Автор: Марина Михайловна Сотниченко
Страна: Донецкая Народная Республика
Город: Мариуполь
Организация: МБОУ "СШ № 41 г. Мариуполя
Проект: Фестиваль-конкурс "Вдохновение"

Конспект урока на тему "Компаративный анализ стихотворений "Царскосельская статуя" А.С. Пушкина и А.А. Ахматовой"

 

Цель:

  • расширить представления учащихся о  преемственности  традиций  Пушкина А.С. в творчестве   поэтов 20 столетия;
  • совершенствовать умения проводить целостный анализ художественного произведения;
  • развивать навыки  сопоставительного анализа лирических произведений и умение видеть своеобразие  поэтических миров поэтов разных эпох;
  • воспитывать  внимательное отношение к поэтическому слову и образу.

 

Ход урока

слайд 1

  1. Вступительное слово учителя.

слайд 2

Сегодня стали уже крылатыми слова русского поэта А. Григорьева: «Пушкин – это наше всё», - или писателя В. Одоевского: «Солнце русской поэзии». В качестве эпиграфа к уроку я хотела бы предложить слова поэта 20 в. А. Кушнера: «Он растворен в воздухе, которым мы дышим. Он в хлебе, который мы едим, в вине, которое мы пьем. Разве его стихи стоят у нас на полке? Нет, они всегда с нами, растворены в нашей крови».

 Вопрос о пушкинских традициях в творчестве любого русского художника слова чрезвычайно важен.  Поэтам  необходим А.С. Пушкин, живой и настоящий, для диалога , разговора с ним о том, как оценить  сегодняшний день и о том, что ждёт всех в будущем.

 Сегодня на уроке мы с вами сопоставим некоторые стихи А. Пушкина со стихотворениями поэтов 20 в для того, чтобы услышать перекличку эпох, научиться видеть своеобразие, индивидуальность идей, образов и одновременно их общность, единство великой русской культуры.

 

  1. Для анализа я предложила сравнить стихотворения А. Пушкина и А. Ахматовой, имеющие одно название, созданные в одном месте и в одно время – начало века – века 19 и века 20.

слайд 3

  1. Обратите внимание на две картины, на которых изображены  2 поэта. Действие происходит в Царском Селе. Скажите, как это место связано с именами Пушкина и Ахматовой.

 слайд 4

  1.  

В саду Царского села есть статуя. Расскажите, Какие культурные корни имеет царскосельская статуя?

Ответ уч-ся:

Стихотворения А. Пушкина и А. Ахматовой одинаково названы и обращены к одному адресату: скульптуре Екатерининского парка в Царском Селе «Молочница с разбитым кувшином» работы П. Соколова 1816 года. На гранитной скале сидит девушка. Подперев одной ладонью щеку и держа в другой черепок, она горестно смотрит на разбитый кувшин, из которого тоненькой струйкой течет вода. Вернее, вытекает молоко, ведь эта девушка — молочница Перетта, героиня басни Лафонтена «Молочница». Держа на голове кувшин с молоком, Перетта бежала в город на базар, а ее мечты — бежали далеко впереди нее: конечно же, за кувшин чудесного молока она выручит столько денег, что сможет купить сто яиц; вырастить из них и выкормить сто цыплят не составит никаких трудов; сто курочек легко обменять на поросенка, и «расходов будет грош»; а за крупного и хорошего поросенка она выберет в городе коровку или бычка и будет радостно смотреть, как они прыгают на лугу среди стада...

Тут счастливая обладательница упитанного рогатого хозяйства от радости подпрыгнула — и уронила кувшин. Бедная Перетта! С отчаяньем глядит она на черепки, на разлитое молоко, на разбитый кувшин — на разбитые мечты о курочках, поросенке и бычке… Такой запечатлел молочницу мастер декоративной скульптуры русского классицизма П. П. Соколов. Вернее, не совсем. Следуя традициям искусства начала XIX столетия, он изобразил не простую французскую крестьянку, а самую настоящую античную нимфу, изысканную, печальную, трогательную и необъяснимо притягательную…

 

  1. Как и всякая басня, произведение Лафонтена содержит мораль. Сформулируйте мораль.

        Все человеческие мечты, наши воздушные замки разрушает беспощадная действительность.

           слайд 5

  1. Девушке,  изваянной архитектором П. Соколовым, повезло. Ей посвятили стихи Пушкин и Ахматова. Проведём их компаративный анализ  по следующему плану:

Схема анализа

Пушкин

Ахматова

Время создания

1830

1916

Тема

 

 

Особенности языка, средства художественной выразительности

 

 

Своеобразие художественных образов

 

 

Идея

 

 

 

  • определим тему; жанр
  • языковые особенности, средства выразительности;
  • назовём своеобразие образов;
  • и подведём итог, определив идею стихотворений.

 

  1. Прочитаем стихотворению А. Пушкина, после прочтения вы должны будете записать тему стихотворения.

 

Урну с водой уронив, об утёс её дева разбила.

Дева печально сидит, праздный держа черепок.

Чудо! Не сякнет вода, изливаясь из урны разбитой,

Дева, над вечной струёй, вечно печальна сидит.

 

  1. 30 секунд – для записи темы.

слайд 6

 

  1. Проверка записей, сопоставление с вариантом учителя.
  2. Лингвистический анализ. Анализ поэтического языка.

Проведите наблюдение над языковыми средствами, использованными поэтом в стихотворении. Сделайте вывод о самой важной особенности языка того стихотворения.

                          повторение однокоренных слов

 

  1. Назовите однокоренные слова в той последовательности, в которой они использованы в стихотворении.

слайд 7

 

  1. Запишите в тетради качество пушкинских произведений, которое достигается благодаря повторению однокоренных слов.

                                     лаконичность

слайд 8

Вывод: благодаря повторению одних и тех же слов стих приобретает плавность.  Стих Пушкина как бы напоминает медленный ток воды в фонтане, которая “не сякнет”. И повторы слов “вода”, “печально”, “урна” не создают монотонности, они не надоедают, как не надоедает нам долгое наблюдение за даже медленным движением воды. Такими малыми лексическими средствами создать шедевр мог, конечно, только Пушкин.

 

 

  1. Следующий этап анализа -  работа над созданными поэтом художественными образами.

Посмотрите и скажите, как можно назвать посуду, изображённую на слайде?

На какой сосуд больше похоже то, что разбила девушка?

слайд 9

Почему Пушкин именно словом «урна» называет сосуд, разбитый девушкой?

В этих произведениях каждая строка проникнута духом античности. Не случайно прозаическое слово “кувшин” (у Лафонтена) или нейтральное “сосуд” (у Деларю) у Пушкина превращается в “урну”

Урна во времена античности — сосуд для сбора и захоронения праха умерших. По происхождению своему слово “урна” связано со словом “кувшин”.

Урна — не простой сосуд. В “Словаре сюжетов и символов в искусстве” Джеймс Холл пишет: “Урна — толстая круглая невысокая ваза с довольно широким горлом. Лежащая на боку, возможно, с выливающейся из неё водой, она является типичным атрибутом — как в античности, так и в эпоху Ренессанса и более позднее время — Бога, который, как считалось, обитал в реке”.

Именно такой сосуд, вероятно, увидел и описал чутко ощущавший не только своё время Пушкин. Одно слово изменило характер и содержание стихотворения: “...эпиграмма приобрела, помимо конкретного, также и универсальный смысл”, — отмечает С.А. Кибальник в своей работе “Антологические эпиграммы Пушкина”. — “Воплощая чудесное свойство скульптуры останавливать мгновение и делать его вечным, “Царскосельская статуя” в то же время представляет собой эпиграфическое стихотворение, утверждающее бессмертие искусства”.

Описание статуи – произведения искусства, получившего самое большое развитие во времена античности.

 

  1. Понаблюдайте за изменением этого образа?

Урна превращается в черепок. Не просто черепок, а «праздный черепок». Как вы объясните метаморфозу? И какое значение имеет слово праздный?

слайд 10

 

  1. Вывод:    - слайд 11.

 поэт создаёт пластичный образ, претерпевающий метаморфозы: урна – черепок - урна.

 

  1. Какой смысл имеет появление новой урны из черепков? Разве это возможно?

Да, если речь идёт о вечных вопросах бытия.

Так о каких же вечных вопросах бытия идёт речь в стихотворении А. Пушкина «Царскосельская статуя»? Не случайно ведь  А.С. Пушкин напоминает: “Дева, над вечной струёй, вечно печальна сидит”.

Вечными являются человеческие чувства, вечным является искусство.

  1. Определите главный принцип, по которому движется поэтическая мысль.

                                                                                противопоставление.

  1. Какие образы противопоставляются? В помощь учащимся, если появляются затруднения, - слайд 12.
  2. Какое слово хочется вписать в центр жизни, построенной, в общем-то, как говорит Пушкин, на противоречиях? Запишите это слово в тетрадь самостоятельно.
  3. Проверим наши жизненные  ощущения.
  4. И последний шаг анализа стихотворения – определение идеи. Запишите идею стихотворения в таблицу самостоятельно.
  5. Прочитайте данные определения в группах. Выберите лучшие. Сформулируйте и предложите один ответ от группы. – 1,5 мин
  6. Ответы учащихся. Сопоставление с ответом учителя. – Слайд 13.
  7. Какое мироощущение доминирует в стихотворении Пушкина?

Для Пушкина с его светлым, жизнелюбивым мироощущением это не драма. Поэт находит выход из жизненного дуализма (противостояния). Может показаться нелогичным восклицание в третьей строчке: «Чудо!» Но в нем-то весь Пушкин. Для него чудом является превращение вытекающей из урны воды в «вечную струю». Чудо примирения «двойственности» состоялось. «Вечная струя» и «вечно печальная» дева слились воедино, это состояние человека и природы гармонично и бессмертно — дуализм действия исчез. Этим коротким стихотворением А.С. Пушкин утверждает неистребимость, неодолимость человеческих чувств, привязанностей, событий.

 

  1.  “Он победил и время и пространство”, — сказала о Пушкине Ахматова. Зачем же после столь глубокого осмысления жизни и её вечных ценностей Поэтом к тому же образу обратилась А. Ахматова? Что нового об этой жизни сказала поэт 20 в?
  2. Чтение стихотворения А. Ахматовой. Определение темы.

Уже кленовые листы

На пруд слетают лебединый,

И окровавлены кусты

Неспешно зреющей рябины,

 

И ослепительно стройна,

Поджав незябнущие ноги,

На камне северном она

Сидит и смотрит на дороги.

 

Я чувствовала смутный страх

Пред этой девушкой воспетой.

Играли на ее плечах

Лучи скудеющего света.

 

И как могла я ей простить

Восторг твоей хвалы влюбленной...

Смотри, ей весело грустить,

Такой нарядно обнаженной.

 

  1. Проверка.

 Сопоставление с ответом учителя

слайд 14 - рассказ о встрече со статуей, некогда воспетой Поэтом.

  1. Анализ поэтического языка.

Проведите наблюдение над средствами художественной выразительности. Выпишите (по группам все определённые вашей группой тропы: 1 группа – эпитеты, 2 группа – метафоры, 3 группа - оксюмороны).

  1. Проверка  - слайд 15.
  2. Запись в тетради – слайд 16.
  3. Попытайтесь определить в обобщённом плане: каковы же образы, созданные Ахматовой?  

слайд 17                              

  1. Обратите внимание на преобладание тех или иных тропов в разных частях стихотворения: эпитеты, метафоры в основной части, а заканчивается стихотворение оксюморонами. Чем вы объясните такое развитие?

                       роль эпитетов нарисовать картину, метафор – изобразить действие, оксюморона – акцентировать внимание на сосуществовании несовместимого.

  1. Что, с этой точки зрения, общее в построении стихотворения А.С. Пушкина и А. Ахматовой?

слайд – 18.

  1. Назовите образы, противопоставленные в стихотворении Ахматовой?

В.Г. Маранцман пишет: “При всей близости к пушкинской традиции и искреннем стремлении приблизиться к светлому мироощущению поэта Ахматова смотрит на статую ровно через сто лет после того, как её впервые увидел Пушкин. И этот век русской жизни был углублением трагизма поэтического мировосприятия”.

  1. Докажите словами стихотворения, что лирическая героиня действительно воспринимает мир более трагически.

«Я чувствовала смутный страх…»,

«и как я ей могла простить»

  1. Чего же боится лирическая героиня?

                                         лицемерия, соперничества

Так сравнение двух с одинаковым названием стихотворений, близких по тематике, помогло нам понять, в какой зависимости находится поэтический мир произведения от мировосприятия поэтов. У Пушкина мы видим мир надежды, гармонии, который сменяется «смутным страхом» Ахматовой. Вера Пушкина в нетленность чувства поколеблена сомнением Ахматовой.

 

  1. Делаем вывод о том, с какой целью создаёт Ахматова стихотворение, т.е. определяем идею.
  2. При проверке можно выявить различия и «проголосовать ногами».
  3. Домашнее задание – слайд 20.
  4. Гений Пушкина, глубина его мировосприятия не оставляет равнодушными ни одно поколение.  Подводя итог изучению творчества Пушина в 9 классе, я предлагаю посмотреть вам отрывок из передачи о великом русском поэте. Слушая высказывание, запомните или запишите мысли, касающиеся, на ваш взгляд, темы урока.
  5. Демонстрация ролика (см. ролик к уроку «Сведения о жизни и творчестве А.С. Пушкина»).
  6. Беседа по просмотренному эпизоду.
  7. Оценки за урок
14 Мне нравится
Поделиться:
 

Оставить комментарий