Особенности профессиограммы педагога-тьютора
Т.В. Тратинко, А.Г. Осадовская
Белорусский государственный университет, Минск
Для определения профессиограммы вначале дадим определение профессиографии. «Профессиография» происходит от латинского «профессио» – постоянная специальность, служащая источником существования, и греческого «графио» – пишу. Понятие «профессиография» включает профессиографическое исследование и его результат – профессиограмму (описание профессии, должности, специальности) [2, с. 119].
В.А. Сластенин считает, что профессиограмма должна включать следующие характеристики [3, с. 52-53]:
1) свойства и характеристики, определяющие профессионально-педагогическую и познавательную направленность личности учителя;
2) требования к его психолого-педагогической подготовке,
3) объем и состав специальной подготовки;
4) содержание методической подготовки по специальности.
В. А. Сластенин подчеркивает, что своеобразие педагогической профессии состоит и в том, что она по своей природе имеет гуманистический, коллективный и творческий характер.
Основное содержание педагогической деятельности реализуется через выполнение ряда функций. В педагогических исследованиях и анализе массовой практики образования советские ученые-педагоги (Н.В.Кузьмина, В.А. Сластенин, А.И. Щербаков и др.) выделили две группы основных функций: во-первых, присущих многим сферам человеческой деятельности и, во-вторых, специфических.
В первую группу входят конструктивная (конструктивно-содержательная, конструктивно-процессуальная, конструктивно-материальная); организаторская – включение учащихся в различные виды учебной работы; коммуникативная – установление правильных взаимоотношений с учащимися, их родителями, педагогическим коллективом, и гностическая – исследование ученика и ученического коллектива, учебного процесса и результатов педагогической деятельности – функции.
Во вторую группу, отражающую специфику профессии учителя, входят следующие функции [3, с. 89]:
– информационная – обмен информацией между учителем и учащимися путем прямой и обратной связи;
– воспитательно-развивающая – управление процессами восприятия, мышления, эмоционально-волевыми проявлениями в учебной деятельности учащихся и обеспечение на этой основе единства обучения, воспитания и развития школьников;
– мобилизационная – актуализация знаний и жизненного опыта школьников, развитие их познавательной самостоятельности и общественно-политической активности;
– исследовательская – обеспечение теоретического подхода к изучению педагогических явлений: поиск нужной информации, эксперименты, анализ собственной практики и опыта других учителей;
– методическая – анализ и обобщение опыта обучения и воспитания других учителей, разработка учебно-воспитательных средств, построение учебных предметов;
– самосовершенствования – обогащение своих педагогических способностей и личностных качеств в ходе целесообразной деятельности по распредмечиванию социального опыта.
Достаточно широко в психолого-педагогических исследованиях представлена проблема изучения качеств личности современного специалиста, развития черт его характера.
Способности учителя обычно рассматривают как индивидуальные свойства личности, способствующие успешному выполнению его деятельности. Педагогические способности определяют как индивидуальные устойчивые свойства личности, состоящие в специфической чувствительности к объекту, средствам, условиям педагогического труда и создания продуктивных моделей формирования искомых качеств личности воспитуемого.
Уровень специальных педагогических способностей проявляется в глубине. Разносторонности информации, которую учитель может получить об особенностях развития своих учащихся; в быстроте перестройки своей деятельности.
Все специальные способности касаются трех взаимосвязанных сторон деятельности по приобретению знаний, умений и навыков: обучения, учения и научения. Трудно определенно сказать, как и когда они начинают формироваться в онтогенезе и по каким законам развиваются. Что-то в них является врожденным и существует в форме задатков, однако до сих пор ничего конкретного по этому поводу наука сказать не в состоянии. Как и всякие другие способности, педагогические способности воспитываются, и их вполне сознательно можно формировать у детей.
Рассмотрим особенности профессии «воспитатель, осуществляющий персональное сопровождение» (тьютор). «Тьютор» в дословном переводе на русский язык означает «наставник», «домашний педагог», что не отражает современной сущности этой профессии – сопровождения разработки и реализации обучающимся индивидуальной образовательной программы [2, c. 17-18]. Профессия «тьютор» относится к типу профессий «человек – человек». «Предметом самих взаимоотношений между тьюторантом и тьютором является, помимо прочего, установление взаимовыгодных отношений между тьюторантом и субъектами социума, которые могут быть явными или потенциальными ресурсами в разработке и реализации тьюторантом его индивидуальной образовательной программы. В этом заключается выполнение тьютором одной из важных профессиональных функций – функций посредника, координатора взаимодействия. Когда в силу разных причин у тьюторанта возникают проблемы в коммуникации с субъектами социума, то на помощь к нему приходит тьютор, который помогает налаживать социальные контакты или связи как непосредственно, так и опосредованно, через освоение тьюторантом коммуникативно-рефлексивных методик, техник, технологий, культурных форм коммуникаций».
Целью профессиональной тьюторской деятельности является сопровождение разработки и реализации каждым обучающимся индивидуальной образовательной программы (ИОП). Появление профессиональной и должностной позиции тьютора в образовательном учреждении целесообразно в том случае, если возникает необходимость, становится актуальным и ценным предоставление возможности обучающимся на разработку и реализацию полномасштабной ИОП.
Изучение трудов Т.М. Ковалева, Е.И. Кобыща, С.Ю. Поповой, А.А. Терова, М.Ю Чередилина показало, что специфика данной профессии заключается в следующем:
Таким образом, развитие педагогического образования сегодня должно быть ориентировано на удовлетворение реальных запросов сферы образования, которые непосредственно связаны с определением профессиональных квалификаций педагогов, соответствующих требованиям развивающейся профессии. В деятельности педагогов существуют специфические особенности, обуславливающие содержание профессиограммы и психограммы. Так, учитель в ходе своей профессиональной деятельности выполняет две основные функции: обучающую и воспитывающую. Реализация этих функций требует следующих личностных качеств: потребности и способности к активной, разносторонней профессиональной и социально-культурной деятельности.
Профессия педагога является одним из наиболее потенциально аффектогенных, интеллектуально и эмоционально напряженных видов труда, нередко социальная апатия, пассивность и безразличие становятся своеобразными формами адаптации к сложному психосоциальному контексту их работы.
Е.А. Багнетова подчеркивает, что профессия воспитателя связана с риском возникновения таких заболеваний, как различные нарушения голосообразования, нервные расстройства (чаще в форме астеноневротических состояний), заболевания сердечно-сосудистой системы (гипертонические проявления, вегетососудистая дистония, стенокардия и др.), заболевания верхних дыхательных путей, нарушения зрения, остеохондроз, варикозное расширение вен нижних конечностей и др. Интенсивная нагрузка на речевой аппарат приводит к формированию дисфонии и афонии. По сравнению с другими профессиональными группами у педагогов достаточно высок риск возникновения невротических расстройств, накопления «тяжелых» форм неврозов, психосоматических проблем [1].
Анализируя профессиональные риски, связанные с адаптацией к трудовой деятельности, характеризуются частыми простудными заболеваниями, аллергическими реакциями и формированием нейроциркулярной дистонии. У многих педагогов даже при небольшом стаже педагогической деятельности формируются различные патологии голосообразования. Некоторые исследователи устанавливают различия в уровне и структуре заболеваемости учителей, преподающих разные дисциплины.
По мнению Е.А. Багнетовой, из неблагоприятно воздействующих в последние годы на здоровье педагогов сопровождения и педагогов общего среднего образования факторов, выделяют также [1, с. 29]:
– повышенные рабочие нагрузки, обусловленные смещением акцента деятельности от непосредственной работы с учащимися на необоснованно высокую отчетность;
– введение системы последипломной аттестации педагогов, отнимающей огромное количество времени и явно понижающей качество взаимодействия с учащимися в аттестационный период;
– существующий социальный дискомфорт из-за невысокого размера заработной платы педагогов и падения роли профсоюзов;
– ухудшение возможностей заботы педагогов о личном здоровье из-за финансовых трудностей, сложности получения квалифицированной (и, прежде всего, профилактической) медицинской помощи, путевок для лечения и т.п.;
– недостаточно представленную в педагогических вузах подготовку в сфере здоровьесбережения всех участников образовательного процесса.
В результате воздействия объективно существующих трудовых проблем и личностных особенностей их восприятия формируется различное отношение учителей к требованиям профессии. Если педагогом избираются стратегии поведения, не приводящие к разрешению трудностей, не способствующие дальнейшему развитию человека как личности и как профессионала, то происходит накопление психоэмоционального и физического напряжения, развитие негативных состояний, в частности, эмоционального выгорания.
Исследователями выделяется следующая структура профессионально-значимых качеств личности и умений педагога: гуманистическое мировоззрение; положительное отношение к педагогической деятельности; педагогические; профессионально-педагогические знания, умения, навыки.
Труд тьютора характеризуют высокая степень личной ответственности, коммуникация с разными субъектами в ситуации конфликтов интересов, привлечение ресурсов вне организации-работодателя, психологическая гибкость, противостояние профессиональному выгоранию, необходимость самовосстановления и самообучения.
Литература
1. Багнетова, Е.А. Профессиональные риски педагогической среды [Электронный ресурс] / Е.А. Багнетова // Фундаментальные исследования. – 2013. – № 1-1. – С. 27–31
2. Ковалева, Т.М. Профессия «тьютор» / Т.М. Ковалева [и др.]. – М.- Тверь: «СФК-офис», 246 с.
3. Сластенин, В.А. Педагогика / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев. - М.: Академия, 2012. - 576 с.