Задания с практическим содержанием на уроках математики как компонент успешной профориентации в школе
В Концепции развития математического образования было отмечено: «Низкая учебная мотивация школьников связана с общественной недооценкой значимости математического образования». [1]
Поэтому мотивировать учащихся на изучение математики педагогам на своих урока приходится достаточно часто. Мотивация оказывает самое большое влияние на результативность показателей учебного процесса и определяет успешность учебной деятельности. Несформированность мотивов учения неизбежно приводит к ухудшению успеваемости и деградации личности. [7]
Учителя знают, что надо знать математику для развития логического мышления, применения в жизненных ситуациях, в науке, а также как путь к будущей профессии. Мир постоянно меняется, и способность справляться с математическими заданиями становится важной и неотъемлемой частью формирования современного общества, а математика – основой успешной карьеры. [5]
Ключевым ориентиром для совершенствования качества образования является развитие функциональной грамотности школьников, которая выступает показателем способности человека адаптироваться к условиям микросоциума. [4]
Для достижения данной задачи одним из основных средств в области практической направленности обучения математике, являются задания с практическим содержанием. Под задачей с практическим содержанием понимается математическая задача, которая раскрывает приложения математики в окружающей нас действительности, в смежных дисциплинах, знакомит с ее использованием в организации, технологии и экономике современного производства, в сфере обслуживания, в быту, при выполнении трудовых операций, то есть готовит к профессии. [3]
Учителя и родители пытаются регулярно доносить до детей сведения о том, что на рынке труда особенно востребованы специалисты, которые постоянно осваивают новые знания и получают необходимые умения и навыки для применения их в решении возникающих проблем. Что это и есть функционально развитые люди. Поэтому такому навыку необходимо уже учиться сейчас, пока дети ещё учатся в школе. Чтобы в будущем они могли успешно ориентироваться в современном мире и быть успешными в любой профессии.
Выбор профессии - одна из сложных и ответственных жизненно практических задач, которые приходится решать человеку. Путь к выбору той или иной профессии проходит во многих случаях через развитие у школьников интереса к учебным предметам, в частности к такому предмету как математика. Интерес к математике обуславливается, прежде всего, практической значимостью этой дисциплины.
Детям нужно объяснять, что в любой профессии нужно быть профессионалом своего дела. Ели некоторым детям нравится сам предмет «математика», то все без исключения дети осознают её необходимость в будущей профессии. Знания и навыки, полученные в процессе изучения математики, пригодятся практически во всех профессиях. И дети это понимают. В ходе учебной деятельности, решая задачи или выполняя различные исследования, творческие задания, ученики получают знания и умения, которые им пригодятся в жизни. Поэтому на уроках детям объясняю практическое применение в жизни заданий, связанных с промежутком времени, расстояния, скорости, объёмов, стоимости товара и пр.
Полюбив математику, ученики могут захотеть сделать ее основой своей будущей профессии. Они начинают узнавать, какие существуют специальности, связанные с этой наукой, и готовятся к поступлению в соответствующее учебное заведение. Профориентационная работа в процессе преподавания математики заключается в том, чтобы помочь ученикам глубоко и прочно усвоить основной учебный материал, научить их самостоятельно добывать информацию, уметь пользоваться приобретенными знаниями для решения различных практических задач.
Воспитание у наших учеников самостоятельности, активности и инициативы – требование сегодняшнего дня. Поэтому педагогам просто необходимо вносить элементы новизны в способы и ход выполнения учебных задач.
Основная функция педагога – не просто быть источником знания, сколько организовывать процесс познания, предлагать детям такие задания, выполняя которые, невозможно не выучиться. Нужно давать детям возможность ощутить радость открытия, необходимо воспитывать потребность самостоятельно узнавать что-то новое.
Обучение математики невозможно без самостоятельного выполнения детьми заданий творческого, а также практического или исследовательского характеров. Эти задания помогают школьникам в освоении новых знаний и умений, которые им пригодятся в жизни (в том числе профессиональной), при выполнении своих профессиональных обязанностей. Кроме этого, такие задания (преимущественного выполняемые самостоятельно или с помощью родителей), способствуют развитию у детей памяти, внимания, творческого воображения и мышления. Воспитывают привычку к самопроверке, а также доводить начатое дело до конца.
В своей работе я хочу поделиться с педагогами, как я использую в 5 классе различные задания с практическим содержанием, и рассказать о возможностях их применения, как на уроках, так и в домашней работе.
Учителя, преподающие любую предметную область, знают, что школьник с развитой функциональной грамотностью, может успешно решать разные бытовые проблемы, умеет находить выход в разнообразных социальных ситуациях. Кроме этого, в своей учёбе и жизнедеятельности он использует навыки чтения и письма, а также может оценивать решение какой-либо проблемной ситуации с разных сторон.
Из своего опыта я знаю, что если вводить в учебный процесс задания с различным содержанием творческого, проблемного, практического, исследовательского и пр. характеров, то это значительно увеличивает количество учащихся вовлечённых в познавательный процесс, которые способны анализировать информацию, разделять её на части, выделяя при этом главное, делая выводы и проводя рефлексию по выполнению задания. Такие дети начинают привыкать использовать полученные данные при выполнении заданий в различных учебных направлениях. Всё это обязательно приводит к повышению успеваемости класса.
Некоторые творческие задания практического или исследовательского характера даются мной в качестве домашних заданий, поэтому родители детей точно знают, чему их дети научились в процессе выполнения заданий, как они смогли, например, изученную формулу применить в жизни при решении какой-либо проблемы. В силу возраста при выполнении некоторых заданий родителям приходится помогать детям, выступая в роли исследуемого объекта или, например, держать в руках секундомер, оказывать помощь при работе с домашними животными пр. Всё это значительно повышает не только интерес учащихся к изучению математики, но и включенность родителей в процесс обучения их детей, что даёт очень хорошие результаты при анализе выполнения каждого задания учителем.
Мы все знаем, что понятие функциональная грамотность объединяет читательскую, математическую, естественно-научную, финансовую и компьютерную грамотность, глобальные компетенции и креативное мышление. И что усилия учителей в этой области приводят к возможности применения полученных знаний и умений в разносторонней практической жизни учащегося. [3]
На своих уроках в 5 классе в течение учебного года я даю детям задания (небольшие на уроке, более трудоёмкие в качестве домашнего задания) различной направленности на все виды, составляющие функциональную грамотность.
Приведу примеры некоторых заданий, которые выполняли мои ученики 5 «а» и 5 «б» классов в 2023-2024 учебном году.
Читательская грамотность. Задание творческого характера – «Математическая сказка». В этом задании необходимо каждому ученику придумать математическую сказку и написать её на отдельном листе. Такое задание можно вводить при закреплении какой-либо темы из курса математики. Обязательным условием является включение в текст сказки в качестве главных героев объектов, которые дети изучают в данный момент. Например, это могут быть геометрические объекты (точка, прямая, луч и пр.), цифры, числа, различные дроби и т. д. Главные герои сказки должны решать какие-то проблемы (делить прямую на части, преобразовывать прямую в луч и пр.). При написании каждым учащимся своей сказки происходит закрепление пройденных понятий, а также нахождение новых путей решения проблемы. Свои сказки учащиеся прочитывают на разных этапах урока (в зависимости от поставленной цели урока), а также напечатанные авторские сказки детей размещаются на передвижной доске в школе и используются при проведении «математических перемен». Учащиеся разных классов подходят к такой доске и знакомятся, в данном случае, с авторскими сказками детей. Кроме этого учащиеся рисуют различные изображения, которые также прикрепляются к передвижной доске на магниты. Кроме сказок, я размещаю на доске выводы детей (с согласия ребёнка) по выполненному заданию (рефлексию), из которых следует, чему учащийся научился в процессе выполнения задания и какие были трудности. Дети также оценивают свою работу (самоанализ), исходя из процесса по выполнению задания.
Использование такой передвижной доски в школе даёт хорошие результаты: учащиеся младших классов могут ознакомиться с выполненными заданиями пятиклашек и узнать что то новое для себя по предмету, а учащиеся старших классов вспомнить некоторые понятия, которые изучили ранее и еще раз их закрепить.
Примеры небольших сказок, придуманных учащимися 5-х классов
«ЦАРЕВНА ТОЧКА»
«Жила-была царевна ТОЧКА. И была у неё МЕЧТА построить СОБСТВЕННЫЙ ДОМ. Но не было мест для постройки. И как-то раз пошла она гулять, как не заметила, что пришла в строку линий. А как поняла, куда она попала, то обрадовалась, ведь тут можно осуществить её МЕЧТУ. И пошла она искать. На пути ей попадалось много разных ОТРЕЗКОВ, но ничего ТОЧКЕ не нравилось. Вдруг ей встречается ПРЯМАЯ ЛИНИЯ. Ей она понравилась, ведь она была бесконечная. Но как ТОЧКА на неё наступила, сразу появился ЛУЧ. Он был не такой, ведь у него было начало. А ТОЧКА с тех пор жила там».
Автор: Карпова Мария, 5 «Б» класс
«СКАЗКА О ТОЧКЕ»
«Как то раз ТОЧКА увидела ПРЯМУЮ ЛИНИЮ, нарисованную карандашом. Тогда она решила пойти по этой ПРЯМОЙ. Долго шла ТОЧКА, устала и думает «Точно! Это же ПРЯМАЯ, а у неё ни начала, ни конца нет!» Вдруг появился ЛАСТИК. Он стёр часть линии и остановился перед носом у ТОЧКИ. И тогда она вскрикнула: «Теперь я часть фигуры! Но какой? А ТОЧКЕ отвечают: «Теперь ТЫ часть меня, часть ЛУЧА».
И СТАЛА ТАМ точка жить-поживать, проблем не наживать».
Автор: Скотникова Сеяна, 5 «Б» класс
«КАК ПОЯВИЛАСЬ ЛОМАНАЯ ЛИНИЯ»
«Жил-был ОТРЕЗОК. Ему никогда не было скучно, потому что у него были две подружки – две ТОЧКИ. Они очень любили гулять вместе. Но однажды налетела буря и пошёл град. На ОТРЕЗОК упали две большие градинки, он надломился в двух местах и стал ЛОМАНОЙ ЛИНИЕЙ. А в том месте, где градины оставили след, появились УГЛЫ. С тех пор у ЛОМАНОЙ ЛИНИИ стало больше подружек – ТОЧЕК».
Автор: Добашин Ефим, 5 «Б» класс
«СКАЗКА О МАЛЕНЬКОЙ ТОЧКЕ»
«Жила-была одна маленькая ТОЧКА. Она была очень любопытная и любила гулять. Однажды ей захотелось попутешествовать. Она шла и встретила на своём пути ПРЯМУЮ. Они разговорились и ТОЧКА рассказала, что хочет увидеть что-то далёкое и интересное и интересное, но боится заблудиться. Тогда ПРЯМАЯ предложила ступать по ней хоть в бесконечность, и она всегда сможет вернуться назад. Долго шла ТОЧКА. Наступил вечер и уставшая ТОЧКА устроилась на ночлег. На утро ТОЧКА соединилась с ПРЯМОЙ, и получилось два ЛУЧА, дополняющих друг друга».
Автор: Филенко Артём , 5 «Б» класс
В приложении 1 можно ознакомиться с другими авторскими детскими сказками.
Некоторые выводы детей по написанию сказки и рефлексия
«При написании сказки мне было сложно определиться с главными героями. Я использовала понятия: «ЛУЧ», «ТОЧКА» и «ОТРЕЗОК». Сложность заключалась в том, чтобы включить в сказку математическую задачу. Написать её интересной и увлекательной. Поняла, что математика – это не только формулы и цифры. Математика – это наука о числах, формах, пространстве и логике, которая может стать основой для красивых и увлекательных сказок».
Егоршина Мария, 5 «А» класс
«Пришлось немного подумать. Трудности возникли в том, чтобы объединить математику с литературой».
Кочеткова Мария, 5 «А» класс
«Вот такая сказка у меня получилась. Получилась не сразу. Сначала я вспомнила понятия «Точка», «Прямая», «Отрезок» и «Луч». Потом стала думать, где эти понятия применяются в жизни. Я пришла к выводу, что они часто бывают связаны между собой. В жизни много примеров, доказывающих важность каждого понятия и их взаимосвязь. Всё это я попыталась показать в своей сказке».
Рыбакова Валерия, 5 «А» класс
«Делать сказку мне было нетрудно. Ведь я люблю такие задания. Потому что они помогают развивать навыки решения задач, логическое мышление, а также способность к абстрактному мышлению. В общем, сочинять сказку мне понравилось. Трудности при выполнении задания не возникли. Я использовала понятия «точка», «прямая», «луч», «отрезок»».
Карпова Мария, 5 «Б» класс
«Я в своей сказке использовала понятия «Точка», «Прямая», «Луч», «Отрезок». Сказку придумать мне было легко. Так как я прочитала много русских сказок. В них всегда побеждает добро и взаимопонимание. Трудностей не было. Благодаря математике у нас развивается воображение и мышление».
Акимова Дарья, 5 «А» класс
«Мне легко было сочинить математическую сказку. Сочинение позволяет самостоятельно рассуждать, способствует развитию математического мышления, стимулирует мыслительный процесс. В своей сказке я использовала понятия «Точка», «Прямая», «Луч», «Отрезок»».
Евдокимова Маргарита, 5 «А» класс
«Трудности были. Нужно было выбрать одного персонажа. Придумать историю про него. Сделать так, чтобы сказка стала интересной и понятной, в математическом стиле».
Плахин Алексей, 5 «А» класс
«Придумывать сказки всегда сложно. Но если пофантазировать, в голову может прийти много интересных идей. В своей сказке я использовал такие понятия, как «точка», «отрезок», «ломаная линия», «угол». Никаких трудностей у меня не возникло».
Добашин Ефим, 5 «Б» класс
В приложении 2 можно ознакомиться с другими выводами детей по написанию сказки и рефлексией.
Финансовая грамотность. Задания практического характера – «Задачи в повседневной жизни». В этом задании необходимо придумать задачу, связанную с деньгами, товаром, со спросом и предложением. При этом попробовать себя в роли продавца, покупателя, бухгалтера и пр. Такое задание можно проводить достаточно часто, при изучении тем, связанных с различными величинами не геометрического содержания. Когда объявляю такое задание детям, то делаю акцент на том, что желательно составлять задачи, в которых будет какая либо проблема. Например: «Хватит ли мне денег, чтобы купить......, если у меня есть ...... рублей. И есть ли возможность получения сдачи». Такие задания детям даются не всегда легко. Им трудно посчитать, например, хватит ли им 100 рублей, чтобы купить 3 Чупа-чупса. Многие не умеют считать сдачу, не всегда понимают, сколько стоит 1,5 кг картошки или 500 грамм конфет, если цены за эти товары написаны за 1 кг. Не всегда понимают сколько нужно купить пачек творога по 200 грамм, если маме нужно 1 кг творога для приготовления запеканки. В прошлые года дети лучше справлялись с такими заданиями и задачами, так как в магазин ходили с наличными деньгами и им приходилось стоять в магазине и рассчитывать, хватит ли денег на покупки. И не будет ли их ругать продавец, если денег не хватит. А сейчас, когда дети в магазинах пользуются банковскими карточками, им зачастую вообще не нужно волноваться, сколько они получат сдачи и сколько стоит полкило конфет. О такой проблеме я сообщаю на родительских собраниях или говорю родителям при встрече. Рекомендую все-таки хотя бы иногда давать детям в магазин наличные деньги на покупки.
Некоторые задачи, составленные учащимися 5-х классов
Привалов Максим, 5 «б» класс
Плахин Алексей, 5 «а» класс
Кочеткова Мария, 5 «а» класс
Соболева Ульяна, 5 «а» класс
Добашин Ефим, 5 «б класс
В приложении 3 можно ознакомиться с другими задачами, составленными детьми.
Некоторые выводы детей по написанию задачи и рефлексия
Дедело Ольга, 5 «б» класс
Назарова Анастасия, 5 «а» класс
Матченков Матвей, 5 «б» класс
Евдокимова Маргарита, 5 «а» класс
Добашин Ефим, 5 «б» класс
В приложении 4 можно ознакомиться с другими выводами детей по написанию задачи и рефлексией.
Математическая грамотность. Задания практического характера – «Задачи в повседневной жизни». Но в отличие от предыдущих задач, связанных в основном с деньгами (финансами), в этом случае дети придумывают задачи, связанные с любыми другими величинами (расстояние, время и пр.). Здесь уже дети могут попробовать себя в роли водителя, инженера, конструктора и пр. Также делаю акцент на том, чтобы была, какая то проблема и пути её решения. Например: «Успею ли я дойти до школы, если расстояние до неё ..... метров и у меня в запасе ...... минут». Такие задания даются гораздо проще детям и больших проблем не возникает ни при составлении задачи учеником, автором задачи, ни при решении этой задачи другими учащимися в классе.
Как и в задании на составлении сказки, каждый учащийся выполняет рефлексию, пишет выводы по процессу выполнения задания (что нового узнал, в чём возникли трудности и пр.). Также за выполненное задание ребенок может поставить себе оценку (самоанализ). Некоторые придуманные и составленные задачи детей я также печатаю на отдельных цветных листах, учащиеся выполняют рисунки и всё это оформляется на передвижной доске. Это делается для популяризации предмета «математика» в школе. Учащиеся разных классов могут подойти к доске и написать решение понравившейся задачи в специальном месте на листе. Кроме того, так как учащихся 5-х классов много и не все выполненные задания умещаются на передвижную доску, то часть напечатанных задач мы отдаём в различные классы начальной школы, чтобы дети решали на переменах предложенные им задачи. Это также является частью «математических перемен» в школе.
Некоторые задачи, составленные учащимися 5-х классов
Матченков Матвей, 5 «б» класс
Лесников Матвей, 5 «б»
Акимова Дарья, 5 «а» класс
Егоршина Мария, 5 «а» класс
Кузин Константин, 5 «б» класс
В приложении 5 можно ознакомиться с другими задачами.
Некоторые выводы детей по написанию задач и рефлексия
Акимова Дарья, 5 «а» класс
Егоршина Мария, 5 «а» класс
Волкова Анастасия, 5 «б» класс
Безбородов Вадим, 5 «а» класс
Лесников Матфей, 5 «б» класс
Естественно-научная грамотность. Задания исследовательского или практического характера – «Скорость, время, пройденный путь». В этом задании каждому учащемуся в 5-х классах необходимо провести исследование или выполнить практическое задание с использованием формулы «S = v * t» и её вариаций. Задание составлено таким образом, чтобы каждый ученик не только описал формулу, но и провёл своё исследование, подтвердил результаты исследования практическим содержанием и сделал (обязательно) выводы по заданию. А именно соотносятся их результаты, полученные в процессе исследования со среднестатистическими результатами в определенной области из сети «Интернет» и других источников. В этом задании многим детям понадобилась помощь членов семьи, а также домашних животных. Каждый ребенок выполнял им придуманное задание. Кто то вычислял скорость кошки или собаки, а также курицы и черепашки, бегущих к чашке с кормом. Кто-то скорость игрушечной машинки на радиоуправлении. Также вычисляли собственную скорость или скорость членов семьи при катании на лыжах, беге на дистанции, пешей прогулки; скорость, с которой палка плывет по воде, расстояние, которое пробежит собака или кошка или человек за определенный промежуток времени. Кроме этого, вычисляли размер забора, необходимого для ограждения огорода, сколько нужно линолеума для покрытия им пола, площадь комнаты и другие. Обязательно пользовались дополнительными средствами: рулеткой, секундомером, или собственными шагами (предварительно узнав длину своего шага). Такие задания детям очень нравятся. Но они немного трудозатраты, требуют помощи взрослых. Поэтому родители также активно участвовали в исследованиях своих детей. Все этапы такого задания оформлялись на отдельных листах, включая выводы по заданию, рефлексию и самооценку. Учащиеся или фотографировали своё исследование или делали рисунки на листе. Некоторые детские исследования были показаны на уроках самими авторами, на переменах, классных часах, а также напечатаны в укороченном виде на отдельных листах для ознакомления учащимися других классов во время проведения «математических перемен».
Некоторые исследовательские задания учащихся
Задание: «Определить, с какой скоростью печатает принтер»
1. Объект исследования: Объект неживой природы.
2. Скорость движения, какого именно объекта вы изучали? Принтер.
3. Время движения объекта, выраженное в секундах: 8 секунд.
4. Измерение времени движения объекта: Секундомер в мобильном устройстве.
5. Расстояние, пройденное объектом: Распечатал 1 лист бумаги А4 – 0,3 метра.
6. Измерение расстояния: Так как лист А4 высотой 30 см, то это 0,3 метра или 0,003 км.
7. Средняя скорость объекта, км/ч:V = S : t = 30 : 8 = 3,75 см/сек.
30 см = 0,03 км. 8 сек = 0,08 час.
0,03 : 0,08 = 0,375 км/ч.
Ход исследования: На компьютере я нажала кнопку «Печать», включила секундомер и узнала время, за которое принтер распечатал 1 лист бумаги с текстом формата А4.
За основу для расчета скорости печати принтера я взяла предложенную в задании формулу V = S : t, где V – скорость, S – расстояние, t – время.
Затем я перевела полученные данные: t (время) в секундах в часы, а S (расстояние) сантиметры в метры и километры.
Свою работу по пятибалльной шкале оцениваю на 4 балла.
Мои результаты индивидуальны, так как мои исследования зависят от модели принтера, года выпуска и компьютерного обеспечения. Мой принтер струйный, не очень быстрый. Бывают и побыстрее.
Задание выполнялось легко. Сложнее было выбрать объект исследования. За то я узнала, что у меня не очень быстрый принтер, никогда об этом не задумывалась.
Карпова Мария, 5 «б» класс
Задание: «Определить, с какой скоростью бежит курица»
1. Объект исследования: Объект живой природы.
2. Скорость движения какого именно объекта вы изучали? Курица
3. Время движения объекта, выраженное в секундах: 4 секунд.
4. Измерение времени движения объекта: Секундомер в мобильном устройстве.
5. Расстояние, пройденное объектом: 4 метра
6. Измерение расстояния: Рулеткой.
Задание: Определить скорость, с которой бегает курица.
Ход исследования: Бабушка мне рассказывала, что у неё есть умная курица. Как только она выходила их кормить, подходила к чашке и стучала по ней. Курица, услышав стук, бежала к ней из сарая. Расстояние от сарая до чашки 4 метра. Курица его пробежала за 4 секунды. Мне стало интересно, с какой скоростью бежит курица?
V = S : t, 4 : 4 =1 (м/с)
1 м/с = 1 * 3,6 = 3,6 (км/ч)
Ответ: скорость курицы 3,6 км/ч.
Я проводила своё исследование и расчёты так:
- при помощи рулетки измерила расстояние от сарая до чашки (4 метра);
- при помощи секундомера в мобильном устройстве засекла время за которое курица пробежала от сарая до чашки (когда услышала стук о чашку).
Своё исследование оцениваю на 5 баллов.
В среднем скорость бега курицы составляет около 9-12 км/ч. Однако, скорость может варьировать в зависимости от породы, возраста и физической формы птицы.
Задание было выполнить легко. Объекты живой природы, за которыми можно наблюдать находятся в повсеместной жизни. Я узнала, что куры бегают очень быстро. Они могут развивать скорость 9-12 км/ч. Скорость бега курицы зависит от её породы. Куры обычно не бегут на длительное расстояние, Куры избегают опасности и соперничества. Я узнала новые факты о домашних курах.
Акимова Дарья, 5 «а» класс
Задание: «Определить скорость, с которой бегает собака»
1. Объект исследования: Объект живой природы.
2. Скорость движения, какого именно объекта вы изучали? Собака.
3. Время движения объекта, выраженное в секундах: Собака бежала 50 секунд
4. Измерение времени движения объекта: Время движения объекта я измерила секундомером в мобильном приложении.
5. Расстояние, пройденное объектом: Собака пробежала 150 метров.
6. Измерение расстояния: Расстояние я измеряла рулеткой.
7. Средняя скорость объекта, км/ч: V = S : t, V = 150 : 50 = 3. Собака бежала со скоростью 3 м/сек.
Ход исследования.
Исследование мы с дедушкой проводили на улице. Наблюдали за собакой. С дедушкой измерили расстояние от яблони до груши с помощью рулетки. Затем, расстояние разделили на время и получили скорость.
Своё исследование оцениваю на 4 баллов, так как было сложновато управиться с собакой.
Так как собака старая, она бегает 3 метров в секунду (3 * 60 = 180 м/мин, 180 * 60 = 10,8 км/час).
Путём исследования узнали, что старая собака бежит не очень быстро (молодая борзая бежит со скоростью 44 км/час). Мы узнали, что собака бегает намного быстрее меня. Было весело гулять с собакой и при этом узнать арифметические расчёты. Сперва было нелегко – собака не желала бежать от дерева к дереву. Я пошла на хитрость и попросила дедушку подержать собаку, а я у другого дерева стояла с кусочком колбасы. Собака поняла, что от неё требовалось, и преодолела расстояние.
Егоршина Мария, 5 «а» класс
Задание: «Измерить скорость палки, плывущей по реке»
1. Объект исследования: Я исследовала объект неживой природы.
2. Скорость движения, какого именно объекта вы изучали? Я изучала палку, плывущую по воде по течению реки.
3. Время движения объекта, выраженное в секундах: Время движения плывущей палки по воде 50 секунд.
4. Измерение времени движения объекта: Время движения объекта я измерила при помощи секундомера.
5. Расстояние, пройденное объектом: Мой объект проплыл 100 метров.
6. Измерение расстояния: Я приблизительно измерила расстояние шагами и вычислила пройденный путь, зная среднюю длину своего шага.
7. Средняя скорость объекта, км/ч: V = S : t, V = 100 : 50 = 2 км/ч.
Ход исследования.
Для того, чтобы узнать скорость палки, мне понадобился секундомер. Я засекла время, остановила время и посмотрела, за какое время проплыла палка по реке. Путь разделила на время: V = 100 : 50 = 2 км/ч.
Мне было интересно это исследование. Я оцениваю его на оценку «5». Я наблюдала, что вокруг нас постоянно что-то или кто-то движется. Некоторые объекты двигаются быстро, а некоторые медленно. Например, палка, плывущая по реке, движется медленно, а человек, бегущий за ней, быстрее. В математике, величиной характеризующей быстроту движения объектов, называют скоростью. Скорость движения – это расстояние, пройденное за единицу времени. Единицей времени может быть: 1 секунда, 1 минута, 1 час.
Мне понравилось измерять расстояние шагами и вычислять пройденный путь. Мне было легко выполнять задание, потому что я знала формулу скорости. Я узнала, что человек быстрее палки, плывущей по реке.
Санфёрова Дарья, 5 «а» класс
С некоторыми другими выполненными заданиями исследовательского и практического содержания можно ознакомиться в приложении 6.
Глобальные компетенции – Задание исследовательского характера «Сколько стоит молоко». Во время выполнения этого задания каждому учащемуся одному или вместе с родителями необходимо было исследовать стоимость молока (одной фирмы и с одинаковым процентов жирности, например «Простоквашино» 3,2 % жирности) в различных магазинах: сетевом, около дома, привычном, где семья обычно покупает молоко регулярно. А также другое молоко на различных полках (разные названия и разный процент жирности) для определения, на какой полке стоит самое дешёвое и самое дорогое молоко. Это задание направлено на определения выгоды (экономии) за месяц покупки молока в разных магазинах. Учащиеся посетили несколько магазинов своего города, имели возможность найти молоко определенной фирмы 3,2 % жирности, сравнить цены за 1 литр (900 мл) в различных магазинах и посчитать, сколько семья тратить на молоко в месяц, в зависимости от количества членов семьи и домашних животных. Вычисления были произведены на отдельных листах в протоколе исследования. В этом исследовании учащиеся поняли, сколько возможно сэкономить в месяц, покупая молоко в определенном магазине (чаще всего это оказывался сетевой магазин). А также исследовали молоко на разных полках одного магазина. Большинство сделали вывод, что на верхних полках стоит молоко по высокой цене, а на нижней полке или молоко с достаточно низкой ценой или с подходящим к концу сроком годности, а также в мягкой упаковке. Хотя каждый учащийся провел много вычислений по экономии в месяц, по стоимости за 1 литр молока разных названий и жирностей, по выгоде покупки в денежном эквиваленте молока на нижних полках магазинах, более 80 % учащихся в завершающем этапе исследования и выводах отказались покупать молоко на нижних полках магазина, ссылаясь на то, что там располагается молоко ненадлежащего качества или почти просроченное. Некоторые дети указали в своем исследовании, что, несмотря на выгоду и экономию в месяц, которая у них получилась при покупке молока в сетевом магазине, они все равно будут покупать молоко в ближайшем к дому магазине, так как время, потраченное на посещения сетевого магазина, находящегося не близко к дому не окупает выгоды в несколько десятков или сотен рублей за молоко в месяц.
Это исследование оказалось интересным как для детей, так и для их родителей, которые не задумывались об экономии денежных средств на молоко в месяц. Часть детей в выводах указали, что теперь будут покупать молоко в сетевом магазине, так как там получается ощутимая выгода, особенно если членов семьи много и молоко покупается часто и в больших количествах.
Свои исследования учащиеся озвучивали как на уроках, так и на переменах и классных часах. В сокращенных вариантах исследования части детей были мной напечатаны и также использованы при проведении «математических перемен».
Некоторые исследовательские задания учащихся «Сколько стоит молоко» (сокращённые варианты заданий)
Исследование «Сколько стоит молоко»
Оценка стоимости молока «Простоквашино» 3,2% жирности в разных магазинах:
Магазин «Пятёрочка» молоко «Простоквашино» - 97 рублей;
Магазин «Магнит» молоко «Простоквашино» - 95 рублей;
Магазин «Удобный» молоко «Простоквашино» - 112 рублей.
Стоимость молока на разных полках в магазине «Пятёрочка»:
Самая низкая цена у молока 3,2 % (1 литр) на верхней полке: молоко «Эковакино» - 119 руб.
Самая низкая цена у молока 3,2 % (1 литр) на средней полке: молоко «Деревенька» - 72 руб.
Самая низкая цена у молока 3,2 % (1 литр) на нижней полке: молоко «Красная цена» - 36 руб.
Месячная цена нашей покупки молока: 97 * 9 = 873 (руб.). Его мы покупаем в сетевом магазине «Пятёрочка».
112 * 9 = = 1008 (руб.) – месячная стоимость в магазине около дома «Удобный».
Самое дешёвое молоко «Красная цена»: 36 * 9 = 324 рублей в месяц.
В ходе исследований я выяснила, что самое дорогое молоко на верхней полке, а самое дешёвое на нижней полке. Средняя ценовая категория на средней полке.
Мы покупаем в сетевом магазине «Пятёрочка» молоко «Простоквашино» за 873 руб. в месяц, а в простом магазине за 1008 рублей.
1008 – 873 = 135 рублей мы экономим в месяц.
Если покупать в ближайшем к дому магазине «Удобный» мы потратим больше на 135 рублей, что имеет финансовые потери.
Самая низкая цена молока «Красная цена»: 36 * 9 = 324 (руб.) – затраты на месяц.
По сравнению с молоком «Простоквашино» (магазин «Пятёрочка»): 873 – 324 = 545 (руб.) – экономия в месяц, если покупать самое дешёвое молоко.
Наша семья предпочитает качественное молоко, а самое дешёвое, это продукт с подходящим к истекшему сроку годности или ненадлежащего качества.
Баранова Мария, 5 «б» класс
Исследование «Сколько стоит молоко»
Оценка стоимости 1 литра молока «Амка» 3,2% жирности в разных магазинах:
Стоимость молока на разных полках в магазине «Магнит»:
Месячная стоимость молока «Амка» в привычном магазине («Пятёрочка») на семью в магазине: 9 литров * 3 человека * 66 рублей = 1782 рубля.
Месячная стоимость молока «Амка» в сетевом магазине «Магнит» на семью: 9 литров * 3 человека * 99 рублей = 2673 рубля.
Месячная стоимость молока «Амка» около дома (магазин «Дикси») на семью: 9 литров * 3 человека * 79 рубля = 2133 рубля.
Месячная стоимость самого дешёвого молока в магазине «Пятёрочка» - 1782 рубля.
Я выяснила, что самое дешёвое молоко продаётся в «Пятёрочке», для нашей семьи это молоко и сумма за месяц привычная. Это самый выгодный магазин. Выгода составляет: 2673 – 1782 = 891 руб. в месяц по сравнению с магазином «Магнит». Магазин «Пятёрочка» находится недалеко от дома.
В магазине «Магнит» покупать молоко не выгодно и он расположен не близко к дому. Самый ближайший к моему дому магазин – это «Пятёрочка». Месячная стоимость молока в нём 1782 рубля. Тут есть большая экономия. Если сравнивать молоко в сетевом магазине и в магазине недалеко от дома, то выгодней купить молоко в Пятёрочке.
Я рассчитала, что на самой нижней полке самое низкое по цене молоко. Это молоко «Эковакино», оно стоит 70 рублей. В месяц за это молоко мы отдадим 630 рублей.
Санфёрова Дарья, 5 «а» класс
С некоторыми другими выполненными исследовательскими заданиями можно ознакомиться в приложении 7.
Креативное мышление. Задание творческого характера «Вычисли по формуле». В этом задании каждому учащемуся в 5-х классах необходимо выбрать любую пройденную новую формулу или закреплённую из курса 3-4 классов (формулы расстояния, периметра, скорости, площади и пр.) и придумать свою собственную задачу, используя определённую формулу. А также написать, где эта формула может применяться в жизни при решении конкретных задач (например: определить, сколько метров нужно купить линолеума, чтобы застелить пол в комнате; сколько метров ленты нужно купить, чтобы подшить скатерть на стол и пр.). Чаще всего дети выбирали формулу «S = v * t» и её вариации. То есть находили и скорость, и время, и расстояние. Кто-то использовал формулу периметра, площади и другие знакомые им формулы. Дети не только придумывали различные задачи, но и описывали её решение. И приводили ответ к задаче. Эти задачи в дальнейшем использовались на уроках математики при закреплении умений выполнения расчётов по определенным формулам.
Некоторые задания учащихся творческого содержания
t = 14 : 85 = 0,16 часа. 0,16 * 60= 9,6 минут. Ответ: 9,6 минут.
По данной формуле, мы смогли вычислить время, которое затратим при преодолении данного расстояния, зная среднюю скорость передвижения. Формула времени умеет достаточно широкое применение в нашей жизни. Например, в общественном транспорте. Зная расстояние из одного населённого пункта в другой, а также среднюю скорость движения общественного транспорта, можно легко составить расстояние, допустим, автобусов. Также диспетчер такси, узнав адрес пассажира, и зная среднюю скорость автомобиля, может вычислить и назвать клиенту время, через которое приедет ближайшее такси. В моём случае, я попыталась вычислить время, которое мы с мамой потратим на поездку в деревню.
Назарова Анастасия, 5 «а» класс
Поезд проехал расстояние 280 км за 4 часа. Какова скорость поезда.
V = 280 : 4 = 70 (км/ч) – скорость поезда.
t = S : V – по этой формуле я вычисляю время, за которое проедет поезд:
t=280:70=4 (ч)
S = V * t – по этой формуле я узнаю расстояние, которое проедет поезд:
S = 70 * 4 = 280 (км).
В повседневной жизни, зная скорость и время движения, можно вычислить пройденное расстояние. Водители могут использовать формулы, чтобы рассчитать время, за которое они достигнут место назначения. Путешественники могут использовать формулы, чтобы рассчитать скорость, с которой они движутся на любых видах транспорта. Спортсмены могут использовать формулу, чтобы определить свою скорость и время, когда они занимаются разными видами спорта. Поэтому эти понятия являются частью нашей жизни.
Евдокимова Маргарита, 5 «а» класс
Путём знания математических формул и умения их использовать в повседневной жизни, можно легко вычислить площадь ковра, паласа, площадь комнаты и т. д. Например, нам известно, что комната имеет площадь 20 м2. И надо купить палас. Мы с помощью математической формулы выбираем вещь по размеру.
Формула площади паласа: S = a * b. S – площадь, а – длина, b – ширина.
S = 4 * 5 = 20 м2 площадь паласа.
Егоршина Мария, 5 «а» класс
С некоторыми другими выполненными заданиями можно ознакомиться в приложении 8.
Компьютерная грамотность. Информационные технологии не только облегчают доступ к информации и открывают возможности вариативности учебной деятельности, ее индивидуализации и дифференциации, но и позволяют по-новому организовать взаимодействие всех субъектов обучения, построить образовательную систему, в которой ученик был бы активным и равноправным участником образовательной деятельности. [ ]
Чтобы поддерживать интерес к предмету «Математика» и сделать качественным учебно-воспитательный процесс, можно активно использовать информационные технологии. Активная работа с компьютером формирует у учащихся более высокий уровень самообразовательных навыков и умений – анализа и структурирования получаемой информации. При этом технические средства обучения позволяют сочетать информационно – коммуникативные, а также личностно – ориентированные технологии с методами творческой и поисковой деятельности. В последние года, когда в школах стали появляться Центры «Точка Роста» появилась возможность проводить уроки в этом Центре за персональными ноутбуками. Конечно, на всех учащихся ноутбуков не хватает, поэтому они выполняют какие-либо действия на компьютере в паре, что тоже очень хорошо. При выполнении заданий такие ученики могут советоваться друг с другом, отстаивать при необходимости свою точку зрения.
Регулярно (1 раз в 1-2 недели) мои учащиеся работают за ноутбуками, чаще всего решая тестовые задания по пройденным темам, а также тренируя какой-либо математический навык на различных тренажёрах. При подготовке к уроку и на самом уроке мне удобно пользоваться образовательными математическими тренажёрами, находящимися в сети «Интернет». Очень хорошо на моих уроках себя зарекомендовали тренажёры: «Новатика», «MathCenter». В этих тренажерах с помощью интерактивных заданий можно разобрать, повторить и пр. все темы за курс определённого класса. Учащимся очень нравится работать в них, выполняя разнообразные задания, и работая в своём определенном темпе. Также я составляю свои собственные тесты для проверки знаний учащихся по определённым темам. Мне очень нравится пользоваться возможностями онлайн-приложения «Online Test Pad» и онлайн-сервиса «LearningApps».
Работа в онлайн-приложениях и сервисах позволяет индивидуализировать процесс обучения за счет наличия разноуровневых заданий. Учащиеся самостоятельно, используя удобные способы восприятия информации, обучаются в этих тренажерах, что формирует у них положительные учебные мотивы. Кроме того, учащиеся могут самостоятельно анализировать и исправлять допущенные ошибки, корректировать свою деятельность благодаря наличию обратной связи, в результате чего совершенствуются навыки самоконтроля (Приложение 9).
Безусловно, математика не может гарантировать ребенку однозначное решение проблемы выбора профессии. Задача учителя – показать полезность изучения математики в той или иной профессии, тем самым мотивировать ученика на изучение самой математики [2].
Не все дети проявляют поначалу интерес к творческим заданиям практического и исследовательского характеров, некоторые родители не понимают важность таких заданий, не хотят оказывать посильную помощь своим детям в организации процесса исследования и пр. Таким родителям приходится объяснять, что современным детям необходимо проявлять самостоятельность в выполнении некоторых этапов заданий, напоминать им, что дети их должны быть функционально грамотны сейчас и в своей взрослой жизни. Что без этого невозможно учиться какой-либо профессии и работать в дальнейшем. Да и выбор профессии в старших классах будет осложнен тем, что не все школьники понимают свои сильные и слабые стороны в какой либо области жизнедеятельности. Поэтому, чем разнообразнее будут задания различного содержания, тем быстрее каждый школьник осознает привлекательность той или иной профессии для себя, и будет уверен в успешности овладения профессиональными знаниями, умениями и навыками. Это особенно важно в подростковом возрасте, когда формируются склонности и интересы и учитель может показать детям привлекательные стороны своего предмета, в частности, математики.
Любому учителю на уроке постоянно приходится создавать условия для формирования функциональной грамотности обучающихся, т.е. способности решать жизненные проблемные задачи через сформировавшийся аппарат предметных, метапредметных и универсальных способов деятельности, которые являются основой для дальнейшей ориентации в мире профессий и возможного продолжения обучения на протяжении всей жизни. Владеть математическими средствами познания, а именно - систематизировать данные, выявлять зависимости, уметь моделировать различные процессы – все это и является одним из факторов будущей успешной карьеры [6]. А умение использовать компетенции функциональной грамотности, такие как рефлексивная оценка, умение планировать и прогнозировать действия, позволят обучающимся осознать, что знания, в том числе математические, обязательно пригодятся им в дальнейшем самоопределении и в успешности в профессиональной деятельности.
Использованная литература:
Приложение 1.
Математические сказки (авторы – учащиеся 5-х классов)
СКАЗКА «ТОЧКА И ПРЯМАЯ. ОТРЕЗОК И ЛУЧ»
Жил-был маленький ОТРЕЗОК, он был несмышлёным и ограниченным. Да и как же он мог развивать свой кругозор, если он не мог видеть дальше своих концов.
Однажды мама ПРЯМАЯ сварила варенье и поставила на полку, сказав сыну: «Смотри, сынок, это варенье волшебное. Если съешь его больше одной ложки, то будет беда». А ОТРЕЗОК не послушал маму, дождался пока она уйдёт, и наелся варенья вдоволь. И вдруг он стал расти и вырос до бесконечной высоты. Второго его конца стало совсем не видно, и он превратился в ЛУЧ.
Расплакался ЛУЧ, и его слёзы, падавшие откуда-то свысока, были похожи на дождь. Кого только не приглашала мама ПРЯМАЯ, чтобы вылечить своего сына! Что только не делали с ним: и рубили и пилили, а толку нет! Однажды мимо проходила ТОЧКА. Узнав, в чём дело, она вызвалась помочь. ТОЧКА взяла и просто встала на ЛУЧ. И он снова превратился в ОТРЕЗОК и вернулся домой.
Автор: Баранова Мария, 5 «Б» класс
«СКАЗКА О ПРЯМОЙ, ЛУЧЕ И ОТРЕЗКЕ»
В одной маленькой стране «Прямолунтия» жили-были волшебные жители. Самыми лучшими друзьями были ПРЯМАЯ, ЛУЧ и ОТРЕЗОК. Они всегда всё делали вместе. И вот в один из дней они подняли между собой спор, кто из них лучше.
ПРЯМАЯ говорит: - Я, самая лучшая, самая ровная, я могу протянуться во весь горизонт. Её перебил ЛУЧ: - Не говори ерунды. Я лучше тебя, у меня есть начало. Я могу, как и ты протянуться через весь горизонт, и хоть знать, откуда я выбегаю. Тут вмешался ОТРЕЗОК: - Не спорьте, все знают, что я самый лучший. У меня есть начало и конец. Поднялся шум, крик, споры. Каждый хвалит сам себя. В это время мимо них проходила ТОЧКА. Она смотрела на них и молчала, не могла понять, что происходит. Подумав немного, она вмешалась в их спор. «Зачем вы спорите?» - спросила ТОЧКА. Вы все прямые и ровные. Можете ровно убежать за горизонт. Вы нужны людям, без вас не обойтись в строительстве, в архитектуре и даже в школе. Люди любят вас!
ПРЯМАЯ, ЛУЧ и ОТРЕЗОК помирились и поняли, что важно не то, кто длиннее, а главное, что ты кому-то нужен и кто-то нуждается в тебе.
Автор: Акимова Дарья, 5 «А» класс
«ПРИКЛЮЧЕНИЯ ЛУЧИКА»
В стародавние времена в некотором царстве-государстве жили-были старик со старухой. У них был любимый внучек, звали которого ЛУЧ. Дом, где жили старики с внуком, находился на краю деревни, около леса. И однажды ЛУЧ решил погулять по лесу, найти себе приключение. Долго ли, коротко гулял ЛУЧ меж деревьев, но наконец, набрёл на избушку на курьих ножках. Зайдя в неё, он увидел ТОЧКУ, которая ела пироги с чаем. Поздоровавшись, ЛУЧ спросил путь-дорогу, на что ТОЧКА приклеилась к ЛУЧУ, обрезав ему устремление мечтам, дорогу в дом.
Как ни старался ЛУЧ освободится от ТОЧКИ, ничего не получалось и ЛУЧ очень расстроился. Ему отрезали путь в неведомые дали, за тридевять земель, в тридесятое царство-государство. Отрезали, можно сказать, смысл жизни.
Решил он избавиться от коварной ТОЧКИ и придумал план. Зная, что ТОЧКА очень любит вкусно поесть, ЛУЧ, подойдя к пещере, предложил ТОЧКЕ туда зайти и поживиться лакомством. Как только она зашла в пещеру, ЛУЧ завалил вход камнями и устремился в бесконечную даль, к своим мечтам. А ТОЧКА так и осталась «откушивать» свою судьбу в пещере в поисках еды и другого ЛУЧА. Конец!
Автор: Егоршина Мария, 5 «А» класс
«ПРИКЛЮЧЕНИЯ МАЛЕНЬКОЙ ТОЧКИ»
В некотором царстве, под названием «Математика» жила-была красивая маленькая ТОЧКА. В один из прекрасных дней она захотела найти очень много друзей.
Собрались на прогулку, маленькая ТОЧКА сказала «Пойду искать себе друзей». Идёт ТОЧКА гуляет, и видит, висят натянутые верёвочки. Спросила ТОЧКА, как их зовут. Линии ответили: « Мы ПРЯМЫЕ!». ТОЧКА им в ответ: «Давайте дружить». И так они стали друзьями.
Идут они гуляют и вдруг ПРЯМАЯ ЛИНИЯ и говорит: «Я могу быть очень длинной! У меня нет ни начала, ни конца!». Маленькая ТОЧКА очень захотела посмотреть. Вышла, да и не заметила, как наступила на ПРЯМУЮ, и она куда-то исчезла. Но появился новый ДРУГ. Он был длинный, как ПРЯМАЯ, но у него было начало. ТОЧКА испугалась и спрашивает: «Ты кто?». Он ей отвечает: «Я ЛУЧ. Давай дружить!!!» И пошли они дальше гулять. Навстречу им выбегают КРИВЫЕ. Испугалась маленькая ТОЧКА, и хотела убежать, да случайно наступила на ЛУЧ. И он исчез и на его месте уже появился отрезок. ТОЧКА спрашивает: «Ты кто?» ОТРЕЗОК отвечает: «Я ОТРЕЗОК. Я имею и начало и конец». ТОЧКА говорит: «Давай дружить!». И они стали дружить.
Автор: Герасимова Арина, 5 «А»
«СКАЗКА О ТОЧКЕ, ЛИНИИ, ЛУЧЕ И ОТРЕЗКЕ»
«Жила-была ТОЧКА. Она была маленькая и никто её не замечал. Однажды она пошла в гости к ЛИНИЯМ. ТОЧКА услышала, как ЛИНИЯ хвасталась «Я самая длинная! У меня нет ни начала, ни конца. Я бесконечная!» ТОЧКЕ стало интересно посмотреть на бесконечную ЛИНИЮ, и она даже не заметила, как наступила на неё. И вдруг ЛИНИЯ исчезла, и появился ЛУЧ. Он тоже был длинный, но не настолько, как ЛИНИЯ, и у него было начало. ТОЧКА испугалась: «Что же я наделала!» Села на ЛУЧ и залилась горькими слезами. «Как же всё исправить? Что за чудеса?» Вдруг ЛУЧ стал отрезком, у которого было и начало и конец».
Автор: Столяров Арсений, 5 «Б» класс
«ЛЮБОПЫТНЫЙ ЛУЧ»
«Жил-был ЛУЧ. У него длинный нос и ему хотелось всё узнать про линии. Увидит он незнакомую ЛИНИЮ и давай на неё смотреть и изучать. Однажды ЛУЧ увидел неправильную ЛИНИЮ, стоит и не знает, что делать, она же не правильная. И начал он рядом быть и подумал: «Может, я здесь останусь на недельку, в этом городе ЛОМАНОМ».
Прошла неделя, оказалось что в ЛОМАНОМ городе не плохо. Он увидел ТОЧКУ и она наступила на него и он стал ПРЯМОЙ. Если ТОЧКА убежит, он обратно станет ЛУЧОМ. Я попросил ТОЧКУ слезть с меня и она слезла. ТОЧКА спросила ЛУЧА, а что он нового узнал? Он сказал: «Я узнал, что в ЛОМАНОЙ стране не плохо, и то что, если ты на меня наступишь, то я стану ПРЯМОЙ».
Автор: Плахин Алексей, 5 «А» класс
«ЖИЛ-БЫЛ ЛУЧ»
«Жил-был ЛУЧ. Он был такой огромный, что даже конца не найти! Однажды шёл ЛУЧ по дороге и встретил он ОТРЕЗОК. ЛУЧ сразу начал хвастаться, какой он большой, а отрезок маленький. ОТРЕЗОК обиделся…. А ТОЧКА ЛУЧА начала говорить: «Отрезок! Не сердись, я что-нибудь придумаю! И ТОЧКА луча начала говорить с ТОЧКАМИ ОТРЕЗКА. Поговорили и договорились так, чтобы они поменялись местами и ЛУЧ подумал над своим поведением.
Побежала к ОТРЕЗКУ ТОЧКА ЛУЧА, а ТОЧКА ОТРЕЗКА к ЛУЧУ. Стал паниковать ЛУЧ, ведь он стал маленьким ОТРЕЗКОМ, а ОТРЕЗОК ЛУЧОМ. Стал маленький ОТРЕЗОК, который был ЛУЧОМ, просить прощения. Простили его и все вернулись на свои места».
Автор: Матченков Матвей, 5 «Б» класс
Приложение 2.
Некоторые выводы детей по написанию сказки и рефлексия
«Сказку мне было писать умеренно легко. Как хорошо, что люди придумали математику. Без математики мы бы многого не знали. Например, что такое луч, прямая и отрезок и многое другое. Без математики было бы сложно жить».
Баранова Мария, 5 «Б» класс
«Сказка далась мне не легко. Я использовал понятия: «точка», «прямая», «луч», «отрезок». Я долго не мог придумать сюжет сказки. Потом я перечитал сказку, которую дал учитель, и сделал под свой лад. Оказывается, не так просто объяснить то, что кажется очень лёгким и простым».
Столяров Арсений, 5 «Б» класс
«Сказку было придумывать немного сложно, но родители мне подсказали. И немного подумав, я справился с заданием. В моей сказке использовались понятия «точка», «прямая» и «отрезок»».
Гордеев Гордей, 5 «Б» класс
«Мне было не сложно. Я использовал правила точки, прямой и луча. Зная эти правила, я легко сочинил сказку. У меня не возникло никаких сложностей».
Филенко Артём, 5 «Б» класс
«Мне было легко придумать сказку. Я взял чуть-чуть из знакомого мне рассказа. Мне было трудно описывать ТОЧКУ, ведь она там встречается часто. Я использовал в сказке ЛУЧ, ОТРЕЗОК и ТОЧКУ пересечения. Мне понравилось писать сказку, ведь это весело и полезно!»
Матченков Матвей, 5 «Б» класс
Приложение 3.
Некоторые задачи, составленные учащимися 5-х классов
Мы с сестрой пошли в магазин купить 3 кг клубники по 220 рублей, 2 десятка яиц по 80 рублей и 1 кг творога по 200 рублей. Сколько мороженого мы сможем купить по 70 рублей на оставшиеся деньги, если на покупку нам дали 1300 рублей.
Лесников Матвей, 5 «б» класс
Я пришёл в магазин. У меня есть 350 рублей. Я хочу купить мороженое себе, брату и сестре – каждому по одной штуке. Мороженое стоит 50 рублей. По пути в магазин я встретил бабушку, она дала мне 300 рублей и попросила купить муку и молоко. Мука стоит 150 рублей, а молоко на 60 рублей меньше, чем мука. Сколько у меня осталось своих денег? Сколько сдачи я должен вернуть бабушке?
Калинин Семён, 5 «б» класс
Мама дала мне купюру 100 рублей, три монеты по 10 рублей и 4 монеты по 50 рублей. Хватит ли мне этих денег на мороженое за 76 рублей и шоколадку за 70 рублей?
Дедело Ольга, 5 «б» класс
Я пришёл в магазин. У меня 36 рублей. Я хочу купить мороженое и батончик. Хватит ли мне на батончик, если он стоит 9 рублей, а мороженое 26 рублей?
Матченков Матвей, 5 «б» класс
Я пошла в магазин и купила 2 газировки. Одна стоила 39 рублей, а другая на 7 рублей дороже. Сколько стоит вся покупка?
Скотникова Сеяна, 5 «б» класс
Приложение 4.
Некоторые выводы детей по написанию задачи и рефлексия
Мне понравилось находить и решать задачи в повседневной жизни. Это очень интересно. При выполнении этого задания я убедилась, что математику нужно изучать всем людям. Математика очень нужна в жизни каждому человеку. Без математики невозможно выжить в современном мире.
Скотникова Сеяна, 5 «б» класс
Каждый день мы сталкиваемся с математическими задачами. При походе в магазин мы должны правильно рассчитать свой бюджет для покупки товаров. Когда мы собирались на море, нам нужно было спланировать бюджет поездки. Без знаний математики мне будет трудна повседневная жизнь. Я люблю решать интересные задания.
Соболева Ульяна, 5 «а» класс
Задачи в повседневной жизни нам встречаются постоянно. Сосчитать, сколько конфет нужно поделить, чтобы всем детям досталось поровну. Сосчитать, сколько времени затрачивает мой путь от дома до школы; сколько рублей надо, чтобы купить хлеб и молоко; сосчитать сколько мне времени хватит на выполнение домашней работы.
Кузин Константин, 5 «б» класс
Задачи в жизни нужны. Без знаний и информации мы не смогли бы расплачиваться в магазине, в общественном транспорте и т. д. Также мы не могли правильно планировать своё время, правильно считать и решать задачу в повседневной жизни. Это очень интересно и необходимо.
Плахин Алексей, 5 «а» класс
Приложение 5.
Некоторые задачи, составленные учащимися 5-х классов
Два друга решили встретится около парка. Один проехал на велосипеде 1 км, а второй на своём велосипеде 600 метров. Сколько осталось доехать им друг до друга.
Лебедков Владимир, 5 «б» класс
У меня было 45 яблок. 17 яблок я отдал маме, 12 яблок раздал друзьям. Потом папа мне дал ещё 23 яблока. Сколько яблок стало у меня?
Безбородов Вадим, 5 «а» класс
Таня прочитала 2 книги. В одной книге 150 страниц, а в другой 240 страниц. Вторую книгу она читала на 3 дня дольше. Сколько дней Таня читала каждую книгу, если ежедневно прочитывала одинаковое количество страниц?
Санфёрова Дарья, 5 «а» класс
Я готовлю пирог. Мне его надо выпекать 40 минут при 180 градусов. Мне надо вычислить, во сколько я должна выключить духовку, если я включила её в 13 часов 15 минут.
Волкова Настя, 5 «б» класс
Приложение 6.
Некоторые исследовательские задания учащихся
Задание: «Определить, с какой скоростью бежит собака породы «Бигль»»
1. Объект исследования: Объект живой природы.
2. Скорость движения какого именно объекта вы изучали? Собаки.
3. Движение объекта выражается в секундах. Собака добежала до миски за 2 секунды. t = 2 сек.
4. Измерение производилось секундомером в мобильном устройстве.
5. Расстояние, пройденное объектом: Собака пробежала 6 метров с начала коридора до миски. S = 6 м.
6. Измерение расстояния: Расстояние я измеряла с помощью рулетки.
7. Средняя скорость объекта, км/ч:
6 м = 0, 006 км. 2 сек = 0,000556 ч.
V = 0,006 : 0,000556 = 10,79 км/ч.
Ход исследования: Я наложила в миску еду, собаку посадила в начале коридора и сказала «сидеть». У миски включила секундомер на телефоне и дала команду собаке «можно». Мама помогала измерять расстояние с помощью рулетки.
Свою работу по пятибалльной шкале оцениваю на 5 баллов.
В интернете я нашла такие сведения: средняя скорость собаки породы «Бигль» - 10 км/ч.
Я узнала, что с помощью измерения, используя секундомер и рулетку, можно узнать среднюю скорость движения животных. На удивление, оно совпадает с результатами в интернете. Такая практика может пригодиться в жизни. Задание было интересным.
Зайцева Софья, 5 «б» класс
Задание: «Определить, с какой скоростью едет машинка на радиоуправлении»
Объект исследования: Машинка на радиоуправлении.
Задание: Определим скорость машинки на радиоуправлении.
Ход исследования: Увидев, как брат играет дома в машинку на радиоуправлении, я решила измерить её скорость. Для этого попросила папу измерить рулеткой расстояние из одной комнаты в другую. Получилось 10 метров. С помощью секундомера на телефоне, я засекла время, которое потребовалось, чтобы машинка проехала это расстояние. Вышло 8 секунд. Далее по формуле V = S/t, где V – скорость, S – расстояние, t – время, я произвела расчёты средней скорости машинки.
V = 10 : 8 = 1,25 м/с. 1, 25 м/с = 4,5 км/ч.
Скорость, это величина, определяющая быстроту движения предмета или объекта. Формула скорости имеет широкое применение в нашей жизни. Зная, какое расстояние нам надо преодолеть и за какой промежуток времени, мы можем рассчитать с какой скоростью нужно ехать. Используя такие понятия, как скорость, время и расстояние – мы можем решить множество задач в повседневной жизни.
Назарова Анастасия, 5 «а» класс
Задание: «Определить, с какой скоростью бежит домашняя кошка»
Объект исследования: Домашняя кошка.
Задание: Определить скорость домашней кошки.
Ход исследования: Я с кошкой сидел на диване и смотрел телевизор. Вдруг моя кошка услышала шуршанье пакета. В это время я включил секундомер на часах. Оказалось, что она пробежала расстояние до пакета за 2 секунды. Я взял рулетку и измерил расстояние. Мои расчёты таковы: S = 6 м, t = 2 сек, V - ?
V = S/t, V = 6 : 2 = 3 м/сек.
Так я вычислил скорость моей кошки. Может другие кошки бегают быстрее, но моя кошка ждёт пополнение.
Мне было интересно провести это исследование. До этого я никогда не знал скорость своей кошки. Очень любознательно, познавательно и интересно. И совсем не трудно. Это исследование оцениваю на 5 баллов.
Мой результат достоверный, так как я сам всё измерял. Посмотрел в интернете скорость кошки, то она оказалась примерно такой. Но ведь скорость кошки зависит ещё от массы. Я ещё раз повторил, что чтобы найти скорость, надо путь разделить на время.
Покидышев Матвей, 5 «а» класс
Задание: «Вычислить скорость девочки на соревнованиях»
1. Объект исследования: Объект живой природы.
2. Скорость движения какого именно объекта вы изучали? Я исследовала, с какой скоростью девочка пробежит дистанцию. Расчёты проводила с помощью калькулятора.
3. Время движения объекта, выраженное в секундах: Скорость девочки на стадионе 80 секунд.
4. Измерение времени движения объекта: С помощью секундомера судья засёк время при забеге девочки.
5. Расстояние, пройденное объектом: Девочка пробежала 400 метров.
6. Измерение расстояния: Легкоатлетический стадион равен 400 метров, поэтому измерительные приборы мне не понадобились.
7. Средняя скорость объекта, км/ч: Дистанцию девочка пробежала за 80 секунд. Чтобы узнать, с какой скоростью она бежала, нужно путь разделить на время, т. е. V = 400 : 80 = 5 м/сек. Потом я умножила это значение на 3,6, чтобы получить скорость в км/час. Я получила что V = 18 км/ч.
Ход исследования. Своё исследование я проводила на стадионе в г. Кораблино во время легкоатлетических соревнований. Когда я начала забег дистанции 400 метров, судья включил секундомер. На финише моё время было 80 секунд.
Я оцениваю своё исследование на 5 баллов. При помощи сети «Интернет» я нашла нормативы бега на 400 метров у женщин. Моя скорость, согласно нормативам бега соответствует 3 юниорскому разряду, а значит мои расчёты достоверны.
Провести данное исследование было не сложно, так как я давно занимаюсь спортом и часто езжу на соревнования. Провести расчёты мне помог калькулятор. Произведя необходимые вычисления, я узнала свою скорость из расчёта км/ч, вместо привычных м/сек.
Апанасович Анастасия, 5 «б» класс
Задание: «Вычислить скорость радиоуправляемой машинки»
1. Объект исследования: Объект неживой природы.
2. Скорость движения какого именно объекта вы изучали? Радиоуправляемой машинки.
3. Время движения объекта, выраженное в секундах: Скорость девочки на стадионе 80 секунд.
4. Измерение времени движения объекта: Я измерял время секундомером.
5. Расстояние, пройденное объектом: Расстояние 5 м 40 см = 54 см.
6. Измерение расстояния: Расстояние я измерял рулеткой.
7. Средняя скорость объекта, км/ч: V = S : t, V = 540 : 6 = 90 (м/с). 90 * 3,6 = 3,24 км/ч.
Ход исследования. Сначала я взял рулетку и измерил расстояние. Потом с помощью машинки проехал это расстояние. А секундомером замерил время, за которое проехала машинка.
Я поставил своему исследованию оценку «4». Задание выполнять было легко. Я узнал скорость своей машинки. Но в инструкции к ней написана другая скорость – 10 км/ч. Поэтому я расстроился.
Добашин Ефим, 5 «б» класс
Задание: «Вычислить скорость девочки на лыжах»
1. Объект исследования: Я сама, а также хорошая погода и мои любимые лыжи.
2. Скорость движения какого именно объекта вы изучали? Скорость своих ног и лыж изучала в своём исследовании.
3. Время движения объекта, выраженное в секундах: 5 минут каталась на лыжах, расстояние было разное. 5 мин = 300 секунд.
4. Измерение времени движения объекта: Время своего движения измеряла при помощи секундомера в телефоне.
5. Расстояние, пройденное объектом: Расстояние моего прохождения на лыжах было различное: от дома на лыжах до соседского дома – 200 метров. От дома до дерева – 350 метров. От дома до дороги - 800 метров.
6. Измерение расстояния: С помощью рулетки измерила расстояние и с помощью маминых шагов (1 шаг приблизительно 0,7 метров).
7. Средняя скорость движения на лыжах составляет: V = S : t.
200 метров: 200 м : 10 с = 20 м/с * 3,6 = 72 км/ч;
350 метров: 350 м : 17 с = 21 м/с * 3, 6 = 76 км/ч;
800 метров: 800 м : 40 с = 20 м/с * 3,6 = 72 км/ч.
Ход исследования. В один из прекрасных дней на каникулах мы приехали к бабушке в деревню Была очень хорошая погода. И я решила покататься на лыжах. Позвала маму и мы с мамой пошли кататься.
Могу оценить свою работу на оценку «5». Было интересно, проехав путь, снимать лыжи и помогать маме рулеткой мерить расстояние, которое я проехала.
И сети «Интернет» я узнала, что средняя скорость лыжников-любителей обычно колеблется от 10 до 16 км/ч, в то время как профессиональные гонщики развивают в среднем 24 км/ч на дистанции 50 км, передвигаясь при этом классическим стилем на ровной поверхности.
Мне очень нравится кататься на лыжах. Я смотрю лыжные соревнования по телевизору. Очень хочется научиться так ездить. Много интересного узнала из интернета, не додумалась сама бы никогда, что спортсмены могут развивать такую большую скорость.
Шагами измерять расстояние было легче, чем рулеткой. 1 шаг = 0,7 метров.
200 шагов = 200 : 100 * 70 = 285 шагов. 350 шагов = 350 : 100 * 70 = 500 шагов.
Расстояние 800 метров: мы смотрели время, за которое я проехала, а шаги посчитали приблизительно. 800 метров = 800 : 100 * 70 = 1142 шагов.
Герасимова Арина, 5 «а» класс
Приложение 7.
Некоторые исследовательские задания учащихся «Сколько стоит молоко» (сокращённые варианты заданий)
Исследование «Сколько стоит молоко»
Оценка стоимости молока «Амка» 3,2% жирности в разных магазинах:
Оценка стоимости молока различных производителей на разных полках одного магазина:
Месячная стоимость в рублях молока в различных магазинах:
Я выяснил, что если брать молоко дешевле, то может выйти большая экономия денег. Если подсчитать, то окажется, что если 1 человек в месяц в среднем употребляет 9 литров молока, то 4 человека целых 36 литров (9 * 4 = 36 л). Так же я узнал, что на верхней полке самое дорогое молоко, а на нижней оно дешевле, так как срок годности скоро должен закончиться.
Для некоторых людей время бывает важнее, чем деньги. И не смотря на то, что можно сэкономить, выбрав другого производителя, всё равно покупают молоко по большим ценам.
Матченков Матвей, 5 «б» класс
Исследование «Сколько стоит молоко»
Оценка стоимости молока 3,2% жирности в разных магазинах:
Наша семья покупает молоко «Кружева» за 65 рублей в магазине «Сударушка».
Сравнение цены на молоко в одном магазине на разных полках.
Вывод: В ходе исследования я выяснила, что дешевле покупать молоко в магазине «Бристоль», так как можно сэкономить 9 рублей в месяц. Но на нижней полке молоко не удовлетворяет по качеству или уже подходит у него срок годности, а покупать молоко на верхней полке дорого.
Мне выгодно покупать молоко в сетевом магазине. Так как я экономлю 9 рублей в месяц.
Если покупать в ближайшем к дому магазине молоко, выйдет дороже на 18 рублей в месяц, чем в сетевом, и дороже на 9 рублей, чем в том, где я покупаю.
Самая низкая стоимость в месяц у молока «Эконом» – 450 рублей. Экономия при покупке обычного молока составляет 650 – 450 = 200 рублей в месяц. Но это молоко плохого качества.
Зайцева Софья, 5 «б» класс
Исследование «Сколько стоит молоко»
Стоимость молока 3,2 % «Простоквашино» 1 литр в разных магазинах:
Молоко 3,2 % «Простоквашино» |
Стоимость в «Дикси» |
Стоимость в «Магнит» |
Стоимость в магазине у дома |
75 руб. |
74 руб. |
82 руб. |
Цена молока за 1 литр на разных полках одного магазина:
Цена на нижней полке |
Цена на уровне глаз |
Цена на высокой полке |
60 – 65 руб. |
74 – 76 руб. |
82 – 110 руб. |
Стоимость молока на 1 человека в месяц (9 литров на человека):
Молоко 1 литр «Домик в деревне» - 76 руб.
9 * 3 = 27(л) – на семью из 3 человек.
76 * 27 = 2052 (руб.) – в месяц на семью из 3 человек.
Название молока |
Цена |
Стоимость в месяц |
«Простоквашино» |
74 руб. |
1998 руб. |
«Домик в деревне» |
76 руб. |
2052 руб. |
«Амка» |
60 руб. |
1620 руб. |
Вывод: Самое дорогое молоко стоит на уровне глаз человека. Чтобы экономить, нужно обращать внимание на все ценники (так как может быть акция). Самое дешевое молоко стоит внизу (на нижних полках).
Акимова Дарья, 5 «а» класс
Исследование «Сколько стоит молоко»
Оценка стоимости молока «Эковакино» 3,2% жирности в разных магазинах:
Магазин |
Стоимость молока
|
«Дикси» |
70 рублей |
«Магнит» |
77 рублей |
«Гастроном» |
79 рублей |
Стоимость молока на разных полках в магазине «Дикси»:
Полки |
Молоко |
Стоимость |
верхняя |
«Эковакино» |
70 рублей |
средняя |
«Домик в деревне» |
90 рублей |
нижняя |
«Село Зелёное» |
75 рублей |
Стоимость молока на 1 человека в месяц (9 литров на человека):
Самое дешёвое молоко продаётся в магазине «Дикси». Его цена 70 рублей. Самое дорогое в магазине «Гастроном». Стоимость молока 79 рублей.
Вывод: В ходе исследования я пришёл к выводу, что расчёты будут носить приблизительный характер. Молоко, размещенное на разных полках, как правило, разлито в тары разного объёма. Некоторые марки молока встречаются только в одном магазине. Молоко в основном занимает две полки.
Добашин Ефим, 5 «б» класс
Исследование «Сколько стоит молоко»
Проанализировав цены на молоко жирностью 3,2 % в 3 магазинах, я сравнила цены и качество молока:
Наименование магазина |
Марка молока |
% жирности |
Цена |
«Дикси» |
«Простоквашино» |
3,2 % |
79 руб. |
«Эковакино» |
69 руб. |
||
«Магнит» |
«Эковакино» |
3,2 % |
72 руб. |
«Простоквашино» |
77 руб. |
||
«Гастроном» |
«Эковакино» |
3,2 % |
79 руб. |
«Простоквашино» |
82 руб. |
Вывод:
Молоко «Эковакино» лучше и качественней, чем «Простоквашино». Так как это молоко Рязанского производителя, у него меньше срок годности и цена дешевле. Предпочтительно покупать молоко в магазине «Дикси».
В каждом магазине существует полка с уценёнными товарами. Как правило, это нижняя полка. Товар уценяют, когда заканчивается срок годности. Самое дешёвое молоко 49 рублей.
Потребление молока в месяц:
1 человек = 9 литров. 1 литр молока = 69 рублей.
1) 69 * 9 = 621 (руб.) – на 1 человека.
2) 621 * 3 = 1863 (руб.) – в месяц на молоко тратит наша семья.
Карпова Мария, 5 «б» класс
Приложение 8.
Некоторые задания учащихся творческого содержания
Формулу расстояния «S = V * t» в жизни очень часто можно применять. Например, мы с мамой вышли из дома и пошли к маминой подруге в гости. Она живёт через две улицы от нас. Время в пути составило 20 минут. Мамин фитнес-браслет показал, что наша скорость была 55 метров в минуту. Пройденное расстояние можно легко вычислить, зная формулу: S = V * t, S = 55 * 20 = 100 м = 1 км 100 м. Мы с мамой прошли 1 км 100 м.
Столяров Арсений, 5 «б» класс
Формула стоимости товара: x=a*b, x – стоимость всего товара, а –количество товара, b – стоимость 1 товара.
Мою формулу можно использовать, когда ты хочешь купить что-то в магазине. Когда нужно сосчитать полную стоимость товара. Посмотреть, хватит тебе денег на покупку. И в других подобных ситуациях.
Соков Дима, 5 «а» класс
Формула времени: t = S : V, t – время, S – расстояние, V – скорость.
Задача. От дома до спортивной секции 1500 метров. Ученик должен проехать на велосипеде. Известно, что скорость велосипедиста 300 м/мин. За какое время он доедет до станции?
T = S : V 1500 : 300 = 5 (мин)
Ответ: За 5 минут он доедет до станции.
Формулу времени можно использовать в повседневной жизни. Люди часто используют формулу времени, чтобы не опоздать (на поезд, в школу и т. д.). Формула времени – инструмент для работы с датами и временем. Формула позволяет планировать своё время. Организовывая работу и досуг мы можем прогнозировать события и принимать важные решения. Мы можем определить, когда начнутся каникулы. Мы сможем грамотно распределять своё время. Формула времени является неотъемлемой частью нашей жизни.
Акимова Дарья, 5 «а» класс