Когда все помнят о войне –
Значит, не бывать войне.
Память. « Память противостоит уничтожающей силе времени», - писал Д.С. Лихачев. Так пусть эта память и опыт учат нас добру, миролюбию и человечности.Должны ли мы помнить и знать о Великой Отечественной войне? Да, мы в долгу перед людьми(пусть это будет солдат, труженик тыла, ребенок), которые в трудные для нашей страны время приближали Победу, сохранили для меня и миллионов моих соотечественников язык, культуру, обычаи, традиции и веру моих сверстников. Мы должны знать, помнить, чтить, уважать и беречь память тех, кто приближал мир на нашей земле.Зачем мне, тебе, всем помнить о войне? Да, прежде всего, что она коснулась каждого из нас.
Война – это слезы, разрушения.Испепеляющим огнем прошлась она и по нефтекумской земле, не щадя ни стариков, ни детей. В те страшные годы великой войны дети очень быстро не по-детски повзрослели. Жестокая и беспощадная она навязала народу суровую формулу жизни: «Все силы на отпор врагу, на помощь фронту». Дети старались ни в чем не уступать взрослым, рискуя своей жизнью. Они хотели быть полезными и нужными в нелегком взрослом труде. И это у них получалось.
Дети в ту пору были не только жертвами – они становились солдатами, «маленькими солдатами» своей земли, солдатами до срока, до возраста. Среди них оказались наши прабабушки и прадедушки, на чье детство выпали грозные годы войны. Каждый из этих ребят, пережив свою беду, не отделял себя от других, как мог, отзывался на народную трагедию. И я считаю, о них надо знать, учиться у них умению оставаться патриотами своей Родины, страны в самых невыносимых условиях.
Сегодня дети войны – это особое поколение россиян. Сегодня они- последние свидетели тех страшных и трагических дней. Последние свидетели войны. Это пожилые люди, но свое военное детство они не забудут никогда…
Никогда не забуду страшную картину, вспоминает Балтабекова Сакинат. Я, одиннадцатилетняя девчонка, вместе с мамой во время оккупации фашистов жили у старшей сестры мамы (тети- Актемовой Отейбике) в ауле Новкус – Артезиан. В начале декабря, день точно не помню, было очень холодно, лежал снег (но скорее всего, она вспоминает исторический день освобождения аула – 2 декабря 1942 года). Все местное население собрало необходимые вещи и самостоятельно предприняло эвакуацию в сторону аула Тавкуген. Дети, старики, женщины, укрывшись во рвах, мысленно обращались к богу о своем спасении и спасении солдат казаков, оставшихся отстаивать аул. А в это время шел нескончаемый поток взрывов бомб, рокот танков, выстрелы пулеметов, крики. Все смешалось. И только к вечеру, когда все утихло, несколько молодых женщин, стариков и чуть постарше ребят (среди них была и я) пошли в аул. Была ужасная картина – всюду были глубокие ямы от разрывов бомб, разрушенные хаты, повсюду лежали тела солдат (их было много), поэтому решили положить в одну вырытую яму. Мы с ребятами помогали взрослым в захоронении погибших. Такой переполох стоял! Женщины плакали,… в страшном смятении находились люди, не понимая того ужаса, что творилось вокруг.… Но все это позади.
«Война», как гром среди ясного неба прозвучали эти слова из репродуктора, беда ворвалась в каждый дом непрошеной гостьей: вот она «зашла» и в дом Тищенко. Александра Макаровна, жительница аула Ямангой вспоминает: « В нашей семье было пятеро детей, в начале 1941 года отца забрали в армию, а позже переправили на фронт. Воевал на Украине – разведчиком. Письма приходили редко, но ни в одном письме отец не писал о трудностях и о том, был ли он ранен. В каждом послании просил маму беречь себя и нас (детей), все обещал: « Скоро вернусь. Все будет хорошо», а через несколько месяцев к нам пришла похоронка. Мама осталась одна. Война забрала тех, на ком держалось хозяйство, кто сеял хлеб, выращивал скот. Все мужчины, которые могли держать в руках оружие, ушли на фронт. В колхозе остались старики, женщины и дети. Они каждое утро выходили работать в поле. Нужно было завершить сенокос, поскольку подоспела жатва хлебов. Убрать сенокос рассчитывали за день, но не успевали, и люди не уходили с поля до тех пор, пока не сметали сено в стога. С раннего утра до позднего вечера, работали женщины и чуть постарше дети на поле, собирали хлопок. Норма за день – два мешка. Люди работали без выходных. На нашу долю, долю детей военного времени выпало ничуть не меньше тягот и страданий. Мы перебирали ячмень, никому даже в голову не приходило взять баночку домой, хотя был страшный голод. Выживали те, у кого была корова».
Прошло 75 лет. Освободилась наша ставропольская земля от немецких захватчиков. Мне трудно представить эту страшную войну, и я, если честно, не хочу. Трудно, но понятно – какой ценой была завоевана мирная жизнь, наше безоблачное будущее. Свои воспоминания тыловики нашего аула всегда заканчивали словами: «Дай вам бог не испытывать того, что нам довелось пережить». Дети войны – «маленькие солдаты» смогли пережить смерть близких людей, страх, голод! Никто и никогда не вернет этим детям детство! Мы не имеем право забывать этот кошмар. Мы должны помнить, что самое дорогое на свете – жизнь человека и его свобода. Я сильно хочу жить в мире и согласии, хотя прекрасно понимаю и осознаю, насколько хрупок этот мир, в котором живу.Пусть никто из нас не забудет, кто и как боролся за нашу землю, свободу и счастье. Мы в долгу перед тобой, солдат! Надо спешить! В прошлом – наша сила. Надо спешить!