Автор: Тюхай Марина Сергеевна
Страна: Донецкая Народная Республика
Город: Волноваха
Организация: Управление образования администрации Волновахского района
Проект: Фестиваль-конкурс "Вдохновение"

Сказки А.С.Пушкина как средство экономического воспитания дошкольников.

 

       А. С. Пушкин писал «Сказка ложь, да в ней намек! Добрым молодцам урок.» Могут ли сказки научить как правильно обращаться с деньгами или говоря научным языком – финансовой грамотности? Могут, но только надо посмотреть на них под другим углом.

     Сказки А. С. Пушкина любимы детьми дошкольного возраста. В эти годы они очень восприимчивы к ярким картинам, динамическому сюжету, основанному на действиях и поступках героев. Для них человек проявляет себя только в делах. И к героям сказоку них складывается весьма определенное отношение: восхищают и радуют своими подвигами, острым умом одни из них, порождают ощущение ужаса и негодования – другие. Их оценки людей категоричны. Для дошкольников существуют люди хорошие и плохие, середины нет. Ребенок не понимает и не признает человека, имеющего в себе добрые качества и дурные.

     Одной из важнейших задач дошкольной педагогики является обучение детей основам экономики, это обусловлено необходимостью в современных условиях формировать жизненные компетентности наших воспитанников. Существуют различные формы и методы ознакомления детей с азами экономики, но мы с вами должны выбрать наиболее приемлемые и результативные.  Сделать процесс познания экономики интересным, доступным, главное – говорить ребенку о сложном мире экономики на языке, ему понятном. Среди разнообразных методов, приемов и средств обучения экономике, значительное  место отводится  сказке. Сюжеты сказок и сказочные персонажи привлекают детей. Вживаясь в события сказки ребёнок, как бы становится её действующим лицом. Потребность в сказке сохраняется у него на многие годы.

     Сказки Пушкина всегда учат  не только добру .Они уносят нас от повседневности в светлый и радостный мир чудес . Сказка является эффективным средством формирования у дошкольников экономической компетентности , первоначальных экономических знаний и умений,воспитания личностных качеств, эмоционального развития детей. Сказка расширяет круг представлений о мире и человеческих отношениях,способствует развитию в ребенке понимания внутреннего мира людей.

      Очень много жизненных, экономически обоснованных событий происходит в знакомых с детства произведениях известного русского писателя Александра Сергеевича Пушкина    Сказка «О рыбаке и рыбке» - сказка о «потребностях» и «возможностях»,  показывает как вредная,сварливая старуха хотела обрести все блага ,не прилагая никаких усилий, но в результате осталась ни с чем из-за своей неблагодарности и жадности. В сказке очень хорошо раскрывается понятие «хочу» и « жизненно необходимо».Произведение учит детей расставлять приоритеты :что необходимо для жизни, а что является прихотью и излишеством.

 Сказка А.С.Пушкина «Сказка о попе и работнике его Балде»

В сказке автор высмеивает такие качества человека, как жадность, погоня за дешевизной. Речь идет о попе, желающем найти себе такого работника, который работал бы усердно да исправно и не слишком дорого брал.

     В результате Балда договорился с попом, что будет  работать за три щелчка по лбу в год. Работал Балда «за семерых», был хорошим работником. А когда пришел срок оплаты за работу, поп и вовсе не хотел расплачиваться.

    Сказка раскрывает  детям  дошкольного возраста проблему жадности, алчности, вероломства ,помогает понять значение таких «экономических» качеств личности, как экономичность, предприимчивость, расчётливость, практичность, хозяйственность, бережливость. Поп всячески высмеивается автором. Действительно, человек выглядит крайне жалко в своих стремлениях угнаться за дешевизной.

     Сказка учит  тому, что так поступать со своими работниками (впрочем, как и вообще с людьми) нельзя. Нужно платить им по их заслугам.

В «Сказке о царе Салтане» есть замечательная белка что «песенки поет, да орешки всё грызет, а орешки не простые, всё скорлупки золотые, ядра — чистый изумруд…» Как же распорядился князь Гвидон этим дивом дивным?

Очень разумно – «…строгий счет орехам весть»; из золотой скорлупы приказал делать монеты, создал «золотой запас»  на случай непредвиденных обстоятельств - изумруды «в кладовые, да под спуд» (образ волшебной  белки асоциируется с богатейшими природными ресурсами ).  И от результата такого распоряжения богатством зависит благополучие страны и ее жителей – «…все в том острове богаты, изб нет, везде палаты.» Можно сказать, что это идеальная модель управления финансами в государстве.

     Воспитание через сказку — это прекрасная возможность сохранить с ребенком близкие, доверительные отношения, без скучных наставлений, которые вызывают у ребенка лишь отрицательные эмоции.

Сказка – это занимательный урок  . Герои волшебных сказок наделены, как правило, целым рядом бесценных добродетелей. Отождествляя себя с ними, ребенок незаметно входит в систему нравственных ценностей, рожденных духовной традицией своего народа.

 

  Сказки А.С. Пушкина являются эффективным средством формирования у старших дошкольников экономической компетентности, первоначальных экономических знаний и умений, развития предпосылок экономического мышления, воспитания личностных качеств, эмоционального развития детей. Экономическое содержание осваивается не только со стороны его технологии, но, прежде всего, оно развивает системный взгляд на мир, формирует новую социо-культурную позицию ребенка.

 

 

 

12 Мне нравится
Поделиться:
 

Оставить комментарий