Становление специалиста на разных этапах трудовой деятельности
Т.В. Тратинко, И.И. Павлючик
Белорусский государственный университет, Минск
Личностный рост на работе является важной проблемой для работников, поскольку он связан с улучшением здоровья и благополучия, производительностью труда. Таким образом, для организаций важно не только способствовать личностному росту своих сотрудников, но и самим сотрудникам искать и создавать возможности для развития на работе.
Сегодняшнюю рабочую среду можно охарактеризовать как нестабильную, неопределённую, сложную и двойственную.
Долгосрочная карьера в организациях не так распространена, как раньше. Многие люди меняют работу хотя бы раз в жизни – по личному выбору или в связи с организационными изменениями. Это привело к разработке новых подходов к исследованию карьеры. Например, термин «разнообразная карьера» выдвигает на первый план свободу действий человека, который принимает карьерные решения на основе личных ценностей и определяет карьерный успех в субъективных терминах. Однако даже в динамичной рабочей среде задачи и требования (развития) по-прежнему различаются для сотрудников в зависимости от их опыта работы и возраста.
Профессиональное развитие личности – это непрерывный и динамичный процесс, который начинается с формирования профессиональных стремлений и заканчивается полной самореализацией в выбранной сфере деятельности. Ключевой движущей силой этого процесса является противоречие между существующими характеристиками личности и требованиями профессиональной деятельности, что побуждает к дальнейшему развитию [2].
Часть работников меняют в течение трудовой деятельности профиль своих профессий, т.е. последовательность стадий нарушается. В условиях возрастающей безработицы человек вынужден повторять отдельные стадии вследствие вновь возникающих проблем профессионального самоопределения, профессиональной переподготовки, адаптации к новой профессии и новому профессиональному сообществу.
Именно поэтому целесообразно рассматривать следующие 2 группы специалистов с разным стажем работы, чтобы выявить взаимосвязь факторов и рисков, влияющих в том или ином контексте на личность человека.
Первая группа специалистов – молодые специалисты со стажем работы до двух лет. Молодые специалисты (рабочие) – это выпускники, работающие по распределению в течение срока обязательной работы по распределению, пункт 5 статьи 83 Кодекса Республики Беларусь об образовании [1].
При рассмотрении этой группы людей можно выявить факторы и их значимость, которые влияют на бывшего выпускника учебного заведения, приступившего к работе по профессии.
Документом, подтверждающим статус молодого специалиста, является выдаваемое учреждением образования свидетельство о направлении на работу.
Вторая группа специалистов с трудовым стажем от 4 до 9 лет. Обоснованием группы служит нехватка данных о сотрудниках, работающих более 10 лет по данной специальности. Таких людей становиться меньше с каждым годом, поэтому изучение их деятельности в организации становиться проблематичным. Если человек все время занят на одной и той же работе и никуда не пытается перейти в поисках лучшей доли и большей зарплаты, то может возникнуть сомнение в его профессионализме. В этот период специалисты обычно уже имеют достаточный опыт для выполнения сложных задач, но при этом продолжают активно развиваться в профессиональном плане.
Выбор данной категории специалистов для исследования позволяет глубже понять, как различные факторы влияют на стрессоустойчивость и эмоциональное выгорание, и разработать эффективные стратегии для поддержки сотрудников на этом этапе их карьеры.
Сравнение специалистов с трудовым стажем от 4 до 9 лет с молодыми специалистами может быть целесообразно, так как они находятся на разных этапах карьерного развития. Молодые специалисты обычно находятся на начальном этапе своей карьеры, в то время как специалисты со стажем 4-9 лет уже перешли к более зрелому этапу. Сравнение этих групп может выявить, как стрессоустойчивость и эмоциональное выгорание влияют на разные фазы профессионального пути.
Доказано, что текучесть кадров оказывает общее негативное влияние на эффективность организации и снижает ее прибыльность. Эти негативные последствия включают в себя значительные финансовые затраты, расстройство отношений с коллегами, дополнительный стресс в трудовом коллективе, снижение качества работы и уменьшение способности адаптироваться к неопределенности. Поэтому важно изучить личность сотрудников с разным стажем, чтобы понять, какие факторы влияют на их решение оставаться и развиваться в одной отрасли, не меняя направление профессиональной деятельности.
Разделение рабочих задач между молодыми специалистами и опытными сотрудниками в компании = важный аспект эффективного управления персоналом. Разумное распределение задач позволяет учитывать, как профессиональные, так и персональные особенности каждого сотрудника, способствуя оптимизации процессов работы.
Опытные сотрудники, выступая в роли наставников для молодых специалистов, могут не только передавать свой опыт и знания, но и помогать сформировать понимание организационной культуры и профессиональных стандартов. Этот процесс может не только ускорить адаптацию молодых сотрудников к рабочей среде, но и в значительной степени способствовать их профессиональному и личностному развитию.
Под руководством опытных сотрудников, молодые специалисты могут приобрести понимание более широких перспектив и принципов, лежащих в основе успешной работы в компании. Это помогает им учиться на ошибках других, избегая типичных подводных камней, которые могут возникнуть в начале их профессиональной карьеры.
Получая обратную связь и оценку своей работы от более опытных коллег, молодые специалисты также имеют возможность быстро учиться и развиваться. Взаимодействие между молодыми специалистами и опытными коллегами также способствует созданию сильного корпоративного духа, стимулируя обмен знаниями, улучшая коммуникацию и способствуя развитию позитивной рабочей среды.
Учитывая интересы и цели сотрудников, возникает возможность создания индивидуально-ориентированных планов развития и распределения задач, что способствует повышению мотивации и эффективности работы каждого члена команды. Этот процесс подразумевает анализ профессиональных целей и интересов каждого сотрудника для создания персонализированных планов развития и распределения задач.
Распределение задач в соответствии с интересами и целями сотрудников также позволяет создавать условия для разностороннего развития и обогащения опыта каждого члена команды. Например, это может включать возможность участия в различных проектах, обучение и развитие новых навыков, или даже участие в международных проектах.
Такой подход также способствует укреплению взаимодействия внутри команды, поскольку каждый член коллектива видит свою значимость и вклад в осуществление общих целей. Это, в свою очередь, способствует созданию благоприятной рабочей атмосферы, укреплению доверия и обмену знаниями и опытом, что благоприятно сказывается на результативности работы и достижении общих целей компании.
На наш взгляд, внедрение в практику рекомендаций, направленных на устранение проблем выгорания, повышения стрессоустойчивости у специалистов с разным стажем позволит повысить эффективность трудовой деятельности в коллективе.
Проведение систематической оценки уровня стрессоустойчивости и эмоционального выгорания сотрудников дважды в год является важным инструментом для поддержания психологического благополучия в коллективе и повышения эффективности работы.
Регулярное отслеживание показателей стрессоустойчивости и эмоционального состояния специалистов позволяет руководству оперативно реагировать на возникающие проблемы и предотвращать развитие критических ситуаций. Благодаря этому подходу удается создать атмосферу доверия и поддержки в коллективе, что способствует повышению мотивации и производительности сотрудников.
Сравнение текущих результатов оценки с предыдущими данными дает возможность выявлять тенденции и динамику изменений в психологическом состоянии персонала. На основе этих данных разрабатываются индивидуальные и групповые программы поддержки, направленные на укрепление психологического здоровья сотрудников и предотвращение эмоционального выгорания.
Одной из важных стратегий в управлении персоналом является разработка индивидуальных программ поддержки для сотрудников, проявивших признаки стресса или выгорания.
Проведение обучения сотрудников различным методам самопомощи и техникам релаксации. Изучение этих методик не только способствует повышению производительности сотрудников, но и улучшает их общее физическое и психическое здоровье. Регулярная практика техник релаксации может снизить уровень агрессии, улучшить межличностные отношения и способствовать общему благополучию коллектива. Кроме того, такие занятия способствуют формированию адаптивных механизмов управления стрессом и повышению самосознания.
Разработка и внедрение программ регулярного обучения для руководителей. Обучение направлено на повышение компетенций руководителей в области распознавания признаков стресса и выгорания среди подчиненных. Распознавание этих признаков позволяет своевременно реагировать на проблемы и предотвращать их усугубление. Кроме того, обучение включает в себя методы предотвращения стресса и выгорания, а также управления этими явлениями в коллективе. Обучение руководителей в данной области способствует созданию благоприятной рабочей среды, повышает эффективность команды и улучшает общий уровень производительности. Руководители, осознавая признаки стресса у своих подчиненных, могут принимать меры по снижению его воздействия на работу и здоровье персонала. Это способствует снижению текучести кадров, улучшению морального состояния сотрудников и снижению заболеваемости.
Внедрение корпоративной культуры, способствующей гармонии между трудовой деятельностью и личной жизнью, является важным аспектом развития современных организаций. Один из ключевых элементов этой культуры – гибкий график работы, который позволяет адаптировать рабочее время под индивидуальные потребности сотрудников. Такие подходы способствуют повышению удовлетворенности персонала, улучшению баланса между профессиональной и личной жизнью, а также повышению продуктивности труда.
Проведение совместных мероприятий также играет важную роль в формировании единого коллективного духа. Тимбилдинги, корпоративные походы на интеллектуальные игры, общие мероприятия способствуют укреплению взаимоотношений между сотрудниками, формированию доверия и командного духа. В результате, коллектив становится более сплоченным, что благоприятно сказывается на общей атмосфере в организации и на результативности работы.
Создание тесной связи в коллективе через совместные мероприятия имеет множество позитивных аспектов. Обмен опытом и идеями, укрепление взаимопонимания, развитие коммуникационных навыков – все это способствует развитию профессионального потенциала сотрудников и повышению их мотивации к достижению общих целей компании.
Литература
1. Китаев-Смык Л.А. Психология стресса: психологическая антропология стресса. М.: Академический Проект, 2009. – 943 с.
2. Митрофанова А.Е. Разработка методики управления кадровыми рисками в системе управления персоналом организации // Интернет-журнал Науковедение. 2013. – № 1 (14). – С. 85.