Сценарный план урока литературы по теме:
«Стихи и песни о Великой Отечественной войне»
Класс: 8.
Цель: определение значимости поэзии в годы Великой Отечественной войны.
Задачи урока:
Достижение предметных планируемых результатов:
- формирование системы знаний по теме «Великая Отечественная война и литература»;
- обеспечение глубокого понимания творчества поэтов;
Достижение метапредметных планируемых результатов:
- ставить учебную цель и задачи к данному уроку;
- планировать способы и пути достижения учебной цели;
- выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
- корректировать свои действия в связи с условиями урока;
- уметь работать с различными источниками информации, классифицировать и обобщать, делать выводы;
- использовать устную и письменную речь для аргументированного отстаивания своей точки зрения, своих выводов и умозаключений;
Достижение личностных планируемых результатов:
-воспитание патриотизма и любви к своей Родине;
- готовность к самообразованию и саморазвитию;
-формирование уважительного и доброжелательного отношения к памяти о событиях Великой Отечественной войны;
- обучение навыкам коммуникативной компетентности;
Планируемые результаты:
Предметные: Научиться анализировать поэтический текст, делать выводы, синтезировать полученную информацию
УУД:
Познавательные: уметь устанавливать аналогии, ориентироваться в разнообразии способов решения задач.
Регулятивные: формировать ситуацию саморегуляции эмоциональных состояний, т.е. формировать операциональный опыт.
Коммуникативные: Уметь строить монологическое высказывание, формулировать свою точку зрения, адекватно использовать различные речевые средства для решения коммуникативных задач
Личностные: формирование устойчивой мотивации к индивидуальной и коллективной творческой деятельности.
Тип урока: урок «открытия» новых знаний.
Оборудование: тексты стихов и песен о ВОВ, подборка репродукций картин о ВОВ, фонозаписи песен военных лет, тексты стихотворений В.Лебедева – Кумача «Священная война», А.Суркова «В землянке», В Харитонова «День Победы», компьютер, проектор, презентация.
Опережающее домашнее задание: информация об истории создания военных песен.
Ход урока.
I.Орг. момент. Слайд 1
Учитель: Здравствуйте, ребята, уважаемые гости! Сегодня у нас необычный урок -– урок-концерт.
II. Формулировка темы, цели урока обучающимися (слайд 2)
Звучит стихотворение Ленинградский метроном (видеофрагмент)
Музыка: Вениамин Баснера Слова: М. Матусовского
Мне тебя забыть бы надо, |
-Что вы прослушали? Как вы думаете, о чем мы сегодня будем на уроке говорить? --А какие цели поставим?
III. Постановка учебной задачи. Мотивация.
Учитель: Эпиграфом к сегодняшнему уроку я взяла слова Лебедева Кумача:
Кто сказал, что надо бросить
Песню на войне?
После боя сердце просит
Музыки вдвойне.
В. Лебедев-Кумач (1943). (слайд 4)
- Объясните, как вы понимаете эти слова. Ученики дают свои ответы.
IV. Этап изучения нового материала
Вступительное слово учителя: Июнь 1941 года. Мирная жизнь. Лето в разгаре. Страна работала, училась. Сотни тысяч выпускников Советского Союза окончили школу и строили планы на новую жизнь.
Звучит голос Левитана о начале войны
Учитель: Война… Страшное, жестокое время. Время тяжелейших испытаний, неимоверного напряжения сил народа, сражающегося против беспощадного врага. До песен ли в такое тяжелое время? Но, несмотря ни на что, в годы войны их было создано очень много. Написанные эти тяжелые годы, они наполняли жизнь русского человека, звали весь народ к борьбе во имя победы. И сегодня песни военных лет предстают перед нами, слушателями, как памятники истории.
Из обращения писателей Сибири 24 июня 1941 года: « Перо в нашей стране приравнено к штыку. Его остриё мы направили против врага, прославляя нашу священную землю. А если понадобится, и наши жизни будут отданы в бою за Родину». Поэзия надела фронтовую шинель и шагнула в бой.(слайд 5 )
Слово на войне стоило жизни и звучало как никогда весомо. Но как мало мы знаем о людях, сражавшихся с фашистами и павших в борьбе за свободу и независимость нашей Родины. Знаем ли мы, помним ли мы о поэтах, талант которых убила фашистская пуля?
V. Анализ содержания стихов и песен о Великой Отечественной войне Звучит песня «Священная война»
Сообщение ученика: История создания песни Священная война» (приложение)
Учитель:) А вот слова А.Александрова, автора музыки к песне «Священная война»: «Внезапное нападение вероломного врага на нашу Родину вызвало у меня, как у всех советских людей, чувство возмущения, гнева… С первых же дней принялся со святым искренним чувством за создание собственного оружия, которым лучше всего владею - песни…» (слайд 6)
На здании Белорусского вокзала был воздвигнут барельеф, посвященный первому исполнению 26 июня 1941 г. песни А. Александрова и В. Лебедева-Кумача «Священная война». (Слайд7-8)
Вопросы
Учитель: Песни - как люди: у каждой своя судьба, своя биография. Одни умирают, едва появившись на свет, другие вспыхнут ярко, живут и не старятся.
Звучит песня «В землянке».
Сообщение ученика – история создания песни «В землянке» (приложение) (слайд 9)
Учитель: Памятный знак установлен в 1998 году на месте землянки, в которой в ноябре 1941 года фронтовой корреспондент и поэт Алексей Сурков написал стихи, впоследствии ставшие словами песни (слайд 10)
Вопросы:
Учитель: Ребята, вы обратились к родителям, жителям села с вопросом: «Какая военная песня вам больше всего нравится.?.» и получили следующие ответы: (слайд 11)
«День Победы» – 8человек;
«Катюша» - 9человек ;
«Священная война» -4 человека;
«Дороги» - 2 человека;
«Журавли» – 2 человека;
Всего опрошенных -25 человек;
Песня-победитель – «Катюша»
Физминутка.
Учитель: Устали? Сейчас давайте отдохнем и исполним песню – победитель. ( Дети исполняют песню «Катюша») (слайд 12)
Учитель: Шли годы. Война приближалась к концу .
Звучит объявление Левитана о Победе советского народа в Великой Отечественной войне.
Учитель: Среди весны, когда радостно поют птицы, а земля дымится зеленью молодого хлеба, наступает святой для нашей Родины день – 9 мая. Мы вспоминаем тех, кто уплатил непомерную цену во имя нашей Победы. (слайд 13-14)
Сообщение ученика –история создания песни «День победы» (приложение)
Вопросы:
-Какие противопоставления легли в основу текста песни, помогли передать
саму сущность Дня Победы?
Работа с учебником. А теперь поработаем с учебником. Прочитайте стихотворения «Враги сожгли родную хату…», «Дороги», «Здесь птицы не поют, деревья не растут..» . На листах даны описания этих песен.. Соотнесите название с описанием.
Эта песня о солдате-победителе, вернувшемся в родное село, но пафос песни трагический: прошагавший пол-Европы солдат находит на месте своего дома пепелище и могилу любимой на кладбище у околицы… Потрясение воина - победителя огромно. И вместе с солдатом слушатели смахивали слезу.… |
«Враги сожгли родную хату…». |
удивительно теплое и сердечное стихотворение – раздумье, воспоминание о сражениях , об оставшихся на поле боя. |
«Белорусский вокзал»(Здесь птицы не поют, деревья не растут…) |
Стихотворение, воспоминания о пройденных путях – дорогах, песня, помогавшая громить врага, песня, запечатлевшим пафос и величие огненных лет Великой Отечественной войны. Маршал Советского Союза Г.К. Жуков назвал эту песню в числе трёх лучших военных песен – рядом со «Священной войной» и «Соловьями».
|
«Дороги» |
VIII. Этап подведения итогов урока.
Учитель: Минули годы и десятилетия… Но и сейчас мы все с глубоким волнением обращаемся к текстам песен, стихов, написанных в годы войны и о ней.
-Каким же чувством пронизаны стихи и песни о Великой Отечественной войне, прослушанные нами в течение урока?
-Какую тему поднимает каждая из песен?
-Что сближает фронтовые песни с песнями народными?
«Рефлексия»
А теперь создадим «Букет настроения ». Перед вами лежат красные, желтые и голубые цветы. Прикрепите их на вазу .Красный цветок - удовлетворен уроком, урок полезен для меня. Желтый цветок - урок был интересным, я принимал активное участие. Голубой - пользы от урока получил мало.
IX. Этап информации о домашнем задании: . (Слайд 15)
1. Дать письменный ответ на вопрос «Можно ли обойтись на войне без песен?».
2. Составить отзыв на одну из песен о Великой Отечественной войне
3.Прочитать в учебнике стр. Статью о создании песни «Катюша»
Учитель: В нашей школе тоже помнят песни победы, поэтому закончить урок хотелось бы песней «Венский вальс» в исполнении учителя нашей школы Барбышевой Н.П.
Я хотела бы еще раз всех присутствующих здесь поздравить с нашей великой победой и хотела бы вручит на память о нашей встрече всем открытки. Просмотр видеозаписи.
Спасибо за внимание. Урок окончен. (Слайд 16)
Приложение к сценарному плану урока
История создания песни Священная война
Ученик1: 22 июня 1941 года в четыре часа утра первые бомбовые удары нарушили мирный сон российских городов. Началась Великая Отечественная война. А через несколько дней по радио прозвучала, пожалуй, самая суровая и самая яркая из всех военных песен, когда – либо сложенная людьми. Написали её композитор Александр Васильевич Александров и поэт Василий Иванович Лебедев – Кумач и называлась эта песня «Священная война».
Песню исполнил Краснознамённый ансамбль песни и пляски Советской Армии, который сейчас носит имя автора « Священной войны».
Борис Александрович, сын композитора, вспоминал:
« Стихотворение Василия Ивановича Лебедева – кумача было напечатано в газетах на третий день войны. Песня сочинилась очень быстро, на одном вздохе. В Москве тогда оставалась лишь одна группа ансамбля, три другие уже выступали на фронте.
В эту группу Александр Васильевич и принёс новую песню. Понравилась она сразу, разучили её быстро и впервые исполнили на Белорусском вокзале… Вокзал был заполнен бойцами. В походном снаряжении они сидели на скамейках, чемоданах, дымили махоркой – у каждого своя дума… Сначала нас никто не заметил. Но вот – первые такты песни…Знаете, об успехе можно судить не только по аплодисментам. Весь вокзал словно замер. Я стоял рядом с хором и видел, как слушатели буквально впитывали в себя звуки. И вдруг встаёт один, другой, третий… Всё! А потом тишина. Пауза какой – то немыслимой тишины – и шквал. Требовали: «Ещё!» Исполнили ещё раз, потом третий, четвёртый…»
Настанет время – и критики назовут эту песню музыкальной эмблемой Великой Отечественной. А для первых слушателей это была просто песня. Может быть, самая последняя в их жизни. И мурашки бегали по коже от сурового пафоса, вобравшего в себя и горечь, и боль, и гнев людей, переплавленные в неукротимую силу отпора, в то, что поэт так точно назвал «яростью благородной».
История создания песни «В землянке» (слайд 9)
Ученик2: Эта песню сразу же, безоговорочно была принята – и сердцем солдата, и сердцами тех, кто ждал его дома. А стихотворение, из которого она родилась, появилась, в общем – то случайно. Поэт Алексей Сурков написал жене с фронта шестнадцать « домашних» строк.
Написал в сорок первом, в конце ноября, под Истрой, после очень трудного дня, когда пришлось пробиваться из окружения со штабом одного из гвардейских полков.
Так бы и остались эти стихи частью письма, если бы в феврале сорок второго не пришёл во фронтовую редакцию композитор Константин Листов и не стал просить «чего–нибудь, на что можно написать песню». «Чего- нибудь» не оказалось. И тут Сурков, на счастье, вспомнил о стихах, отправленных домой, разыскал их в блокноте и, переписав, отдал Листову.
Через неделю композитор вновь появился в редакции, попросил у фотографа Миши Савина гитару и запел:
Бьётся в тесной печурке огонь,
на поленьях смола, как слеза.
и поёт мне в землянке гармонь
Про улыбку твои и глаза.
Все свободные от работы по выпуску номера слушали, затаив дыхание…
И песня «пошла». По всем фронтам – от Севастополя до Ленинграда и Полярного. Правда, некоторым блюстителям фронтовой нравственности показалось, что строки: « До тебя мне дойти нелегко, а до смерти четыре шага» - упаднические, «разоружающие». Просили и даже требовали про смерть вычеркнуть или отодвинуть её от окопа подальше. Но портить песню было уже поздно. О том, что с песней « мудрят», дознались на фронте, и однажды Сурков получил письмо от шести танкистов – гвардейцев. Танкисты писали: «Мы слышали, что кому – то не нравится строчка «до смерти четыре шага». Напишите для этих людей, что до смерти четыре тысячи английских миль, а нам оставьте так, как есть: мы-то знаем, сколько до неё, до смерти».
Конечно же, сугубо личные строки Суркова совсем не случайно стали популярнейшей песней войны, одной из наивысших лирических удач всей фронтовой поэзии. Уже с первых дней Великой Отечественной поэт чувствовал: солдатское сердце ищет не только лозунга и призыва, но и ласкового, тихого слова, чтобы разрядиться от перегрузки всем тем страшным, что обрушивала на него жестокая действительность.
Люди воспринимали не только смысл стихотворения, но и весь вложенный в него жар сердца, пульсацию крови, волнение, надежду, любовь…
Вот почему если бывшие фронтовики поют про землянку, то даже сегодня они не жалеют для этой песни сердца и не стыдятся слёз.
История создания песни «День победы»
Ученик 3:Песня «День Победы» появилась на свет спустя три десятилетия после того, как отгремели последние залпы Великой Отечественной. Поэт Владимир Гаврилович Харитонов рассказывал:
- Давно мечтал об этой песне. Но всё не находилось главной строчки, которая определила бы весь её строй. И вдруг однажды вырвалось « Это радость со слезами на глазах…» Да, конечно же, именно это самое главное! И тут же, сразу, буквльно на одном дыхании, написал весь припев.
А потом надо было найти начало песни. Я ходил по комнате и вспоминал, вспоминал… Как в двадцать лет стал курсантом пехотного училища и как через год на Волоколамском шоссе рядом с панфиловцами мы сдерживали фашистскую орду… Думали ли мы, мечтали ли тогда о победе? Конечно. Но как бесконечно далеко до неё в ту пору было. Сколько крови, сколько дорогих могил было впереди…
День победы, как он был от нас далёк,
Как в костре потухшем таял уголёк…
Были вёрсты обгорелые в пыли, -
Этот день мы приближали, как могли.
«Этот день мы приближали, как могли…» - совсем не случайно я повторил эту строчку в песне трижды, сделал её рефреном ещё в запеве. Потому что эта мысль для меня важна: ведь именно так было с каждым моим соотечественником… Это и про мою маму, которая все четыре года работала медсестрой в госпитале. И про отца, заслужившего в ту пору орден Ленина. И про мою жену, которая тогда ещё совсем девчонка, на крыше вот этого самого дома на улице Горького тушила зажигалки…
Есть в песне строки, которые тем, кто не воевал, может быть, покажутся неожиданными:
Здравствуй, мама, возвратились мы не все…
Босиком бы пробежаться по росе!...
Но как, наверное, поймут меня ветераны Великой Отечественной, которые тогда, к началу войны, едва успели закончить школу. Как часто грезилось нам – измотанным, пропылённым: сбросить бы кирзу, хоть совсем ненадолго, и, словно в детстве, босиком – по траве, по лужам. ведь совсем ещё недавно солдаты были мальчишками…
Стихи сложились, и я отдал их Давиду Тухманову, с которым мне работается особенно радостно и чей талант ценю очень высоко. Через несколько дней – телефонный звонок: Давид Федорович сообщил, что песня готова.
Песню невозможно слушать без слёз. Тухманов нашёл для неё такую интонацию « тех лет», что она сразу вонзилась в сердце.
С дополнительным материалом можно ознакомиться по ссылке