Название и форма мероприятия:
творческое мероприятие "Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма!".
Именем Пушкина обозначена целая эпоха в истории русской культуры. Он является основоположником современного русского литературного языка, родоначальником новой русской литературы. За свою недолгую жизнь А.С. Пушкин создал огромное количество литературных произведений; его литературное наследие стало неоценимым вкладом не только в литературу России, но и в мировую культуру.
Цель мероприятия:
воспитание любви к искусству, к творчеству А.С. Пушкина; формирование уважения к поэтическому слову, к литературе, книгам; воспитание интереса к отечественной истории и культуре; поощрение литературно-творческих способностей и развитие духовного мира молодежи.
Сценарий проведения
Библиотека украшена свечами с подсвечниками, шаль на стуле, столик, портрет А.С. Пушкина, перо с чернильницей, свитки, письма, конверты с сургучом и перевязочным шнуром, вазочка или цветок на столе, сушки, несколько яблок, портретная галерея поэта, перчатки, пистолет, выставка произведений, иллюстрации к произведениям А.С. Пушкина, цитата:
"Учитесь Пушкина читать
Без торопливости и лени,
И сквозь века и поколенья
Он не устанет удивлять". Виктор Гин
Слайд_1 (титульный)
Всем добрый день! Ребята, уважаемые взрослые, мы очень рады видеть вас сегодня на нашем мероприятии.
Открывают его наши гости из музыкальной школы (представить исполнителей).
Слайд_2 (вокал_я_помню)
Начало мероприятия с вокального номера
Слайд_3 (литературная_игра)
Звучит музыка Г. Свиридова "Метель".
На её фоне ведущие говорят свои слова.
Ведущий 1.
Я с Пушкиным знакома с малых лет,
Его стихи читала в детстве мама.
О том, что самый лучший он поэт,
Мне кажется, с пеленок еще знала.
Да, мы знакомимся с ним в детстве. Еще не умеем читать, еще только слушаем. Слушаем его сказки, стихи. И на всю жизнь зачаровывает: "Жил старик со своей старухой у самого синего моря..." Или: "У лукоморья дуб зеленый, златая цепь на дубе том..."
Ведущий 2.
Мы взрослеем. Становимся школьниками. И к нам приходит новый Пушкин. Автор замечательных стихотворений о Родине, о дружбе, о природе, о любви. Пушкин – великий русский поэт и писатель, самый известный и почитаемый не только в нашей стране, но и за рубежом, который внес огромный вклад в развитие русского языка и в мировую литературу.
Ведущий 1.
С раннего детства Александр Сергеевич рос и воспитывался в литературной среде, так что можно с уверенностью сказать о том, что его будущее было предопределено. Пушкин настолько любил книги, что собрал в домашнюю библиотеку более 3000 экземпляров.
Ведущий 2. Об этом удивительном поэте можно говорить бесконечно. И сегодня мы предлагаем вспомнить то, что вы знаете об Александре Сергеевиче Пушкине и его произведениях. А поможет нам в этом наше мероприятие – литературная игра.
Ведущий 1.
Мы знаем, вы любите игры,
Песни, загадки и пляски,
Но нет ничего интересней,
Чем наши волшебные сказки.
Слайд_4 (обложки)
Сказки Пушкина – произведения, в которых описана борьба между добром и злом. Они прочно заняли место в детской литературе.
- Ребята, а вы любите сказки? (Ответ)
- А какие сказки Пушкина вы знаете? (Ответ)
Ведущий 2.
Да, ребята, сегодня вас ждет увлекательное приключение: мы найдем мудрую мысль, которую высказал когда-то Александр Сергеевич Пушкин, вспомним его произведения, а для этого мы с вами отправимся в удивительный мир его сказок. Я надеюсь, что вы хорошо знаете его сказки и те препятствия, которые ждут вас на пути к цели, будут для вас не слишком сложными.
Нужно разделиться на команды и выбрать капитанов.
Ключевая фраза:
"Чтение - вот лучшее учение, следовать за мыслями великого человека есть наука самая занимательная" А. Пушкина (фраза разбивается на 7 частей и каждая часть выдается в старинном конверте участникам за выполнение задания)
\ ЧТЕНИЕ - \ ВОТ ЛУЧШЕЕ \ УЧЕНИЕ, \ СЛЕДОВАТЬ ЗА МЫСЛЯМИ \ ВЕЛИКОГО ЧЕЛОВЕКА \ ЕСТЬ НАУКА \ САМАЯ ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ \
Слайд_5 (225_Пушкин)
Входит Пушкин (читает со свитка, раскрывает его).
Милостивые госудАрыни и милостивые госудАри! Я рад приветствовать вас здесь сегодня, в год празднования моего двухсот двадцати пятилетия.
Здесь перед вами старой сказки
Оживут яркие краски.
Сказка – ложь, да в ней намёк,
Добрым мОлодцам урок!
Желаю всем удачи! Итак, в путь!
Слайд_6 (золотая_рыбка)
Ведущий 1.
Послушайте отрывок произведения и вспомните, из какой он сказки.
"Кинул старик в море невод - пришёл невод с одною тиной. Он в другой раз закинул невод - пришёл невод с травою морскою. В третий раз закинул он невод - пришёл невод с одною рыбкой. С не простою - золотою!" Как, ребята, называется эта сказка?
Правильно, "Сказка о рыбаке и рыбке". А теперь Первое задание!
Слайд_7 (собери_желания)
Ведущий 2.
За одну минуту нужно СОБРАТЬ ИЗ СЛОВ на столе все желания старухи из "Сказки о рыбаке и рыбке" по порядку. Время пошло!
(Новое корыто - изба - столбовая дворянка - вольная царица - владычица морская - итог разбитое корыто).
Вспомним отрывок из сказки и проверим, верно ли мы собрали все желания старухи из "Сказки о рыбаке и рыбке".
Слайд_8 (переход через анимации по щелчку:
корыто - изба - столбовая дворянка - вольная царица - владычица морская
- старое корыто)
Молодцы, ребята! Получите конверт с первым фрагментом ключевой фразы (1).
Слайд_9 (внимательный_читатель)
Второе задание!
Ведущий 1. Второе задание по Сказке о рыбаке и рыбке. Внимание на экран!
Слайд_10 (главные_герои_вопрос_1)
Ведущий 2. Главные герои этой сказки были: старик, старуха, курочка и золотая рыбка?
Слайд_11 (главные_герои_ответ_1)
Ведущий 2. Правильно, курочки не было.
Слайд_12 (рыбка_петушок_вопрос_2)
Ведущий 1. Старик поймал неводом Золотую Рыбку или купил Золотого Петушка?
Слайд_13 (рыбка_петушок_ответ_2)
Ведущий 1. Правильно, поймал неводом Золотую Рыбку.
Слайд_14 (корыто_вопрос_3)
Ведущий 2. Старуха не хотела новое корыто?
Слайд_15 (корыто_ответ_3)
Ведущий 2. Правильно, хотела. Это было ее первое желание.
Слайд_16 (столбовая_дворянка_вопрос_4)
Ведущий 1. Золотая Рыбка сделала старуху столбовой дворянкой?
Слайд_17 (столбовая_дворянка_ответ_4)
Ведущий 1. Правильно, на это Рыбка еще согласилась.
Слайд_18 (море_океан_вопрос_5)
Ведущий 2. Старик ходил просить Золотую Рыбку к морю или к океану?
Слайд_19 (море_океан_ответ_5)
Ведущий 2. Правильно, к морю.
Слайд_20 (обращение_к_рыбке_вопрос_6)
Ведущий 1. Какие слова говорил старик Золотой Рыбке: "Смилуйся, государыня рыбка" или "Надоели мне капризы старухи"?
Слайд_21 (обращение_к_рыбке_ответ_6)
Ведущий 1. Конечно, старик вежливо обращался к рыбке "Смилуйся, государыня рыбка".
Слайд_22 (новый_невод_вопрос_7)
Ведущий 2. Просил ли старик для себя новый невод?
Слайд_23 (новый_невод_ответ_7)
Ведущий 2. Правильно, нет.
Слайд_24 (владычица_вопрос_8)
Ведущий 1. Старуха стала Владычицей Морской и жила в океане-море?
Слайд_25 (владычица_ответ_8)
Ведущий 1. Нет, это желание Рыбка не исполнила.
Слайд_26 (молодцы!)
За правильные ответы команды получают фрагмент ключевой фразы. (2)
Конверт вскрывают и читают, затем прикрепляют на столике у выставки Пушкину.
Ведущий 1. Хорошо, ребята. Переходим к следующему заданию игры.
Направляют к другому столу.
Слайд_27 (белка_1)
3-е задание!
Ведущий 2. Ребята, посмотрите:
Еель стоит,
А под ней орех лежит.
И орешек не простой,
С золотою скорлупой…
А эту сказку вы узнали? Правильно, ребята, это "Сказка о царе Салтане".
Ель растет перед дворцом,
А под ней хрустальный дом;
Белка там живет ручная,
Да затейница какая!
Белка песенки поет
Да орешки все грызет,
А орешки не простые,
Все скорлупки золотые,
Ядра - чистый изумруд;
Слуги белку стерегут,
Служат ей прислугой разной.
Слайд_28 (белка_2)
Ведущий 1. Задание ТАКОЕ: Разобрать ядра чистый изумруд и орешки золотые, отделить от других самоцветов на скорость с помощью ложечек. Изумруды отдельно, золотые орешки отдельно, камешки другого цвета отдельно. Две минуты на эстафету.
По щелчку – идет музыка из мультфильма "Во саду ли в огороде"
Молодцы, вам вручается НОВАЯ ЧАСТЬ ФРАЗЫ из конверта (3).
Слайд_29 (дуб)
Ведущий 2. (подходит к нарисованному, или приклеенному на стене дубу, инсталляция)
У лукоморья дуб зеленый;
Златая цепь на дубе том:
И днем и ночью кот ученый
Все ходит по цепи кругом;
Идет направо – песнь заводит,
Налево – сказку говорит.
Там чудеса: там леший бродит,
Русалка на ветвях сидит…
Нашу литературную игру я продОлжила, прочитав начало поэмы Александра Сергеевича Пушкина "Руслан и Людмила".
Слайд_30 (конкурс_цепь)
4-е задание!!
Ведущий 1. Теперь капитаны каждой из команд сделают для сказочного Кота "золотую цепь". Оценивать мы будем самую длинную и аккуратно склеенную "золотую цепь".
(Конкурс капитанов – золотая цепь. (используемый инвентарь: Кот – мягкая игрушка, два стола, нарезанные полоски для будущей цепи, клей-карандаш). Описание эстафеты: по сигналу Ведущего, капитаны на время начинают склеивать звенья будущей "золотой цепи" из заранее заготовленных полосок жёлтого цвета. Проводится соревнование.)
Ведущий 2. Молодцы наши капитаны, отлично справились с заданием и не подвели свои команды. Находим еще одно слово в конверте (4).
Слайд_31 (конкурс_музей)
Ведущий 1. Ну что, ребята, продолжаем - Новое задание - "Музей сказочных предметов". (Продвигаются к столу)
5-е задание!!!
Нужно назвать из какой сказки А.С. Пушкина каждый предмет, который ведущий достает из мешка (можно использовать как предметы, так и рисунки, подготовленные к конкурсу). Давайте по очереди. Если одна команда дает неправильный ответ, за нее может ответить другая команда.
Слайд_32 (Яблоко - "Сказка о мертвой царевне...")
Ведущий 2. Читает отрывок после отгаданного предмета.
И к царевне наливное,
Молодое, золотое,
Прямо яблочко летит...
Пес как прыгнет, завизжит...
Но царевна в обе руки
Хвать – поймала. "Ради скуки
Кушай яблочко, мой свет.
Благодарствуй за обед".
Слайд_33 (Жемчужное ожерелье - "Сказка о рыбаке и рыбке")
Ведущий 1.
Воротился старик ко старухе.
Что ж он видит? Высокий терем.
На крыльце стоит его старуха
В дорогой собольей душегрейке,
Парчовая на маковке кичка,
Жемчуги огрузили шею,
На руках золотые перстни,
На ногах красные сапожки.
Слайд_34 (Орех - "Сказка о царе Салтане")
Ведущий 2.
Князь пошел себе домой;
Лишь ступил на двор широкий –
Что ж? под елкою высокой,
Видит, белочка при всех
Золотой грызет орех,
Изумрудец вынимает,
А скорлупку собирает,
Кучки равные кладет
И с присвисточкой поет
При честном при всем народе:
Во саду ли, в огороде.
Слайд_35 (Веревка - "Сказка о попе и работнике его Балде")
Ведущий 1.
Балда, с попом понапрасну не споря,
Пошел, сел у берега моря;
Там он стал веревку крутить
Да конец ее в море мочить.
Слайд_36 (Зеркальце – "Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях")
Ведущий 2.
Свойство зеркальце имело:
Говорить оно умело.
С ним одним она была
Добродушна, весела,
С ним приветливо шутила
И, красуясь, говорила:
"Свет мой, зеркальце! скажи
Да всю правду доложи:
Я ль на свете всех милее,
Всех румяней и белее?"
И ей зеркальце в ответ:
"Ты, конечно, спору нет;
Ты, царица, всех милее,
Всех румяней и белее".
Слайд_37 (Мешок - "Сказка о золотом петушке")
Ведущий 1.
Вот мудрец перед Дадоном
Стал и вынул из мешка
Золотого петушка.
"Посади ты эту птицу, –
Молвил он царю, – на спицу;
Петушок мой золотой
Будет верный сторож твой"
Слайд_38 (молодцы!)
Ведущий 2. Молодцы, прекрасно справляетесь с заданиями!
За правильный ответ команды снова получают фрагмент (5) ключевой фразы из конверта.
Слайд_39 (конкурс_иллюстрация_к_сказке)
6-е задание!
Ведущий 1. Ребята, много на свете было сказочников, много есть удивительных сказок. Перед вами портреты трех знаменитых сказочников и иллюстрации к их сказкам. Соедините иллюстрацию к сказке и ее автора. Будьте внимательны – здесь есть "лишние сказки". (Предлагаются портреты А.С. Пушкина, Г.Х. Андерсена, Шарля Перро и иллюстрации из их сказок (по две любых иллюстрации) и дополнительно две любые иллюстрации из сказок Братьев Гримм ("лишние").
Слайд_40-47 (авторы и иллюстрации)
Ведущий 1. Справились? Прекрасно. Не забудьте получить новое слово из конверта (6)!
Слайд_48 (Елисей)
Ведущий 2. Ребята а теперь посмотрите налево! Узнаёте? (За столом сидит Королевич Елисей в костюме.) Подходите ближе.
Как зовут этого героя, из какой он сказки? ("Сказка о мертвой царевне и семи богатырях")
Ведущий 2. Совершенно точно! Королевич Елисей очень любил путешествовать и приготовил для вас игру "Маршрут путешествия Королевича Елисея".
Слайд_49 (Конкурс_маршрут)
7-е задание!
Дети получают изображения солнца, ветра, месяца, горы, царевны. Им необходимо выложить правильный маршрут Королевича Елисея (Солнце – Месяц – Ветер – гора – царевна).
Ведущий 1. Проверим по книге, правильно ли вы вспомнили путешествие Королевича Елисея.
Слайд_50_51_52 (Солнце_месяц_ветер)
Переключать по ходу текста
Зачитывает отрывок из книги. Сначала про солнце, потом про месяц, потом про ветер.
Слайд_53 (Елисей_и_царевна)
Ведущий 2. Все верно – пройдя все испытания, герой Сказки о мёртвой царевне и о семи богатырях получил свою главную награду – любовь прекрасной царевны.
Вручаем конверт и прикрепляем ещё один последний (7) отрывок фразы, чтобы прочитать ее, соединяем все детали правильно. Читаем вслух знаменитую цитату Пушкина.
Слайд_54 (ключевая фраза)
Ведущий 1. Вы большие Молодцы, ребята. Наше путешествие подошло к концу. А сейчас для вас с чудесным музыкальным подарком выступят наши гости из музыкальной школы.
Слайд_55 (талисман)
Вокальный номер
Слайд_56 (225_пушкин)
Ведущий 2: Аплодисменты, спасибо большое!
Александр Сергеевич, Ваш выход.
Выходит Пушкин. Пушкин читает с нового свитка:
Много сказок сочинил,
В Лукоморье путь открыл
В страну, где с чудесами,
Встречалися мы с вами.
Друзья, Сказки вы все мои знаете. С трудными заданиями справились, и очень меня порадовали. Я вас всех поздравляю от всей души!
Слайд_57 (молодцы)
Ведущий 1. Ребята, мы вручаем вашему классу грамоту за участие в литературной игре.
На память всем раздаются призы-закладки Пушкин и конфеты Сказки Пушкина.
Слайд_58 (ключевая фраза)
Ведущий 2: Мы поздравляем команды за активное участие в литературной игре. Вы собрали высказывание великого русского писателя Александра Сергеевича Пушкина о чтении, и мы надеемся, что это путешествие по его сказкам стало для вас не только увлекательным, но и в чем-то поучительным. А эти слова: "Чтение – вот лучшее учение. Следовать за мыслями великого человека - есть наука самая занимательная" вы будете помнить, и с удовольствием станете читать не только сказки, но и стихи, и прозу, выдающегося писателя и поэта Александра Сергеевича Пушкина.
Ведущий 1:
К нам приходят пушкинские сказки,
Яркие и добрые, как сны.
Сыплются слова, слова-алмазы
На вечерний бархат тишины.
Шелестят волшебные страницы.
Всё скорей нам хочется узнать.
Вздрагивают детские ресницы,
Верят в чудо детские глаза.
Даже если мы уже не дети,
В 20, в 30 лет и в 45
Убегаем мы порою в детство,
Убегаем к Пушкину опять.
Убегаем в буйство свежих красок,
В торжество добра над тёмным злом.
Убегаем в пушкинские сказки,
Чтоб добрей и лучше стать потом.
Слайд_59 (до_новых_встреч)
Все ведущие хором: Спасибо большое за внимание, за участие, до новых встреч!