Урок истории в 11-м классе
Тема урока: Причины и начало Второй мировой войны. События 1939-1941 г.г.
Цель: Раскрыть причины и характер Второй мировой войны;
дать характеристику ходу боевых действий в 1939-1941 г.г.;
охарактеризовать основные битвы этого периода;
закрепить навыки анализа и сопоставления исторического материала, умений рассматривать исторические явления в конкретно-исторических условиях;
продолжить формирование умений и навыков работы с историческими документами;
воспитывать учащихся в духе патриотизма, национального сознания и достоинства, уважения к историческому прошлому.
Тип урока: усвоение новых знаний.
Учебно-наглядные пособия и оборудование: учебник «Всеобщая истории» 11 класс (автор А.А.Улунян, Е.Ю.Сергеев, М. «Просвещение», 2016), Карты «Вторая мировая война», «Начало 2 мировой войны в Европе» ( сентябрь 1939 - июнь 1941 г.г.), иллюстрации «Начало 2 мировой войны», универсальные карточки-тесты закрепления и повторения учебного материала, кинофрагмент « 2-ая мировая война» I часть.
Основные понятия и термины: « блицкриг», агрессия, Вторая мировая война, оккупация, «Освободительный поход» Красной Армии, Тройственный пакт, «Зимняя война», планы операции «Вайс», «Везерские учения», «Грюн», « Морской лев», «Марита».
Основные даты: 1 сентября 1939 г. - начало Второй мировой войны; ноябрь 1939 г. - присоединение Западной Украины и западной Белоруссии к СССР; ноябрь 1939 г. - март 1940 г.- война между СССР и Финляндией; июнь 1940 г. - присоединение Бессарабии и Северной Буковины к СССР; август 1940 г. - присоединение Латвии, Литвы, Эстонии к СССР; 27 сентября 1940 г. - заключение Тройственного пакта между Германией, Италией и Японией.
Ход урока:
1. Организационный момент:
- приветствие,
- проверка подготовки учащихся к уроку.
2. Актуализация опорных знаний, умений и представлений учащихся.
Короткое вступительное слово учителя.
Задание .
- Объяснить значение понятий: агрессия, оккупация, «блицкриг», Вторая мировая война, пакт Молотова – Риббентропа.
- Записать слова на доске;
- Составить рассказ из этих слов;
- Заслушать несколько учеников;
- Выслушать характеристику этих понятий, данную учителем;
- Сравниваем рассказы учеников с тем, что они услышали от учителя;
- Отмечаем лучшие ответы учеников, которые ближе всего к определениям учителя.
3. Мотивация учебной деятельности:
Вступительное слово учителя. Исторические факты.
Война - страшное и жестокое историческое явление, которое оставляет после себя жертвы и разрушения.
17 век – на войне убито 3 млн. 300 тыс.,
18 век – убито 5 млн.200 тыс.,
19 век – убито 5 млн. 500 тыс.,
20 век – Первая мировая война, убито 10 млн.;
Во Второй мировой войне принимало участие более 60 стран, на территории которых проживало более 80% населения земли. Боевые действия происходили в Европе, Азии, Африке, Океании на площади 22 млн. кв. км на просторах Мирового океана. За годы войны в армии воюющих государств было призвано 110 млн. чел.
По разным источникам на фронтах 2-ой мировой войны погибло от 50 до 65-67 млн. человек, 110 млн. были ранены или изувечены, сиротами стали 42 млн.; около половины погибших составляло мирное население. Материальный ущерб достиг 4 трлн. долларов.
После Второй мировой войны более 100 раз на нашей планете вспыхивали войны. Из 5000 лет цивилизации только 395 были мирными; более 4 млрд. человеческих жизней погибло в пламени войны.
4. Объявление, представление темы и ожидаемых результатов;
- Объявление темы, задач и целей урока;
План урока:
- Причины, характер, периодизация Второй мировой войны;
- Начало Второй мировой войны. Боевые действия в 1939-1941г.г.
1. Причины, характер, периодизация Второй мировой войны.
В целях актуализации знаний учащихся учитель организует опрос в форме беседы по изученному ранее материалу.
Вопросы:
1. В чем проявлялось нарастание напряженности в международных отношениях в 30-е гг.?
2. Когда и почему был заключен договор о ненападении между СССР и Германией?
3. Какие территории вошли в состав СССР накануне войны?
4. В чем проявилась недостаточная подготовка СССР к войне?
5. Дайте общую характеристику внешнеполитического курса СССР в 30-е гг.
А. Причины войны:
Методом «мозговой штурм» определить причины войны. Обобщение ответов учащихся.
Б. Характер войны; (рассказ учителя)
Агрессивные государства стремились к расширению собственных территорий, завоеванию рынков сбыта и источников сырья - то есть достижению мирового господства и установлению «нового порядка». Со стороны этих государств война носила захватнический характер.
Для стран, которые подверглись агрессии и были оккупированы, война была справедливой. Сложнее определить характер войны относительно СССР. В период с 17 сентября 1939 г. по 22 июня 1941 г. он сам выступал в роли агрессора, присоединив к себе значительные территории, к тому времени принадлежавшие Польше, Румынии, Финляндии, а также Прибалтийские государства /Эстония, Латвия, Литва/. Но после нападения Германии СССР вынес на себе основное бремя борьбы с фашистской Германией и для него война носила справедливый характер. Ее по праву назвали Великой Отечественной войной.
В. Периодизация Второй мировой войны.
Учитель объясняет учащимся точки зрения о периодизации Второй мировой войны(Существует несколько вариантов периодизации Второй мировой войны) и предлагает один из вариантов периодизации, а учащиеся заполняют таблицу:
- Мы с вами запишем один из них:
Периодизация Второй мировой войны
Период и хронологические рамки |
Основное содержание периода |
Первый период (1 сентября 1939 г - 22 июня 1941 г) |
От нападения на Польшу до начала Великой Отечественной войны |
Второй период (22 июня 1941 г. - ноябрь 1942г) |
Оборонительные сражения Красной Армии, поражение немцев под Москвой, провал плана "молниеносной войны" |
Третий период (ноябрь 1942 г. - декабрь 1943 г.) |
Коренной перелом в ходе войны |
Четвертый период (январь 1944 г. - 9 мая 1945 г.) |
Разгром фашистской Германии, окончание Великой Отечественной войны |
Пятый период (май 1945 г. - 2 сентября 1945 г.) |
Капитуляция Японии, окончание войны |
2. С началом Великой Отечественной войны учащиеся знакомятся самостоятельно в процессе работы с учебником, выполняя задания.
Выполнение заданий организуется учителем в процессе индивидуальной проверки рабочих тетрадей в ходе самостоятельной работы учащихся.
6. Осмысление новых знаний и умений.
Какое событие 1930-х годов, по вашему мнению, можно считать переломным на пути ко Второй мировой войне? Назовите событие, после которого война стала неизбежной. Аргументируйте свою точку зрения.
7. Систематизация и обобщение новых знаний и умений на преобразующем и творческом уровне:
Используя материалы учебника, отрывки из секретного дополнительного протокола к договору о ненападении между СССР и Германией, а также дополнительную информацию, сравните решения Мюнхенской конференции и подписание пакта Молотова-Риббентропа. Какими мотивами руководствовались участники этих соглашений, заключая договоренности с Германией? Достаточно ли веские обстоятельства вынуждали их принять подобные решения?
Для закрепления полученных знаний учащимся задаются вопросы:
1. Почему началась Вторая мировая война?
2. Каким событием начинается война, когда оно произошло?
Подведение итогов урока:
Закрепить и откорректировать усвоение информации или соответствующих умений и навыков.
Инструктаж домашнего задания:
(задание можно дать конкретным учащимся)
«Разгром Франции», «Воздушная война над Англией», «Битва за Атлантику», «Фашистская агрессия на Балканах», «Советско-финская война», «Сотрудничество СССР и Германии в 1939-1941 г.г.», « Присоединение Прибалтики к СССР».