Автор: Т.В. Тратинко, Д.А. Малиновская
Страна: Республика Беларусь
Город: Минск
Организация: Белорусский государственный университет
Проект: Вне проекта

Формирование конструктивных копинг-стратегий у сотрудников учреждений социальной защиты

 

Формирование конструктивных копинг-стратегий у сотрудников учреждений социальной защиты

Т.В. Тратинко, Д.А. Малиновская

Белорусский государственный университет, Минск

Анализ деятельности учреждений различных уровней демонстрирует, что одним из перспективных направлений, которое показывает положительные результаты, является рассмотрение социальной защиты и социальной работы с точки зрения системного подхода. В этом контексте эти области рассматриваются как целостные системы, ориентированные на решение широкого спектра социальных и личностных проблем человека.

Широко распространенной является точка зрения, согласно которой влияние характеризуется как двусторонний процесс взаимодействия, который может быть успешным при наличии, с одной стороны, способности работника учреждения социальной защиты оказывать эффективное воздействие на сознание клиента, а с другой стороны, при наличии у клиента способности правильно и благосклонно воспринимать направленное на него воздействие и сам факт оказания на него воздействия со стороны. Этот процесс всегда двусторонний и потому, что на человека оказывают влияние не только слова работника, его убеждения, но и его личностные качества. С другой стороны в процессе воздействия на клиента работник социальной защиты неизбежно испытывает на себе его воздействие: его отношение к сказанному и его отношение к личности работника.

Знания и опыт, приобретенные в процессе учебы и жизненной практики, являются фундаментальной основой способности оказывать свое влияние на других людей, хотя сами эти способности могут варьировать в зависимости от личного опыта, личных интересов, талантов. Знания и опыт применяются, прежде всего, в межличностных отношениях. В этой сфере большое значение имеют такие умения и навыки, как интервьюирование, оказание поддержки, способность к лидерству, установление обратной связи, посредничество, которые нацелены на достижение перемен в поведении и отношениях друг к другу [2].

Другая сфера применения знаний и умений – дифференцированный подход к клиентам. Здесь необходимо знание потребностей и интересов человека на различных этапах жизненного пути, кризисных состояний, последствий физических и психических недомоганий.

Важное место отводится специализации работника социальной защиты в оказании помощи клиентам: одни специализируются в области профилактики правонарушений, другие совершенствуются в оказании помощи пожилым и инвалидам, третьи – в работе с детьми, у которых нет родителей и др. Такая специализация требует знания соответствующих теорий и концепций, опоры на эмпирические исследования. Необходимо знать, как подойти к анализу ситуации, разработать программу оказания помощи, какие методы применить для решения проблем, знать соответствующие законы и политику государства по этим вопросам [1].

Развитие социальной сферы требует подготовки специалистов различных уровней и профилей, способных эффективно решать множество разнообразных задач социальной работы:

-        специалисты управленческого уровня, работающие в комитетах, фондах, ассоциациях и территориальных центрах социального обслуживания населения, являются ведущими экспертами в различных областях социальной сферы. Они занимаются диагностированием текущей ситуации, прогнозированием развития, выявлением противоречий, разработкой программ разрешения конфликтов и выступают в качестве экспертов по социальным проектам и программам;

-        специалисты, занимающиеся работой с семьей, предоставляют медико-социальную и психолого-педагогическую помощь матери и ребенку. Они проводят личные и анонимные консультации с семьями, содействуют коррекции внутрисемейных отношений и выполняют другие функции в данной области;

-        специалисты личностного (контактного) уровня непосредственно взаимодействуют с личностью и предоставляют консультативную и социально-профилактическую помощь;

-        специалисты, работающие в социальных службах (наркологических центрах, кризисных психологических центрах, приютах для подростков, интернатах для престарелых и т. д.), выполняют специфические функции в рамках своей специализации;

-        трудотерапевты, работающие по оказанию помощи инвалидам.

Система социальной защиты населения предполагает комплексное взаимодействие всех уровней и профилей специалистов в сфере социальной работы. Как и все проблемы с которыми сталкивается человек (психологические, медицинские, юридические, экономические, экологические и другие), каждая социальная служба и их специалисты (социальные работники, психологи, юристы, экологи, этнологи, аниматоры, медицинские социальные работники и другие) нацелены на работу с детьми и взрослыми, а также на поддержку семьи и общности в обществе [1].

Процесс формирования конструктивных копинг-стратегий в ситуациях стрессовой нагрузки у сотрудников учреждений социальной защиты требует осознания причин возникающего стресса. Понимание и осознание факторов, способствующих стрессу, способствует разработке эффективных стратегий адаптации и справления с ним.

Развитие навыков мышления обратной связи, т.е. анализа собственных реакций на стрессоры, выявление негативных паттернов поведения и их коррекция, является важным аспектом процесса преодоления стресса.

Рациональное управление временем, разработка планов работы, определение приоритетов задач и их распределение по времени способствует снижению уровня стресса и повышению производительности.

Поддержка со стороны коллег и руководства, выражающаяся в общении, эмоциональной поддержке и помощи в сложных ситуациях, играет важную роль в снижении стресса у сотрудников учреждений социальной защиты.

Поиск внутренних и внешних ресурсов для справления со стрессом, включая развитие личных качеств, внутренней мотивации, а также использование внешних и профессиональных ресурсов (консультации специалистов, психологическая поддержка), играет важную роль в достижении психологической адаптации к стрессовым ситуациям.

Эффективное использование стратегий проблемного справления со стрессом (например, планирование действий для решения проблемы, поиск альтернативных решений) способствует снижению уровня стресса и повышению чувства контроля над ситуацией.

Активное применение стратегий эмоционального контроля (например, выражение своих эмоций, общение о причинах стресса) способствует регулированию своих эмоций и улучшению психологического благополучия.

Развитие навыков социальной поддержки и коммуникации с окружающими людьми поможет увеличить уровень социальной поддержки, что в свою очередь может снизить уровень стресса и повысить адаптацию к сложным ситуациям.

Стимулирование развития личных ресурсов, таких как самоэффективность, саморегуляция и умения решать проблемы, способствует повышению уровня адаптивности и снижению воздействия стрессоров на психологическое благополучие сотрудников учреждений социальной защиты.

Проведение обучающих практических семинаров и тренингов по управлению стрессом и развитию конструктивных копинг-стратегий поможет сотрудникам учреждений социальной защиты освоить новые навыки и способы справления с трудностями, возникающими в рабочей деятельности.

Регулярное проведение мониторинга уровня стресса сотрудников учреждений социальной защиты позволяет оперативно выявлять проблемные ситуации и принимать меры по их предотвращению или снижению негативного воздействия на психическое состояние персонала.

Внедрение программ профилактики и управления стрессом на рабочем месте, включающих обучающие мероприятия, регулярные консультации психологов и психотерапевтов, способствует улучшению психического здоровья сотрудников и снижению риска профессионального выгорания.

Для успешной реализации рекомендаций по управлению стрессом среди сотрудников учреждений социальной защиты требуются определенные условия:

1. Лидерство и поддержка руководства играют ключевую роль в обеспечении успешной интеграции и поддержке инициатив по управлению стрессом на рабочем месте. Руководство должно активно выражать поддержку и выделять ресурсы для реализации мероприятий по управлению стрессом.

2. Обучение и профессиональное развитие являются важными аспектами поддержки сотрудников. Доступ сотрудников к образовательным программам, тренингам и семинарам по управлению стрессом способствует развитию навыков и стратегий справления с трудностями.

3. Создание благоприятной и поддерживающей среды в организации способствует эффективному управлению стрессом. Важно создавать открытую и поддерживающую атмосферу для комфортного общения, взаимодействия и решения проблем.

4. Регулярная оценка и мониторинг уровня стресса среди сотрудников является необходимым шагом для оценки эффективности мероприятий. Мониторинг позволяет своевременно реагировать на изменения, а также адаптировать программы управления стрессом.

Литература

1. Тратинко, Т.В. Организационно-педагогические условия профессионально-личностного развития будущих специалистов по социальной работе / Т.В. Тратинко // Вышейшая школа. – 2015. – № 4. – С. 58–62.

2. Фирсов, М.В. Психология социальной работы: Содержание и методы психосоциальной практики: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / М. В. Фирсов, Б. Ю. Шапиро. - 2-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 192 с.

28 Мне нравится
Поделиться:
 

Оставить комментарий