Ачинович Т.И., Лазовская А.А.
Белорусский государственный университет, г. Минск, РБ
Актуальность исследования определяется тем, что в последние годы существенно изменилась социальная ситуация развития общества. Эти изменения особенно значимы для детей подросткового возраста. Л. С. Выготский отмечал, что подростковый возраст – историческое образование. Особенности протекания и продолжительность подросткового возраста заметно варьируются в зависимости от уровня развития общества [1, с.146]. Говоря о психологических особенностях современных подростков, Д. И. Фельдштейн писал: «Изменения в социально-экономической жизни обусловливают качественные различия социальной наполняющей процессов формирования сознания, самосознания, личностного становления растущих людей» [5, с.143]. Социальные условия преломляются через внутренние, определяют формирование и проявление личностных свойств (в том числе и тревожности) в конкретные исторические периоды. Личностные особенности подростков и ближайшего окружения, прежде всего родителей, выступают в качестве психологических детерминант формирования и проявления тревожности и лидерских качеств в подростковом возрасте.
В отечественной и зарубежной литературе тревожность трактуется, как эмоциональное состояние, характеризующееся беспокойством, боязнью, неуверенностью и напряжением. Тревожность может возникать в результате различных ситуаций или событий, вызывающих неопределенность или угрозу. Ситуативная тревожность обычно вызывается конкретными событиями или обстоятельствами, которые создают у человека беспокойство и напряжение. Личностная тревожность, с другой стороны, является более стойким и постоянным состоянием, которое характеризует личность человека. Люди с высоким уровнем личностной тревожности могут испытывать беспокойство, боязнь и напряжение в различных ситуациях, независимо от внешних обстоятельств.
Лидерство – это комплексный процесс, который включает в себя как личностные качества лидера, так и взаимодействие с группой, организацией или командой с целью достижения общих целей и решения задач.
Лидерские способности – это навыки и качества, которые позволяют человеку эффективно управлять и вести группу людей к достижению общих целей. В подростковом возрасте лидерские способности могут проявляться в умении вдохновлять и мотивировать сверстников, умении делать стратегические решения, разрешать конфликты, коммуницировать эффективно, убеждать других и действовать во благо всей группы.
Лидерские качества у подростков представляют собой комплекс характеристик и навыков, которые позволяют им успешно управлять и вести группу к достижению общих целей. Среди ключевых лидерских качеств, выделяемых у подростков, можно назвать эмпатию, умение слушать и понимать других, способность мотивировать и вдохновлять, организационные навыки, решительность, демонстрация примера, способность к сотрудничеству.
Период подросткового развития от 15 до 17 лет является ключевым этапом в формировании личности школьников. На этом этапе они учатся принимать самостоятельные решения, развивать свои умения и навыки, а также готовятся к взрослой жизни и будущей карьере. Подростки стремятся к самоопределению, проявлению собственной личности и обретению своего места в обществе. Они начинают отвечать за свои действия, осознавать последствия своих выборов и принимать ответственность за себя. Подростки активно развивают свои лидерские качества, учатся работать в команде, улучшают организационные навыки, укрепляют мотивацию и ценности. Этот этап также является временем подготовки к будущей карьере и выбору профессии, что важно для успешного интегрирования в общество и достижения личной и профессиональной целостности.
Цель исследования – практически выявить взаимосвязь тревожности и лидерских способностей у подростков старшего школьного возраста. Эмпирическое исследование проводилось на базе ГУО «Минский городской образовательно-оздоровительный центр «Лидер». Выборку составили подростки в возрасте от 15 до 17 лет в количестве 60 человек: 43 девушки, 17 юношей. Для диагностики использовались следующие методики: «Шкала оценки уровня реактивной и личностной тревожности» (Ч.Д. Спилбергер, Ю.Л. Ханин); тест “Диагностика лидерских способностей” (Е. Жариков, Е. Крушельницкий); Тест «Я лидер» (А.Н. Лутошкин), статистический метод (критерий Колмогорова-Смирнова с поправкой Лильефорса, r-критерий Спирмена).
В результате проведенного исследования было выявлено, что для большинства подростков характерен умеренный (42%) и низкий (38%) уровень ситуативной тревожности. 37% подростков обладают умеренным уровнем личностной тревожности, а для 25% подростков характерен высокий уровень. Это может негативно сказываться на их психическом и эмоциональном благополучии, а также на общем качестве их жизни.
Подростковая тревожность может проявляться в форме переживаний, беспокойства, напряженности, а также соматических симптомов, таких как головные боли, проблемы с сном, изменения в аппетите и другие физические проявления. Высокий уровень тревожности может препятствовать адаптации в обществе, формированию здоровых отношений, обучению и профессиональному развитию.
Большинство подростков, участвовавших в исследовании, характеризуется недостаточным проявлением лидерских качеств. У 45% подростков лидерские качества слабо проявляются. Только для 12% опрошенных подростков характерно яркое проявление лидерских качеств. Это может быть обусловлено различными факторами, сочетание которых влияет на способность подростков выступать в роли лидера.
Одной из причин недостаточного проявления лидерских качеств у подростков, может быть, отсутствие соответствующих коммуникативных навыков. Наличие эффективных навыков общения и умение взаимодействовать с другими людьми является важным аспектом лидерства. Низкая самооценка, неуверенность в себе и тревожность также могут препятствовать развитию лидерских качеств у подростков, поскольку уверенность в себе и умение принимать и выражать свои решения играют важную роль в лидерском поведении.
Недостаточная мотивация также может быть причиной отсутствия лидерских качеств у подростков. Отсутствие поддержки и поощрения со стороны окружающих, а также нехватка опыта в принятии решений и управлении другими также могут затруднять проявление лидерских качеств у подростков.
У большинства подростков все рассмотренные лидерские качества – умение управлять собой, осознание целей, решение проблем, работа в группе – находятся на среднем уровне развития. Всего лишь у 14% подростков умение управлять собой достаточно развито. Умение управлять собой включает в себя умение контролировать свои эмоции, планировать свои действия, принимать решения и управлять своим временем. Эти навыки играют важную роль в лидерском поведении и способствуют лучшей самоорганизации. Кроме того, более половины опрошенных подростков имеют средний уровень осознания целей, однако лишь 16% обладают достаточным уровнем умения решать проблемы. Также стоит отметить, что лишь у четверти опрошенных развито умение работать с группой.
Путем корреляционного анализа было выявлено, что ситуативная тревожность сказывается по-разному на различных аспектах лидерской деятельности. Например, она положительно коррелирует с умением решать проблемы (r=0,414, p≤0,05) и работать с группой (r=0,480, p≤0,05), но одновременно отрицательно связана с творческим подходом (r=-0,362, p≤0,05) и знанием принципов организаторской работы (r=-0,327, p≤0,05). Личностная тревожность также играет определенную роль в формировании лидерских навыков, положительно коррелируя с осознанием целей (r=0,528, p≤0,05). Эти результаты могут быть использованы для разработки программ развития лидерских качеств с учетом индивидуальных особенностей тревожности участников.
На основании результатов исследования нами были разработаны психолого-методические рекомендации по снижению уровня тревожности у подростков старшего школьного возраста.
Проблема преодоления тревожности, по существу, распадается на две: проблему овладения состоянием тревожности, снятия его отрицательных последствий и проблему устранения тревожности как относительно устойчивого личностного образования.
Работа по преодолению тревожности может осуществляться на трех взаимосвязанных и взаимовлияющих уровнях:
Обучение школьника приемам и методам овладения своим волнением, повышенной тревожностью;
Расширение функциональных и операциональных возможностей школьника, формирование у него необходимых навыков, умений, знаний и т.п., ведущих к повышению результативности деятельности, созданию «запаса прочности»;
Перестройка особенностей личности школьника, прежде всего, его самооценки и мотивации. Одновременно необходимо проводить работу с семьей школьника и его учителями с тем, чтобы они могли выполнять свою часть коррекции.
Способы преодоления тревожности у подростков:
Выработка конструктивных способов поведения в трудных для ребенка ситуациях, а также овладение приемами, позволяющими справиться с излишним волнением, тревогой.
Укрепление уверенности в себе, развитие самооценки и представления о себе, забота о личностном росте человека.
В коррекционной работе с учащимися, отличающимися тревожностью как устойчивым личностным образованием, следует использовать следующие приемы:
«Переинтерпретация» симптомов тревожности. Часто подростков с повышенной тревожностью деморализуют первые признаки появления этого состояния. Во многих случаях оказывается полезным рассказать, объяснить им, что это признаки готовности человека действовать (признаки активации), их испытывают большинство людей, и они помогают ответить, выступить как можно лучше.
«Настройка на определенное эмоциональное состояние». Можно предложить подростку мысленно связать взволнованное, тревожное эмоциональное состояние с одной мелодией, цветом, пейзажем, каким-либо характерным жестом; спокойное, расслабленное – с другим, а уверенное, «побеждающее» – с третьим. При сильном волнении сначала вспомнить первое, затем второе, затем переходить к третьему, повторяя последнее несколько раз.
«Приятное воспоминание». Подростку предлагается представить себе ситуацию, в которой он испытывал полный покой, расслабление, и как можно ярче, стараясь вспомнить все ощущения, представлять эту ситуацию.
«Использование роли». В трудной ситуации подростку можно предложить ярко представить себе образ для подражания (например, любимого киногероя), войти в эту роль и действовать как бы «в его образе». Этот прием оказывается особенно эффективным для мальчиков.
«Мысленная тренировка». Ситуация, вызывающая тревогу, заранее представляется во всех подробностях, трудных моментах, вызывающих ее переживания, тщательно, детально продумывается собственное поведение.
Список литературы
Выготский, Л. С. Педология подростка / Л. С. Выготский. – М. : Бюро заочного обучения МГУ, 1929. – 534 с.
Кричевский, Р.Л. Психология лидерства / Р.Л. Кричевский. – СПб.: Статут, 2007. – 544 с.
Никитина, И.В. Социальная тревожность: содержание понятия и основные направления изучения / И.В. Никитина, А. Б. Холмогорова // Социальная и клиническая психиатрия. – М., 2010. - №1. – С.80-85.
Прихожан, А.М. Влияние тревожности на деятельность и развитие личности / А. М. Прихожан // Тревога и тревожность : хрестоматия / сост. В. М. Астапов. – СПб., 2001. – С. 143–156
Фельдштейн, Д.И. Психология взросления / Д.И. Фельдштейн. – М.: Флинта, 2007. – 670 с.