Ни для кого не секрет, что реалии современного мира воссоздают вокруг нас огромное количество жизненных барьеров. В данном случае необходимо говорить о наличии проблем, которые и мешают людям достичь поставленной цели. Пожалуй, именно такого рода составляющие обыденной повседневности приводят человека к состоянию неопределенности касательно обозначения тех или иных перспектив его будущего. Если же мы смиримся со своей участью, то общество и государство просто-напросто лишаться своей целостности. Для «ликвидации» столь пагубной ситуации существуют различные инструменты сохранения и поддержания стабильности системы, но вместе с тем только за счет деятельности педагога все-таки появляется шанс на быстрое преодоление разногласий внутри самого коллектива.
Правильное воспитание и правильное обучение – это и есть важнейший и универсальный ключ к успеху, когда во главу угла встает установка в виде создания наиболее оптимальных условий приобщения ребенка к знаниям обо всем и обо всех. Да, мой педагогический стаж не исчисляется десятками годов, но тем не менее с течением времени я сумела найти к учащимся собственный подход. Нужно понимать, что банальное штудирование методов образования подрастающего поколения не является гарантом позитивной работы педагога. Чтобы стать преподавателем, человек наряду с педагогическим образованием должен нести в себе способность и возможность устанавливать диалог как с отдельно взятой личностью, так и с группой в целом. Человеколюбие вместе с коммуникабельностью приводят к тому, что между педагогом и его учениками появляется взаимопонимание и взаимоуважение.
Факт остается фактом: моя педагогическая философия опирается прежде всего на «золотое правило» нравственности: «Поступай с людьми так, как бы ты хотел, чтобы люди поступали по отношению к тебе». Пожалуй, именно эта формула воспитания и обучения помогает мне раз за разом налаживать так называемое доверительное общение с детьми. Обычно мир взрослых смотрит на мир детства через «розовые очки». Как бы то ни было, такое мировоззрение лишает ребенка его индивидуальности и самостоятельности, поэтому из года в год образование тяготится схематизмом, касательно организации процесса учебы уже в рамках конкретного образовательного учреждения. В свое время польский писатель и педагог Я. Корчак открыл общественности идеалы отхода от традиционных стереотипов воспитания и обучения в пользу реализации идеи о предоставлении ребенку свободы выбора. Содержание этой авторской методики превращает педагога в простого «наблюдателя» и справедливого «надзирателя». Эти теоретические наработки позволяют мне уже на практике реализовывать следующие педагогические принципы:
Обозначенные аспекты моей педагогической философии стирают некую «грань» между мной и учениками, в результате чего постепенно складывается прочный фундамент передачи и усвоения знаний. В свою очередь, возникает резонный вопрос: к кому я могу себя отнести – к педагогу-герою или педагогу-изгою? Основная дилемма заключается в том, что я никогда не стремилась поставить свою личность выше личности ребенка. Безусловно, многие будут осуждать меня за это решение, но тем не менее в детях как в учениках важно видеть не только объект, усваивающий определенный объем знаний. Ученик, выступающий в качестве активно развивающейся личности, наделен массивом интересов, чувств и эмоций. Соединение эмоционального и познавательного в ребенке означает поиск чего-то или кого-то позитивного и прекрасного, а не навязываемого с помощью страха и отчуждения действия. Я хотя и соблюдаю дистанцию общения в системе педагог – учитель, но даже тогда у меня всегда найдется время провести урок, исходя из интересов моих учеников.
Быть любимым и быть нелюбимым педагогом – это извечная и по сути, и по смыслу проблема. Никто из нас не сможет выделить абсолютный «закон» преподавания, поскольку у педагогов имеется свое личное представление об успешных формах донесения знания к учащимся. Теоретическо-практические расхождения и порождают эффект педагога-героя и педагога-изгоя. На одной чаше весов оказывается педагог-герой, старающийся для других, а на другой же чаше весов пребывает педагог-изгой, думающий только о себе. Столь явное разделение хорошего и плохого было, есть и будет в силу того, что профессия педагога накладывается на качества личности и наоборот. Высокий уровень профессионализма, поддерживаемый только эгоизмом, отчужденностью от всех и безнравственностью, не станет гарантом эффективного преподавания. Можно с уверенностью сказать, что педагог почувствует любовь учеников при наличии и профессионального педагогического образования, и позитивного набора личных качеств межличностного взаимодействия.