Цель:
- расширить знания детей о Великой Отечественной войне 1941 – 1945г.г.;
- воспитывать чувство гордости и уважения к прошлому своего Отечества;
- способствовать воспитанию уважения к людям старшего поколения, желания узнать больше о жизни детей во время войны, о детях - героях войны.
Задачи:
- развивать нравственные чувства сопереживания, чувства благодарности;
- воспитывать чувство патриотизма, уважительное отношению к пожилым людям, к традициям своего народа.
Материалы: фонограммы: «От Советского Информбюро», «Дети войны», «Священная война», «Катюша», «22 июня».
Ход мероприятия
Учитель: Война... Задумайтесь, как это страшно – один народ убивает другой, человек убивает человека.
Мы сегодня будем говорить о войне. О детях войны.
Но вначале давайте вспомним, а как называется эта последняя война с фашистами?
Дети: ( Великая Отечественная война)
Учитель: Почему «Великая»?
Дети: (большая война, многие государства были втянуты в нее)
Учитель: Почему «Отечественная»?
Дети: (всё Отечество, вся страна поднялась на защиту Родины. И дети, и старики, и женщины помогали нашим войскам как могли…)
Учитель: Еще её называют II Мировая, так как в эту войну был вовлечен почти весь мир, многие государства мира воевали с фашистами.
Впрочем, это было так давно,
Что как будто не было – и выдумано…
Может быть, увидено в кино,
Может быть, в романе вычитано…
Учитель: Это все не выдумано.. Ведь сегодня среди нас живут пожилые люди, которым в годы войны было 8-12 лет и они наравне со взрослыми работали на полях и фермах, воевали в партизанских лесах и на линии фронта, приближая долгожданную Победу над фашистской Германией. «Дети войны» так сегодня их называют. Они встретили войну в разном возрасте. Вам сейчас 8 - 9 лет. Вы родились и выросли на мирной земле. Вы хорошо знаете, как шумят весенние грозы, вы никогда не слышали орудийного грома. В этом году мы с вами отмечаем 70-летие со дня освобождения нашей страны от фашистско-немецких захватчиков.
Учитель: Итак, начнем с предыстории…
Лето. Был обычный выходной день - суббота. После трудовой недели миллионы советских людей отдыхали, веселились. У выпускников школ был выпускной бал. Они пели, танцевали и были счастливы. И вдруг среди ясного неба грянул гром: по радио передали весть о внезапном и неожиданном вторжении фашистской Германии…
Мирно страна проснулась
В этот июньский день,
Только что развернулась
В скверах её сирень.
Радуясь солнцу и миру,
Утро встречала Москва.
Вдруг разнеслись по эфиру
Памятные слова…
Голос уверенный, строгий
Сразу узнала страна.
Утром у нас на пороге
Заполыхала война.
Звучит фонограмма сообщения «От Советского Информбюро».
ФОНОГРАММА «СВЯЩЕННАЯ ВОЙНА
Учитель: А теперь представьте себе беззаботную жизнь таких ребят как Вы. Каникулы. Лето. Тепло. И вдруг – война….(звук «Гром бомбы»)
Учитель: Эта Война отучила их плакать. Дети теряли родителей, братьев и
сестер. Иногда напуганные дети по нескольку дней сидели рядом с холодными телами погибших матерей, ожидая своей участи. В лучшем случае их ждал советский детдом, в худшем – фашистские застенки.
Всюду висели плакаты, призывающие на фронт.
Фабрики и заводы страны остались без рабочих. В суровые дни войны, рядом с взрослыми, вставали дети. Школьники зарабатывали деньги в фонд обороны, собирали теплые вещи для фронтовиков, работали на военных заводах,
дежурили на крышах домов при воздушных налетах, выступали с концертами перед раненными воинами в госпиталях.
Ушли на фронт родители
Отчизну защищать,
А нам - детишкам маленьким-
Картошку убирать.
Девчоночья бригада
Десять-двенадцать лет,
Но выполняли честно мы
Родительский завет…
Вязали варежки, носки,
На фронт их отсылали,
И тем победу над врагом
Коварным приближали.
Учитель:
Их называли – ДЕТИ ВОЙНЫ.
Что же о них знаем мы
Ученик:
А мы не будем памяти перечить,
И часто вспоминаем дни, когда,
Упала им на слабенькие плечи
Огромная, недетская беда,
Была земля жестокой и метельной,
Была судьба у всех людей одна.
У них и детства не было отдельно,
А были вместе детство и война.
В годы войны было горя много,
И никто никогда не сочтет,
Сколько раз на своих дорогах,
Оставляла война сирот.
Ученик:
Был серебряным смех девчонок.
Но его заглушила война.
Дети войны…. Как же выжили вы?
Дети войны…. Устоять, как смогли?
Учитель: Дети войны…. Сколько их, маленьких отважных сердец, сколько любви и преданности своей Родине… Кто они, эти мальчишки и девчонки? Бесстрашные герои…! Многие дети остались на, захваченных землях, и среди них находилось немало отважных героев, которые боролись с врагом. Они участвовали в партизанских отрядах, где использовались нередко в качестве разведчиков, а также при проведении подпольной деятельности; из юных партизан особо известны Марат Казей, Зина Портнова, Леня Голиков, Валя Котик, Саша Бородулин и другие.
Саша Бородулин. Когда однажды его отряд попал в окружение, Саша остался в числе пяти добровольцев, вызвавшихся прикрывать отход товарищей. Отряд прорвался, но группа добровольцев погибла. Последним погиб Саша. Он подорвал себя и нескольких фашистов гранатой.
Лёня Голиков уничтожил 78 фашистских солдат и офицеров, участвовал в подрыве железнодорожных и шоссейных мостов. За мужество юный партизан был награжден орденом Красного Знамени и медалью "За отвагу".
Зина Портнова. Работая в столовой немецких офицеров, отравила пищу. Во время разбирательств, чтобы доказать немцам свою непричастность, попробовала отравленный суп. Чудом осталась жива. На одном из допросов в гестапо, схватив со стола пистолет следователя, застрелила его и ещё двух гитлеровцев, пыталась бежать, была поймана. После пыток была расстреляна в тюрьме.
Марат Казей был разведчиком у партизан. Он ходил в разведку, как в одиночку, так и с группой. Подрывал эшелоны. Возвращаясь с задания вдвоем с командиром разведки, они наткнулись на немцев. Командира убили сразу, Марат, отстреливаясь, пока были патроны, а когда магазин опустел, взял в руки две гранаты. Одну бросил в немцев, а вторую оставил. Когда немцы подошли совсем близко, взорвал себя вместе с врагами.
Выступление ветерана войны:
Дети на войне…. Есть поговорка: «На войне детей не бывает». Те, кто попали на войну, расстались с детством навечно. Благодаря подвигам этих детей мы с вами сейчас спокойно живем и радуемся теплу, свету…. Так давайте же почтим память этих героев МИНУТОЙ МОЛЧАНИЯ…
Вспомним всех поименно,
С горем вспомним своим….
Это нужно не мертвым,
Это нужно живым! (звук Метронома)
Учитель: Бесчисленные злодеяния творились на нашей земле: фашистами было организовано страшное по своей жестокости уничтожение детей. Часть детей фашисты травили газом, а часть закапывали живыми. Гитлеровцы, казнили и мучили людей, увезли на каторгу в Германию. Изверги не щадили даже детей. В лагерях смерти детей заставляли выполнять непосильную работу, производили над ними медицинские опыты. В крематории немцы бросали живых детей в раскаленные печи. Слова “Никто не забыт, ничто не забыто” - близки и понятны каждому. И пока жива память, ничто не будет забыто.
Стихи рассказывают учащиеся:
1: По рассказам и книжкам я знаю войну,
Что сиротами сделала многих детей.
Что заставила плакать седых матерей.
По рассказам и книжкам я знаю войну.
2: По рассказам и книжкам я вижу войну.
Вижу стены, разорванный бомбами дом.
Дым пожарищ, чернеющий пепел кругом.
По рассказам и книжкам я вижу войну.
3: По рассказам и книжкам я слышу войну.
Слышу грохот орудий и раненых крик.
Слышу вздох партизан, затихших на миг.
По рассказам и книжкам я слышу войну.
4: Я не знаю войны, да зачем она мне?
Я хочу мирно жить, гимны петь красоте.
Надо мир укреплять, чтоб всегда и везде.
Знали б лишь о прошедшей войне.
Песня «Катюша»
На планете сейчас неспокойно,
Но мы верим в цветенье весны.
Не нужны нам «звездные войны»
Пусть нам снятся «звездные сны»!
Дети складывают из белой бумаги поделку «Голубь - символ мира» для подарков ветеранам.
Учитель: Но детство – это такая пора, когда человек тянется к миру и радости. Поэтому, несмотря ни на что, дети ходили в школу, играли на улице, дружили и сорились. Но только военные дети очень быстро взрослели. Взрослели их глаза, их души, их восприятие мира. Нельзя забывать те годы. Почему? А чтобы такого больше не повторялось, чтобы не допускать новой страшной беды. Чтобы знать, что все равно добро побеждает зло, но иногда слишком большими потерями.
Учащиеся читают:
Дети войны - и веет холодом,
Дети войны - и пахнет голодом.
Дети войны - и дыбом волосы -
На челках детских седые полосы.
Земля омыта слезами детскими
Детьми советскими и не советскими.
Их кровь алеет на плацах маками,
Трава поникла - где дети плакали.-
Дети войны - и боль отчаянна!
О, сколько надо им минут молчания.
Я не напрасно беспокоюсь,
Чтоб не забылась та война:
Ведь эта память – наша совесть,
Она, как сила, нам нужна….(Ю. Воронов)
Дети несут цветы к памятнику героев.