Автор: Климушко Екатерина Ивановна
Страна: Республика Беларусь
Город: Минск
Организация: Белорусский государственный университет, факультет философии и социальных наук
Проект: "WEB-психология - сегодня"

Исследование отношения студенческой молодежи к Интернет-коммуникации

 

Е.И. Климушко
Республиканский институт высшей школы, Минск.

 

В данной статье представлены результаты опроса студенческой молодежи касательно их мнения о влиянии Интернета на выбор партнера и создание семьи или на решение межличностных проблем. Нами обнаружена невысокая заинтересованность современных студентов в Интернет-знакомствах или в виртуальных отношениях. Также проанализированы ведущие мнения студенческой молодежи и основные причины данных результатов.

Ключевые слова: студенческая молодежь; межличностное взаимодействие; выбор партнера; Интернет-коммуникация; Интернет-среда; социальные сети.


В наше время существует множество способов завести знакомства. Особенно «продвинутым» в данном вопросе является Интернет с множеством предложений социальных сетей, форумов, мобильных приложений и прочего, предназначенных для помощи человеку в поиске не только друзей, но даже и своей «второй половинки». Однако у общества сложилось довольно неоднозначное отношение к такого рода знакомствам: некоторые утверждают, что устроить личную жизнь таким способом намного проще, так как в Интернете можно познакомиться и устроить личные отношения с человеком, которого никогда не встретил бы в повседневной жизни; другие же говорят о высокой вероятности подвергнуться обману или даже мошенничеству со стороны виртуального собеседника, чему способствует анонимность, отсутствие непосредственного физического взаимодействия и, как следствие, безнаказанность.

Действительно, в психологии уже существует множество исследований в зарубежной (Suler, J. R., Timmermansa, E., etc.)  и отечественной психологии (Собкин В. С., Белинская Е. П., Войскунский А. Е. и др.), отображающих проблему воздействия Интернет-среды на саму личность и деятельность человека [1-4]. Многие показывают отличительные особенности Интернет-коммуникации, изменения личностных компонентов или эмоционального состояния человека и многое другое. Так, Белинская Е. П., Войскунский А. Е. и Жичкина А. Е. [3] выделили ряд общий особенностей, которые имеет общение, опосредованное Интернетом:

1. Анонимность (имеется в виду отсутствие достоверной или неполнота предоставляемой информации о собеседнике, что «психологически освобождает пользователя от необходимости подлинной самопрезентации» [3, c.24]).

2. Физическая непредставленность (в сочетании с анонимностью устраняет рад коммуникационных барьеров, таких как социальный статус, привлекательность, коммуникативная компетентность, пол, возраст и др.).

3. Своеобразие протекания процессов межличностного восприятия в условиях фактического отсутствия невербальной информации.

4. Нерегламентированность поведения (отсутствие четких правил online-коммуникации).

5. Снижение психологического и социального риска в процессе общения (по причине анонимности и безнаказанности).

6. Компенсаторная виртуальная эмоциональность (сложности в трансляции и презентации своего эмоционального состояния собеседнику в случае острой необходимости компенсируются наличием знаковой системы – «смайлы» и «стикеры»).

7. Использование разных способов сетевой коммуникации (e-mail, социальные сети, «мессенджеры», форумы, чаты и др. – предлагают высокую вариативность возможностей самопрезентации и ее корректировки) [3, с.20-26].

Данные закономерности виртуального общения имеют серьезное влияние на сам процесс межличностного взаимодействия любого рода – будь то дружеское общение, деловая коммуникация или интимно-личностное общение.  В данной работе мы проанализируем, как современная молодежь на нынешнем этапе развития информационных технологий относится к Интернет-общению и каково ее мнение по данной проблеме.

С этой целью нами было проведено исследование в виде письменного анонимного опроса среди студенческой молодежи. Так, было опрошено 110 студентов различных специальностей гуманитарной направленности обучения. Так как в опросе участвовали студенты  только гуманитарных профессий (культурология, лингвистика, информатика и социальная работа),  то среди испытуемых оказалось только 16 юношей и 94 девушки, а возраст испытуемых составил 18-20 лет. Мы попросили их ответить (высказать свое мнение) на несколько общих вопросов, благодаря которым можно проанализировать степень воздействия Интернет-среды на личную жизнь современной молодежи. Опрос проводился в анонимной форме, без подробных разъяснений и «наведения на нужную мысль». Единственное пояснение от интервьюера заключалось в пояснении слова «партнер», так как здесь имелся в виду человек, с которым выстраиваются интимные любовные отношения.

Так, в первую очередь был задан вопрос: «Каким образом, по Вашему мнению, Интернет влияет на выбор партнера?», на который больше половины опрошенных (57,38%) смогли указать возможные механизмы воздействия. Обобщенное распределение ответов можно увидеть на диаграмме рисунка 1.

 

Рисунок 1. – Влияние Интернета на выбор партнера.

Если рассматривать более подробно смысл этого влияния, то самым популярным ответом студенты указали возможность «получше узнать человека по личному профилю в социальных сетях».  Также довольно значимым для молодежи оказался тот факт, что при помощи Интернета всегда и в любом месте можно быть на связи со своим партнером, что в свою очередь может улучшать межличностные взаимоотношения. И только лишь некоторые опрошенные студенты указывали на то, что в сети Интернет могут задаваться определенные стандарты внешности или стереотипы поведения, на которые молодежь может ориентироваться в выборе партнера. Такой аргумент часто подытоживался тем, что Интернет плохо влияет на выбор партнера. Причем необходимо отметить, что по данному вопросу и юноши, и девушки отвечали приблизительно одинаково.

Среди анализируемых ответов была обнаружена довольно значимая группа, которая не смогла дать однозначного ответа на поставленный вопрос, и их размышления были классифицированы нами как категория «сложно ответить». В этой группе оказалось 9,57% девушек (или 4,79% от общего числа) – их ответы заключались в том, что Интернет позволяет познакомиться с кем бы то ни было, но общее мнение о человеке они могли составить только на основании личного непосредственного общения. Также 37,83% от всей группы опрошенных посчитали, что Интернет не оказывает никакого влияния на выбор партнера любовных отношений, причем большинство никак не аргументировали свой ответ в данном случае.

Вторым вопросом из проведенного опроса было изложение мнения студентов о влиянии Интернета на создание семьи («Каким образом, по Вашему мнению, Интернет может влиять на создание семьи?»).  Интересным в данном случае оказался тот факт, что многие студенты, указывающие на влияние Интернета на выбор партнера, высказали обратное мнение об отсутствии такового влияния на создание семьи. Они аргументировали это тем, что семья создается ввиду наличия взаимных значимых чувств и внутренней готовности и это совершенно не зависит от Интернета. Тем не менее, общее мнение респондентов отображено на рисунке 2:

Рисунок 2. – Влияние Интернета на создание семьи.

Из всей выборки 58,91% указали на то, что Интернет не может оказывать влияние на создание семьи, так как «не видят между этим никакой связи» и что на создание семьи только могут повлиять знания о своем партнере, полученные только из прямого общения и непосредственных интимных взаимоотношений. Многие также оставляли свой ответ без пояснений, как и при первом вопросе, но однозначно писали, что «никак не влияет».

Тем не менее, треть выборки (33,64%) все же посчитала вероятным воздействие Интернет-среды на создание семьи. Так, многие в этой категории указывали на то, что в Интернете содержится огромное множество опыта, знаний, книг, рекомендаций  для формирования мотивации к браку, для поддержки и помощи в решении различных проблем, возникающих уже в процессе семейной жизни. Помимо этого, некоторые студенты указали еще такую форму воздействия, как возрастание интенсивности общественного давления – уже не только в реальной жизни, но и в сети существует возможность подвергаться социальному давлению о необходимости вступать в брак или рожать детей в определенном возрасте. Также довольно интересный пример указала студентка, предположив, что огромное количество рекламы услуг свадебных фотографов и фото самих свадеб, постоянно мелькающие в социальных сетях, могут также оказывать психологическое давление либо просто повышать заинтересованность молодежи в необходимости брака. Также были мнения, что Интернет может негативно влиять на готовность к браку. А именно само наличие Интернета в жизни человека может приводить к тому, что в интимных межличностных отношениях он будет вытеснять реальное взаимодействие и пара расстанется в итоге. Также одной из негативных форм воздействия было названо то, что Интернет со своими возможностями может компенсировать потребность в отношениях. Имеется в виду то, что, в случае неудачного общения в реальной жизни, человек создает себе ситуации мнимого успеха, используя неограниченные возможности Интернета, после чего возврат к реальной жизни становится более затруднительным.

14,89% опрошенных девушек (или 7,45% от всей выборки) мы также отнесли к группе «сложно ответить», так как их ответы чаще всего высказывали личный опыт, но конкретного ответа на это вопрос не давали (например, что у них есть знакомые, которые познакомились в сети Интернет, и поженились, но сами девушки в такие отношения не верят).

Следующий вопрос заключался в том, как сами студенты предпочитают знакомиться. Мнение студенческой молодежи по данному поводу отображено на рисунке 3.

Рисунок 3. – Предпочтения студентов в установлении знакомств.

Не смотря на то, что многие не отрицают факта длительного времяпрепровождения в Интернете и социальных сетях, большая часть (71,48%) студентов ответила, что предпочитает знакомиться лично, при непосредственном общении в дружеских компаниях или на каких-либо массовых мероприятиях. Интернет-знакомствам данная категория студентов не доверяет, так как есть риск сформировать ложное представление о собеседнике либо в таком случае нет уверенности, с кем ты общаешься в действительности.

Также по данному вопросу 14,89% (7,45% от общей группы) девушек высказали о своем предпочтении знакомиться в Интернете, аргументируя это тем, что так легче и проще (более высокий уровень уверенности в себе) и такое знакомство не требует соблюдения обязательств. Еще один немаловажный критерий, названный девушками в пользу знакомств в социальных сетях, – «в реальности знакомиться некомфортно». Такой аргумент со стороны девушек явно свидетельствует о плохих коммуникативных навыках либо заниженной самооценке, вследствие чего потребность в общении удовлетворяется более легкими путями. К удивлению, только 21,08% опрошенной выборки обнаружили готовность знакомиться и в социальных сетях, и в реальной жизни. Причем многие из данной категории отмечали, что чаще знакомятся в Интернете, хотя больше интереса и эмоций в знакомствах в реальной жизни. Также в данную часть выборки вошли студенты, ответившие «как получится» или «всегда выбираю разные способы».

И последний вопрос для студентов из сферы воздействия Интернет-среды на межличностные отношения – «В случае возникновения конфликта с партнером, где Вы предпочитаем искать поддержку?» (рисунок 4).

Рисунок 4. – Решение межличностных проблем.

На данный вопрос 100% парней ответили, что в любых проблемах они склонны искать поддержку и помощь у друзей, родных или близких. Для сравнения, к такому способу решения проблем прибегают 77,11% девушек. Причем большая часть и юношей, и девушек аргументировала свой ответ тем, что предпочтительнее решать свои проблемы со своим партнером непосредственно, без привлечения посторонних участников.  Анализируя данные результаты, с уверенностью можно сказать, что фактические все представители современной молодежи (88,55%), не смотря на достаточно сильную интеграцию с Интернет-средой, испытывают характерную для данного возраста потребность в общении с установлением эмоционального контакта и доверительных интимных связей с собеседником.

Тем не менее, были обнаружены девушки (6%), которые указали на готовность пользоваться Интернетом с целью разрешения межличностным проблем.  Они поясняли свой выбор тем, что в социальных сетях или в Интернете можно найти определенные статьи, литературу или истории других людей со схожими проблемами, и почерпнуть знаний или различных вариантов решения своих проблем.  Помимо этого, 16,87% не смогли ответить на данный вопрос, написав, что у них нет партнера и, соответственно, нет опыта в решении такого рода проблем.

Подводя итог всему вышесказанному, можно говорить о том, что Интернет действительно довольно прочно обосновался в жизни каждого человека, особенно в жизни студенческой молодежи и данный факт неоспорим. Нет ни одного студента, который бы не был знаком с этой технологией. Также существует множество различных (в том числе и психологических) исследований, подтверждающих воздействие Интернета на многие сферы жизни человека. Тем не менее, проведенным нами среди студентов опросом нам не удалось обнаружить достоверное  значимое воздействие социальных сетей и Интернет-среды на межличностные интимные взаимоотношения. Многие студенты говорили о том, что в Интернете по профилю в социальных сетях можно получше узнать человека и больше времени проводить в общении с близкими, что может повлиять на выбор партнера. Но в то же время очень мало ответов было о том, что сам по себе Интернет может задавать какие-либо стандарты внешности или стратегии взаимодействия. Еще меньше влияния Интернет, по мнению студентов, может оказывать на создание семьи. И совсем малая часть опрошенных указывала на свою готовность знакомиться в Интернете или искать там поддержку в случае проблемных ситуаций. А это значит, что все же современная молодежь предпочитает оставлять за собой право выбора и использует Интернет чаще как средство установления межличностного общения, но не ключевой фактор.

Таким образом, на основании результатов проведенного опроса, нельзя утверждать о влиянии Интернет-среды на «интимную сферу» современной молодежи. Для многих студентов все еще значимы традиционные ценности юношеского возраста – помимо профессионального обучения, они отдают предпочтение непосредственному интимному и дружескому общению и совместному времяпрепровождению, знакомясь и решая свои проблемы лично [5, c.161-164].

Такие результаты можно объяснить предположительно тем, что для многих представителей современного студенчества Интернет уже не является чем-то «диковинно» новым. Данное поколение родилось и выросло в условиях масштабного пользования возможностей Интернет-среды. Следовательно, есть вероятность того, что и воспринимается он как нечто естественное само собою разумеющееся, не вызывающее глобального интереса. Возможно, именно поэтому студенты и не отслеживают воздействия Интернета на их личную жизнь.

 

Список использованных источников:

1. Suler, J. R. Psychology of the Digital Age: Humans Become Electric / John R Suler – Cambridge University Press, 2015. – 480 p.

2. Timmermansa, E. Why are you cheating on tinder? Exploring users' motives and (dark) personality traits / Elisabeth Timmermansa, Elien De Caluwéb, Cassandra Alexopoulos // Computers in Human Behavior. – December, 2018.  – Vol. 8. – p.129-139.

3. Белинская, Е. П. Психология Интернет-коммуникации: учеб.пособие / Е. П. Белинская. — МПСУ: МОДЭК Москва Воронеж, 2013. — 192 с.

4. Собкин, В.С. Подросток: виртуальность и социальная реальность / В.С. Собкин, Ю.М.  Евстигнеева // Труды по социологии образования. Том VI. Выпуск X. – М.: Центр Социологии Образования РАО, 2001 – 156 с.

5. Хилько, М. Е. Возрастная психология : краткий курс лекций / М. Е. Хилько, М. С. Ткачева. — 2-е изд., перераб. и доп. — М. : Юрайт, 2013. — 194 с.

62 Мне нравится
Поделиться:
 

Оставить комментарий