Цели:
Образовательные
- изучить основные итоги Великой Отечественной войны;
-показать роль Красной Армии и всего Советского народа в разгроме немецко- фашистских войск.
Развивающие
-развитие умения поиска информации через интернет и дополнительную литературу.
Воспитательные
- формировать представления обучающихся о гражданском долге, мужестве, героизме
-воспитание уважения и гордости к героическим страницам истории нашей страны.
Задачи:
-развитие творческих способностей обучающихся;
-развитие навыков устной речи и выразительного чтения;
-воспитание высоких нравственных качеств личности, патриотических чувств, формирование гуманистического мировоззрения обучающихся.
Оборудование:
-ноутбук;
-мультимедийный проектор;
-презентация «Великая Отечественная война»;
-фотогалерея «Бессмертный полк» (фотографии земляков не вернувшихся с войны).
Предварительная подготовка:
Тип урока: урок - обобщение
План урока:
Ход урока:
«Хотя сам был украинец и освобождал Белоруссию, но
сказал обо всем вместе, как о России, все разом вложил
в это одно понятие, как в ту пору делали и другие,
воевавшие на всех фронтах русские и нерусские люди»
К. Симонов «Живые и мертвые»
I.Организационный момент
Приветствие. Эмоциональный настрой.
II. Актуализация знаний (блиц опрос)
1. С какими событиями Великой Отечественной войны мы с вами познакомились на предыдущих уроках? (слайды№1,2,3)
2. На что делал ставку Гитлер нападая на СССР? (слайд№4)
3. Как Советские люди встретили войну? (слайд№5)
III. Самоопределение к деятельности
- Посмотрите на экран (видео) « Парад Победы».
- Опираясь на это видео, сформулируем тему нашего урока. (слайд №6,7)
IV. Работа по теме урока
- Через несколько месяцев наша Страна отметит 75-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне. За эти десятилетия в нашем государстве многое изменилось…Распался Советский Союз, переосмыслены итоги правления руководителей нашей страны, пройдёт ещё немного времени и уже не останется в живых участников и очевидцев этих поистине героических событий, однако уже сейчас в мире происходит переоценка итогов Второй мировой войны. Поэтому мы с вами должны знать подлинную историю Великой войны и её героев. Вам было задание: найти фотографии наших земляков, принимавших участие в войне; среди них пять Героев Советского Союза.(слайд№8)
Ученик: (слайд№9)
Непочатых Илья Кириллович
Уроженец села М.Долженково, прошёл службу от солдата до командира роты. В 1943 году дивизия, в которой он находился, была переброшена на 1-й Украинский фронт и вела наступление на Курско-Орловском направлении. В октябре 1943 года роте, которой командовал Илья Кириллович, было дано задание наступать по направлению села Жуковка Вышгородского района Киевской области. Вместе со старшиной Непочатых снял боевую охрану в количестве 10 немецких часовых. При форсировании Днепра был дважды ранен. За выполнение этого задания командование представило его к званию Героя Советского Союза с вручением Ордена Ленина, медали «Золотая Звезда» и медали «За Отвагу». Звание Героя Советского Союза присвоено 10.01.1944 года. Умер в 1994 году.
Ученик: (слайд№10)
Ломакин Алексей Максимович
Родился в с.Дьяконово в семье батрака, добровольцем служил в рядах Красной Армии на фронтах гражданской войны, был в числе организаторов сельхозартели. Был избран первым председателем колхоза имени Первого Мая. В декабре 1943 года Алексей Максимович был призван на фронт. 12 июля 1943 года перед 215 стрелковым полком, в котором служил Ломакин, была поставлена цель - форсировать реку Оку и овладеть деревней Сивково, которая была одним из опорных пунктов сопротивления гитлеровцев. Переправившись через реку и преодолев сплошную стену огня, бойцы, в том числе и Алексей, заняли первую траншею противника, однако цепь атакующих была остановлена пулемётным огнём из вражеского дзота. Видя, как один за другим падают бойцы, Ломакин принял решение уничтожить вражеский дзот. С гранатой в руке, короткими перебежками, падая и вновь вставая, приблизился к дзоту и бросил гранату. Дзот замолчал, но как только пехотинцы поднялись в атаку, вражеский пулемёт вновь ожил. И тогда Алексей сделал бросок и закрыл грудью амбразуру немецкого дзота. Звание Героя Советского Союза присвоено 15 января 1944 года. Посмертно.
Ученик: (слайд№11)
Жеребцов Василий Семёнович
Родился семье крестьянина в с.Мальцево в 1924 году. C 1943 года на фронте – наводчик орудия 786 лёгкого артиллерийского полка. 1 августа 1944 года младший сержант В.С.Жеребцов, заменив выбывшего из строя командира орудия, на самодельном плоту одним из первых на самодельном плоту переправился на Западный берег Вислы. Огнём орудия сопровождал пехоту, подавив несколько огневых точек, миномётную батарею, уничтожил свыше взвода солдат и офицеров противника. Звание Героя Советского Союза присвоено 21 февраля 1945 года. С войны вернулся в п.Прямицыно, с женой воспитали сына и дочь. Умер в 1975 году. Похоронен в Прямицыно.
Ученик: (слайд№12)
Рудаков Сергей Федорович
Уроженец деревни Суходоловка на фронте с августа 1943 года. Командир СУ-76 гвардии младший лейтенант Рудаков в составе самоходного артиллерийского полка форсировал реку Пжешма (Польша) и прикрывал переправу танков и пехоты. 26 января первым в полку прорвался на окраину города Катовице, отразил контратаки противника и удерживал занимаемый рубеж до подхода подкрепления. Звание Героя Советского Союза присвоено 27 июня 1945 года. После окончания Великой Отечественной войны жил в Курске, был женат, воспитал 2 дочери и сына. Похоронен в г.Курске
Ученик: (слайд№13)
Симоненко Алексей Федорович
В 1917 году в простой крестьянской семье появился на свет Алексей Симоненко. Окончив школу, поступил в пединститут, но проучившись всего год, поступает в Чугуевское авиационное училище, которое с отличием заканчивает в мае 1941 года. С августа 1941 года Симоненко Алексей Фёдорович на фронте. Точными ударами с воздуха лично и во главе групп самолётов уничтожал он гитлеровцев, их боевую технику на переднем крае и в тылу. Не раз вылетал он на штурмовку позиций врага. Один из таких вылетов оказался для него последним. После полученного смертельного ранения всё же сумел посадить самолёт на нейтральной полосе. Танкисты доставили его и его воздушного стрелка в госпиталь. Спасти жизнь лётчика не удалось. На боевом счету капитана А.Ф.Симоненко числится 10 уничтоженных танков, 15 повреждённых и выведенных из строя батарей полевой и зенитной артиллерии, 4 взорванных склада с горючим и боеприпасами, 2 уничтоженных железнодорожных эшелона, 50 автомашин и более 300 гитлеровских солдат и офицеров. Звание Героя Советского Союза А.Ф.Симоненко было присвоено 18 августа 1945 года. Посмертно. 1 апреля 1945 года его похоронили с отданием воинских почестей в городе ТОРУНИ.
2. «Судьба человека» - стихи солдат войны.
- Мы вспомнили с вами значительные события той войны, тот вклад, который внесли простые люди для побед на полях сражений. А что чувствовали, о чем переживали солдаты Великой войны? Нашему поколению, не слышавшему разрывов мин, гула пикирующих бомбардировщиков, рева многотонных танков, этого не понять, но представить можно; для этого стоит прочесть стихи солдат, написанных в перерывах между штыковыми атаками, в окопах под плащ – палатками, в блиндажах и землянках… Ученик : (слайд№14) Одним из многих был и стрелок – радист Леонид Вилкомир, 19 июля 1942 года вместе с экипажем самолета он погиб в воздушном бою в районе Новочеркасска.
Мы победим. Мои – слова, Моя – над миром синева, Мои – деревья и кусты, Мои – сомненья и мечты
Пусть на дыбы встает земля, Вопит, и злобствует, и гонит – Меня к своим ногам не склонит, Как в бурю – мачты корабля.
Я буду жить, как я хочу: Свободной птицею взлечу, Глазам открою высоту, В ногах травою прорасту,
В пустынях разольюсь водой, В морях затрепещу звездой, В горах дорогой пробегу. Я – человек, я все смогу!
Ученик : (слайд№15)
Николай Майоров политрук пулеметной роты погиб под Смоленском 8 февраля 1942 года
Нам не дано спокойно сгнить в могиле – Лежать на вытяжку, - и, приоткрыв гробы, Мы слышим гром предупредительной пальбы, Призыв охрипшей полковой трубы С больших дорог, которыми ходили. Мы все уставы знаем наизусть. Что гибель нам? Мы даже смерти выше. В могилах мы построились в отряд И ждем приказа нового. И пусть Не думают, что мертвые не слышат, Когда о них потомки говорят.
3. Работа в группах --- Благодаря людям, не жалевшим ни своего здоровья, ни своей жизни, живем мы с вами. А какой же итог всех этих жертв и страданий? Вы выясните самостоятельно. Класс делиться на 2 группы, в каждой по 3 обучающихся. Первая группа находит в учебнике стр. 345-247 внешнеполитические и внутриполитические последствия. Вторая группа - экономические и социальные последствия. Выступления групп: I группа: внешнеполитические последствия Победа СССР и поражение Германии и ее союзников, повышение международного авторитета СССР, сохранение территориальной целостности и суверенитета СССР, освобождение народов Европы от германской оккупации и восстановление их государственности. Внутриполитические последствия Вхождение в состав СССР новых территорий (Восточная Пруссия, южная часть Сахалина, Курильские острова),наличие у СССР самой мощной армии в мире. II группа: экономические последствия Сожжено, разрушено и разграблено 1710 городов, 70 тыс. сел и деревень, 6 млн. зданий, 40 тыс. больниц, 43 тыс. библиотек, 427 музеев.. Результат войны - слабость экономики СССР, разруха и нужда в послевоенные годы. Социальные последствия. Огромные людские потери: произошло значительное сокращение взрослого трудоспособного населения. Мужское население было подорвано. Понадобилось 10 лет, чтобы население СССР достигло довоенного уровня. IV. Итог урока. Учитель: - Война для Советской страны и ее многонационального народа была самым тяжелым и вместе с тем героическим временем. Она сформировала облик целой эпохи. При всем переплетении света и теней послевоенных десятилетий неизменным остается главное — бессмертный подвиг народа-победителя. Ученик: Владимир Жуков
«Мы просим об одном тебя, историк» Был отступленья путь солдатский горек, как горек хлеба поданный кусок… Людские души обжигало горе, плыл не в заре, а в зареве восток.
Рев траков над ячейкой одиночной других сводил, а нас не свел с ума. Не каждому заглядывали в очи бессмертье и история сама.
Пошли на дно простреленные каски, и ржавчина затворы извела… Мы умерли в болотах под Демянском, чтоб, не старея, Родина жила.
Мы просим об одном тебя историк: копаясь в уцелевших дневниках, не умаляй ни радостей, ни горя – ведь ложь, она как гвозди в сапогах.
- Какие уроки можно вынести из этой войны? (слайд№17)
V. Рефлексия урока - Что понравилось на уроке? - Что не понравилось? - Как вы оцениваете свою работу и работу своей группы? - Ваши пожелания для дальнейшей работы.
Домашнее задание
§34 учебника, написать сочинение на тему «Что необходимо сделать, что бы не допустить повторения такой войны»