Тип проекта: познавательно-исследовательский, творческий.
Участники проекта: дети старшей группы, воспитатель, родители.
Продолжительность проекта: 2 недели.
Проблема проекта: Самый большой пробел у детей обнаруживается в познаниях о водном мире нашей планете: флоре и фауне морей и океанов. «Какие бывают обитатели моря» Недостаточный запас знаний у детей о морских обитателях.
Цель проекта: расширять знания детей о подводном мире и его обитателях.
Задачи проекта:
Образовательные:
- Познакомить с разнообразием подводного мира, с его значимостью для всего живого на планете.
- Познакомить со строением и жизнедеятельностью обитателей подводного мира.
Развивающие:
- Развивать умение сравнивать и анализировать.
- Развивать воображение, мышление в процессе наблюдения, исследования природных объектов.
- Обогащать словарный запас детей и их знания о подводном мире.
- Развивать умение передавать свои чувства от общений с природой в рисунках и поделках.
Воспитательные:
- Воспитывать бережное отношение к природе.
- Воспитывать коммуникативные навыки, самостоятельность, трудолюбие, наблюдательность и любознательность ко всему живому.
Ожидаемый результат:
Продукты детской деятельности (рисунки, поделки, рассказы);
Работа с родителями: изготовление (книжки малышки) «Волшебный мир морей и океанов».
Актуальность проекта: Подводный мир очень красочен, ярок, но напрямую не доступен для изучения детьми. Современные средства и методы обучения позволяют это сделать, что способствует «погружению» детей в интересную для них тему и делает их активными участниками образовательного процесса. Это даёт возможность воспитывать детей - «деятелей», а не «исполнителей», развивать волевые качества личности, навыки партнерского взаимодействия. Предлагаемая тема проекта предоставляет детям возможность на каждом занятии выявить проблему; самостоятельно искать нужное решение; выбирать из имеющихся способов наиболее адекватный и продуктивно его использовать; самостоятельно анализировать полученные результаты. Также развивает их творческие способности. Эта тема является очень интересной и увлекательной для детей старшего дошкольного возраста.
Этапы проекта:
1этап – подготовительный
Разработка проекта.
Выявление проблемы.
Подбор методической литературы.
Включение родителей на родительском собрании в проектную деятельность, приобщение родителей к участию в проекте.
Провести диагностику знаний детей по теме проекта, выявить знания и представления детей о морских обитателях - Что знают? Что хотели бы узнать? Как они могут это узнать? 3) Подбор иллюстраций, информации, художественной, методической литературы; видеоматериалов, фотографий.
2 этап – реализационный
Выполнение проекта (Организация совместной работы детей и педагогов над проектом)
3 этап – итоговый
Анализ результатов реализации проекта, подведение итогов,
Интегрированная деятельность «На дне морском».
Совместная работа с родителями на тему "Подводный мир"над составлением книжки - малышки о морском обитателе.
Повторение и закрепление темы морские обитатели.
Выставка детского творчества.
Предварительная работа: поисковая работа по подбору иллюстративного материала, по теме «Морские обитатели», «Море».
Знакомство с литературными произведениями: Г. Косова «Азбука подводного мира», С. Сахарнов «Кто в море живёт?», А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке», Г. Х. Андерсен «Русалочка».
Разучивание стихов В. Орлова «Для чего морю наряды?», «Я рисую море», Ю. Дулепины «Осьминог», С. Баранова «Дельфины», пословиц и поговорок, загадывание загадок, словотворчество.
Рассматривание репродукций картин И. К. Айвазовский «Ночь. Голубая волна», «Девятый вал», «Чёрное море», «Ураган на море», А. Рылов «Море. Камни», «В голубом просторе», А. Боголюбов «Парусник в море».
Прослушивание песни «Дельфины» на стихи С. Козлова из мультфильма «В порту»; Дебюсси К. «Море», эскиз для симфонического оркестра, «Разговор ветра с морем»; Равель М. «Игра воды».
Просмотр мультфильмов «Разноцветная семейка», «Сказка о рыбаке и рыбке», «Русалочка», «В поисках Немо», «Подводная братва».
Ресурсное обеспечение:
Иллюстрации, фотоматериалы, видеоролики, слайды, книги, художественные произведения и материалы, фотоаппарат, компьютер, материалы для изобразительной и конструкторской деятельности, ракушки разных размеров и формы, пластилин, бросовый материал.
Содержание путешествия в подводный мир
Может ли человек жить в воде? Почему?
Каких морских животных вы знаете?
Что вы знаете об обитателях подводного мира?
Какими особыми приспособлениями пользуются некоторые жители морских глубин?
Чем питаются обитатели моря?
Кто какой Нептун?
Какие изобретения человеку подсказали морские обитатели?
Какое животное самое большое, умное, быстрое, музыкальное?
Образовательные области: социально - коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно - эстетическое развитие, физическое развитие.
Совместная деятельность детей и педагогов.
Цель: Активизировать познавательный интерес к обитателям морских глубин. Закрепить знания детей о разнообразии подводного мира; поощрять навыки поисковой деятельности; обогащать речь детей; формировать бережное отношение к природе.
Чтение художественной литературы. Цель: Формировать интерес к художественным произведениям различных жанров, раскрыть взаимосвязь между сказочным и реальным миром; учить выделять главную мысль произведения;
Объяснить, как важны в книге рисунки; показать, как много интересного можно узнать, рассматривая книжные иллюстрации. Г. Косова «Азбука подводного мира», С. Сахарнов «Кто в море живёт?», А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»;
Разучивание стихов В. Орлова «Я рисую море», Ю. Дулепины «Осьминог».
Беседы: О рыбах, о морях и океанах, о подводном мире.
Ознакомление с художественной литературой
Коммуникация
Вечер загадок, стихов о морском мире.
Заучивание стихов о жителях подводного мира.
Расширить словарь детей: медуза, осьминог, креветка, краб, морской конёк.
Художественно-эстетическая деятельность
Социализация
Музыкальная деятельность. Цель: Учить воспринимать характер животных с помощью музыкальных произведений. Упражнять детей в создании выразительных образов морских обитателей. Прививать любовь к различным музыкальным жанрам.
Физическое развитие
Сюжетно-ролевые игры: «Корабль», «Подводное царство», «Рыболовецкое судно». Цель: создать условия для обогащения детей впечатлениями, которые могут быть использованы в игре. Побуждать к развёртыванию данных игр.
Словесные игры «Опиши животное», «Чьи детки?», «Найди предмет по описанию», «Кто больше заметит небылиц?», «Отгадай загадку», «Кто, что слышит?», «Назови одним словом». Цель. Развивать умение описывать водоем, его обитателей по описанию.
Рассматривание иллюстраций, энциклопедий «Море и его мир»
Рассматривание видеороликов «Подводный мир», «Морской мир», «Рыбка немо», «Рыбка зебра», «Рыбка –клоун», «Подводный мир», «Млекопитающие в зоопарке: Выступление дельфинов, морских котиков, кита Белухи»
Просмотр мультфильмов «Сказка о рыбаке и рыбке», «Русалочка», «О рыбаке и рыбке» А. С. Пушкина; «Немо». Видеоролики:
Викторина «Чудеса подводного мира» Цель: Закрепить знание детей о море и морском мире. Привить интерес детей к окружающему миру. Развивать связную речь детей. Расширить словарь. Учить различать рыб от млекопитающих.
Оборудование и материалы: Пазлы, картинка- загадка, загадки, карта, морские атрибуты.
Взаимодействие с родителями
Домашнее задание для детей и родителей - составление книжки - малышки о морском обитателе.
Результат проекта
Знания, полученные во время реализации проекта, помогли повысить уровень представлений воспитанников о рыбах. Воспитанники освоили простейшие представления о некоторых особенностях строения тела в связи с их жизнью в воде, об уникальности каждого вида. Дети владеют понятием «морские животные», «рыбы», «моллюски». Составляют описательный рассказ о морских обитателях. Путём сравнение формируют выводы о том, что похожи все рыбы: местом обитания, наличием плавников, способом передвижения. У воспитанников сформированы навыки экологически грамотного поведения в природе, повысился уровень знаний о взаимосвязи деятельности человека и окружающей среды.