Литературная игра
с воспитанниками подготовительных
к школе групп и их родителями
«Сказка за сказкой»
Выполнили
ст. воспитатель
Яковлева Оксана
Николаевна,
воспитатель
Данилова Наталья
Александровна
Литературная игра
с воспитанниками подготовительных к школе групп и их родителями
«Сказка за сказкой»
Литературная игра является одним из эффективных приемов проверки знаний воспитанников по программе «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой по области «Речевое развитие» («Чтение художественной литературы) и понравившихся приемов работы с родителями воспитанников, в частности проверки их знаний по детской литературе. Она имеет ряд преимуществ перед другими формами т.к. оно дополняет и обогащает знания и расширяет кругозор. За небольшой отрезок времени в литературной игре имеется возможность повторения большего объема прочитанных произведений совместно с детьми. Игра учит анализировать художественные произведения, логически мыслить, рассуждать, сопоставлять. К ней необходима серьезная домашняя подготовка: чтение, знание биографии писателей, детских произведений, рассматриваний цветных иллюстраций. Непринужденности обстановки вовремя ее проведения способствуют игровые ситуации, задания и вопросы на сообразительность и внимание. На некоторые вопросы воспитанники отвечают, предварительно обсудив ответ с родителями и другими членами команды. При обсуждении ответ дополняется, корректируется.
В литературной игре прослеживается связь детской литературы с различными областями: (анализ художественного произведения, его композиции, выразительных средств и др.); выразительным чтением и театрализованной деятельностью (инсценировка отрывков из произведения, подтверждение своей мысли чтением стихотворения) и т.д.
Информационная работа
Выпуск буклетов:
- "Растим читателей: советы воспитателей";
- "Как услышать голос хорошей книги: советы воспитателя по выбору книг для детского чтения".
- "Мудрые мысли народной педагогики: семья и семейное воспитание в пословицах и поговорках".
Составление рекомендательных списков:
- "Чтение без принуждения: список литературы для взрослых о проблемах детского чтения и путях их решения"
- "Почитаем вместе: рекомендательный список для детей и родителей, желающих читать вместе".
Организация литературной игры
Литературная игра проводится в музыкальном зале. Зал украшен Портретом А.С.Пушкина, иллюстрациями из его произведений
Ее цель – объединение усилий воспитателей, детского сада по ознакомлению детей и родителей с золотым фондом детской литературы по теме «Сказки А.С. Пушкина», а у родителей - развитие мотивации к совместному чтению с детьми на основе увлекательной игровой деятельности, умений сотрудничать при решении общих задач и творчески применять знания в новых ситуациях.
Родителям и воспитанникам были предложены домашние задания: нарисовать картину – рисунок по сказкам А.С. Пушкина, подготовить театрализованный отрывок, вопросы другой команде на заданную тему. За правильный ответ команды получают определенное количество фишек. Другая команда может дополнять ответ. За каждое уточнение и дополнение ответа с той команды, ответ которой дополняют, снимается фишка и отдается другой команде.
Литературная игра по сказкам А.С. Пушкина
«Сказка за сказкой»
Девиз: "Мы книгу прочитаем не спеша, ведь в ней как в человеке, есть душа"
Тема: «Сказка за сказкой!»
В игре участвуют две команды.
Общий вопрос: чем отличается литературная сказка от фольклора?
Разминка
- Чем занимались братья в лесной глуши?
(Перед утренней зарею
Братья дружною толпою
Выезжают погулять
Серых уток пострелять,
Руку правую потешить
Сарочина в поле спешить
Иль башку с широких плеч
У татарина отсечь
Или вытравить из леса
Пятигорского черкеса)
- Что ответила братьям молодая царевна на их предложение помирить их?
(Коли лгу, пусть бог велит
Не сойти живой мне с места
Как мне быть? Ведь я невеста.
Для меня вы все равны,
Все удалы, все умны,
Всех я вас люблю сердечно;
Но другому я навечно
Отдана. Мне всех милей
Королевич Елисей.)
- Что предлагал Дадон мудрецу вместо шамаханской девицы? Цена откупа?
(Попроси ты от меня
Хоть казну, хоть чин боярский,
Хоть коня с конюшни царской
Хоть полцарства моего.)
- Назовите полное название сказки «Сказка о царе Салтане»
(«Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»)
- В 2 –х сказках А.С.Пушкина есть герой с одним и темже именем. В одной сказке он является носителем добрых начал, а в другой злых начал. Назовите имя этого героя и сказки?
(Черномор) «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Султановиче и о прекрасной царевне Лебеди») поэма «Руслан и Людмила)
- Назовите сказку и работника который работал у попа?
(Балда) «Сказка о попе и работнике его Балде»)
Гейм 1 для детей
Поэтический мир сказок А.С. Пушкина
- Индивидуальные групповые задания – решение кроссвордов
ВСТАВИТЬ КРОССВОРДЫ
Гейм 2 для родителей
Нравственность в сказках А.С. Пушкина
- Инсценировать диалог, дать нравственную характеристику героям, определить, какие чувства владеют ими в момент разговора и какими средствами поэт передает состояние героев?
- Примерные вопросы по теме:
- Каким видеться идеал женщин А.С. Пушкину и как он отразил в своих сказках?
- Какие качества присущи работнику Балде? Почему из всех героев он ближе к народным образам?
- В чем сходство двух царевен – царевны Лебеди и мертвой царевны?
- Какова роль красоты в фольклорной сказке и в сказках А.С. Пушкина?
- Как А.С. Пушкин рисует образы царей (их сходство и различия)?
- За что награждены или наказаны герои А.С. Пушкин?
Гейм 3
Поэтичность в сказках А.С. Пушкина.
- Примерные вопросы к теме «Поэтический мир сказок А.С. Пушкина»:
- Отметить сходство и отличия «Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях» и «Сказки о царе Салтане» от народных сказок.
- Какие образы и чудеса пришли в пушкинскую поэзию из народной сказки?
- Какие образы и чудеса являются плодом воображения поэта?
- Какие фольклорные и литературные источники использовал А.С. Пушкин для своих сказочных произведений?
- Во всех произведениях А.С. Пушкина чувствуется позиция автора, его отношение к героям. По каким признакам мы можем, какова она?
- Какова роль пейзажа и портрета в сказках А.С. Пушкина.
Гейм 4
Музыкальная шкатулка
Определить к какой сказке написана данная музыка и к какому эпизоду или к каким действующим лицам эти отрывки относятся.
- «Сказка о царе Салтане» (Колыбельная», «33 богатыря» - композитор Н.А. Римский – Корсаков).
- «Сказка о золотом петушке» («Дадон», «Петушок» - композитор Н.А. Римский – Корсаков).
Гейм 5
Заморочки из бочки
- Здесь лежит предмет, который является символом печали, зла, ссор, горечи, из – за него начинались войны. Но это людей не останавливало, не отталкивало от этого предмета, а наоборот привлекало. Этот предмет встречался не только в сказках А.С. Пушкина, но и в мифологии, и в христианской легенде, его очень любят дети, это кладезь железа. Итак, назовите этот предмет. (Яблоко).
- Здесь лежит вещь, принадлежащая лично Гвидону. Благодаря ей он заслужил расположение, дружбу, а затем и любовь царевны Лебеди. Итак, назовите этот предмет (Снурок. «Со креста снурок шелковый натянул на сук дубовый»).
Блицтурнир
- Чем корабельщики в последний раз торговали в заморских странах? (Неуказанным товаром).
- Кто ссыпал изумруды в кладовые князя Гвидона? (Девки).
- С чем «пришел» невод у старика во второй раз ( С травой морскою).
- Через сколько дней войско царя Гвидона встретило шамаханскую царицу? (Через 8 дней).
- Какого роста родился Гвидон? (Аршин).
- Откуда на царя Дадона наступало войско шамаханской девицы? (С востока).
- Как звали пса, который сторожил дом семи богатырей? (Соколко).
- Сколько встреч было у старика и рыбки? (Шесть).
- Что стало с попом от второго шелчка? (Лишился поп языка).
- В каком виде спорта Балда и бесенок состязались во второй раз? (В метании вдаль).
- Как узнали братья – богатыри, что принимали царевну? (По речи).
- Чем благословляла на брак царица князя Гвидона и царевну Лебедь? (Иконой Чудотворной).
- Чем угощали царевну семь богатырей? (Пирожком и вином).
- Сколько лет царь Дадон пользовался услугами золотого петушка? (Два года).
- Какие меха любила старуха? (Соболя).
- Чем кормил поп Балду? (Вареной полбой).
- Где прилегла отдохнуть царевна в первый день пребывания в доме богатырей? (На полатях).
- Кем приходились Гвидону Ткачиха и Повариха? (Тетками).
- Когда день рождения у царевны? (В сочельник).
- Кого шмель в сказке «Сказка о царе Салтане» укусил в нос? (Бабариху).
- Сколько времени царь Дадон пирровал с шамаханской царицей? (Неделю).
- Сколько раз корабельщики прибывали к сАлтану? (Четыре раза).
- Какую обувь носила старуха, когда стала дворянкой? (Красные сапожки).
Гейм IV
Каждая команда (родители совместно с детьми) представляют домашнюю заготовку театрализованного отрывка из сказок А.С. Пушкина.
Подведение итогов
Критерии оценки команд - участников:
- точность и логика;
- полнота, доказательность;
- культура речи;
- оригинальность;
- чувство юмора.
Критерии оценки театрализованного отрывка:
- артистичность, выразительность;
- понимание идеи, характера героев;
- эстетический вкус;
- соответствие костюма образу, характеру, его оригинальность.
Награждение команд – участников
Каждая команда награждается Грамотой победителя и призера, а также памятными призами – книгами А.С. Пушкина.
Список литературы
-
- Программа «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. М.: Мозаика-Синтез 2012г.
- Сказки А.С. Пушкина, М.: Дрофа Плюс 2010г.
- В.В. Гербова и др. «Книга для чтения в детском саду и дома 5-7 лет». М.: Москва-Оникс 2010г.
- Гурович Л. М. «Ребенок и книга». М.: Москва-Просвещение 2008г.
- В.В. Гербова «Приобщение детей к художественной литературе». М.: Мозаика-Синтез 2012г.
- С. Дементьева «Как читать сказки А.С. Пушкина детям»