Цель:
Ход урока
слайд 1
слайд 2
Сегодня стали уже крылатыми слова русского поэта А. Григорьева: «Пушкин – это наше всё», - или писателя В. Одоевского: «Солнце русской поэзии». В качестве эпиграфа к уроку я хотела бы предложить слова поэта 20 в. А. Кушнера: «Он растворен в воздухе, которым мы дышим. Он в хлебе, который мы едим, в вине, которое мы пьем. Разве его стихи стоят у нас на полке? Нет, они всегда с нами, растворены в нашей крови».
Вопрос о пушкинских традициях в творчестве любого русского художника слова чрезвычайно важен. Поэтам необходим А.С. Пушкин, живой и настоящий, для диалога , разговора с ним о том, как оценить сегодняшний день и о том, что ждёт всех в будущем.
Сегодня на уроке мы с вами сопоставим некоторые стихи А. Пушкина со стихотворениями поэтов 20 в для того, чтобы услышать перекличку эпох, научиться видеть своеобразие, индивидуальность идей, образов и одновременно их общность, единство великой русской культуры.
слайд 3
слайд 4
В саду Царского села есть статуя. Расскажите, Какие культурные корни имеет царскосельская статуя?
Ответ уч-ся:
Стихотворения А. Пушкина и А. Ахматовой одинаково названы и обращены к одному адресату: скульптуре Екатерининского парка в Царском Селе «Молочница с разбитым кувшином» работы П. Соколова 1816 года. На гранитной скале сидит девушка. Подперев одной ладонью щеку и держа в другой черепок, она горестно смотрит на разбитый кувшин, из которого тоненькой струйкой течет вода. Вернее, вытекает молоко, ведь эта девушка — молочница Перетта, героиня басни Лафонтена «Молочница». Держа на голове кувшин с молоком, Перетта бежала в город на базар, а ее мечты — бежали далеко впереди нее: конечно же, за кувшин чудесного молока она выручит столько денег, что сможет купить сто яиц; вырастить из них и выкормить сто цыплят не составит никаких трудов; сто курочек легко обменять на поросенка, и «расходов будет грош»; а за крупного и хорошего поросенка она выберет в городе коровку или бычка и будет радостно смотреть, как они прыгают на лугу среди стада...
Тут счастливая обладательница упитанного рогатого хозяйства от радости подпрыгнула — и уронила кувшин. Бедная Перетта! С отчаяньем глядит она на черепки, на разлитое молоко, на разбитый кувшин — на разбитые мечты о курочках, поросенке и бычке… Такой запечатлел молочницу мастер декоративной скульптуры русского классицизма П. П. Соколов. Вернее, не совсем. Следуя традициям искусства начала XIX столетия, он изобразил не простую французскую крестьянку, а самую настоящую античную нимфу, изысканную, печальную, трогательную и необъяснимо притягательную…
Все человеческие мечты, наши воздушные замки разрушает беспощадная действительность.
слайд 5
Схема анализа |
Пушкин |
Ахматова |
Время создания |
1830 |
1916 |
Тема |
|
|
Особенности языка, средства художественной выразительности |
|
|
Своеобразие художественных образов |
|
|
Идея |
|
|
Урну с водой уронив, об утёс её дева разбила.
Дева печально сидит, праздный держа черепок.
Чудо! Не сякнет вода, изливаясь из урны разбитой,
Дева, над вечной струёй, вечно печальна сидит.
слайд 6
Проведите наблюдение над языковыми средствами, использованными поэтом в стихотворении. Сделайте вывод о самой важной особенности языка того стихотворения.
повторение однокоренных слов
слайд 7
лаконичность
слайд 8
Вывод: благодаря повторению одних и тех же слов стих приобретает плавность. Стих Пушкина как бы напоминает медленный ток воды в фонтане, которая “не сякнет”. И повторы слов “вода”, “печально”, “урна” не создают монотонности, они не надоедают, как не надоедает нам долгое наблюдение за даже медленным движением воды. Такими малыми лексическими средствами создать шедевр мог, конечно, только Пушкин.
Посмотрите и скажите, как можно назвать посуду, изображённую на слайде?
На какой сосуд больше похоже то, что разбила девушка?
слайд 9
Почему Пушкин именно словом «урна» называет сосуд, разбитый девушкой?
В этих произведениях каждая строка проникнута духом античности. Не случайно прозаическое слово “кувшин” (у Лафонтена) или нейтральное “сосуд” (у Деларю) у Пушкина превращается в “урну”
Урна во времена античности — сосуд для сбора и захоронения праха умерших. По происхождению своему слово “урна” связано со словом “кувшин”.
Урна — не простой сосуд. В “Словаре сюжетов и символов в искусстве” Джеймс Холл пишет: “Урна — толстая круглая невысокая ваза с довольно широким горлом. Лежащая на боку, возможно, с выливающейся из неё водой, она является типичным атрибутом — как в античности, так и в эпоху Ренессанса и более позднее время — Бога, который, как считалось, обитал в реке”.
Именно такой сосуд, вероятно, увидел и описал чутко ощущавший не только своё время Пушкин. Одно слово изменило характер и содержание стихотворения: “...эпиграмма приобрела, помимо конкретного, также и универсальный смысл”, — отмечает С.А. Кибальник в своей работе “Антологические эпиграммы Пушкина”. — “Воплощая чудесное свойство скульптуры останавливать мгновение и делать его вечным, “Царскосельская статуя” в то же время представляет собой эпиграфическое стихотворение, утверждающее бессмертие искусства”.
Описание статуи – произведения искусства, получившего самое большое развитие во времена античности.
Урна превращается в черепок. Не просто черепок, а «праздный черепок». Как вы объясните метаморфозу? И какое значение имеет слово праздный?
слайд 10
поэт создаёт пластичный образ, претерпевающий метаморфозы: урна – черепок - урна.
Да, если речь идёт о вечных вопросах бытия.
Так о каких же вечных вопросах бытия идёт речь в стихотворении А. Пушкина «Царскосельская статуя»? Не случайно ведь А.С. Пушкин напоминает: “Дева, над вечной струёй, вечно печальна сидит”.
Вечными являются человеческие чувства, вечным является искусство.
противопоставление.
Для Пушкина с его светлым, жизнелюбивым мироощущением это не драма. Поэт находит выход из жизненного дуализма (противостояния). Может показаться нелогичным восклицание в третьей строчке: «Чудо!» Но в нем-то весь Пушкин. Для него чудом является превращение вытекающей из урны воды в «вечную струю». Чудо примирения «двойственности» состоялось. «Вечная струя» и «вечно печальная» дева слились воедино, это состояние человека и природы гармонично и бессмертно — дуализм действия исчез. Этим коротким стихотворением А.С. Пушкин утверждает неистребимость, неодолимость человеческих чувств, привязанностей, событий.
Уже кленовые листы
На пруд слетают лебединый,
И окровавлены кусты
Неспешно зреющей рябины,
И ослепительно стройна,
Поджав незябнущие ноги,
На камне северном она
Сидит и смотрит на дороги.
Я чувствовала смутный страх
Пред этой девушкой воспетой.
Играли на ее плечах
Лучи скудеющего света.
И как могла я ей простить
Восторг твоей хвалы влюбленной...
Смотри, ей весело грустить,
Такой нарядно обнаженной.
Сопоставление с ответом учителя
слайд 14 - рассказ о встрече со статуей, некогда воспетой Поэтом.
Проведите наблюдение над средствами художественной выразительности. Выпишите (по группам все определённые вашей группой тропы: 1 группа – эпитеты, 2 группа – метафоры, 3 группа - оксюмороны).
слайд 17
роль эпитетов нарисовать картину, метафор – изобразить действие, оксюморона – акцентировать внимание на сосуществовании несовместимого.
слайд – 18.
В.Г. Маранцман пишет: “При всей близости к пушкинской традиции и искреннем стремлении приблизиться к светлому мироощущению поэта Ахматова смотрит на статую ровно через сто лет после того, как её впервые увидел Пушкин. И этот век русской жизни был углублением трагизма поэтического мировосприятия”.
«Я чувствовала смутный страх…»,
«и как я ей могла простить»
лицемерия, соперничества
Так сравнение двух с одинаковым названием стихотворений, близких по тематике, помогло нам понять, в какой зависимости находится поэтический мир произведения от мировосприятия поэтов. У Пушкина мы видим мир надежды, гармонии, который сменяется «смутным страхом» Ахматовой. Вера Пушкина в нетленность чувства поколеблена сомнением Ахматовой.