Все мгновенно, все пройдет;
Что пройдет, то будет мило.
А.С. Пушкин
Юный друг!
Тебе предстоит выполнить лабораторную работу по литературе.
Ознакомься с алгоритмом работы.
Цели и задачи: (ставятся совместно с учителем):
- познакомиться – с главными героями произведения А.С.Пушкина «Метель»;
- систематизировать – знания по теории литературы (сюжет, композиция, интрига, умолчание);
- исследовать – особенности сюжета и композиционного построения повести;
- сопоставить – основные черты характера главных героев и мотивы их поступков;
- воспитывать – положительные черты характера;
- развивать – устную и письменную речь, коммуникативные умения, анализировать текст, делать выводы;
- прививать – любовь к творчеству А.С.Пушкина
Оборудование: портрет А.С. Пушкина, видеозапись «Метель» Г.Свиридова, иллюстрации к произведению, подготовленные учащимися.
ХОД РАБОТЫ
Опыт №1. «Поиск соответствий».
Соотнести понятия по его содержанию.
Термины: экспозиция, завязка действия, кульминация, развязка.
Содержание понятий:
- Момент, определяющий последующие действия.
- Исход событий.
- Предыстория событий, лежащих в основе художественного произведения.
- Высшая точка напряжения развития действия в художественном произведении.
Заполни таблицу:
Термин |
Содержание понятия |
Экспозиция |
Предыстория событий, лежащих в основе художественного произведения. |
Завязка действия |
Момент, определяющий последующие действия. |
Кульминация |
Высшая точка напряжения развития действия в художественном произведении. |
Развязка |
Исход событий. |
Опыт №2. «Аналитическая работа».
Заполни таблицу:
|
1 сюжетная линия «Марья Гавриловна и Владимир» |
2 сюжетная линия «Марья Гавриловна и Бурмин» |
Экспозиция |
Краткое описание жизни небольшого поместья. |
|
Завязка |
«Марья Гавриловна была воспитана на француских романах и, следовательно, влюблена». |
Знакомство Марьи Гавриловны с Бурминым. |
Кульминация |
Разыгралась метель. Владимир приехал в церковь под утро. |
Сцена объяснения Бурмина. |
Развязка |
«Какое известие ожидало его!» Гибель Владимира, одиночество Маши. |
Слова Марии Гавриловны: «…так это были вы! И вы не узнаете меня?» |
Опыт №3. «Поисковая работа».
Найти цитаты в тексте, характеризующие главных героев повести, их поступки и поведение.
Сделай выводы.
Марья Гавриловна |
Владимир |
Бурмин |
- «Стройная, бледная и семнадцатилетняя девица». -«Марья Гавриловна была воспитана на французских романах и, следственно, была влюбленна» и др. |
-«…бедный армейский прапорщик…». -«…молодой человек пылал равною страстию…» и др. |
«…очень милый молодой человек». «Он имел именно тот ум, который нравится женщинам: ум приличия и наблюдение…». -«Он казался нрава тихого и скромного…» и др. |
ВЫВОДЫ |
||
Благородная, верная, преданная девушка. |
Легкомысленный молодой человек. Эгоист. |
Умный, интересный собеседник, верен слову, чести, долгу. |
Опыт №4. «Сопоставительная работа».
Сопоставить роль метели в жизни главных героев.
Заполни таблицу:
Главные герои |
Роль метели |
Марья Гавриловна |
Распорядилась жизнью героини, заставила пройти через страдания и вознаградила за все пережитое. |
Владимир |
Сыграла роковую роль – наказала за легкомыслие. Метель стала непреодолимым препятствием для венчания, развела влюбленных. Герой уехал в армию и погиб. |
Бурмин |
Оказалась счастливой случайностью, которая соединила его с любимой. |
Опыт №5. «Творческая работа».
1 группа – восстановите содержание письма Маши к родителям.
2 группа – восстановите содержание письма Марьи Гавриловны к подруге.
3 группа – подготовьте сообщение: «Какие вопросы нравственного характера рассматриваются в повести?»
4 группа – определите значение интриги в повести.
ОЦЕНИ РЕЗУЛЬТАТЫ СВОЕЙ РАБОТЫ:
|
5 |
4 |
3 |
Соотнес понятие по его содержанию. |
|
|
|
Правильно определил сюжетные линии повести. |
|
|
|
Охарактеризовал героев, сделал выводы. |
|
|
|
Сопоставил роль метели в жизни главных героев. |
|
|
|
Выполнил творческую работу. |
|
|
|
Принял участие в выступлении. |
|
|
|
Твоя речь была последовательной, лаконичной, грамотной. |
|
|
|
Поставь себе оценку |
|
|
|
Оценка учителя |
|
|
|
ДОМАШНИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ:
(по выбору учащихся)
Подготовьте развернутый ответ на вопрос: