень интересно.

 Всё своё детство она работала на полях. И вот однажды, проснувшись рано утром, она узнала, что началась война, тогда ещё она жила в деревне Солотино. Их собрали  (несколько девчонок и мальчишек )  и отправили в Трубеж копать окопы. Было очень страшно, но надо было идти за свою Родину. Они копали их часами и вдруг услышали странные звуки,  доносившиеся  с неба. Тогда моя бабушка заплакала, прервала рассказ. Я стала её успокаивать, вскоре она продолжила свой рассказ: «Это был немецкий вертолёт, он стал бомбить, пытаясь убить нас, мы прятались кто куда, мне было очень страшно, но через некоторое время  всё закончилось, он улетел». Мне было интересно слушать бабушку, ещё много историй она рассказала. После войны бабушку снова отправили работать в поле.

Когда я была маленькая, я играла с бабушкиными медалями, не понимая ничего, а сейчас мне очень стыдно. Ведь бабушка прошла всю войну и, не важно как, в тылу или на самой войне. А сейчас я смотрю на её фотографии, медали и  горжусь ею. Бабушка много работала,  даже в свои 89лет, и вспоминала то старое время.

В настоящее время доживают свой век последние свидетели войны - в большинстве своем дети военного лихолетья. Эти люди, будучи ещё подростками, восстанавливали разрушенные войной народное хозяйство, здания, трудились на колхозных полях, радовались мирной жизни и свободе, заводили семьи, растили детей и надеялись на лучшую жизнь. Осталось мало ветеранов, спасибо им за всё. Некоторые пропали без вести, умерли, они отдали свои жизни  за наше будущее. Будем помнить наших героев. Они навечно останутся в наших сердцах!

                

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 5.

                                                                                            Иван Ефимович Михалев.

    

Наверное, каждую семью в сёлах, деревнях, городах затронуло это трагичное событие – Великая Отечественная война  1941-1945гг. Я хочу рассказать  о моём земляке Иване Ефимовиче Михалёве, уроженце села Усланка, который был участником войны.

     Иван Михалёв родился в 1918 году в селе Усланка Обоянского района в семье крестьянина. Окончил в селе семилетку и поехал в Мариуполь, где поступил на работу учеником на Новотрубный завод. Когда подошло время призыва в армию, Иван был зачислен в училище военных лётчиков. А с раннего детства у него была мечта стать лётчиком. И вот она сбылась. В 1940 году была восстановлена Советская власть в Прибалтике. Был образован военный округ, в который Иван Михалёв назначен на должность командира экипажа скоростного бомбардировщика в 31-м авиаполку.

   Иван  Михалёв участвовал в боевых вылетах, в которых неоднократно побеждали русские лётчики. Сбрасывал бомбы на немецкие танки. Иван сделал девятнадцать боевых вылетов. Был награждён орденом Красной Звезды посмертно.

    Лётчик чётко знал, что эта победа будет очень важной для народа. И ни в коем случае нельзя сдаваться, нужно идти до конца, несмотря ни на что.

     Я горжусь, что мой земляк принимал активное участие в боевых вылетах. Ведь летать – эта была мечта Ивана. Она у него сбылась, хотя и в таких тяжёлых и сложных условиях.

     Нужно ценить, то, что имеем, помнить, что тогда в годы Великой Отечественной войны стояли за Родину наши деды и прадеды, никогда не забывать об этом.

     Мы помним, мы гордимся нашими героями!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 6.

                                                                                              Шатохина     Анна      Матвеевна

 

Родилась     14  октября   1923  года    в   селе     Трубеж  Обоянского   района   Курской  области   в  семье   крестьянина- хлебороба.  

Всей      семьёй   они   уезжают  на   Украину. В  1941  году   юная   Анна   закончила   на  Украине   среднюю    школу.  Но   светлым  мечтам   Ани   не    суждено   было    сбыться.  22июня   1941     года     объявили    о   наступлении   фашисткой   Германии    на   Советский    Союз.

Началась    Великая   Отечественная    война.

Когда     немецкие   войска   были   на   подступах   к  Украине,  нашей   властью   было   принято   решение:  взрывать    железные    дороги,   шахты,  учреждения.                           

Все    говорили: »Пришёл    немец!»   Народ   был   испуган,   растерян.  Люди    лишились   работы.  Что   ждало   их   впереди,   никто   не   знал.  Русский   народ   начал   покидать   Украину. Пришлось      и     семье   Шатохиных   оставить   всё  нажитое    и  пешком    пройти   долгий   путь   от  Донецкой   области   до    Курской   области. Анна   Матвеевна    пишет: «Трудностей  было   много,   но   всё   пережили  и  хорошее   и   плохое.  А  на   следующий  год  осенью  нам   дали  озимых,  папа  собрал    урожай.   Мы были  довольны,   хотя   этого   хлеба   было   мало,   но   он был.  Когда  убрали  все   поля,  я   со  своими  братьями   сёстрами   ходила  на   эти   поля   собирала   колоски   ржи   пшеницы. Собрали   мы,  как   родители посчитали   40   вёдер   зерна,  стали   богатыми.  Но   20   октября    1942  года  на  19-м  году   моей   жизни    меня   Трубежанские     фашисты,  изменники   родины,  предатели, дезертиры    назначили   в   Германию. Анну   Матвеевну    собирались    отправить   в  Германию. На  комиссии   ей   дали   справку   о   том,  что  она   едет   в   Германию   работать   добровольно.

 Анна   Матвеевна   была  членом   Ленинского  Комсомола.  Не  желая  покидать   Родину, где  её  будут   считать   предателем, она   сбежала.  Пять   месяцев    пришлось  ей  скрываться    от  врагов. Анна  Матвеевна  вспоминает: « Нашу   область   освободили  13 мая  1943  года.   Меня   и   ещё   8   таких,   как  я,  девчонок   забрали  на   войну. Анна  Матвеевна   вспоминает: 22  июня  1943 года  была   дана   команда: «  За   пулемёт!»  было   часов  11-12   ночи. Вражеские   самолёты   совершали   налёт.   Было   страшно: прожектора,    зенитки,  пулемёты,  но   мы   держались.  Наш командир   вёл  огонь,  а  мы  были   каждый   на   своём   месте  и   выполняли   приказ.  Вот  здесь,  мы  и   получили   первое  боевое   крещение,  но   потеряли  свою   односельчанку   Кичигину   Зою   Ильиничну и   ещё    двоих   девчонок   с других  областей.  Наш   полк   держал   оборону   на    Курской     дуге.

 

32 Мне нравится
Поделиться:
 

Оставить комментарий