Автор: Кочан Ксения Вадимовна
Страна: Республика Беларусь
Город: Минск
Организация: Белорусский государственный университет, факультет философии и социальных наук
Проект: Вне проекта

Взаимосвязь уровня жизнестойкости и семейной ситуации

 

Взаимосвязь уровня жизнестойкости и семейной ситуации

 

Автор: Кочан Ксения Вадимовна

Научный руководитель - Климушко Е.И.

старший преподаватель

Белорусский государственный университет

г.Минск, Беларусь

В статье представлены результаты исследования взаимосвязи семейной ситуации и уровня жизнестойкости у юношей и девушек в период ранней взрослости. Выдвинуто предположение о том, что уровень жизнестойкости имеет прямую взаимосвязь со степенью выраженности семейной ситуации и стилем воспитания. Полученные результаты могут быть использованы практическими психологами в консультировании, а также в просветительской работе.

Ключевые слова: жизнестойкость; вовлеченность; контроль; принятие риска; семейная ситуация; стиль воспитания.

 

Значимые фигуры психологической науки давно пришли к выводу, что ближайшее окружение ребенка оказывает колоссальное влияние на формирование личности. З. Фрейд, основоположник психоанализа, утверждал: «Все проблемы идут из детства» [5]. Л. С. Выготский подчеркивал значение взаимодействия с другим субъектом для личностного развития человека [1]. Ж. Пиаже считал, что формирование когнитивных навыков ребенка невозможно без участия социальной среды [4]. Семья, как первое и самое важное окружение ребенка, играет ключевую роль в развитии многих личностных качеств, включая жизнестойкость.

Одним из первых, кто ввел в психологическую науку концепцию жизнестойкости (hardiness) С. Мадди. В своем понимании данного феномена он опирался на то, что у человека есть «убеждения, которые позволяют ему оставаться активным и препятствуют негативным последствиям стресса» [3, с. 178]. В своей концепции С. Мадди выделил три ключевых компонента:

Вовлеченность (commitment) – убеждение в том, что лучше оставаться вовлеченным в ситуацию, а не изолироваться от нее [2].

Контроль (control) – вера в то, что лучше пытаться повлиять на трудные ситуации, чем «опускать руки» [2].

Принятие риска (challenge) – уверенность в том, что преодоление стрессов способствует развитию и накоплению опыта [2, 8].

С. Мадди утверждал, что высокие уровни всех трех компонентов обеспечивают нормальное самочувствие и оптимальный уровень внутреннего напряжения в стрессогенных условиях. Если выражен только один компонент, это не всегда позволяет человеку выстраивать гармоничные отношения с окружающим миром [7].

Исходя из этой теории, мы выдвинули гипотезу, что молодые люди с высоким уровнем жизнестойкости имеют более выраженный уровень семейной ситуации и стиля воспитания. Для проверки гипотезы в исследовании приняли участие 138 респондентов (69 девушек и 69 юношей) в возрасте от 18 до 25 лет.

Для сбора эмпирических данных использовались две методики: тест жизнестойкости (Hardiness Survey), разработанный С. Мадди в 1984 году и адаптированный Д. А. Леонтьевым и Е. И. Рассказовой, включающий шкалы «жизнестойкость», «контроль», «вовлеченность» и «принятие риска» [2]. А также биографический опросник (BIV), разработанный Р. Джагером и С. Лишером и адаптированный В. А. Чикер в 1991 году, включающий шкалы «семейная ситуация» и «стиль воспитания» [6].

 

Результаты исследования:

По результатам исследования была выявлена взаимосвязь между жизнестойкостью и семейной ситуацией (rs = –0,364). Молодые люди с высоким уровнем жизнестойкости чаще росли в семьях с благоприятной атмосферой, где присутствовали удовлетворительные отношения с родителями и позитивное отношение членов семьи друг к другу и к внешнему миру.

Предполагается, что родители, создающие теплую и поддерживающую семейную атмосферу, выступают положительным примером для своих детей. Это способствует формированию у детей позитивного мировоззрения, умения справляться с трудностями, а также активного участия в различных сферах жизни. Например, такая среда стимулирует развитие вовлеченности (rs = –0,374) и принятия риска (rs = –0,287).

Также обнаружена взаимосвязь между семейной ситуацией и уровнем контроля (rs = –0,285). Предположительно, это связано с тем, что родители поощряют у детей ответственное поведение и способность принимать самостоятельные решения.

Была установлена взаимосвязь между жизнестойкостью и стилем воспитания (rs = –0,417). Родители, которые поддерживают самостоятельность и саморегуляцию, способствуют развитию у детей навыков принятия решений и управления своим поведением. Эти качества помогают справляться с жизненными трудностями и адаптироваться к изменениям. В то же время конфликтные или неблагополучные семьи с дефицитом внимания и заботы могут способствовать снижению уровня жизнестойкости, развитию тревожности и низкой самооценки у детей.

В семьях с конфликтами дети часто избегают вовлеченности в свою жизнь, так как это становится для них психологически небезопасным (rs = –0,429). Ограничивающий стиль воспитания, в котором ребенок не имеет возможности принимать самостоятельные решения и рисковать, также приводит к снижению уровня принятия риска (rs = –0,349).

Таким образом, благополучная семейная среда, характеризующаяся теплом, поддержкой и заботой, способствует развитию качеств, необходимых для преодоления жизненных трудностей. Атмосфера доверия и безопасности в детстве становится основой высокого уровня жизнестойкости во взрослой жизни. Напротив, неблагополучная семейная среда, связанная с конфликтами или пренебрежением, может снижать жизнестойкость, что затрудняет адаптацию к стрессам и кризисам в дальнейшем.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Выготский Л.С. Лекции по психологии / Л.С. Выготский //- СПб.: Союз, 1997. – 144 с.
  2. Леонтьев, Д. А. Тест жизнестойкости / Д.А. Леонтьев, Е.И. Рассказова // – М.: Смысл, 2006. – 63 с.
  3. Мадди, С. Теории личности: сравнительный анализ / С. Мадди // – СПб.: Речь, 2002. – 542 c.
  4. Пиаже Ж. Избранные психологические труды / Ж. Пиаже // - М.: Просвещение, 1969. – 630 с.
  5. Фрейд, З. Методика и техника психоанализа / З. Фрейд // - СПб.: Гос. изд-во, 1923. – 136 с.
  6. Чикер, В. А. Психологическая диагностика организации и персонала / В. А. Чикер // – СПб.: Речь, 2006. – 176 с.
  7. Maddi, S. Hardiness training at Illinois Bell Telephone / S. Maddi // – N.Y.: Stevens Point, 1987. – P. 101–115.
  8. Maddi, S. The Hardy Executive: Health under Stress / S. Maddi, S. Kobasa // – N.Y.: Dow Jones-Irwin, 1984. –131 p.
  9. Maddi, S. The Courage and Strategies of Hardiness as Helpful in Crowing Despite Major Destructive Stresses. / S. Maddi // American Psychologist. – 2008. – №63. – Р. 563–564.
7 Мне нравится
Поделиться:
 

Оставить комментарий