Автор: Топорикова Наталия Александровна
Страна: Российская Федерация
Город: Мариуполь
Организация: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Средняя школа № 64 города Мариуполя2
Проект: Фестиваль-конкурс "Вдохновение"

Мир великого поэта. Конспект урока " А. С. Пушкин. " Метель"

 

                                                     Все мгновенно, все пройдет;

                                                     Что пройдет, то будет мило.

                                                                       А.С. Пушкин

                                    Юный друг!

         Тебе предстоит выполнить лабораторную работу по литературе.

Ознакомься с алгоритмом работы.

  1. Определение темы, цели и задач лабораторной работы.
  2. Объединение в творческие лаборатории для выполнения опытов. Выбор руководителя лаборатории.
  3. Лабораторные опыты.
  4. Выполнение творческого задания.
  5. Самооценка деятельности каждого из участников лабораторной работы.

Цели и задачи: (ставятся совместно с учителем):

- познакомиться – с главными героями произведения А.С.Пушкина «Метель»;

- систематизировать – знания по теории литературы (сюжет, композиция, интрига, умолчание);

- исследовать – особенности сюжета и композиционного построения повести;

- сопоставить – основные черты характера главных героев и мотивы их поступков;

- воспитывать – положительные черты характера;

- развивать – устную и письменную речь, коммуникативные умения, анализировать текст, делать выводы;

- прививать – любовь к творчеству А.С.Пушкина

Оборудование: портрет А.С. Пушкина, видеозапись «Метель» Г.Свиридова, иллюстрации к произведению, подготовленные учащимися.

 

                                    ХОД РАБОТЫ

  1. ФОРМИРОВАНИЕ ГРУПП – ЛАБОРАТОРИЙ (4 группы).
  2.  ЛАБОРАТОРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ.

Опыт №1. «Поиск соответствий».

Соотнести понятия по его содержанию.

Термины: экспозиция, завязка действия, кульминация, развязка.

Содержание понятий:

         - Момент, определяющий последующие действия.

         - Исход событий.

         - Предыстория событий, лежащих в основе художественного произведения.

         - Высшая точка напряжения развития действия в художественном произведении.

 

Заполни таблицу:

Термин

Содержание понятия

Экспозиция   

Предыстория событий, лежащих в основе художественного произведения.

Завязка действия

Момент, определяющий последующие действия.

Кульминация

Высшая точка напряжения развития действия в художественном произведении.

Развязка

Исход событий.

 

Опыт №2. «Аналитическая работа».

Заполни таблицу:

 

1 сюжетная линия

«Марья Гавриловна и Владимир»

2 сюжетная линия

«Марья Гавриловна и Бурмин»

Экспозиция   

Краткое описание жизни небольшого поместья.

Завязка

«Марья Гавриловна была воспитана на француских романах и, следовательно, влюблена».

Знакомство Марьи Гавриловны с Бурминым.

Кульминация

Разыгралась метель. Владимир приехал в церковь под утро.

Сцена объяснения Бурмина.

Развязка

«Какое известие ожидало его!»

Гибель Владимира, одиночество Маши.

Слова Марии Гавриловны: «…так это были вы! И вы не узнаете меня?»

 

Опыт №3. «Поисковая работа».

         Найти цитаты в тексте, характеризующие главных героев повести, их поступки и поведение.

         Сделай выводы.

 

Марья Гавриловна

Владимир

Бурмин

- «Стройная, бледная и семнадцатилетняя девица».

-«Марья Гавриловна была воспитана на французских романах и, следственно, была влюбленна» и др.

 

-«…бедный армейский прапорщик…».

-«…молодой человек пылал равною страстию…» и др.

«…очень милый молодой человек».

«Он имел именно тот ум, который нравится женщинам: ум приличия и наблюдение…».

-«Он казался нрава тихого и скромного…» и др.

ВЫВОДЫ

Благородная, верная, преданная девушка.

Легкомысленный молодой человек. Эгоист.

Умный, интересный собеседник, верен слову, чести, долгу.

Опыт №4. «Сопоставительная работа».

Сопоставить роль метели в жизни главных героев.

Заполни таблицу:

Главные герои

Роль метели

Марья Гавриловна

Распорядилась жизнью героини, заставила пройти через страдания и вознаградила за все пережитое.

Владимир

Сыграла роковую роль – наказала за легкомыслие. Метель стала непреодолимым препятствием для венчания, развела влюбленных. Герой уехал в армию и погиб.

Бурмин

Оказалась счастливой случайностью, которая соединила его с любимой.

 

 

Опыт №5. «Творческая работа».

1 группа – восстановите содержание письма Маши к родителям.

2 группа – восстановите содержание письма Марьи Гавриловны к подруге.

3 группа – подготовьте сообщение: «Какие вопросы нравственного характера рассматриваются в повести?»

4 группа – определите значение интриги в повести.
 

ОЦЕНИ РЕЗУЛЬТАТЫ СВОЕЙ РАБОТЫ:

 

5

4

3

Соотнес понятие по его содержанию.

 

 

 

Правильно определил сюжетные линии повести.

 

 

 

Охарактеризовал героев, сделал выводы.

 

 

 

Сопоставил роль метели в жизни главных героев.

 

 

 

Выполнил творческую работу.

 

 

 

Принял участие в выступлении.

 

 

 

Твоя речь была последовательной, лаконичной, грамотной.

 

 

 

Поставь себе оценку

 

 

 

Оценка учителя

 

 

 

ДОМАШНИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ:

(по выбору учащихся)

Подготовьте развернутый ответ на вопрос:

  1. Как автор относится к своим героям?
  2. Как ты относишься к поступкам и поведению главных героев?
19 Мне нравится
Поделиться:
 

Оставить комментарий