Литературный досуг
«День памяти А.С. Пушкина»
в подготовительной к школе группе.
Цель - углублять и расширять знания детей о жизни и творчестве А.С. Пушкина.
Задачи:
- расширять кругозор детей;
- развивать внимание, память, речь, мышление;
- в игровой форме повторить и закрепить знания детей о творчестве А.С. Пушкина;
- воспитывать интерес к творчеству А.С. Пушкина.
Предварительная работа: чтение сказок А.С. Пушкина.
Материалы и оборудование: проектор, экран, презентация «Кроссворд по сказкам А.С.Пушкина», фильм «О Пушкине детям», листочки с заданиями, мяч, набор иллюстраций сказок на каждой парте, мешок со сказочными предметами.
Ход занятия:
- Вступление
- Ребята, а вы любите сказки? (да).
- А кто придумывает, сочиняет сказки? (писатели, поэты).
- А какие бывают сказки? (народные, авторские).
- А что бывает в сказках? (чудеса, волшебство, превращения).
- Предлагаю вам отгадать кроссворд. А вы знаете, что такое кроссворд? (Кроссворд – это игра, состоящая в разгадывании слов по определениям)
II. Основная часть
- Отгадай кроссворд (на экране ПРЕЗЕНТАЦИЯ с кроссвордом)
Кабы я была царица,
Говорит одна девица,
То на весь крещеный мир
Приготовила я (пир)
|
|
У Лукоморья (дуб) зеленый.
|
|
(Пушки) с берега палят
Кораблям пристать велят.
|
|
Вот мудрец перед Дадоном
Стал и вынул из мешка
Золотого (петушка)
|
|
Раз он в море закинул невод-
Пришел невод с одною (тиной)
|
|
И царица у окна
Села ждать его (одна)
|
|
«Всех героев этих сказок
Мы узнаем без подсказок:
Царь Салтан и Черномор,
Поп, Балда и царь Гвидон,
И Людмила, и Руслан.
Кто же сказки написал?
А.С. Пушкин.
|
|
- Молодцы! Отгадали кроссворд
- Предлагаю посмотреть небольшой фильм об Александре Сергеевиче. Ведь мы не случайно сегодня говорим об этом поэте. 10 февраля – День памяти Пушкина. Именно 10 февраля 187 лет назад поэт погиб на дуэли
(Просмотр фильма «О ПУШКИНЕ детям»)
Вопросы к фильму
- В каком городе родился А. С. Пушкин? (В Москве)
- Чем больше всего любил заниматься маленький Саша в детстве? (Читать, слушать сказки)
- Как звали няню Пушкина ? (Арина Родионовна)
- Какой язык изучал Саша с детства? (французский)
- Где учился Пушкин ? (в лицее)
- Когда поэт начал писать стихи? (в лицее)
- Как звали жену Пушкина? (Наталья Гончарова)
- Сколько детей было у А.С. Пушкина?( 2 девочки и 2 мальчика)
- Как погиб поэт? (на дуэли. Дуэль - поединок)
- Игра «Подскажи словечко» (перед ребятами дуб из поэмы «Руслан и Людмила». У логопеда в руках листочки.
- Ребята, у меня в руках листок с какого дерева? (с дуба)
- Лист с дуба какой? (дубовый)
- Отгадайте слово. (Логопед читает задание с Листка №1)
Жил старик со своею старухою
У самого синего ……МОРЯ.
Родила царица в ночь
Не то сына, не то…ДОЧЬ.
И днем и ночью кот ученый
Всё ходит по цепи…КРУГОМ.
Белка песенки поет
Да орешки всё….ГРЫЗЕТ.
Месяц, месяц, мой дружок
Позолоченный …..РОЖОК.
Нужен мне работник:
Повар, конюх….ПЛОТНИК.
Коли красная девица
Будь нам милая….СЕСТРИЦА.
Сказка ложь, да в неё намек!
Добрым молодцам…УРОК.
Ах, ты, мерзкое стекло!
Это врешь ты мне…НАЗЛО.
Вот мудрец перед Дадоном
Стал и вынул из мешка…..ЗОЛОТОГО ПЕТУШКА.
- Игра «Отвечай-ка» ( Задание на листочке №2 . Игра проводится в кругу с мячом. Логопед бросает мяч ребёнку, он отвечает и возвращает мяч логопеду)
- Что кричал петушок сидя на спице? (Кире-ку-ку! Царствуй, лежа на боку);
- Чем расплачивался поп с Балдой? (щелчками);
- Как начинается «Сказка о царе Салтане»? (три девицы…);
- Сколько раз старик закидывал невод в море? (три раза);
- С чем вернулся невод первый раз, во второй, в третий? (с тиной, с травой морской, с золотой рыбкой);
- Как золотая рыбка наказала старуху? (старуха осталась ни с чем, у разбитого корыта);
- В какой сказке упоминается остров Буян? («Сказка о царе Салтане»);
- В какой сказке старуха бросила царевне отравленное яблоко? («Сказка о мертвой царевне и семи богатырях);
- Сколько жил старик со своею старухою? (30 лет и 3 года);
- Кем хотела стать старуха в «Сказке о рыбаке и рыбке»? (столбовою дворянкой, вольною царицей, владычицей морскою);
- Какую песенку поет белочка, грызя золотые орешки? (во саду ли, в огороде).
- Игра «Подбери рифмы к словам». (Листок №3)
- Ребята, Александр Сергеевич Пушкин начал писать стихи в раннем возрасте. Давайте мы тоже попробуем стать поэтами. Я буду называть слово, а вы должны подобрать к этому слову рифму.
- Ложка – кошка, плошка, мошка, картошка
- Совет – ответ, привет
- Майка – гайка, зайка, зазнайка
- Палка – галка, скалка, скакалка
- Кот – бегемот, кашалот
- Кружка – подружка, клюшка
- Крыльцо – кольцо
- Березы – розы, мимозы, слёзы
- Осины – апельсины
- Град – виноград, шоколад, мармелад
- Игра «Отгадай название сказки». (Листок №4)
- Ребята вы все знакомы со сказками А.С. Пушкина. Я буду зачитывать вам отрывки из сказок, а вы вспомните название сказки этой сказки и поднимите иллюстрацию к этой сказке.
Три девицы под окном
Пряли поздно вечерком…..(«Сказка о царе Салтане»)
Ах, ты, мерзкое стекло,
Это врешь ты мне назло….(«Сказка о мертвой царевне и семи богатырях)
Идет направо – песнь заводит
Налево – сказку говорит…..(«Лукоморье», отрывок из поэмы «Руслан и Людмила»
Жил был поп, толоконный лоб («Сказка о попе и работнике его Балде)
Свет мой зеркальце скажи
Да всю правду доложи:
Я ль на свете всех милее
Всех румяней и белее? («Сказка о мертвой царевне и семи богатырях)
- Игра «Объясни старинное слово». Листок №5
- Ребята, Александр Сергеевич Пушкин жил много лет назад. Наш русский язык был немного другой. Давайте подберём перевод к старинным русским словам. Я называю слово, а вы пробуете перевести его на современный русский язык.
- лихо (плохо)
- дивясь (удивляясь)
- персты (пальцы)
- кликать (звать)
- браниться (ругаться)
- ступай (иди)
- надобно (надо)
- град (город)
- издалече (издалека)
- величать (называть)
- Игра «Мешок со сказками» Назовите, из какой сказки предмет.
Ребята, отгадайте из какой они сказки (рыбка, зеркало, яблоко, петух, месяц, орехи, белка, цепь, лебедь, кораблик, заяц).
-
- Заключение
Ребята, вот и закончилось наше путешествие по сказкам А.С. Пушкина. Я думаю, что после такого путешествия вы еще больше их полюбите, т.к. все его сказки поучительны и прекрасны. В них всегда добро побеждает зло.