Автор: Тратинко Т.В., Синицкая П.А.
Страна: Республика Беларусь
Город: Минск
Организация: Белорусский государственный университет
Проект: Вне проекта

СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ СУИЦИДАЛЬНОГО РИСКА

 

Белорусский государственный университет

Понимание терминов «суицидальный риск» и «суицид» имеет первостепенное значение для эффективной профилактики, интервенции и поддержки людей, находящихся в кризисной ситуации. Хотя эти понятия тесно связаны, они не являются взаимозаменяемыми. Суицидальный риск – это вероятность того, что человек совершит суицид. Он представляет собой континуум, включающий в себя различные степени намерения и вероятности суицидального поведения.

В Республике Беларусь, согласно статистическим данным, от самоубийства ежегодно погибает примерно 1600 детей и подростков в возрасте от 5 до 19 лет, не говоря о попытках самоубийства. Количество несовершеннолетних, совершивших самоубийство, составляет примерно 12,7 % от общего числа умерших от неестественных причин. При этом отмечается, что мысли о самоубийстве возникают у 30 % лиц подросткового возраста, а совершают суицидальные действия примерно 6 % парней и 10 % девушек. По мнению некоторых специалистов, занимающихся данной проблемой, 10 % подростков, которые совершают самоубийства, действительно имеют цель покончить с собой, остальные 90 % таким образом привлекают к себе внимание. К группе риска относятся замкнутые по характеру подростки с развитым чувством ненужности, а также депрессивные подростки, злоупотребляющие алкоголем и наркотиками. Кроме того, к суицидальному поведению склонны как неуспевающие дети, так и те, кто справляется с учебной программой на «отлично» (в 46 % случаев суициденты – одаренные дети, которые увлекались математикой, физикой, химией, философией, музыкой, и к самоубийству их привело чувство отчаяния из-за того, что им приходится жить в несовершенном мире лжи) [9].

В литературе упоминаются несколько маркеров суицидального поведения. По мнению И.С. Гусевой, поведенческий маркер отражает стремление человека самоизолироваться от семьи и друзей, прекратить обычную социальную активность. Он становится замкнутым, рассеянным или растерянным, неоднократно обращается к теме смерти в литературе, делает зарисовки на тему смерти, часто прослушивает грустные песни, употребляет алкоголь, приводит в порядок свои дела и долги, раздаривает личные вещи, составляет или меняет завещание, стремится к рискованным действиям (например, опасному управлению автомобилем), теряет интерес к увлечениям и спорту, нарушает дисциплину, пренебрежительно относится к внешнему виду, а также не соблюдает правила личной гигиены.

Когнитивный маркер включает философствование на темы вечности, смерти, свободы, ощущение незащищенности, беспомощности или ничтожности, диффузность автобиографических воспоминаний. Человек считает, что другие люди враждебны и потенциально опасны, а окружающий мир является местом потерь и разочарований. Он не способен концентрироваться и принимать решения, видеть жизненные перспективы, при этом фиксирует внимание на суицидальной информации, интересуется материалами о способах совершения самоубийства, может ощущать поражение и безнадежность, пессимизм, испытывать затруднения с актуализацией позитивных событий жизни.

Для эмоционального маркера характерны перепады настроения, эмоциональная неуравновешенность, неадекватный смех, беспокойство, ненависть к себе, депрессия, подавленность, ощущения неудовлетворенности во всем, скуки, тоски, чувство вины, а также потеря самоуважения. В конкретных ситуациях эмоции доминируют над интеллектуальным контролем. Коммуникативный маркер включает многозначительное прощание с друзьями и близкими, внезапное примирение со всеми, просьбы о прощении за все. Человек сообщает о конкретном плане суицида, проявляет агрессию в общении и аутоагрессию, добавляет записи в социальные сети («все надоело», «скоро все это закончится»). Вегетативный маркер отражает такие реакции, как повышенная слезливость, бессонница, сонливость, отсутствие аппетита или булимия (отказ от еды или стремление попробовать все, что до этого момента не пробовал), расширение зрачков, головные боли, потеря или набор веса, снижение полового влечения. У человека появляются сбой дыхания, бледность или, наоборот, яркая окраска кожных покровов, нестабильная динамика состояния в течение суток, гипо- или гипердинамия [3, с. 51].

Суицидальный риск может варьироваться от мыслей о смерти до конкретного плана совершения самоубийства. Э. Дюркгейм в работе «Самоубийство» ограничивает круг случаев, подходящих под это понятие. Он включает в понятие самоубийство непременно намеренное, осознанное, направленное на себя действие, целью которого является смерть [4, с. 54].

Г.А. Бутрим и А.А. Колмаков считают, что суицидальный риск – комплексная характеристика психического состояния дезадаптированной личности, сформированного индивидуально неповторимым сочетанием особенностей личности и способами её взаимодействия с социальной средой в экстремальных для неё жизненных ситуациях, сопровождающегося негативно окрашенными аффективными переживаниями и отражающего степень сформированности суицидальных намерений [3].

А.Г. Амбрумова, известный суицидолог, вводит понятие суицидальное поведение, более широкое, нежели суицид или самоубийство. Суицидальное поведение является следствием социально-психологической дезадаптации личности в условиях переживаемого микросоциального конфликта и подразделяется на внутренние антивитальные переживания, пассивные суицидальные мысли, суицидальные замыслы, суицидальные намерения, внешние суицидальные попытки и завершенный суицид [1, с. 55].

Н.С. Ануфрикова подчеркивает, что риск суицидального поведения (суицидальный риск) – это комплексная характеристика психического состояния дезадаптированной личности, сформированного индивидуально неповторимым сочетанием особенностей личности и способами ее взаимодействия с социальной средой в экстремальных для нее жизненных ситуациях (как правило, в условиях конфликта в системе значимых отношений), сопровождающегося негативно окрашенными аффективными переживаниями и отражающего степень сформированности суицидальных намерений [2, с. 20].

Основными факторами риска суицидального поведения, по мнению С.А. Игумнова, являются: социально-демографические (пол, возраст, семейное положение, образование и профессиональный статус, место проживания);

биографические (суицидальные попытки в прошлом, суицидальное поведение (суициды) родственников и других значимых людей, наличие психической патологии у близких родственников, систематическое насилие, напряженные межличностные отношения, смерть близких родственников, одиночество, социальная изоляция и др.);

индивидуально-психологические (эмоциональная неустойчивость, эмоциональная зависимость, неадекватная самооценка, напряженность потребностей, тревожность, чувство вины и др.) [6, с. 13].

Е.А. Трухан считает, что под суицидальным риском понимают потенциальную готовность личности совершить самоубийство, а также степень вероятности возникновения суицидальных намерений и осуществления суицидальных действий [8, с. 59].

По мнению А.А. Колмакова, риск суицидального поведения формируется в экстремальной для личности ситуации в рамках динамической модели личностная предиспозиция – социально-психологическая дезадаптация в условиях конфликта – суицидальное намерение. Суицидальное поведение обусловлено сложно опосредованным взаимодействием макро- и микросоциальных, а также личностных факторов. Стоит отметить, что для молодых людей наиболее значимо влияние именно личностных факторов [8, с. 211].

При определении индивидуального суицидального риска необходимо учесть ситуативный контекст (состояние здоровья, наличие конфликтов, угроз, травли, насилия и т.д.) и сопоставить согласно А.Г. Амбрумовой и В. А. Тихоненко суицидогенные и антисуицидальные факторы. Диагностика антисуицидального ряда включает выявление прежде всего факторов деятельности, требующих для своего поддержания постоянной деятельности и дополнительных затрат энергии (например, наличие творческих планов), а также факторов представлений (устойчивых представлений о греховности суицида и т. п.) [1, с. 108].

Суицидальный риск – это вероятность самоубийства, которую рассчитывают на основе клинической оценки болезненного состояния пациента или получают с помощью специального тестирования, позволяющего определить готовность человека к совершению суицидальных действий [6, с. 67]. Риск суицидального поведения также связан с отрицательной концепцией окружающего мира. Мир воспринимается как враждебный, не соответствующий представлениям о нормальных или удовлетворительных отношениях с другими людьми. Представление о своей несостоятельности и ненужности, а также временная перспектива не являются значимыми факторами суицидального риска.

С.П. Дементьева к факторам суицидального риска относит следующие личностные особенности: эмоциональная неустойчивость, особенно в периоды возрастных кризов (пубертатный – у подростков, инволюционный – у лиц преклонного возраста); эмоциональная зависимость, острая потребность в близких, но напряженных эмоциональных контактах с родными, близкими, лицами из ближайшего и профессионального окружения; импульсивность в поведении, максимализм, категоричность, незрелость суждений; неадекватная (завышенная или заниженная) самооценка; напряженность потребностей, сильно выраженное желание достижения целей; низкая способность к образованию компенсаторных механизмов, устранению стрессового фактора; тревожность и гипертрофированное чувство вины; отсутствие глубоких эмоциональных связей, острая потребность любви к себе со стороны близких и любимых людей (в юношеском возрасте утрата значимой связи означает крах) [7].

Таким образом, суицидальный риск, представляющий собой континуум от мыслей о смерти до конкретного плана, не является предопределением, но сигнализирует о повышенной уязвимости и необходимости внимания. Суицид, как намеренное лишение себя жизни, является трагическим исходом сложного взаимодействия множества факторов. Оценка суицидального риска включает в себя анализ множества факторов, как индивидуальных (психологических, биографических), так и социальных (семейное положение, социальная поддержка), а также учет суицидогенных и антисуицидальных факторов. Выявление степени риска позволяет разрабатывать стратегии вмешательства, направленные на снижение вероятности суицидальных действий. Мотивы суицидального поведения, как личностные побуждения к уходу из жизни, также требуют глубокого понимания для разработки эффективных методов профилактики и поддержки.

Список литературы

  1. Амбрумова, А. Г. Суицид как феномен социально-психологической дезадаптации личности / А. Г. Амбрумова. – М.: Мысль, 2017.
  2. Ануфрикова, Н. С. К проблеме индикаторов суицидального риска в студенческой среде / Н. С. Ануфрикова // Исторические и психолого-педагогические науки: сб. науч. статей. – Минск: РИВШ, 2020. – С. 20-27.
  3. Гусева, И. С. Психологические маркеры суицидального поведения в профилях личности СМИЛ и ОСР / И. С. Гусева // Виктимология. – 2018. – №. 4(18). – С. 50–53.
  4. Дюркгейм, Э. Самоубийство: Социологический этюд / Пер. с фр. с сокр.; под ред. В. А. Базарова. – М.: Мысль, 2004.
  5. Елькина, М. А. Структура, параметры и функции самоотношения [Электронный ресурс] / М. А. Елькина // Кронос. – 2021. – №12 (62). – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/struktura-parametry-i-funktsii-samootnosheniya. – Дата доступа: 26.03.2025.
  6. Игумнов, С. А. Система профилактики суицидального поведения: опыт Беларуси / С. А. Игумнов, А. П. Гелда // Суицидология. – 2016. – № 2 (23). – С. 3 – 23.
  7. Кабанкова, О. С. Гендерные особенности самосознания личности в период зрелости [Электронный доступ] / О. С. Кабанкова // Наука. Мысль: электронный периодический журнал. – 2016. – №10. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/gendernye-osobennosti-samosoznaniya-lichnosti-v-period-zrelosti. – Дата доступа: 27.03.2025.
  8. Колмаков, А. А. Структурно-динамическая модель формирования и развития суицидального мотива / А. А. Колмаков // материалы Республиканской научно-практической конференции; 19–22 ноября 2008 г.; Гомель, Беларусь. Гомель: Гомельский государственный университет имени Ф. Скорины; 2008.
  9. Статистика по самоубийствам в Республике Беларусь [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://kirovsk.edu. by/ru/main.aspx?guid=13681. – Дата доступа: 28.03.2025.
Мне нравится
Поделиться:
 

Оставить комментарий