Возраст детей: 8-15 лет. Срок реализации: 3 года
Пояснительная записка
Образовательная программа школьного краеведческого музея модифицированная, имеет туристско - краеведческую направленность и разработана на основе авторской программы Л.А. Болотиной «Программы для учреждений дополнительного образования детей» М:, ГОУ ЦРСДДОД, 2002 г.
Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность и особенности программы.
Современное общественное развитие России остро поставило задачу духовного возрождения нации. Особую актуальность этот вопрос приобрёл в сфере патриотического воспитания молодёжи. Программа патриотического воспитания молодёжи всё чаще определяется как одна из приоритетных в современной молодёжной политике.
Одной из важнейших задач современной школы, ведь детство и юность – самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине.
Сегодня патриотизм идентифицируется с такими личностными качествами, как любовь к большой и малой Родине, уважение семейных традиций, готовность выполнить конституционный долг перед Родиной.
Важной частью школьной жизни, эффективным средством воспитания и обучения является школьный музей. Музей – это особый мир, особая атмосфера. Деятельность музея сплачивает детей и взрослых, придаёт воспитательному процессу совершенно новое качество. Музей формирует чувство причастности и уважения к прошлому, целостное отношение к культурно – историческому наследию. Музей можно сравнить с книгой памяти, ведь собранные в них документы и предметы хранят память прошлого, передают её как эстафету нашим потомкам, поддерживают и развивают связь, нить времён и поколений. Это расширяет возможности учебно – воспитательной работы с обучающимися, так как является одной из нетрадиционных форм активной работы, учитывающей поставленные воспитательные задачи, специфику работы и возрастные особенности обучающихся. Именно использование краеведения поможет обучающемуся стать настоящим гражданином своей страны.
Музей даёт огромные возможности для решения не только воспитательных задач, но и образовательных и развивающих, сочетать несколько видов работы, проводить комбинированные занятия. В процессе реализации всех форм учебной и воспитательной работы с привлечением музейной педагогики достигается главная цель – воспитание гражданина и патриота. Так, человек становится Человеком, а Родина становится Отечеством.
Образовательная программа работы школьного музея направлена на неустанную работу по созданию у обучающихся чувства гордости за свою родину и свой народ, уважения к его свершениям и достойным страницам прошлого.
Цель программы:
Задачи программы:
Этапы реализации программы
Первый этап — информационно-познавательный (2017–2018 уч. год).
На этом этапе осуществляется сбор краеведческого материала, оформляются
экспозиции музея, проводится подготовка экскурсоводов.
Второй этап — операционно-деятельностный (2018–2019 уч. год).
На этом этапе активисты музея овладевают навыками и умениями сбора информации через интервьюирование, анкетирование, работу с архивными и музейными материалами, проводят экскурсии, выступают с лекциями, пишут исследовательские работы, готовят проекты.
Третий этап - обобщающий (2019-2020 уч.год).
На этом этапе соотносятся результаты реализации программы с поставленными целью и задачами и определяются перспективы и пути дальнейшего развития патриотического воспитания.
Возраст обучающихся:
Программа рассчитана на обучающихся школы 2- 9 классов (8-15 лет), интересующихся историей родного края, ведущих поисковую и исследовательскую работу. Состав группы - переменный. Особенности набора детей - свободный. Количество обучающихся-8.
Сроки реализации программы: 2017- 2020 уч.год.
Формы и режим занятий:
- экскурсии;
- беседы;
- поисковая работа;
- оформительская работа;
- сбор фотоматериалов;
- создание компьютерных презентаций;
-фото и видеосъемка.
Общее количество часов в год- 68 часов, количество часов неделю-2.
Методы организации деятельности:
Направления работы школьного музея:
- поисково-исследовательская деятельность;
- учет и хранение фондов;
- экспозиционная деятельность;
- просветительская деятельность.
Поисково-исследовательская деятельность.
Данное направление работы предполагает непосредственное участие обучающихся и учителей в поисково-исследовательской работе по возрождению истории родного края.
Учет и хранение фондов.
Основные задачи данного направления работы музея:
- создать необходимые условия для обеспечения сохранности фондов и сведений о них;
- правильно оформлять основную музейную документацию;
- точно записывать сведения о происхождении предмета, его связях с определенными историческими фактами и людьми;
- организовать прием музейных предметов.
Экспозиционная деятельность.
Результатом поисково-исследовательской работы обучающихся становится создание музейной экспозиции. Главная задача данного направления — способствовать повышению научного и эстетического уровня экспозиций.
Просветительская работа.
Главная задача данного направления — вовлечение в работу музея значительного числа школьников, учителей. Для этого необходимо:
- продолжить обучение обучающихся методам поисково-исследовательской работы;
- проводить в музее совместные мероприятия: встречи, вечера, конференции, беседы, литературно-исторические композиции, экскурсии;
- использовать материалы музея на уроках истории, краеведения, русской литературы, изобразительного искусства, технологии, на уроках в начальных классах.
Ожидаемые результаты:
Механизм реализации программы:
№ |
Категория детей |
Организационно-содержательные формы работы |
1. |
«Школа музееведения» |
|
2. |
Совет музея |
|
3. |
Экскурсионно-лекторская группа |
|
4. |
Фондовая группа |
|
5. |
Поисковая группа |
|
Формы подведения итогов реализации программы:
Определённые навыки, умения, полученные в результате музейной работы, а также знания, приобретённые на многочисленных и разноплановых мероприятиях музея, ребята успешно реализовывают и находят им практическое применение. Музейщики создают различные тематические выставки, проводят по ним экскурсии для обучающихся школы, придумывают и организовывают разные мероприятия, становятся участниками исследовательских проектов и принимают участие в районных, областных и всероссийских конкурсах.
Партнеры по реализации программы:
Учебно- тематический план
1 год обучения
№ |
Теоретическая часть |
Общее количество часов |
теория |
Практика |
|
О чем рассказывает музей |
2 |
|
|
|
Инструктаж по ОТ. |
1 |
1 |
- |
|
История создания музея. Основные разделы. |
1 |
1 |
- |
|
Село Рождественка в прошлом и настоящем. |
9 |
|
|
|
Введение. |
1 |
- |
1 |
|
Этапы развития села. |
1 |
1 |
- |
|
Люди нашего села. |
2 |
2 |
- |
|
Село сегодня. |
2 |
1 |
1 |
|
Составление альбома и компьютерной презентации о родном селе. |
3 |
1 |
2 |
|
Школа вчера и сегодня. |
9 |
|
|
|
Этапы развития школы. |
1 |
1 |
- |
|
Жизнь школы. |
1 |
1 |
- |
|
Наши учителя( работающие и ветераны). |
2 |
2 |
- |
|
Школа сегодня. |
2 |
- |
2 |
|
Продолжение составления альбома о школе. Создание компьютерной презентации о школе. |
3 |
1 |
2 |
|
Наше село в годы ВОВ. |
8 |
|
|
|
Земляки- участники ВОВ. |
2 |
2 |
- |
|
Работники тыла. |
1 |
1 |
- |
|
Наши ветераны. |
1 |
1 |
- |
|
Создание компьютерной презентации о селе в годы ВОВ. |
4 |
1 |
3 |
|
Земляки- участники локальных войн. |
6 |
|
|
|
Введение |
1 |
- |
1 |
|
Участники афганской и чеченской войн. |
2 |
2 |
- |
|
Создание компьютерной презентации об участниках локальных войн. |
3 |
1 |
2 |
|
Итого |
34 |
20 |
14 |
2 год обучения
№ |
Теоретическая часть |
Общее количество часов |
теория |
Практика |
|
История нашего народа. |
13 |
|
|
|
Традиции и обряды. |
2 |
1 |
1 |
|
Составление родословных. |
3 |
1 |
2 |
|
Исследовательская работа «История моего народа». |
4 |
1 |
3 |
|
Создание компьютерной презентации «Мой народ». |
4 |
1 |
3 |
|
Работа в музее. |
37 |
|
|
|
Где и как собирать материал для музея. |
2 |
1 |
1 |
|
Как записывать воспоминания. |
3 |
1 |
2 |
|
Изучение документов. |
3 |
2 |
1 |
|
Учет и хранение материалов. |
3 |
2 |
1 |
|
Экскурсии по родным местам. |
9 |
|
9 |
|
Итого
3 год обучения |
33 |
10 |
23 |
|
Как оформить выставку, экспозицию. |
3 |
1 |
2 |
|
Как подготовить экскурсию. |
3 |
2 |
1 |
|
Как вести экскурсию. |
3 |
1 |
2 |
|
Как работать с архивными материалами. |
2 |
1 |
1 |
|
Создание компьютерной презентации «Школьный музей». |
5 |
2 |
3 |
|
Выявление и сбор материалов. |
4 |
1 |
3 |
|
Учет и шифрование собранного материала. |
3 |
1 |
2 |
|
Оформление экспозиции по собранным материалам. |
3 |
1 |
2 |
|
Экскурсии по родным местам. |
9 |
|
9 |
|
Итого |
35 |
10 |
25 |
ПЛАН РАБОТЫ
«Школы музееведения»
Цель: формирование и развитие интереса к деятельности музея.
Задачи: 1. Общее знакомство с деятельностью музея.
2.Стимулирование интереса и положительной мотивации на проявление личной активности в разносторонней деятельности музея.
Дата |
Тема занятия и содержание |
Количество часов |
|
теория |
практика |
||
Сентябрь |
Беседа: «Музеи, их значимость». |
1 |
|
Ноябрь |
Утверждение законов нового коллектива.
|
1 |
|
Январь
|
Знакомство с музеем (обзорная экскурсия по школьному музею). |
1 |
1 |
Март |
Беседа: «Музея арсенал – музейный предмет, музейный экспонат (наглядное сопровождение)». Беседа: «Обязанность музейщика – составить акт приёма предмета и умение правильно описать музейный предмет». |
1
1 |
1 |
Май
|
Беседа: Фонды музея: ● основной фонд: вещественные, письменные источники (знакомство с книгой основного фонда); ● научно-вспомогательный фонд музея, его состав (знакомство с книгой вспомогательного фонда). |
1 |
1 |
Май
|
«Подводим итог работы Школы музееведения» 1. Слушаем написанные отзывы ребят о проделанной работе. Анализируем. 2. Пожелания в дальнейший план работы. |
|
1
1 |
|
Всего: |
11 |
часов |
Ожидаемые результаты:
Обучающиеся должны
знать:
• общие сведения о музее и его деятельности;
• музейную терминологию.
уметь:
• составить акт приёма музейного предмета, описать его, изготовить паспорту
ПЛАН РАБОТЫ
экскурсионно-лекторской группы
Цель: 1. Организация активной, осознанной, социально полезной деятельности по изучению и пропаганде знаний по истории города, края, страны.
2. Создание условий для всестороннего развития личности и обеспечение процесса становления и проявления творческой индивидуальности обучающихся.
Задачи: 1. Воспитание любви к родному городу, краю и Отечеству.
2. Способствовать развитию познавательных интересов обучающихся.
3. Содействовать развитию желания у обучающихся вносить свой вклад в общее дело и развивать творческую деятельность.
Дата |
Тема занятия и содержание |
Количество часов |
|
теория |
практика |
||
Сентябрь |
Работа с экскурсоводами: • экскурсия «Здравствуй, музей!» |
|
1 |
|
Групповые занятия «Экскурсия – основная форма культурно-массовой работы музея». 1. Виды и особенности экскурсий. 2. Знакомство с экспозицией музея. |
1 1 |
|
Октябрь
|
Работа с ведущими: • экскурсия «Мой школьный дом» (Путешествие по школе); |
|
1 |
|
Групповые занятия «Экскурсия должна быть интересной, а экскурсовод – талантлив!» 1. Искусство и техника ведения экскурсии. 2. Требования к экскурсоводу. |
1 1 |
|
Ноябрь |
Работа с ведущими: • урок мужества «Война стояла у ворот столицы осаждённой!» |
|
1 |
Январь |
Работа с ведущими: • беседа «Пионерское детство наших учителей – учителей школы». |
|
1 |
Февраль |
Работа с ведущими: • патриотический час « День освобождения нашего села от немецко- фашистских захватчиков» |
|
1 |
Март |
Работа с ведущими: • патриотический час «Учителя - участники ВОВ» |
|
1 |
Апрель |
Творческая деятельность. Подготовка к мероприятиям мая: тематической программе, посвящённой Дню Победы и празднику, посвящённому ветеранам Великой Отечественной войны. |
|
1 |
Май |
Итоговое занятие. Обмен мнениями. Анализ. Новые ориентиры. |
|
1 |
|
Всего: |
12 |
часов |
Ожидаемые результаты:
Обучающиеся должны
знать:
• как грамотно и правильно провести экскурсию, лекцию и их содержание.
уметь:
• грамотно излагать материал по предлагаемой теме и передавать свои знания широкой аудитории, находить с ней контакт, отвечать на вопросы;
• в ходе экскурсии обращать внимание на фотографии и экспонаты.
ПЛАН РАБОТЫ
оформительской группы
Цель: создание условий для всестороннего развития личности и обеспечение процесса становления и проявления творческой индивидуальности обучающихся.
Задачи: 1. Способствовать развитию познавательных интересов обучающихся.
2. Содействовать развитию желания у обучающихся вносить свой вклад в общее дело и развивать творческую деятельность.
Дата |
Название временных выставок |
Количество часов |
|
|
теория |
практика |
|
||
Сентябрь
|
Организация выставочной работы в музее: планирование, подбор экспонатов, создание или монтаж модели выставки, оформление.
|
1 |
1
|
|
Октябрь
|
Оформление фото-экспозиции «Мое село» |
1 |
1 |
|
Ноябрь
|
Оформление выставки «День народного единства» |
|
1
|
|
Декабрь |
Оформление выставки «День Неизвестного солдата» |
|
1 |
|
Февраль |
Мини-экспозиция «День освобождения нашего села от немецко- фашистских захватчиков» |
1 |
1 |
|
Март
|
Оформление выставки «День Памяти нашего земляка Чертенкова И.М.» |
1 |
1
|
|
Май
|
Итоговое занятие. Обмен мнениями. Анализ. Новые ориентиры. |
|
1 |
|
Всего: 11 часов |
Ожидаемые результаты:
Обучающиеся должны
знать:
• как грамотно и правильно оформить стендовую и витринную выставку.
уметь:
• эстетично оформить и стендовую и витринную выставку;
• грамотно составить и оформить этикетку к фотографии или экспонату.
Содержание программы.
О чем рассказывает музей.
Инструктаж по ОТ.
История создания музея. Где, как и кто начал собирать экспонаты.
Основные разделы музея. Знакомство с разделами музея, экспозициями.
Село Рождественка в прошлом и настоящем.
Введение. Экскурсия по селу.
Этапы развития села. Знакомство с этапами развития села: до гражданской войны, во время и после гражданской войны, коллективизация, ВОВ, село сегодня.
Люди нашего села. Дети войны, ветераны труда, знаменитые выходцы из села.
Село сегодня. Развития села, перспективы.
Составление альбома о селе.
Создание компьютерной презентации « Мое село».
Школа вчера и сегодня.
Введение.
Этапы развития школы. Открытие первой школы, первые учителя, 7-л школа, 8 –л школа, основная школа.
Жизнь школы. Участие школы в конкурсах, призеры, достижения.
Наши учителя. Учителя- ветераны, их биография, работающие учителя, их достижения.
Школа сегодня. Фоторепортаж.
Продолжение составление альбома о школе.
Создание компьютерной презентации о школе.
Наше село в годы ВОВ.
Земляки- участники войны. Изучение списков участников ВОВ, погибших, пропавших без вести, выживших, доработка анкет.
Труженики тыла. О людях вынесших все тяготы войны в тылу.
Земляки- участники локальных войн.
Введение. Экскурсия к участникам локальных войн, интервью.
Участники афганской и чеченской войн. Знакомство с альбомами, обновление.
Создание компьютерной презентации « Время выбрало нас».
История моего народа.
Традиции и обряды. Изучение традиций и обрядов.
Исследовательская работа « История моего народа». Выполнение работ по изученным темам.
Создание компьютерной презентации « История моего народа».
Работа в музее.
Где и как собирать материал для музея. Как правильно собирать материалы, как сортировать.
Как записывать воспоминания. Правила записи воспоминаний.
Изучение документов.
Учет и хранение материалов. Как правильно хранить материал, шифрование.
Как оформить выставку, экспозицию. Правила оформления выставки, экспозиций.
Как вести экскурсию. Правила ведения экскурсии. Заготовка текстов.
Как работать с архивным материалом.
Создание компьютерной презентации « Школьный музей».
Выявление и сбор материала. Экскурсия по близлежащим селам и сбор материала у старожилов.
Оформление экспозиции по собранным материалам.
Методическое обеспечение программы:
1. Наличие материалов для проведения экскурсий, бесед, музейных уроков и других мероприятий музея.
2. Разработки, сценарии конкретных мероприятий.
3.Наглядные материалы, наличие подготовленных выставок для мероприятий.
4. Задания музея классам по конкретным направлениям.
5. Слайд-материалы по предлагаемым темам.
Список литературы
1. Ванслова Е. Г., Музейная педагогика//Воспитание школьников. – 2000. – №5. – с. 27 – 42;
2. Касимова Т. А., Яковлев Д. Е., Патриотическое воспитание школьников. Методическое пособие. Москва. Айрес-пресс. 2005;
3. Каменкова Л., Как воспитать патриота//Народное образование. – 1999. –
№ 5. – С.249);
4. Курашкина Р. А., Программа воспитания школьников «Я гражданин России»//Классный руководитель.– 2006.– №3.– С.64 – 76;
5. Медведева Е. Б., Становление музейной педагогики в Германии и России. Дисс. … канд. Ист. Наук. – М., 1999;
6. Музей в школе: практикум: Сб. статей//Под общей редакцией Е. В. Алексеевой, – М., 2006;
7. Музей образовательного учреждения. Проблемы, опыт, перспективы: сборник нормативно-правовых и методических материалов//Автор-составитель Орлова В. А. Новосибирск. Изд-во НИПКиПРО, 2004;
8. Новорусский М. В., Музеи и их образовательное значение. В помощь семье и школе. – М., 1911;
9. Волкогонов Д. А., О героях и героическом. – М., 1977;
10. Еськов Г. С., Ратный подвиг во имя Родины. – М., 1999;
11. Зуев М. Н., История России с древнейших времён до конца XX века: справочник по истории для школьников и поступающих в вузы. – М., 2000;
12. История России в лицах и датах: словарь-справочник. – СПб., 1995.