Были слышны какие-то шорохи... «Мама?» – подумала Таня и проснулась. Но когда она открыла глаза, увидела не то, что хотела. Вокруг бегали и суетились солдаты. Девушка сразу вспомнила, что идет война. А она – воин, готовый сражаться в любую секунду. Быстро сообразив, почему все вокруг суетятся, Таня подбежала к огромному вещмешку и стала переодеваться. Это было очень неудобно: девушка тонула в вещах, они были на много размеров больше ее. В сапоги она подкладывала листья, сено – что попадется, лишь бы не слетали с ноги. Надевая форму, она заметила, что забыла снять серьги, которые она хранила в память о матери и которые доставала только ночью. Долго держала их в руках и смотрела: какие же они красивые! Засмотревшись, почти забыла, что идет война, что люди безжалостно убивают друг друга. Ах, как бы хорошо было оказаться сейчас рядом с мамой, обнять ее и долго не отпускать!
Но очередной громкий крик привел ее в чувство – кто-то искал командира. Положив серьги в укромное место, девушка пошла искать кого-нибудь, кто бы рассказал в каком они положении. Оказалось, сейчас недалеко от этого места идет битва, надо быть готовыми. Дом стоит недалеко от дороги, которая начинается там, где за деревьями восходит солнце. Целыми днями по ней идут и идут наши солдаты. Заметно, что они очень устали. Тяжелые винтовки тянут вниз их плечи. Огромные сапоги оставляют следы на пыльной дороге. Нескончаемую вереницу безмерно уставших бойцов разбавляют телеги, загруженные ящиками, мешками и еще неизвестно чем. Вдалеке идет бой. Слышен треск бомб и залпы орудий.
Неожиданно, солдаты начали разбегаться в разные стороны от дороги и прятаться под деревья в укрытие. Таня, еще вчера бывшая беззаботной девочкой, еще недавно ходившая в школу и счастливо проживавшая свою юность, сегодня стоит в эпицентре войны, и ей очень страшно. Закрыв глаза, прячется под кровать и, прикрыв рот рукой, плачет. Она понимает свою ничтожность в этом мире и ценность любого момента жизни. Она вспомнила своих родных, маму, которая непременно была бы рядом, если бы не война… Братьев… они ушли на войну, и Таня, почти не размышляя, направилась за ними…
Вспомнилось, как она, полная решимости, пришла на сборы. Огромный вещмешок, который еле-еле могла нести, вещи, в которых она тонула… Но было еще кое-что, самое страшное – ей должны были отрезать косу. Как только Таня это услышала, ее и без того огромные глаза стали еще больше, лицо приняло странное выражение. В нем выражалось отчаянное неприятие действительности. Нет, не волос ей было жалко. Воспоминаний. В детстве мама ласково заплетала косу своей любимой дочке. А вместе с лентой вплетала в нее свою любовь, нежность и тепло. И вот война, уродливая и ненавистная, забирает у нее все самое дорогое. Дом, близких, часть ее души. И все же она понимала, что нельзя плакать и показывать свою слабость…
Задрожали стекла в доме, на дороге появились фонтанчики дорожной пыли – следы от пуль, выпущенных из самолетных пулеметов. Оставаться в доме небезопасно, но и на улице смерть не дремала. Колонна, разбежавшаяся в стороны, потихоньку стала формироваться в зенитный расчет. Готовились пушка и снаряды. Не хватало бойцов. Таня, сумевшая отогнать от себя горестные мысли, воспоминания и переживания, кинулась наружу. Она знала, что нужно делать. Проклятые сапоги на 6 размеров больше ее, болтались на ноге, и лоскуты, обмотанные вокруг худых ножек Тани, не спасали. Форму, которую ей выдали в военкомате, она перекроила еще несколько дней назад. Девушка, выбежав на открытую местность, сориентировавшись, метнулась к орудию. Зенитная установка была готова к бою. Командир отдал приказ: «Снаряды к бою!» Таня кинулась к ящикам с боеприпасами, попыталась открыть их, но тяжелая крышка не поддавалась. На глазах выступили слезы, хрупкая девушка билась, и крышка еле поддалась. Холодный заряд в маленьких ладонях Тани переносится в орудие. Мощный залп оглушил своим звуком. Она с надеждой вскинула голову в небо, но после того, как дым рассеялся, стало ясно, что мимо…
Немецкие самолеты вновь и вновь заходили на объект, выплевывая тысячи пуль. Серое небо опустилось над землей и словно давило своей тяжестью. Вокруг пылали несколько домов, разъедая воздух. Командир зенитной установки прокричал о перемещении к другому орудию. Таня кинулась за ними. Ящик с боеприпасами на этот раз оказался более сговорчивым. Огромные, тяжелые ленты с патронами ловко подносила девушка. Она стала в эти моменты старше – и внешне, и внутренне. Перед лицом смерти юная девушка стала стальным стержнем. Все для спасения жизни и родины! Ощущая прилив ярости, она, ленту за лентой, относила патроны к орудию. «Есть!» – прохрипев, сказал командир. Подстреленный самолет пикировал вниз. Другие два самолета, опустевшие от снарядов, улетели прочь.
Таня, готовая к любым приказам, внезапно обмякла. Руки стали ватными, голова, освобожденная от мыслей, поникла. Опустившись на колени, нахлынула волна бессилия и бесполезности. «Почему так происходит?» – шепчет она в пустоту. Амбиции и нездоровые планы нескольких людей в мире оказывают на судьбы людей такое влияние, что спустя десятилетия человечество залечивает раны. Хрупкая девушка Таня, воплощение жизни и любви, под тяжелым мечом войны превратилась в бойца, невинную жертву чудовищных событий.