Кто из нас в далёком безоблачном детстве не отрывал нежные белые лепестки у ромашки, с замиранием сердца ожидая заветный ответ на извечный свой вопрос: любит – не любит? Всем людям очень хочется, чтобы их любили, но, к сожалению, далеко не все умеют отвечать взаимностью на это прекрасное чувство.
Лизонька и Нина знали друг друга уже, казалось, лет сто, а если точнее – с самого детства. Они сначала вместе играли в песочнице, потом вместе ходили в школу, а позже – на свидания с мальчишками из соседнего двора. Лизонька всегда была всеобщей любимицей, с младых ногтей привыкшей к повышенному вниманию к своей персоне. Красавицей доченькой любовалась счастливая мама, души не чаяла в своей внученьке бабушка, восхищались девочкой, похожей на удивительно прекрасную фарфоровую куклу, воспитательницы в детском саду, мальчишки в младших классах не пропускали возможности дёрнуть одноклассницу за косичку, а в старших – заваливали её записками с немного безграмотными, но искренними признаниями в любви. Действительно, Лизонька была чудо как хороша: высокая, тоненькая, словно диковинная эбеновая статуэтка, с густыми блестящими русыми кудрями, отражающими золотистыесолнечные блики, и ярко-синими глазищами, в которых, казалось, опрокинуто само небо, девушка вызывала у окружающих такое чувство, будто им посчастливилось прикоснуться к чему-то неуловимо прекрасному, увидеть подлинный шедевр искусства.
Лизоньку воспитывали мама и бабушка, отец ушёл из семьи, когда ребёнку было едва ли больше годика. Поставив большой жирный крест на личной жизни, женщины всю свою нерастраченную любовь отдавали чаду. И чадо её принимало, правда, без благодарности и взаимности, так как никто её этому не научил. Лизонька росла избалованным и капризным ребёнком, ведь такой ангельски красивой девочке позволялось буквально всё, все шалости легко сходили с рук: она безнаказанно грубила маме и бабушке, обижала соседских детей, требовала дорогих подарков и легкомысленно относилась к учёбе. Две одинокие женщины, ослеплённые своей неистовой любовью к единственной кровиночке, шли на поводу у ребёнка, не умеющего быть благодарным, лишённого великого таланта – таланта любить.
Совсем другой была Нина.Будучи старшим ребёнком в небогатой семье, где кроме неё подрастали ещё трое детей, девочка с самого детства научилась нести ответственность не только за себя, но и за младших братиков. Нина не блистала красотою, внешность имела самую обычную, но вот целеустремлённости и старательности ребёнку было не занимать! На фоне красивой подруги Лизоньки Нина всегда выглядела неприметной серой мышкой, но в её добром, отзывчивом, открытом всему миру сердце не было и намёка на зависть – наоборот, девочка восхищалась Лизонькой, стараясь ей во всём помогать и поддерживать.
После окончания школы неразлучные подружки поступили в пединститут, но если Нина не спала ночами, долго и упорно готовясь к вступительным экзаменам и в итоге самостоятельно сдав их на «отлично», то Лизонька, провалив экзамены,смогла поступить лишь на платное обучение. Пролетали годы, усидчивая Нина, буквально влюблённая в свою будущую профессию преподавателя русского языка и литературы, дни и ночи напролёт корпела над учебниками и конспектами, легкомысленная же Лизонька только посмеивалась над чудачкой подругой. Новые кавалеры и роскошные платья были для красавицы намного важнее и интересней, чем казавшаяся ей скучной и бесполезной учёба.
И вот для девушек, получивших новые блестящие дипломы педагогов, наступил первый рабочий день в школе. Нина очень волновалась, долго стоя дома перед зеркалом и придирчиво изучая свою незатейливую причёску и скромный костюм, подобранный, тем не менее, со вкусом. Сердце то тревожно трепетало, то замирало в груди, когда новая учительница переступила порог 6-Б класса. Глаза молодой женщины и ребят встретились: её – серые, глубокие, на дне которых плескалось волнение – и множество детских глаз – голубых, зелёных и карих, в которых сквозило любопытство. Дети тепло приняли простую и открытую Нину, так увлекательно и душевно рассказывавшую о русских литературных классиках, о шедеврах мировой литературы, об удивительно прекрасном мире, который перед читателями открывают книги, о безграничной силе слова. Благодаря своему безошибочному чутью ребятам удалось разглядеть в скромной учительнице чудесного человека – глубокого, искреннего, настоящего, открытого и готового полюбить их всей душой. И ученики ответили Нине взаимностью.
На учителя возлагается огромная ответственность за вверенные ему детские души, ведь это он должен взрастить в них семена добра, милосердия, уважения к окружающим и безусловной любви к миру, в котором они живут – такому несовершенному, но всё же, такому невыразимо прекрасному! Учитель изучает детей, а они внимательно присматриваются к своему наставнику. Как он одет, в каком настроении, справедлив ли – всё это волнует школьников. Нина с первых же дней стала для ребят «своим» человеком и одновременно – образцом для подражания, любимым учителем, которого по-настоящему уважают ивнимательно слушают, затаив дыхание, чьи уроки ждут с нетерпением. Нина приходила с работы окрылённая, дети её по-настоящему вдохновляли, а она вдохновляла их.
Совсем по-другому складывались отношения с учениками у Лизоньки. Высокомерная и разбалованная, косноязычная, мало что смыслящая в своём предмете молодая учительница начала свой первый урок с конфуза: на глазах у всего класса стала спорить с вихрастым высоким мальчишкой, сделавшим ей резонное замечание о том, что второго тома «Мёртвых душ» Гоголя не существует, так как писатель собственноручно его сжёг. Лизонька опростоволосилась, но некому было её поддержать, сказать, что она самая лучшая и что всегда во всём права. Окружающие больше не восхищались ею. Будучи удивительно чуткими, искренними и бесхитростными созданиями, дети безошибочно чувствуют в сердцах взрослых лукавство и равнодушие. Недаром великий советский педагог А. С. Макаренко говорил: «Не думайте, что вы воспитываете ребёнка только тогда, когда с ним разговариваете, или поучаете его, или приказываете ему. Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни. Малейшие изменения в тоне ребёнок видит или чувствует, все повороты вашей мысли доходят до него невидимыми путями, вы их не замечаете». Ученики, рассмотрев за красивой оболочкой равнодушное эгоистичное сердце, невзлюбили молодую преподавательницу, и та отвечала им полной взаимностью. Её тяготили их вопросы, не вписывающиеся в программу урока, намеченную ею, её тяготила школа и вся русская литература, которую она никогда по-настоящему не любила.
Однажды Нина, поздно возвращавшаяся домой с работы, увидела во дворе свою старинную подругу, сидевшую на скамейке и горько рыдавшую.
– Они меня не любят, – некрасиво растягивая слова, навзрыд произнесла Лизонька. – Они меня просто ненавидят! Но почему?! – молодая женщина искренне недоумевала.
Мудрая и отзывчивая Нина молча обняла худенькие плечи подруги, вздрагивающие от рыданий. Разве можно доходчиво объяснить человеку, привыкшему слышать только себя, почему дети не «приняли» новую учительницу? Но Нина попытается раскрыть своей подруге самый главный секрет детской привязанности и любви. Долгий и откровенный разговор с неудавшимся педагогом девушка начала с такого простого и такого важного вопроса:
– А ты их любишь, Лиза?