Автор: Монахова Елена Николаевна
Страна: Российская Федерация
Город: пос.им.Тельмана
Организация: ЧОУ СОШ "Ломоносовская"
Проект: Фестиваль-конкурс "Вдохновение"

Открытый урок по литературному чтению "Вот север, тучи нагоняя..."

 

 

Этапы урока

 

Планируемые результаты

 

Деятельность учителя

 

Деятельность учащихся

1.Организационный этап. Мотивация учебной деятельности обучающихся.

Личностные: самоопределение к деятельности;
Регулятивные: организация рабочего места;
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

 Снег летает и сверкает

В золотом сиянье дня,

Словно пухом устилает

Все дороги и дома.

Сыплет, сыплет снег – снежок.

Начинаем наш урок.

- Как тихо, неслышно падает снег, так же тихо сядем и мы.

Приветствуют, садятся, проверяют глазами рабочее место.

2.Актуализация и фиксация затруднений в индивидуальной деятельности.

Личностные: стараются проявить по назначению имеющиеся знания.

Регулятивные: планирование, прогнозирование,
Коммуникативные:
сотрудничество с учителем и сверстниками.

 

Посмотрите на экран. Что объединяет все эти произведения?

Сегодня мы отправляемся в гости к А.С. Пушкину. Девизом нашего урока будут слова «Я в гости к Пушкину спешу!»

Такими словами на протяжении многих школьных лет будут начинаться  для вас уроки, посвященные великому поэту. И также ласково (жест в сторону портрета) Пушкин будет смотреть на своих потомков, говоря: «Здравствуй, племя младое, незнакомое!».

– А что мы будем отвечать? 

Обратите внимание на портрет А.С. Пушкина. (диалог учителя ИЗО с детьми)

- Вглядитесь в портрет, какое впечатление он на вас произвел?

- В послании к Кипренскому Пушкин напишет: «Себя как в зеркале я вижу, но это зеркало мне льстит.»

Забавно: зеркало, а льстит.

Поэт шутливо замечает, что его наружность из-под кисти живописца вышло приукрашенной, и он получился чересчур красивым.

- А в самом деле, красив ли Пушкин?

Чтобы хорошо понимать творчество поэта, нужно знать его биографию.

Вот мы вспомнили биографию А.С. Пушкина. Подведем итог.

Все эти произведения написал А.С. Пушкин. Это сказки Пушкина.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Здравствуйте, Пушкин!

 

 

Рассматривают портрет и устно описывают.

 

 

 

 

 

 

 

Красивый!

Выполняют онлайн-тест с помощью

Plickers

 

Большую роль в жизни поэта сыграла его няня Арина Родионовна. Пушкин прожил недолгую жизнь, но оставил нам много замечательных произведений.

3.  Локализация индивидуальных затруднений

Регулятивные УУД:

-уметь принимать и сохранять учебную задачу;

-планировать свои действия в соответствие с поставленной задачей.

Познавательные УУД:

-уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного;

-находить ответы на вопросы, используя учебник и информацию, полученную на уроке.

Коммуникативные УУД:

-уметь задавать вопросы, использовать речь для регуляции своего действия;

-умение вступать в диалог.

Задание на пробное действие.

А теперь отправимся в мир искусства. Перед вами картины известных художников.

Какая тема объединяет эти картины?

Тема нашего урока?

Произведение какого автора прочитаем?

Давайте сформулируем задачи нашего урока с помощью записанных на слайде опорных фраз.

 

 

 

Дети рассматривают картины на экране, называют художников и название. Отвечают на вопросы.

 

Зимний пейзаж. Один пейзаж представлен в холодных тонах, а другой – в светлых тонах.

Зима.

А.С. Пушкина.

 

Сегодня на уроке мы познакомимся со стихотворением А.С.Пушкина о

зиме;

будем учиться анализировать поэтический текст, читать стихи выразительно;

рисовать картины к произведению.

 4. Физкультминутка

Повышение мотивации к двигательной деятельности, здоровому образу жизни.

 

 

5. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

Регулятивные УУД:

-учиться определять степень успешности своей работы;

Познавательные УУД:

-учиться работать с информацией, самостоятельно находить, осмысливать и использовать ее.

Коммуникативные УУД:

-развивать умение работать в паре, группе и умение слушать своих товарищей

Личностные УУД:

-формирование положительной учебной мотивации, навыков самооценки, понимание смысла учебной деятельности.

 Вот север, тучи нагоняя,

Дохнул, завыл – и вот сама

Идёт волшебница зима.

Пришла, рассыпалась; клоками

Повисла на суках дубов;

Легла волнистыми коврами

Среди полей, вокруг холмов;

Брега с недвижною рекою

Сравняла пухлой пеленою;

Блеснул мороз. И рады мы

Проказам матушки – зимы.

(чтение учителем наизусть)

Какое настроение передал поэт в своих строках?

РАБОТА В ПАРАХ,

Выберите слова-названия чувств, которые помогут вам передать настроение.

Как поэт относится к зиме?

Как он ее называет?

В стихотворении нарисована сказочная или реальная картина зимы?

Наш художник Славнов М. нарисует картину к данному стихотворению.

ГРУППОВАЯ РАБОТА.

 

 

 

 

 

 

 

 

№ п/п

Критерии выразительного чтения

Отметка (+/-)

Оценка

1.

Представлены автор и название произведения

 

Оценка «5» - выполнены правильно все требования.

Оценка «4» - не соблюдены 1-2 требования.

Оценка «3» - допущены ошибки по трём требованиям.

Оценка «2»- допущены ошибки более, чем по трём требованиям.

2.

Безошибочное чтение

 

 

3.

Соблюдение пауз

 

 

4.

Настроение

 

 

5.

Правильный выбор темпа

 

Итого

 

 

 

Можно по-разному увидеть и услышать зиму. Поэт создаёт образ зимы с помощью слова. И чтобы получился не бездушный пейзаж, а живое

существо, использует эпитеты, олицетворения.

А мы с вами сейчас посмотрим на портрет зимы нашего художника.

 

Восторг, радость, удивление

Дети выбирают и приводят примеры строк из стихотворения:

«блеснул мороз», «и рады мы проказам матушки-зимы», «идёт волшебница зима».

 

 

 

Любит это время года.

Зима Волшебница, она делает мир сказочным, хочется любоваться природой и рисовать картины.

Рисует картину по тексту стихотворения.

Работа 1 группы у доски(объясняют слова)

Клок – пучок, кусок,

Брега – берега (старая форма слова),

Пелена – покров

Недвижная река – неподвижная река.

Работа 2-3 групп у доски (вешают карточки)

Олицетворения (север дохнул, завыл; зима идет, пришла, рассыпалась, повисла, легла).

Эпитеты (волшебница зима, волнистыми коврами, недвижною рекою, матушка зима, пухлой пеленою).

Выразительное чтение по критериям.

Вот север, тучи нагоняя, ¦

Дохнул, завыл¦ – и вот сама¦

Идёт волшебница зима. ¦¦

Пришла, рассыпалась; ¦ клоками

Повисла на суках дубов; ¦

Легла волнистыми коврами

Среди полей, вокруг холмов; ¦

Брега с недвижною рекою ¦

Сравняла пухлой пеленою;

Блеснул мороз ¦¦. И рады мы ¦¦

Проказам матушки – зимы.

(на листочках, соблюдая интонацию. I- пауза, II –более длительная пауза)

Рассматривают картину и подбирают к ней строки из стихотворения:

«Пришла, рассыпалась; клоками

Повисла на суках дубов;

Легла волнистыми коврами

Среди полей, вокруг холмов…»

6.  Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Регулятивные: осуществляют перевод поставленной цели на результат работы.

Познавательные: строят рассуждения, делают выводы.

Коммуникативные: проявляют готовность вести диалог, оценивать свою работу на уроке.

Какие задачи вы ставили в начале урока?

 

 

 

 

 

 

Достигли ли цели?

Оцените свою работу с помощью карточек «+» или «-».

 

 

Сегодня на уроке мы познакомимся со стихотворением А.С.Пушкина о

зиме; будем учиться анализировать поэтический текст, читать стихи выразительно; рисовать картины к произведению.

 

Да.

Дети показывают карточки «+».

 

 

 

 

 

 

 

 

8 Мне нравится
Поделиться:
 

Оставить комментарий