Актуальность статьи. Повышение качества образования является одной из актуальных проблем. Цель образования соотносится с формированием ключевых компетентностей. Одной из ключевых компетентностей является коммуникативная компетентность. Проблема культурного общения школьников — одна из самых важных на сегодня. Ведь именно коммуникативная компетентность начнёт играть основополагающую роль, помогая в профессиональной подготовке и трудовой деятельности. Поэтому в педагогической деятельности возникла проблема: противоречие между общим снижением уровня культуры речи учащихся, их интеллектуального уровня и требованием общества – развитие языковой личности, способной анализировать информацию, содержащуюся в тексте, создавать собственное речевое высказывание и применять результаты интеллектуальной деятельности на практике.
Цель статьи: внедрение оптимальных методов, форм, приемов, направленных на формирование творческих и коммуникативных способностей учащихся на уроках русского языка и литературы как условие успешной реализации личности учащегося.
Моё учительское кредо – воспитать свободную личность, умеющую отстаивать свои интересы, свободно и грамотно выражать свои мысли и чувства, брать на себя ответственность, как того требует современное общество.
Современное школьное образование как неотъемлемая часть общего процесса образования приоритетной целью видит развитие ребёнка как компетентной личности, способной к жизнедеятельности и самоопределению в информационном обществе, ясно представляющей свои потенциальные возможности, ресурсы и способы реализации выбранного жизненного пути. С этой позиции обучение по предметам «Русский язык» и «Литература» должно рассматриваться как процесс овладения не только определённой суммой знаний норм современного русского литературного языка, содержания основных разделов лингвистики и системой соответствующих умений и навыков, но и как процесс формирования лингвистической, языковой, коммуникативной и культуроведческой компетентностями. Учитель-профессионал должен не только знать нормативные требования, предъявляемые к учебно-методическому обеспечению школьного филологического образования, но и уметь методически грамотно, обоснованно выбрать УМК, позволяющие на основе приобретаемых учащимися знаний, умений и навыков формировать языковую и коммуникативную компетентности школьников.
С уверенностью можно сказать, что проблема культурного общения школьников — одна из самых важных на сегодня. Ведь именно коммуникативная компетентность учащихся будет играть основополагающую роль, помогая в профессиональной подготовке и трудовой деятельности.
Изменения в системе образования за последние годы привели к переосмыслению методов и технологий обучения. Сегодня за время обучения школьник должен приобрести навыки учить себя самостоятельно. В решении этой задачи немаловажное значение имеет процесс формирования универсальных учебных действий (УУД). Сформированность многообразия УУД определяет качество полученных обучающимися знаний. Учебные предметы гуманитарного цикла особенно благоприятны для овладения универсальными учебными действиями [1, с. 4]. Основной акцент при этом делается на умении детей установить контакт при общении с другими людьми, на умении анализировать свои действия и слова, на развитии логики для грамотного и последовательного изложения мысли. Учащимся необходимо уметь анализировать и перерабатывать информацию. Важно сформировать у обучающихся универсальные способы действий, которые будут востребованы на практике. Наиболее эффективная работа по формированию универсальных учебных действий, и особенно коммуникативных, возможна на уроках русского языка и литературы. Коммуникативные универсальные действия – это умения общаться, взаимодействовать с людьми.
Коммуникативные УУД формируют социальную компетентность учащихся, способствуют интегрированию в группы, поддерживают умение слушать собеседника, участвовать в коллективном обсуждении спорных вопросов. К коммуникативным действиям относят умение планировать учебное сотрудничество в поиске и сборе информации, владение компетентной монологической и диалогической речью. Учащиеся учатся в соответствии с задачами коммуникации полно и точно выражать свои мысли, овладевают навыками принимать конструктивные решения, реализовывать их на практике, не допускать конфликтных ситуаций [2, с. 41]. Коммуникативная направленность обучения реализуется в соответствии со следующими принципами: - речевая направленность; - ролевая организация учебного процесса; - функциональность (учащиеся воспринимают, отвечают, запоминают, характеризуют, объясняют); - личностная ориентация общения, принцип «от простого к сложному»; - новизна речевых ситуаций.
Следование этим принципам способствует созданию коммуникативных ситуаций. Для этого учебный процесс целесообразно строить на основе взаимодействия «учитель – ученик», «ученик – ученик». Взаимодействие проходит как совместное размышление. Учитель обращается к жизненному опыту ученика. Его роль – направлять, помогать, поддерживать, развивать умение учащихся дискутировать. Активными формами работы над коммуникативными УУД на уроках русского языка и литературы выступают: работа в группах, парах постоянного и сменного состава, в том числе, и парная форма контроля, работа с учебной литературой, исследовательская работа, театрализация, рефлексия, портфолио, создание учащимися литературных произведений и т. д. Полноценное сотрудничество с учителем и со сверстниками позволяет совершенствовать умения слышать, слушать и понимать партнера, правильно выражать свои мысли, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, оказывать поддержку друг другу.
Академик А. Минц сказал: «Напичканный знаниями, но не умеющий их использовать ученик напоминает фаршированную рыбу, которая не может плавать» [3, с.3]. Коммуникативная компетенция приобретается в результате естественной речевой деятельности и в результате специального обучения. Метапредметный урок – это урок, в основу которого положены метапредметные технологии и метапредметные методы. В своей практике использую следующие методы работы:
Метод образного видения – эмоционально-образное исследование объекта. Глядя на фигуру, слово, нарисовать увиденные в них образы, описать, на что они похожи. Образовательный продукт как результат наблюдения школьников выражается в словесной образной форме, то есть учащиеся проговаривают, записывают результаты своего исследования. Можно предложить школьникам описать характер человека по его внешности на основе портрета художника, а затем предложить выборку воспоминаний современников об этом человеке для сравнения.
Метод "Если бы ...". Ученикам предлагается составить описание или нарисовать картину о том, что произойдёт, если в мире что-либо изменится, например, исчезнут окончания в словах или сами слова и т.д.
Метод вживания означает "вчувствование" человека в состояние другого объекта.
Посредством чувственно-образных и мысленных представлений ученик пытается "переселиться" в изучаемый объект, почувствовать и познать его изнутри.Например, напишите рассказ о том, что вы чувствовали во время "вживания" в изучаемый объект, что наиболее ярко удалось представить, что удивило вас, что понравилось.
Приведу пример описания ученицы о её "вживании" в свечу: "Я лежала в коробке. Вместе с такими же свечами, как и я. Вдруг нас стали брать, ставить на стол, зажигать спичкой, а потом друг о друга. Как и у других свечей, у меня появилось пламя, мое тело стало нагреваться и плавиться там, где ближе к пламени. Вокруг меня светло, я отражаюсь в поверхности, на которой стою. Вокруг меня летают пылинки и, попадая в мое пламя, сгорают. Если бы я не горела, то, сколько было бы пыли! Но почему я не могу зажечься и погаснуть, когда захочу, а не тогда, когда на меня подует ветер или человек?".
Учащиеся обычно отмечают, что подобные упражнения развивают способность мыслить и понимать явления с различных точек зрения, учат включать в познание не только разум, но и чувства.
Для развития творческих способностей необходима система работы, в качестве примера приведу некоторые задания, которые я разделила на три группы.
1. Задания для развития умений создавать свой текст
Сочинения-миниатюры. Цель такой работы – приучить детей свободно выражать свои мысли, мнение, улавливать и отражать в написанном разные моменты и жизненные ситуации. Темы стараюсь подбирать звучные и выразительные: «Весенняя симфония», «Гулял по лесу ветерок», «Сентябрь – чародей цвета», «Идёт волшебница зима».
Составление слоганов кратких, но ёмких по содержанию рифмованных строк. Например, «Донбасс-сила и красота! // «Литературу читают и взрослые и дети. // Лучше предмета нет на свете!», «Книги о героях Донбасса читай - // Лучше знать будешь свой край!»
Написание акростиха - стихотворения, начальные буквы слова которого образуют какое-либо слово или фразу.
Учимся у классиков. Учитель знакомит обучающихся со стихотворением Ф.И. Тютчева «Как неожиданно и ярко…», в котором он описывает радугу, не называя этого явления. Ребятам также предлагается образно описать это природное явление. Работы получаются очень интересными. Например, стоит полукруг, ни ног, ни рук, разными цветами переливается, все ею восхищаются.
Обычный необычный предмет. «Познание начинается с удивления тому, что обыденно», - говорили ещё древние греки. Учитель приносит на занятие какой-нибудь обычный предмет и просит ребят за определённое время описать его прозой или стихами.
2. Вторая группа заданий на совершенствование культуры речи
«Корректор». Исправить ошибки в словах или предложениях.
«Редактор». Отредактируйте текст, запишите его в исправленном виде.
«Лучший диктор». Прочитай текст, правильно произнося выделенные слова.
3. Задания для обогащения словарного запаса.
Творческие соревнования. Кто быстрее и больше запишет: 1) «На что похож орех?»
2) «Ассоциации к слову «снег». 3) «На что похожи деревья в инее?»
Аукцион. Подбери эпитет. Подобрать как можно больше эпитетов к словам: туча, метель, ветер, улыбка, звёзды, настроение.
Развитие коммуникативной компетенции через творческое самовыражение осуществляется и во внеурочной деятельности. Для активизации творческого процесса, поддержания интереса к предмету был создан кружок «Проба пера» для учащихся 6-8 классов. Учащиеся выпускают коллажи, плакаты, оформляют тематические фотовыставки. Мне отрадно, когда мои ученики «владеют пером», могут интересно рассказать даже о самом рядовом событии, способны выразить свои мысли не шаблонно, а максимально творчески.
Одна из форм самовыражения ребёнка – это школьная газета. Именно она позволяет детям и подросткам научиться высказывать свои идеи, помогает лучше познать себя, открыть мир. Кроме того, в процессе совместной деятельности по созданию газеты между представителями разных возрастов устанавливаются отношения взаимопонимания. Мир школьной прессы - очень значимая часть жизни и отдельного класса, и всего учебного заведения.
Большое внимание уделяю формированию у учащихся понимания ценности языка и уважительного отношения к нему. Создание социокультурного проекта «Красивый город – грамотный город» способствует формированию поколения, нетерпимого к проявлению нравственного вандализма по отношению к памятникам культуры, а также предполагает привлечение внимания общественности к речевым небрежностям в оформлении печатной продукции.
И как порой бывает стыдно, когда на улицах встречается значительное количество различных объявлений и вывесок, которые поражают, а подчас и ужасают своей безграмотностью. Цель проекта – поддержка языковых норм, культурных ценностей и традиций. Результаты проекта нашли своё отражение в исследовательских работах, с которыми ребята выступают на районных и Республиканских конференциях.
Таким образом, формирование коммуникативной компетенции человека является актуальной проблемой, решение которой имеет большое значение, как для каждого конкретного человека, так и для общества в целом. Особенно актуальна она в основной школе, поскольку отвечает возрастным задачам развития в подростковом и юношеском возрасте и является условием успешного личностного развития школьников.
Убеждена, сформированность коммуникативной компетенции поможет каждому выпускнику стать успешным в быстро меняющемся мире.
Список литературы:
1. Государственный образовательный стандарт среднего общего образования / МОН ДНР
№ 2723 от 03.08.2018 г.
2. Горленко Н. М. и др. Структура УУД и условия их формирования // Народное образование. – 2012. – № 4. – С. 153.
3. Александрова О. А. Проблема воспитания речевой (коммуникативной) культуры в процессе обучения русскому языку // Русский язык. – 2006. – № 3. – С. 4–6.
Интернет- ресурсы:
1.Глинский А. А. Сотворчество субъектов образовательного процесса в условиях учебной деятельности. http://ripo.unibel.by/index.php?id=626
2. https://infourok.ru/razvitie-tvorcheskogo-potenciala-pedagoga-kak-faktor-povisheniyakachestva-obucheniya-3764740.html.