Автор: Пикалова Юлия Валентиновна
Страна: Российская Федерация
Город: с.Рождественка Тимский район курской области
Организация: МКОУ "Рождественская ООШ им.И.М.Чертенкова"
Проект: Марафон "Великая Победа великого народа"

«Стихи и песни о Великой Отечественной войне»

 

Сценарный план урока литературы  по теме:
«Стихи и песни о Великой Отечественной войне»

Класс: 8.

Цель: определение значимости поэзии в годы Великой Отечественной войны.

Задачи урока:

Достижение предметных планируемых результатов:

- формирование системы знаний  по теме «Великая Отечественная война и литература»;

- обеспечение глубокого понимания творчества поэтов;

Достижение метапредметных планируемых результатов:

- ставить учебную цель и задачи к данному уроку;

- планировать способы и пути достижения учебной цели;

- выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

- корректировать свои действия в связи с условиями урока;

- уметь работать с различными источниками информации, классифицировать и обобщать, делать выводы;

- использовать устную и письменную речь для аргументированного отстаивания своей точки зрения, своих выводов и умозаключений;

Достижение личностных планируемых результатов:

-воспитание патриотизма и любви к своей Родине;

- готовность к самообразованию и саморазвитию;

-формирование уважительного и доброжелательного отношения к памяти о событиях Великой Отечественной войны;

- обучение навыкам коммуникативной компетентности;

Планируемые результаты:

Предметные: Научиться анализировать поэтический текст, делать выводы, синтезировать полученную информацию

УУД:

Познавательные: уметь устанавливать аналогии, ориентироваться в разнообразии способов решения задач.

Регулятивные: формировать ситуацию саморегуляции эмоциональных состояний, т.е. формировать операциональный опыт.

Коммуникативные: Уметь строить монологическое высказывание, формулировать свою точку зрения, адекватно использовать различные речевые средства для решения коммуникативных  задач

Личностные: формирование устойчивой  мотивации к индивидуальной и коллективной творческой деятельности.

Тип урока: урок «открытия»  новых знаний.

Оборудование:  тексты стихов и песен о ВОВ, подборка репродукций картин о ВОВ, фонозаписи песен военных лет, тексты стихотворений В.Лебедева – Кумача «Священная война», А.Суркова «В землянке», В Харитонова «День Победы», компьютер, проектор, презентация.

Опережающее домашнее задание: информация об истории создания военных песен.

                                                                          Ход урока.

I.Орг. момент.   Слайд 1

Учитель: Здравствуйте, ребята, уважаемые гости! Сегодня у нас необычный урок -– урок-концерт.

II. Формулировка  темы, цели  урока обучающимися  (слайд 2)

Звучит стихотворение Ленинградский метроном (видеофрагмент)
Музыка: Вениамин Баснера Слова: М. Матусовского
 

Мне тебя забыть бы надо,
Мне тебя забыть бы надо,
Только всё напоминает
Мне сегодня об одном -
Ленинградская блокада,
Ленинградская блокада,
И стучащий неустанно
Ленинградский метроном.

Здесь нас бомбами глушили,
Здесь нас голодом душили,
Только мы с тобой, мой город,
Были всё-таки сильней.
Нет, мы их не позабыли,
Нет, мы их не позабыли -
Девятьсот ночей блокадных,
Девятьсот блокадных дней.
                                      1977

-Что вы прослушали? Как вы думаете,  о чем мы сегодня будем на уроке говорить? --А какие цели поставим?

III. Постановка учебной задачи. Мотивация.

Учитель: Эпиграфом к сегодняшнему уроку я взяла слова Лебедева Кумача:

Кто сказал, что надо бросить

Песню на войне?

После боя сердце просит

Музыки вдвойне.

В. Лебедев-Кумач (1943). (слайд 4)

- Объясните, как вы понимаете эти слова.     Ученики дают свои ответы.

IV. Этап изучения нового материала

Вступительное слово учителя:  Июнь 1941 года. Мирная жизнь. Лето в разгаре. Страна работала, училась. Сотни тысяч выпускников Советского Союза окончили школу и строили планы на новую жизнь.

                                 Звучит голос Левитана о начале войны

Учитель: Война… Страшное, жестокое время. Время тяжелейших испытаний, неимоверного напряжения сил народа, сражающегося против беспощадного врага. До песен ли в такое тяжелое время?  Но, несмотря ни на что,  в годы войны их было создано очень много.  Написанные эти  тяжелые годы, они наполняли жизнь русского человека, звали весь народ к борьбе во имя победы. И сегодня песни военных лет предстают перед нами, слушателями, как памятники истории.

     Из обращения писателей Сибири 24 июня 1941 года: « Перо в нашей стране приравнено к штыку. Его остриё мы направили против врага, прославляя нашу священную землю. А если понадобится, и наши жизни будут отданы в бою за Родину». Поэзия надела фронтовую шинель и шагнула в бой.(слайд 5 )

 Слово на войне стоило жизни и звучало как никогда весомо. Но как мало  мы знаем о людях, сражавшихся с фашистами и павших в борьбе за свободу и независимость нашей Родины. Знаем ли мы, помним ли мы о поэтах, талант которых убила фашистская пуля?

V. Анализ содержания   стихов и песен о Великой Отечественной войне                                  Звучит песня «Священная война»

      Сообщение ученика: История создания песни Священная война» (приложение)

 Учитель:) А вот слова А.Александрова, автора музыки к песне «Священная война»: «Внезапное нападение вероломного врага на нашу Родину вызвало у меня, как  у всех советских людей, чувство возмущения, гнева… С первых же дней принялся со святым искренним чувством за создание собственного оружия, которым лучше всего владею - песни…» (слайд 6)

  На здании Белорусского вокзала был воздвигнут барельеф, посвященный первому исполнению 26 июня 1941 г. песни А. Александрова и В. Лебедева-Кумача «Священная война».      (Слайд7-8)

Вопросы

  1. Как вы думаете, какие строчки были особенно близки людям, услышавшим эту песню перед отправлением на фронт?
  2. как вы понимаете значение словосочетаний: «священная война» и « благородная ярость»?

Учитель: Песни - как люди: у каждой своя судьба, своя биография. Одни умирают, едва появившись на свет, другие вспыхнут ярко, живут и не старятся.

                              Звучит песня «В землянке».

Сообщение ученика – история создания  песни «В землянке» (приложение)    (слайд 9)

 Учитель: Памятный знак установлен в 1998 году на месте землянки, в которой в ноябре 1941 года фронтовой корреспондент и поэт Алексей Сурков написал стихи, впоследствии ставшие словами песни (слайд 10)

Вопросы:

  1. В чём секрет любви многих поколений, в том числе и невоенных, к песне на стихи А.Суркова?  
  2. Какое прямое и символическое значение имеет слово «вьюга» в последнем четверостишии?


Учитель: Ребята, вы обратились к  родителям, жителям  села  с вопросом: «Какая военная песня вам больше всего нравится.?.» и получили следующие ответы:  (слайд 11)

«День Победы» – 8человек;

«Катюша» - 9человек ;

«Священная война» -4 человека;

«Дороги»  - 2 человека;

«Журавли» – 2 человека;

Всего опрошенных -25 человек;

 

Песня-победитель – «Катюша»

Физминутка.

 Учитель: Устали? Сейчас давайте отдохнем и исполним песню – победитель. ( Дети  исполняют песню  «Катюша») (слайд 12)

Учитель: Шли годы. Война приближалась к концу .

  Звучит  объявление  Левитана о Победе советского народа в Великой Отечественной войне.

Учитель: Среди весны, когда радостно поют птицы, а земля дымится зеленью молодого хлеба, наступает святой для нашей Родины день – 9 мая. Мы вспоминаем тех, кто уплатил непомерную цену во имя нашей Победы. (слайд 13-14)

    Сообщение ученика –история создания  песни «День победы» (приложение)

Вопросы:

 -Какие противопоставления легли в основу текста песни, помогли передать  

 саму сущность Дня Победы?

  1. Этап первичного закрепления знаний.

Работа с учебником. А теперь поработаем с учебником. Прочитайте стихотворения «Враги сожгли родную хату…»,  «Дороги»,  «Здесь птицы не поют, деревья не растут..» . На листах  даны описания этих песен.. Соотнесите название с описанием.

Эта песня о солдате-победителе, вернувшемся в родное село, но пафос песни трагический:  прошагавший пол-Европы солдат находит на месте своего дома пепелище и могилу любимой на кладбище у околицы…  Потрясение воина - победителя огромно. И вместе с солдатом слушатели смахивали слезу.… 

«Враги сожгли родную хату…».

удивительно теплое  и сердечное стихотворение – раздумье, воспоминание о сражениях , об оставшихся на поле боя.

«Белорусский вокзал»(Здесь птицы не поют, деревья не растут…)

Стихотворение, воспоминания о пройденных путях – дорогах, песня, помогавшая громить врага, песня, запечатлевшим пафос и величие огненных лет Великой Отечественной войны. Маршал Советского Союза Г.К. Жуков назвал эту песню в числе трёх лучших военных песен – рядом со «Священной войной» и «Соловьями».

 

«Дороги»

VIII. Этап подведения итогов урока.

Учитель: Минули годы и десятилетия… Но и сейчас мы все с глубоким волнением обращаемся к текстам песен, стихов, написанных в годы войны и о ней.

-Каким же чувством пронизаны стихи и песни о Великой Отечественной войне, прослушанные нами в течение урока?

-Какую тему поднимает каждая из песен?

-Что сближает фронтовые песни с песнями народными?

«Рефлексия»

А теперь создадим «Букет настроения ». Перед вами лежат  красные, желтые и голубые цветы.  Прикрепите  их на вазу  .Красный цветок - удовлетворен уроком, урок полезен для меня. Желтый цветок - урок был интересным, я принимал активное участие.   Голубой - пользы от урока получил мало. 

IX. Этап информации о домашнем задании: . (Слайд 15)

1. Дать письменный ответ на вопрос «Можно ли обойтись на войне без песен?».

2.  Составить отзыв на одну из песен о Великой Отечественной войне

3.Прочитать в учебнике стр.  Статью о создании песни «Катюша»

Учитель: В нашей школе тоже помнят песни победы, поэтому закончить урок хотелось бы песней «Венский вальс» в исполнении учителя нашей школы Барбышевой Н.П.

  Я хотела бы еще раз всех присутствующих здесь поздравить с нашей великой победой и хотела бы вручит на память о нашей встрече всем открытки. Просмотр  видеозаписи.

Спасибо за внимание. Урок окончен. (Слайд 16)


Приложение к сценарному плану урока

История создания песни Священная война

Ученик1: 22 июня 1941 года в четыре часа утра первые бомбовые удары нарушили мирный сон российских городов. Началась Великая Отечественная война. А через несколько дней по радио прозвучала, пожалуй, самая суровая и самая яркая из всех военных песен, когда – либо сложенная людьми. Написали её композитор Александр Васильевич Александров и поэт Василий Иванович Лебедев – Кумач и называлась эта песня «Священная война».

  Песню исполнил Краснознамённый ансамбль песни и пляски Советской Армии, который сейчас носит имя автора « Священной войны».

  Борис Александрович, сын композитора, вспоминал:

  « Стихотворение Василия Ивановича Лебедева – кумача было напечатано в газетах на третий день войны. Песня сочинилась очень быстро, на одном вздохе. В Москве тогда оставалась лишь одна группа ансамбля, три другие уже выступали на фронте.

  В эту группу Александр Васильевич и принёс новую песню. Понравилась она сразу, разучили её быстро и впервые исполнили на Белорусском вокзале… Вокзал был заполнен бойцами. В походном снаряжении они сидели на скамейках, чемоданах, дымили махоркой – у каждого своя дума… Сначала нас никто не заметил. Но вот – первые такты песни…Знаете, об успехе можно судить не только по аплодисментам. Весь вокзал словно замер. Я стоял рядом с хором и видел, как слушатели буквально впитывали в себя звуки. И вдруг встаёт один, другой, третий… Всё! А потом тишина. Пауза какой – то немыслимой тишины – и шквал. Требовали: «Ещё!» Исполнили ещё раз, потом третий, четвёртый…»

  Настанет время – и критики назовут эту песню музыкальной эмблемой Великой Отечественной. А для первых слушателей это была просто песня. Может быть, самая последняя в их жизни. И мурашки бегали по коже от сурового пафоса, вобравшего в себя и горечь, и боль, и гнев людей, переплавленные в неукротимую силу отпора, в то, что поэт так точно назвал «яростью благородной».

История создания  песни «В землянке» (слайд 9)

Ученик2: Эта песню сразу же, безоговорочно была принята – и сердцем солдата, и сердцами тех, кто ждал его дома. А стихотворение, из которого она родилась, появилась, в общем – то случайно. Поэт Алексей Сурков написал жене с фронта шестнадцать « домашних» строк.

Написал в сорок первом, в конце ноября, под Истрой, после очень трудного дня, когда пришлось пробиваться из окружения со штабом одного из гвардейских полков.

     Так бы и остались эти стихи частью письма, если бы в феврале сорок второго не пришёл во фронтовую редакцию композитор Константин Листов и не стал просить «чего–нибудь, на что можно написать песню». «Чего- нибудь» не оказалось. И тут Сурков, на счастье, вспомнил о стихах, отправленных домой, разыскал их в блокноте и, переписав, отдал Листову.

     Через неделю композитор вновь появился в редакции, попросил у фотографа Миши Савина гитару и запел:

                           Бьётся в тесной печурке огонь,

                           на поленьях смола, как слеза.

                           и поёт мне в землянке гармонь

                           Про улыбку твои и глаза.

     Все свободные от работы по выпуску номера слушали, затаив дыхание…

     И песня «пошла». По всем фронтам – от Севастополя до Ленинграда и Полярного. Правда, некоторым блюстителям фронтовой нравственности показалось, что строки: « До тебя мне дойти нелегко, а до смерти четыре шага» - упаднические, «разоружающие». Просили и даже требовали про смерть вычеркнуть или отодвинуть её от окопа подальше. Но портить песню было уже поздно. О том, что с песней « мудрят», дознались на фронте, и однажды Сурков получил письмо от шести танкистов – гвардейцев. Танкисты писали:  «Мы слышали, что кому – то не нравится строчка «до смерти четыре шага». Напишите для этих людей, что до смерти четыре тысячи английских миль, а нам оставьте так, как есть: мы-то знаем, сколько до неё, до смерти».

      Конечно же, сугубо личные строки Суркова совсем не случайно стали популярнейшей песней войны, одной из наивысших лирических удач всей фронтовой поэзии. Уже с первых дней Великой Отечественной поэт чувствовал: солдатское сердце ищет не только лозунга и призыва, но и ласкового, тихого слова, чтобы разрядиться от перегрузки всем тем страшным, что обрушивала на него жестокая действительность.

    Люди воспринимали не только смысл стихотворения, но и весь вложенный в него жар сердца, пульсацию крови, волнение, надежду, любовь…

    Вот почему если бывшие фронтовики поют про землянку, то даже сегодня они не жалеют для этой песни сердца и не стыдятся слёз.

                             История создания  песни «День победы»

 Ученик 3:Песня «День Победы» появилась на свет спустя три десятилетия после того, как отгремели последние залпы Великой Отечественной. Поэт Владимир Гаврилович Харитонов рассказывал:

    - Давно мечтал об этой песне. Но всё не находилось главной строчки, которая определила бы весь её строй. И вдруг однажды вырвалось « Это радость со слезами на глазах…» Да, конечно же, именно это самое главное! И тут же, сразу, буквльно на одном дыхании, написал весь припев.

      А потом надо было найти начало песни. Я ходил по комнате и вспоминал, вспоминал… Как в двадцать лет стал курсантом пехотного училища и как через  год на Волоколамском шоссе рядом с панфиловцами мы сдерживали фашистскую орду… Думали ли мы, мечтали ли тогда о победе? Конечно. Но как бесконечно далеко до неё в ту пору было. Сколько крови, сколько дорогих могил было впереди…

                                       День победы, как он был от нас далёк,

                                       Как в костре потухшем таял уголёк…

                                       Были вёрсты обгорелые в пыли, -

                                       Этот день мы приближали, как могли.

     «Этот день мы приближали, как могли…» - совсем не случайно я повторил эту строчку в песне трижды, сделал её рефреном ещё в запеве. Потому что эта мысль для меня важна: ведь именно так было с каждым моим соотечественником… Это и про мою маму, которая все четыре года работала медсестрой в госпитале. И про отца, заслужившего в ту пору орден Ленина. И про мою жену, которая тогда ещё совсем девчонка, на крыше вот этого самого дома на улице Горького тушила зажигалки…

     Есть в песне строки, которые тем, кто не воевал, может быть, покажутся неожиданными:

                                    Здравствуй, мама, возвратились мы не все…

                                    Босиком бы пробежаться по росе!...

     Но как, наверное, поймут меня ветераны Великой Отечественной, которые тогда, к началу войны, едва успели закончить школу. Как часто грезилось нам – измотанным, пропылённым: сбросить бы кирзу, хоть совсем ненадолго, и, словно в детстве, босиком – по траве, по лужам. ведь совсем ещё недавно солдаты были мальчишками…

    Стихи сложились, и я отдал их Давиду Тухманову, с которым мне работается особенно радостно и чей талант ценю очень высоко. Через несколько дней – телефонный звонок: Давид Федорович сообщил, что песня готова.

     Песню невозможно слушать без слёз. Тухманов нашёл для неё такую интонацию « тех лет», что она сразу вонзилась в сердце.


С дополнительным материалом можно ознакомиться по ссылке

88 Мне нравится
Поделиться:
 

Оставить комментарий