Каждый человек в детстве мечтает кем-нибудь стать: врачом, космонавтом, продавцом. Я тоже мечтала и мечтала стать учителем. Моя мечта сбылась и вот уже 22 года я в школе.8 лет я работаю в сельской школе учителем истории и обществознания. Смыслом моей жизни стал ученик. Именно он определил мою жизненную позицию. Работая с ним, я имею возможность развиваться творчески, самосовершенствоваться во всех сферах жизни.
За это годы поняла, что учитель – это не просто профессия. Это образ жизни. И все, что справедливо для меня как для человека, есть и мои педагогические принципы. Каковы они? Прежде всего, желание творить. Творчество во всем – вот один из моих принципов. Ведь придумывать, сочинять, фантазировать – это естественное желание каждого ребенка. Тут я иду рука об руку с моими воспитанниками. И если честно, постоянно учусь у них новому. Так что не известно еще, кто из нас чей воспитанник!
Да и предметы, которые я преподаю, тоже основываются на системности. Конечно, предметы, преподаваемые мною, учат ориентироваться в межличностных отношениях, помогают развивать социальный интеллект, формировать умение адаптироваться в новых условиях, развивать эмоциональную сферу ребенка. Тем не менее, мир наш и общество наше – это особые системы, которые сложились по особым законам. И понимать эти законы просто необходимо! Иначе мир наш придет к упадку, общество подвергнется саморазрушению. Что могу сделать я, учитель истории и обществознания, чтобы этого не случилось?
Конечно же, стать для моих учеников грамотным и опытным гидом: дать возможность пройти по дорогам наших предков, заглянуть в значимые уголки истории, дать понять, почему ход ее сложился так, а не иначе. Дать осознание, что все в нашей жизни взаимосвязано, и то, что случилось когда-то, несомненно, отразилось в дне сегодняшнем. Так, осознавая ход истории и пути развития цивилизации, осознавая современность, дети учатся намечать перспективы общественного развития. И тут (думаю, это самый важный момент в моей деятельности!) самое время показать ученику, что он не созерцатель идущих вокруг него жизненных процессов, он активнейших их участник! И оттого, насколько юные личности будут активны, зависит, какими они сформируются, какова будет их жизнь в будущем, жизнь их детей, семей и всего человеческого сообщества в целом. Дети понимают и чувствуют больше, чем нам кажется на первый взгляд. Поэтому я уверена: мои воспитанники пойдут дальше меня! Дальше всех нас, живущих сегодня. А моя цель сделать так, чтобы дорога их была пусть не обязательно легкая, но интересная, наполненная позитивными событиями, оптимистичная. Пусть на пути этом они научатся преодолевать себя, свои страхи, приобретать уверенность и умение радоваться жизни. Вот тогда я буду считать: я сумела сформировать в ходе обучения и воспитания личность ребенка – активного члена общества будущего.
Счастье педагога – увидеть плоды своего труда. Увижу я их или нет – воля судьбы, но в одном я уверена: плоды эти будут прекрасны! Потому что посеянное мною в моих учеников (снова обращусь к мыслям мудрых) есть «прекрасное, доброе, вечное»!
Весь мой опыт направлен на то, чтобы ученики, выходя из школы, взяли с собой то, что доходило до их сердец и защищало от пошлости и подлости, вселяло веру в себя и вело их по жизни.
Я горжусь тем, что я – учитель, что люблю свою профессию, своих учеников, свою семью, стараюсь не останавливаться на достигнутом, постоянно идти вперёд и учиться чему-то новому. Искренне верю, что учителя бывают любимыми, школы - родными, слёзы на выпускных вечерах - настоящими, благодарность - искренней, уроки такими, на которые ученики идут с удовольствием и говорят, что от вас идёт тепло, и советы бывают такими, которым следуют и которых ждут. А какой я хочу быть? Наверно разной. Живой, интересной для окружающих, уверенной в себе, в своей нужности близким, жаждущей учиться, не боящейся признать свои ошибки, честной, прежде всего перед собой, умеющей удивлять и вдохновлять.