Ввысь стремятся лётчики,
Поднимая свои машины,
С ветром спорят лётчики,
Достигнув неба вершины,
Словно птицы вольные,
Кружат над землёй самолёты,
Словно орлы и соколы,
Парят в небесах пилоты,
На крыльях солнца лучики,
И след, как хвост кометы...
Не разбиваются лётчики,
Они превращаются в ветер!
Алла Латулина
Летчики… Летчики-птицы… Свободно парящие высоко в небе…
Им посвящена отдельная страница летописи Великой Отечественной войны. Их подвиги неисчислимы. Но, к сожалению, описаны не все из них.
Я хочу рассказать об Александре Константиновиче Бондаренко, летчике 1-ой гвардейской штурмовой Сталинградской дивизии 76-го гвардейского ШАП, который, не жалея своей жизни, громил вражескую технику, эшелоны, мосты, коммуникации, таранил гитлеровские самолеты, спасал летчиков подбитых самолетов, одним словом – служил своей Родине и защищал ее. Рассказать несколько эпизодов из его фронтовой жизни. Почтить его память.
1
На Крымском фронте в качестве командира звена при 5-ой санитарной авиаэскадрильи александ Константинович Бондаренко вывозил с передовой линии фронта тяжело раненных солдат в госпитали Кубани. Посадка самолетов на передовой линии была затруднительной, так как приходилось приземляться между окопов, траншей и воронок от разорвавшихся снарядов. Однажды Александру Константиновичу пришлось срочно доставить тяжело раненных старших офицеров в Краснодар из-под Феодосии. Не долетая до Краснодара, при сильном попутном ветре самолет начал терять высоту – мотор работал с перебоями. Во что бы то ни стало нужно доставить офицеров в госпиталь. Каждая минута могла стать решающей для их жизни. У Бондаренко не было возможности подлететь к аэродрому и произвести посадку при прямом попутном – навстречу ему взлетали самолеты. Летчик пересек аэродром на небольшой высоте, развернул самолет. Но сильный ветер прижал машину с барохлящим мотором к земле… Александр Константинович произвел посадку на цементированную рулежную дорожку, зацепившись за спецмашину и оборвав шасси. Офицеров на аэродроме уже ждала санитарная машина, которая доставила их в госпиталь. Но для летчика спасение жизни советских воинов стоило дорого…
В 1942 году был издан приказ ставки, в котором было указано, что за аварии самолетов надо судить летчиков. Со стороны Бондаренко было и еще одно нарушение – наставления по полетной службе: при отказе двигателя на высоте до 100 метров летчик должен садиться прямо перед собой. При быстрой потере высоты перед Бондаренко были аэродромные четырехэтажные корпуса. Избегая лобового удара, он нарушил наставление, спасая раненых и себя. За это были отменены наградные документы на Красную Звезду. За это Бондаренко был осужден на 5 лет…
В июле 1942 года в качестве командира звена 932-го авиаполка Южного и Сталинградского фронтов Бондаренко был прикомандирован к 51-ой Наземной Армии. Однажды он получил задание доставить секретный пакет в Элисту. Пролетая над городом, Александр Константинович встретил пулеметный огонь немцев. Темнота. Бензин на исходе. Пришлось вернуться обратно и произвести посадку около Зеленого Яра. У жителей Бондаренко достал керосин, заправил самолет, а утром запустил мотор. И закончил свою миссию.
В 51-ой Наземной Армии Бондаренко получал много разнообразных заданий. Осенью вблизи Элисты в тылу врага высадил разведчика в крестьянской рваной одежде с куском черного хлеба в кармане. Для выявления количества немецких частей в городе. Через два дня Александр Константинович должен был забрать майора обратно с того же места по условленному знаку. Бондаренко прилетел на место, но разведчика не было. На третий день он полетел на розыск. И нашел его, едущего верхом на верблюде в степях. Задание было выполнено.
Часто приходилось летчикам вести разведку гитлеровских и своих войск, оказавшихся в тылу врага, поддерживая с ними связь. 21 августа 1942 года Командующий 51-ой Армии принахождении штаба в Сальских степях лично дал Бондаренко приказ в короткие сроки доставить в подразделение полковника Маакарчука батареи для радиосвязи. После этого Александр Константинович должен был разведать количество немецких танков и их направление.
При приземлении в тылу врага в подразделении полковника Макарчука солдаты быстро разгрузили батареи. Предстояло выполнить вторую часть задания. Бондаренко и штурман взлетели. Но при повторном заходе к пункту немцы открыли по самолету пулеметный огонь, а затем появились три «Мессершмитта»… Штурман не смог отразить их беспрерывные атаки. В неравном бою было выведеено из строя управление, а Бондаренко ранен…
Они приземлились в открытой степи на занятой немцами территории. С воздуха продолжались атаки фашистской авиации. Бондаренко выпрыгнул из самолета с двумя гранатами и приказал штурману бежать. Самолет загорелся… Когда самолеты улетели, Александру Константиновичу удалось отбежать от своего самолета. Тут же у горящей машины появились пять немецких грузовиков. Гитлеровцы все-таки заметили летчика и открыли по нему огонь. Напрягая последние силы, Бондаренко решился на риск – подозвал к себе немецких солдат (более 20 человек), которые решили, что русский сдается.
Бондаренко медленно поднял руки. Сердце колотится и выпрыгивает из груди. Когда немцы были совсем близко, летчик схатил оставленную на земле гранату и бросил ее в толпу. Ошеломленные гитлеровцы в панике начали разбегатся – и тут взрыв! Дым и пыль от взорвавшейся гранаты окутали немцев. Бондаренко поднял вторую и побежал в сторону нашей территории. За ним – вражеский грузовик. И вот вторая граната уже под его мотором. Подбитая машина, окутанная дымом, отстала. На последнем издыхании летчик добрался до ближайшей деревни, после – до кавалерийской части, стоявшей вблизи нейтральной зоны. А утром следующего дня Бондаренко лично Командующему 51-ой Армии докладывал о выполнении задания. Докладывал, истекая кровью от шести пулевых ранений, забинтованный, без гимнастерки… В это время в штаб поступило донесение от наших разведчиков, что летчик сбитогго самолета уничтожил шесть немецких солдат и через минированную зону ушел по направлению к нашей территории…
Это было второе рождение Александра Константиновича Бондаренко, так как все случившееся произошло в день его появления на свет – 21 августа…