Вед:
Вечером 26 мая солнце заходило, не зная о том, что у него появился соперник. Блестело золото зари в оконных стеклах, пряно пахла на пустырях нагретая дневным жаром крапива. А в легких сумерках вдоль улиц вдруг заструился юный и нежный аромат. Цвели березы. И тогда по всей Москве ударили колокола. Они гремели у Неглинных и Покровских ворот, на Арбате, на Тверской и в Китай-городе. Это был красный, праздничный звон. В семье Пушкиных родился мальчик - будущее солнце русской поэзии. Москвичи выбегали на улицы, бросали вверх свои картузы и кричали "ура!".
Правда, ни колокола, ни крики не имели отношения к мальчику. В Москве получили известие о рождении внучки императора Павла 1 .Но все равно радостно думать, что был празднично отмечен весенний день, когда на свет явился русский гений .
|
|
/звучит стихотворение о Пушкине/
Вед:
Наш вечер мы сегодня посвящаем А.С.Пушкину. Давайте попробуем
окунуться в то время, хоть ненадолго представить себя на балу, в мире Пушкина и его друзей, а может, просто отдохнуть, раствориться в ритмах поэзии и звуках музыки.
/звучит полонез, и бальники исполняют танец/
Вед:
Ребенком Пушкин ничем не выделялся и особых надежд на подавал. До 6 лет его силой заставляли даже гулять, бегать на прогулках. Он упирался, сердился. А если уступали, на радостях залезал в корзину, которая помещалась у ног его бабушки Марьи Алексеевны. Она что-нибудь вязала или пряжу пряла, а внук молча наблюдал. Много разных историй и сказок рассказывали маленькому Пушкину его бабушка и няня Арина Родионовна.
Детские впечатления необычайно
сильны. Мальчик надолго запомнил виденное и слышанное. И потом, через много лет, все это ожило в минуты вдохновенья. . .
.. |
Забуду ли то время золотое,
Забуду ли блаженной неги час,
Когда в углу под вечер притаясь,
Я призывал и ждал тебя в покое. . . .
Я сам не рад болтливости своей,
Но детских лет люблю воспоминанье.
Ах! Умолчу ль о мамушке моей,
О прелести таинственных ночей,
Когда в чепце, в старинном одеянье,
Она, духов молитвой уклоня,
С усердием перекрестит меня
И шепотом рассказывать мне станет
О мертвецах, о подвигах Бовы.
/звучит романс "Зимний вечер" о няне Пушкина/
Вед:
В семь лет он резко переменился. Откуда что взялось - прыжки, ужимки - настоящая егоза! Александру нравилось больше играть, чем учиться. Особенно любил танцы.
/учащиеся 5-х классов исполняют паде-де из балета/
Вед:
Сильнее всего Пушкин полюбил чтение. Уже в 9 лет он одолел "Илиаду" и "Одиссею".Стихи заучивались сами собой. Книг, которые ему давали, Пушкину не хватало. Он забирался в отцовский кабинет. Красные и золотые переплеты волновали, как неоткрытые острова. Бомарше, Мольер, великие философы - глаза разбегались... Язык давался мальчику легко, взрослое чтение оттачивало мысли, давало им необходимый простор. Уже в детские годы вдохновение в образе Музы приходит к Пушкину.
/звучит стихотворение "Муза"/
В младенчестве моем она меня любила
И семиствольную цевницу мне вручила.
Она внимала мне с улыбкой - и слегка,
По звонким скважинам пустого тростника
Уже наигрывал я слабыми перстами
И гимны важные, внушенные богами,
И песни мирные фригийских пастухов.
С утра до вечера в немой тени дубрав
Прилежно я внимал урокам девы тайной,
И, радуя меня наградою случайной,
Откинув локоны от милого чела,
Сама из рук моих свирель она брала,
Тростник был оживлен божественным дыханием
И сердце наполнял святым очарованьем.
Вед:
Александр Иванович Тургенев, близкий друг дома, произнес магическое слово "Лицей" .Он не знал еще насколько это была счастливая мысль.
Шесть лет провел Пушкин безвыездно в лицее. Лицей был неким государством. Причем не только ребячьим. Многие гувернеры и наставники любили своих подопечных совсем по-родственному. Чувство это было обострено замкнутостью самого лицея. Звучит невероятно: у лицеистов не было каникул! Однако это не мешало их вольному образу жизни .Присутствие на царских балах дозволялось так же, как и праздничные гуляния. А на лицейских пирушках пенилось шампанское, звучали стихи... Поднимались бокалы за Россию, за вечную дружбу и верность .
/звучит стихотворение "Мой портрет" сначала на французском, последние строфы на русском/.
Вед:
В лицее Пушкина любили. Не за гениальность – за легкость и верность в дружбе. Далеко не первый в науках, ветреный и остроумный, задира и хвастун он был заводила компаний. Увлечения его менялись чаще, чем погода в мае...
Самое странное, что в Пушкине прекрасно сочетались блестящие способности и поверхностный ум. Но наставал час, когда задира и егоза забывал обо всем на свете – он весь загорался высшим пламенем – и муза поэзии одна царствовала в его душе.
(звучит стихотворение «Сон»)
Друзья мои, как утро здесь прекрасно!
В тиши полем, сквозь тайну сень дубрав.
Как юный день сияет гордо, ясно!
Светлеет все; друг друга перегнав,
Журчат ручьи, блестят брега безмолвны;
Еще роса над свежей муравой;
Златых озер, недвижно дремлют волны.
Друзья мои! Возьмите посох свой,
Идите в лес, бродите по долине,
Крутых холмов устаньте на вершине,
И в долгу ночь глубок ваш будет сон..
Вед:
Московскую книжку «Вестник Европы» раскупили быстро. Книг еще не так много, и каждая – событие. Читатель не спеша, со вкусом знакомится с журналом: «Что-то будет в этом номере. Ага, вот сочинение славного Гете, вот новая эпиграмма Василия Львовича Пушкина… И снова поэзия: стихотворение «К другу стихотворцу». Подписано странно: Н.К.Ш.П. Кто это? Это Александр Пушкин. Фамилию надо читать наоборот, добавив гласные. Ему не хотелось подписываться полной фамилией – она уже стояла под эпиграммой дяди…
Запомнил ли первый читатель веселое, легкое имя: Пушкин? Почувствовал ли он, как широко распахнулись двери русской литературы и как в просторные залы ее проник свежий, вольный ветер?... А сочинителю всего 15 лет, он учится в Лицее…
Вед:
Любвеобильной была душа поэта. Сколько раз приходило к нему это животворное чувство! Он-то, наш поэт, понимал, что «Сердце вновь горит и любит оттого, что не любить оно не может». Любовь! Она ворвалась в его сердце так неожиданно, так стремительно…
(звучит стихотворение, посвященное Катеньке Бакуниной)
В саду лицейский ветер верховодит,
Кленовый желтый лист припал к стеклу,
И Катенька Бакунина проходит
Царевною по Царскому селу.
Идет она легко, неторопливо,
И строгий взор, и недоступный вид.
Из окон все глядит на это диво,
А Саша Пушкин дольше всех глядит.
Он некрасив, ему шестнадцать.
Она постарше. Очень хороша.
И может сердце в клочья разорваться,
И стонет африканская душа.
Потом стихи придут, как наважденье
И он напишет «Слёзы» и «Окно»
И «Завещание» и «Наслажденье»
И «К ней», и «К живописцу» заодно.
Красавица. Художница. Вся в чёрном.
На фоне пламенеющей листвы
Она прошла в порыве непокорном,
Не повернув надменной головы...
Вед:
Да, он любил. Любил Катеньку до жгучих слез, но она была ровна со всем. Но однажды счастье улыбнулось Пушкину: он был удостоен чести вальсировать с любимой.
(Пара танцует вальс.) (Звучит романс «Я здесь, Инезилья.. »)
Вед:
«Закованные дни» поэта... О смутных временах шептали Пушкину старые рощи Михайловского и Тригорского... Здесь, в этих рощах встретил он Анну Керн... И до сих пор каждому, кто приходит сюда, слышится в дуновении ветра, в шелесте листвы… «Я помню чудное мгновенье...» ( Звучит романс)
Вед:
Трудно найти не только в русской, но и во всей мировой истории женщину, которая оставила бы такой неизгладимый след в людской памяти, которая вызывала столь противоречивые толки, яростные споры, длящиеся уже полтора века. По свидетельству современников, она была одарена божественной красотой, как Прекрасная Елена, из-за которой началась Троянская война. Но с этой женщиной связано нечто большее, чем гибель Трои. С ней связана жизнь и гибель величайшего гения России.
Как девочка тонкая, бледная,
Едва достигнув совершеннолетия,
В день свадьбы знала ли она,
Что вышла замуж за бессмертие?
Пушкин - ты поэт, а жена твоя - воплощенная поэзия...
(Звучит стих. «Мадонна» о Н. Гончаровой)
Не множеством картин старинных мастеров
Украсить я всегда желал свою обитель,
Чтоб суеверно им дивился посетитель,
Внимая важному сужденью знатоков.
В простом углу моем, средь медленных трудов,
Одной картины я желал быть вечно зритель,
Одной: чтоб на меня с холста, как с облаков.
Пречистая и наш божественный спаситель –
Она с величием, он с разумом в очах –
Взирали, кроткие, во славе и в лучах,
Одни, без ангелов, под пальмою Сиона.
Исполнились мои желанья. Творец
Тебя мне ниспослал, тебя, моя Мадонна,
Чистейшей прелести чистейший образец.
Вед:
«А душу твою люблю я еще более лица твоего», - писал поэт в письме жене. И что бы не говорили о Наталье Николаевне Гончаровой - светлая память ей и низкий поклон за то, что она дала шесть счастливых лет Пушкину.
Одно мерило всех мерил,
Что он ей верил,
Верил свято
И перед смертью говорил:
Она ни в чем не виновата.
(Звучит песня о Н. Гончаровой)
Вед:
Помните, в романе «Евгений Онегин» он пишет о театре, о балете:
Театр уж полон; ложи блещут,
Партер и кресла - все кипит,
В райке нетерпеливо плещут,
И, взвившись, занавес шумит.
Блистательна, полувоздушна,
Смычку волшебному послушна,
Толпою нимф окружена,
Стоит Истомина Она,
Одной ногой касаясь пола,
Другою медленно кружит,
И вдруг прыжок, и вдруг летит,
Летит как пух от уст Эола,
То стан совьет, то разовьет
И быстрой ножкой ножку бьет...
(Исполняется фрагмент из балета «Щелкунчик» - «Вальс цветов»)
Вед:
Давайте попробуем вспомнить произведения великого Пушкина, по которым поставлены спектакли, балеты, оперы: «Евгений Онегин», «Руслан и Людмила», «Кавказский пленник», «Бахчисарайский фонтан», «Сказка о золотом петушке», «Капитанская дочка» и т.д.
(закончить, назвав «Цыганы»)...
Да, поэт очень любил цыганские песни, и даже во время южной ссылки в Кишиневе он, влюбившись в цыганку, жил несколько дней в таборе и бродил вместе с цыганами по степям Бессарабии.
(Стих. «Цыганы»)
Над лесистыми берегами,
В час вечерней тишины,
Шум и песни под шатрами
И огни разложены
Здравствуй, счастливое племя!
Узнаю твои костры;
Я бы сам в иное время
Провожал сии шатры.
Завтра с первыми лучами
Ваш исчезнет вольный след,
Вы уйдете - но за вами
Не пойдет уж ваш поэт.
Он бродячие ночлеги
И проказы старины
Позабыл для сельской неги
И домашней тишины.
( Звучит романс из оперы «Цыганы»)
Вед:
И вновь мы на балу. Репертуар бальных танцев первой четверти XIX века включал как простые, почти променадные формы, так и довольно сложные танцы. На балах танцевали кадриль, полонез, контданс, котильон, галоп, сотан, а также самые популярные - мазурку и вальс. Как видно поэт неплохо постиг сложности бальной хореографии. Его аттестат, выданный после окончания лицея, свидетельствовал о его отличных успехах в фехтовании и танцах.
(Исполняется французская кадриль на 4 пары)
Вед:
По выходе из Лицея поэт нередко танцевал и на скромных камерных вечерах «под тапера» и на роскошных балах и приемах в самых богатых домах. Как точно передает Пушкин внешние контуры пластики и ритм мазурки, двумя-тремя словами определяет самый «дух танца», его характерные черты:
...Бывало
Когда гремел мазурки гром,
В огромной зале все дрожало,
Паркет трещал под каблуком,
Тряслися, дребезжали рамы...
Вед:
И как контрастно звучат стихи, посвященные вальсу:
Однообразный и безумный,
Как вихрь жизни молодой,
Кружится вальса вихрь шумный,
Чета мелькает за четой...
(Участники-бальники танцуют вальс, после одного тура, разделившись, вовлекают гостей в танец; юноши – девушек, девушки – юношей.)
Вед:
« При имени Пушкина тотчас осеняет мысль о русском национальном поэте, - прозорливо писал Н.В. Гоголь. - Пушкин есть явление чрезвычайное и, может быть, единственное явление русского духа: это русский человек в его развитии, в каком он, может быть, явится через 200 лет. В нем русская природа, русская душа, русский язык, русский характер отразились в такой же чистоте, в какой отражается ландшафт на выпуклой поверхности оптического стекла!»
И когда Пушкин расстанется с Россией, с жизнью, скажут громко: «Закатилось солнце русской поэзии». Но солнце восходит снова, оно восходит каждый день, и этому постоянству равно бессмертие гения
( Звучит песня « Над пушкинской строкой». Гасят свечи. Вечер закончен)
Сценарий вечера, посвященного творчеству А.С.Пушкина
/На фоне тихой музыки/
Автор- составитель Иванова Т.В.
Вед:
Вечером 26 мая солнце заходило, не зная о том, что у него появился соперник. Блестело золото зари в оконных стеклах, пряно пахла на пустырях нагретая дневным жаром крапива. А в легких сумерках вдоль улиц вдруг заструился юный и нежный аромат. Цвели березы. И тогда по всей Москве ударили колокола. Они гремели у Неглинных и Покровских ворот, на Арбате, на Тверской и в Китай-городе. Это был красный, праздничный звон. В семье Пушкиных родился мальчик - будущее солнце русской поэзии. Москвичи выбегали на улицы, бросали вверх свои картузы и кричали "ура!".
Правда, ни колокола, ни крики не имели отношения к мальчику. В Москве получили известие о рождении внучки императора Павла 1 .Но все равно радостно думать, что был празднично отмечен весенний день, когда на свет явился русский гений .
|
|
/звучит стихотворение о Пушкине/
Вед:
Наш вечер мы сегодня посвящаем А.С.Пушкину. Давайте попробуем
окунуться в то время, хоть ненадолго представить себя на балу, в мире Пушкина и его друзей, а может, просто отдохнуть, раствориться в ритмах поэзии и звуках музыки.
/звучит полонез, и бальники исполняют танец/
Вед:
Ребенком Пушкин ничем не выделялся и особых надежд на подавал. До 6 лет его силой заставляли даже гулять, бегать на прогулках. Он упирался, сердился. А если уступали, на радостях залезал в корзину, которая помещалась у ног его бабушки Марьи Алексеевны. Она что-нибудь вязала или пряжу пряла, а внук молча наблюдал. Много разных историй и сказок рассказывали маленькому Пушкину его бабушка и няня Арина Родионовна.
Детские впечатления необычайно
сильны. Мальчик надолго запомнил виденное и слышанное. И потом, через много лет, все это ожило в минуты вдохновенья. . .
.. |
Забуду ли то время золотое,
Забуду ли блаженной неги час,
Когда в углу под вечер притаясь,
Я призывал и ждал тебя в покое. . . .
Я сам не рад болтливости своей,
Но детских лет люблю воспоминанье.
Ах! Умолчу ль о мамушке моей,
О прелести таинственных ночей,
Когда в чепце, в старинном одеянье,
Она, духов молитвой уклоня,
С усердием перекрестит меня
И шепотом рассказывать мне станет
О мертвецах, о подвигах Бовы.
/звучит романс "Зимний вечер" о няне Пушкина/
Вед:
В семь лет он резко переменился. Откуда что взялось - прыжки, ужимки - настоящая егоза! Александру нравилось больше играть, чем учиться. Особенно любил танцы.
/учащиеся 5-х классов исполняют паде-де из балета/
Вед:
Сильнее всего Пушкин полюбил чтение. Уже в 9 лет он одолел "Илиаду" и "Одиссею".Стихи заучивались сами собой. Книг, которые ему давали, Пушкину не хватало. Он забирался в отцовский кабинет. Красные и золотые переплеты волновали, как неоткрытые острова. Бомарше, Мольер, великие философы - глаза разбегались... Язык давался мальчику легко, взрослое чтение оттачивало мысли, давало им необходимый простор. Уже в детские годы вдохновение в образе Музы приходит к Пушкину.
/звучит стихотворение "Муза"/
В младенчестве моем она меня любила
И семиствольную цевницу мне вручила.
Она внимала мне с улыбкой - и слегка,
По звонким скважинам пустого тростника
Уже наигрывал я слабыми перстами
И гимны важные, внушенные богами,
И песни мирные фригийских пастухов.
С утра до вечера в немой тени дубрав
Прилежно я внимал урокам девы тайной,
И, радуя меня наградою случайной,
Откинув локоны от милого чела,
Сама из рук моих свирель она брала,
Тростник был оживлен божественным дыханием
И сердце наполнял святым очарованьем.
Вед:
Александр Иванович Тургенев, близкий друг дома, произнес магическое слово "Лицей" .Он не знал еще насколько это была счастливая мысль.
Шесть лет провел Пушкин безвыездно в лицее. Лицей был неким государством. Причем не только ребячьим. Многие гувернеры и наставники любили своих подопечных совсем по-родственному. Чувство это было обострено замкнутостью самого лицея. Звучит невероятно: у лицеистов не было каникул! Однако это не мешало их вольному образу жизни .Присутствие на царских балах дозволялось так же, как и праздничные гуляния. А на лицейских пирушках пенилось шампанское, звучали стихи... Поднимались бокалы за Россию, за вечную дружбу и верность .
/звучит стихотворение "Мой портрет" сначала на французском, последние строфы на русском/.
Вед:
В лицее Пушкина любили. Не за гениальность – за легкость и верность в дружбе. Далеко не первый в науках, ветреный и остроумный, задира и хвастун он был заводила компаний. Увлечения его менялись чаще, чем погода в мае...
Самое странное, что в Пушкине прекрасно сочетались блестящие способности и поверхностный ум. Но наставал час, когда задира и егоза забывал обо всем на свете – он весь загорался высшим пламенем – и муза поэзии одна царствовала в его душе.
(звучит стихотворение «Сон»)
Друзья мои, как утро здесь прекрасно!
В тиши полем, сквозь тайну сень дубрав.
Как юный день сияет гордо, ясно!
Светлеет все; друг друга перегнав,
Журчат ручьи, блестят брега безмолвны;
Еще роса над свежей муравой;
Златых озер, недвижно дремлют волны.
Друзья мои! Возьмите посох свой,
Идите в лес, бродите по долине,
Крутых холмов устаньте на вершине,
И в долгу ночь глубок ваш будет сон..
Вед:
Московскую книжку «Вестник Европы» раскупили быстро. Книг еще не так много, и каждая – событие. Читатель не спеша, со вкусом знакомится с журналом: «Что-то будет в этом номере. Ага, вот сочинение славного Гете, вот новая эпиграмма Василия Львовича Пушкина… И снова поэзия: стихотворение «К другу стихотворцу». Подписано странно: Н.К.Ш.П. Кто это? Это Александр Пушкин. Фамилию надо читать наоборот, добавив гласные. Ему не хотелось подписываться полной фамилией – она уже стояла под эпиграммой дяди…
Запомнил ли первый читатель веселое, легкое имя: Пушкин? Почувствовал ли он, как широко распахнулись двери русской литературы и как в просторные залы ее проник свежий, вольный ветер?... А сочинителю всего 15 лет, он учится в Лицее…
Вед:
Любвеобильной была душа поэта. Сколько раз приходило к нему это животворное чувство! Он-то, наш поэт, понимал, что «Сердце вновь горит и любит оттого, что не любить оно не может». Любовь! Она ворвалась в его сердце так неожиданно, так стремительно…
(звучит стихотворение, посвященное Катеньке Бакуниной)
В саду лицейский ветер верховодит,
Кленовый желтый лист припал к стеклу,
И Катенька Бакунина проходит
Царевною по Царскому селу.
Идет она легко, неторопливо,
И строгий взор, и недоступный вид.
Из окон все глядит на это диво,
А Саша Пушкин дольше всех глядит.
Он некрасив, ему шестнадцать.
Она постарше. Очень хороша.
И может сердце в клочья разорваться,
И стонет африканская душа.
Потом стихи придут, как наважденье
И он напишет «Слёзы» и «Окно»
И «Завещание» и «Наслажденье»
И «К ней», и «К живописцу» заодно.
Красавица. Художница. Вся в чёрном.
На фоне пламенеющей листвы
Она прошла в порыве непокорном,
Не повернув надменной головы...
Вед:
Да, он любил. Любил Катеньку до жгучих слез, но она была ровна со всем. Но однажды счастье улыбнулось Пушкину: он был удостоен чести вальсировать с любимой.
(Пара танцует вальс.) (Звучит романс «Я здесь, Инезилья.. »)
Вед:
«Закованные дни» поэта... О смутных временах шептали Пушкину старые рощи Михайловского и Тригорского... Здесь, в этих рощах встретил он Анну Керн... И до сих пор каждому, кто приходит сюда, слышится в дуновении ветра, в шелесте листвы… «Я помню чудное мгновенье...» ( Звучит романс)
Вед:
Трудно найти не только в русской, но и во всей мировой истории женщину, которая оставила бы такой неизгладимый след в людской памяти, которая вызывала столь противоречивые толки, яростные споры, длящиеся уже полтора века. По свидетельству современников, она была одарена божественной красотой, как Прекрасная Елена, из-за которой началась Троянская война. Но с этой женщиной связано нечто большее, чем гибель Трои. С ней связана жизнь и гибель величайшего гения России.
Как девочка тонкая, бледная,
Едва достигнув совершеннолетия,
В день свадьбы знала ли она,
Что вышла замуж за бессмертие?
Пушкин - ты поэт, а жена твоя - воплощенная поэзия...
(Звучит стих. «Мадонна» о Н. Гончаровой)
Не множеством картин старинных мастеров
Украсить я всегда желал свою обитель,
Чтоб суеверно им дивился посетитель,
Внимая важному сужденью знатоков.
В простом углу моем, средь медленных трудов,
Одной картины я желал быть вечно зритель,
Одной: чтоб на меня с холста, как с облаков.
Пречистая и наш божественный спаситель –
Она с величием, он с разумом в очах –
Взирали, кроткие, во славе и в лучах,
Одни, без ангелов, под пальмою Сиона.
Исполнились мои желанья. Творец
Тебя мне ниспослал, тебя, моя Мадонна,
Чистейшей прелести чистейший образец.
Вед:
«А душу твою люблю я еще более лица твоего», - писал поэт в письме жене. И что бы не говорили о Наталье Николаевне Гончаровой - светлая память ей и низкий поклон за то, что она дала шесть счастливых лет Пушкину.
Одно мерило всех мерил,
Что он ей верил,
Верил свято
И перед смертью говорил:
Она ни в чем не виновата.
(Звучит песня о Н. Гончаровой)
Вед:
Помните, в романе «Евгений Онегин» он пишет о театре, о балете:
Театр уж полон; ложи блещут,
Партер и кресла - все кипит,
В райке нетерпеливо плещут,
И, взвившись, занавес шумит.
Блистательна, полувоздушна,
Смычку волшебному послушна,
Толпою нимф окружена,
Стоит Истомина Она,
Одной ногой касаясь пола,
Другою медленно кружит,
И вдруг прыжок, и вдруг летит,
Летит как пух от уст Эола,
То стан совьет, то разовьет
И быстрой ножкой ножку бьет...
(Исполняется фрагмент из балета «Щелкунчик» - «Вальс цветов»)
Вед:
Давайте попробуем вспомнить произведения великого Пушкина, по которым поставлены спектакли, балеты, оперы: «Евгений Онегин», «Руслан и Людмила», «Кавказский пленник», «Бахчисарайский фонтан», «Сказка о золотом петушке», «Капитанская дочка» и т.д.
(закончить, назвав «Цыганы»)...
Да, поэт очень любил цыганские песни, и даже во время южной ссылки в Кишиневе он, влюбившись в цыганку, жил несколько дней в таборе и бродил вместе с цыганами по степям Бессарабии.
(Стих. «Цыганы»)
Над лесистыми берегами,
В час вечерней тишины,
Шум и песни под шатрами
И огни разложены
Здравствуй, счастливое племя!
Узнаю твои костры;
Я бы сам в иное время
Провожал сии шатры.
Завтра с первыми лучами
Ваш исчезнет вольный след,
Вы уйдете - но за вами
Не пойдет уж ваш поэт.
Он бродячие ночлеги
И проказы старины
Позабыл для сельской неги
И домашней тишины.
( Звучит романс из оперы «Цыганы»)
Вед:
И вновь мы на балу. Репертуар бальных танцев первой четверти XIX века включал как простые, почти променадные формы, так и довольно сложные танцы. На балах танцевали кадриль, полонез, контданс, котильон, галоп, сотан, а также самые популярные - мазурку и вальс. Как видно поэт неплохо постиг сложности бальной хореографии. Его аттестат, выданный после окончания лицея, свидетельствовал о его отличных успехах в фехтовании и танцах.
(Исполняется французская кадриль на 4 пары)
Вед:
По выходе из Лицея поэт нередко танцевал и на скромных камерных вечерах «под тапера» и на роскошных балах и приемах в самых богатых домах. Как точно передает Пушкин внешние контуры пластики и ритм мазурки, двумя-тремя словами определяет самый «дух танца», его характерные черты:
...Бывало
Когда гремел мазурки гром,
В огромной зале все дрожало,
Паркет трещал под каблуком,
Тряслися, дребезжали рамы...
Вед:
И как контрастно звучат стихи, посвященные вальсу:
Однообразный и безумный,
Как вихрь жизни молодой,
Кружится вальса вихрь шумный,
Чета мелькает за четой...
(Участники-бальники танцуют вальс, после одного тура, разделившись, вовлекают гостей в танец; юноши – девушек, девушки – юношей.)
Вед:
« При имени Пушкина тотчас осеняет мысль о русском национальном поэте, - прозорливо писал Н.В. Гоголь. - Пушкин есть явление чрезвычайное и, может быть, единственное явление русского духа: это русский человек в его развитии, в каком он, может быть, явится через 200 лет. В нем русская природа, русская душа, русский язык, русский характер отразились в такой же чистоте, в какой отражается ландшафт на выпуклой поверхности оптического стекла!»
И когда Пушкин расстанется с Россией, с жизнью, скажут громко: «Закатилось солнце русской поэзии». Но солнце восходит снова, оно восходит каждый день, и этому постоянству равно бессмертие гения
( Звучит песня « Над пушкинской строкой». Гасят свечи. Вечер закончен)
Сценарий вечера, посвященного творчеству А.С.Пушкина
/На фоне тихой музыки/
Автор- составитель Иванова Т.В.
Вед:
Вечером 26 мая солнце заходило, не зная о том, что у него появился соперник. Блестело золото зари в оконных стеклах, пряно пахла на пустырях нагретая дневным жаром крапива. А в легких сумерках вдоль улиц вдруг заструился юный и нежный аромат. Цвели березы. И тогда по всей Москве ударили колокола. Они гремели у Неглинных и Покровских ворот, на Арбате, на Тверской и в Китай-городе. Это был красный, праздничный звон. В семье Пушкиных родился мальчик - будущее солнце русской поэзии. Москвичи выбегали на улицы, бросали вверх свои картузы и кричали "ура!".
Правда, ни колокола, ни крики не имели отношения к мальчику. В Москве получили известие о рождении внучки императора Павла 1 .Но все равно радостно думать, что был празднично отмечен весенний день, когда на свет явился русский гений .
|
|
/звучит стихотворение о Пушкине/
Вед:
Наш вечер мы сегодня посвящаем А.С.Пушкину. Давайте попробуем
окунуться в то время, хоть ненадолго представить себя на балу, в мире Пушкина и его друзей, а может, просто отдохнуть, раствориться в ритмах поэзии и звуках музыки.
/звучит полонез, и бальники исполняют танец/
Вед:
Ребенком Пушкин ничем не выделялся и особых надежд на подавал. До 6 лет его силой заставляли даже гулять, бегать на прогулках. Он упирался, сердился. А если уступали, на радостях залезал в корзину, которая помещалась у ног его бабушки Марьи Алексеевны. Она что-нибудь вязала или пряжу пряла, а внук молча наблюдал. Много разных историй и сказок рассказывали маленькому Пушкину его бабушка и няня Арина Родионовна.
Детские впечатления необычайно
сильны. Мальчик надолго запомнил виденное и слышанное. И потом, через много лет, все это ожило в минуты вдохновенья. . .
.. |
Забуду ли то время золотое,
Забуду ли блаженной неги час,
Когда в углу под вечер притаясь,
Я призывал и ждал тебя в покое. . . .
Я сам не рад болтливости своей,
Но детских лет люблю воспоминанье.
Ах! Умолчу ль о мамушке моей,
О прелести таинственных ночей,
Когда в чепце, в старинном одеянье,
Она, духов молитвой уклоня,
С усердием перекрестит меня
И шепотом рассказывать мне станет
О мертвецах, о подвигах Бовы.
/звучит романс "Зимний вечер" о няне Пушкина/
Вед:
В семь лет он резко переменился. Откуда что взялось - прыжки, ужимки - настоящая егоза! Александру нравилось больше играть, чем учиться. Особенно любил танцы.
/учащиеся 5-х классов исполняют паде-де из балета/
Вед:
Сильнее всего Пушкин полюбил чтение. Уже в 9 лет он одолел "Илиаду" и "Одиссею".Стихи заучивались сами собой. Книг, которые ему давали, Пушкину не хватало. Он забирался в отцовский кабинет. Красные и золотые переплеты волновали, как неоткрытые острова. Бомарше, Мольер, великие философы - глаза разбегались... Язык давался мальчику легко, взрослое чтение оттачивало мысли, давало им необходимый простор. Уже в детские годы вдохновение в образе Музы приходит к Пушкину.
/звучит стихотворение "Муза"/
В младенчестве моем она меня любила
И семиствольную цевницу мне вручила.
Она внимала мне с улыбкой - и слегка,
По звонким скважинам пустого тростника
Уже наигрывал я слабыми перстами
И гимны важные, внушенные богами,
И песни мирные фригийских пастухов.
С утра до вечера в немой тени дубрав
Прилежно я внимал урокам девы тайной,
И, радуя меня наградою случайной,
Откинув локоны от милого чела,
Сама из рук моих свирель она брала,
Тростник был оживлен божественным дыханием
И сердце наполнял святым очарованьем.
Вед:
Александр Иванович Тургенев, близкий друг дома, произнес магическое слово "Лицей" .Он не знал еще насколько это была счастливая мысль.
Шесть лет провел Пушкин безвыездно в лицее. Лицей был неким государством. Причем не только ребячьим. Многие гувернеры и наставники любили своих подопечных совсем по-родственному. Чувство это было обострено замкнутостью самого лицея. Звучит невероятно: у лицеистов не было каникул! Однако это не мешало их вольному образу жизни .Присутствие на царских балах дозволялось так же, как и праздничные гуляния. А на лицейских пирушках пенилось шампанское, звучали стихи... Поднимались бокалы за Россию, за вечную дружбу и верность .
/звучит стихотворение "Мой портрет" сначала на французском, последние строфы на русском/.
Вед:
В лицее Пушкина любили. Не за гениальность – за легкость и верность в дружбе. Далеко не первый в науках, ветреный и остроумный, задира и хвастун он был заводила компаний. Увлечения его менялись чаще, чем погода в мае...
Самое странное, что в Пушкине прекрасно сочетались блестящие способности и поверхностный ум. Но наставал час, когда задира и егоза забывал обо всем на свете – он весь загорался высшим пламенем – и муза поэзии одна царствовала в его душе.
(звучит стихотворение «Сон»)
Друзья мои, как утро здесь прекрасно!
В тиши полем, сквозь тайну сень дубрав.
Как юный день сияет гордо, ясно!
Светлеет все; друг друга перегнав,
Журчат ручьи, блестят брега безмолвны;
Еще роса над свежей муравой;
Златых озер, недвижно дремлют волны.
Друзья мои! Возьмите посох свой,
Идите в лес, бродите по долине,
Крутых холмов устаньте на вершине,
И в долгу ночь глубок ваш будет сон..
Вед:
Московскую книжку «Вестник Европы» раскупили быстро. Книг еще не так много, и каждая – событие. Читатель не спеша, со вкусом знакомится с журналом: «Что-то будет в этом номере. Ага, вот сочинение славного Гете, вот новая эпиграмма Василия Львовича Пушкина… И снова поэзия: стихотворение «К другу стихотворцу». Подписано странно: Н.К.Ш.П. Кто это? Это Александр Пушкин. Фамилию надо читать наоборот, добавив гласные. Ему не хотелось подписываться полной фамилией – она уже стояла под эпиграммой дяди…
Запомнил ли первый читатель веселое, легкое имя: Пушкин? Почувствовал ли он, как широко распахнулись двери русской литературы и как в просторные залы ее проник свежий, вольный ветер?... А сочинителю всего 15 лет, он учится в Лицее…
Вед:
Любвеобильной была душа поэта. Сколько раз приходило к нему это животворное чувство! Он-то, наш поэт, понимал, что «Сердце вновь горит и любит оттого, что не любить оно не может». Любовь! Она ворвалась в его сердце так неожиданно, так стремительно…
(звучит стихотворение, посвященное Катеньке Бакуниной)
В саду лицейский ветер верховодит,
Кленовый желтый лист припал к стеклу,
И Катенька Бакунина проходит
Царевною по Царскому селу.
Идет она легко, неторопливо,
И строгий взор, и недоступный вид.
Из окон все глядит на это диво,
А Саша Пушкин дольше всех глядит.
Он некрасив, ему шестнадцать.
Она постарше. Очень хороша.
И может сердце в клочья разорваться,
И стонет африканская душа.
Потом стихи придут, как наважденье
И он напишет «Слёзы» и «Окно»
И «Завещание» и «Наслажденье»
И «К ней», и «К живописцу» заодно.
Красавица. Художница. Вся в чёрном.
На фоне пламенеющей листвы
Она прошла в порыве непокорном,
Не повернув надменной головы...
Вед:
Да, он любил. Любил Катеньку до жгучих слез, но она была ровна со всем. Но однажды счастье улыбнулось Пушкину: он был удостоен чести вальсировать с любимой.
(Пара танцует вальс.) (Звучит романс «Я здесь, Инезилья.. »)
Вед:
«Закованные дни» поэта... О смутных временах шептали Пушкину старые рощи Михайловского и Тригорского... Здесь, в этих рощах встретил он Анну Керн... И до сих пор каждому, кто приходит сюда, слышится в дуновении ветра, в шелесте листвы… «Я помню чудное мгновенье...» ( Звучит романс)
Вед:
Трудно найти не только в русской, но и во всей мировой истории женщину, которая оставила бы такой неизгладимый след в людской памяти, которая вызывала столь противоречивые толки, яростные споры, длящиеся уже полтора века. По свидетельству современников, она была одарена божественной красотой, как Прекрасная Елена, из-за которой началась Троянская война. Но с этой женщиной связано нечто большее, чем гибель Трои. С ней связана жизнь и гибель величайшего гения России.
Как девочка тонкая, бледная,
Едва достигнув совершеннолетия,
В день свадьбы знала ли она,
Что вышла замуж за бессмертие?
Пушкин - ты поэт, а жена твоя - воплощенная поэзия...
(Звучит стих. «Мадонна» о Н. Гончаровой)
Не множеством картин старинных мастеров
Украсить я всегда желал свою обитель,
Чтоб суеверно им дивился посетитель,
Внимая важному сужденью знатоков.
В простом углу моем, средь медленных трудов,
Одной картины я желал быть вечно зритель,
Одной: чтоб на меня с холста, как с облаков.
Пречистая и наш божественный спаситель –
Она с величием, он с разумом в очах –
Взирали, кроткие, во славе и в лучах,
Одни, без ангелов, под пальмою Сиона.
Исполнились мои желанья. Творец
Тебя мне ниспослал, тебя, моя Мадонна,
Чистейшей прелести чистейший образец.
Вед:
«А душу твою люблю я еще более лица твоего», - писал поэт в письме жене. И что бы не говорили о Наталье Николаевне Гончаровой - светлая память ей и низкий поклон за то, что она дала шесть счастливых лет Пушкину.
Одно мерило всех мерил,
Что он ей верил,
Верил свято
И перед смертью говорил:
Она ни в чем не виновата.
(Звучит песня о Н. Гончаровой)
Вед:
Помните, в романе «Евгений Онегин» он пишет о театре, о балете:
Театр уж полон; ложи блещут,
Партер и кресла - все кипит,
В райке нетерпеливо плещут,
И, взвившись, занавес шумит.
Блистательна, полувоздушна,
Смычку волшебному послушна,
Толпою нимф окружена,
Стоит Истомина Она,
Одной ногой касаясь пола,
Другою медленно кружит,
И вдруг прыжок, и вдруг летит,
Летит как пух от уст Эола,
То стан совьет, то разовьет
И быстрой ножкой ножку бьет...
(Исполняется фрагмент из балета «Щелкунчик» - «Вальс цветов»)
Вед:
Давайте попробуем вспомнить произведения великого Пушкина, по которым поставлены спектакли, балеты, оперы: «Евгений Онегин», «Руслан и Людмила», «Кавказский пленник», «Бахчисарайский фонтан», «Сказка о золотом петушке», «Капитанская дочка» и т.д.
(закончить, назвав «Цыганы»)...
Да, поэт очень любил цыганские песни, и даже во время южной ссылки в Кишиневе он, влюбившись в цыганку, жил несколько дней в таборе и бродил вместе с цыганами по степям Бессарабии.
(Стих. «Цыганы»)
Над лесистыми берегами,
В час вечерней тишины,
Шум и песни под шатрами
И огни разложены
Здравствуй, счастливое племя!
Узнаю твои костры;
Я бы сам в иное время
Провожал сии шатры.
Завтра с первыми лучами
Ваш исчезнет вольный след,
Вы уйдете - но за вами
Не пойдет уж ваш поэт.
Он бродячие ночлеги
И проказы старины
Позабыл для сельской неги
И домашней тишины.
( Звучит романс из оперы «Цыганы»)
Вед:
И вновь мы на балу. Репертуар бальных танцев первой четверти XIX века включал как простые, почти променадные формы, так и довольно сложные танцы. На балах танцевали кадриль, полонез, контданс, котильон, галоп, сотан, а также самые популярные - мазурку и вальс. Как видно поэт неплохо постиг сложности бальной хореографии. Его аттестат, выданный после окончания лицея, свидетельствовал о его отличных успехах в фехтовании и танцах.
(Исполняется французская кадриль на 4 пары)
Вед:
По выходе из Лицея поэт нередко танцевал и на скромных камерных вечерах «под тапера» и на роскошных балах и приемах в самых богатых домах. Как точно передает Пушкин внешние контуры пластики и ритм мазурки, двумя-тремя словами определяет самый «дух танца», его характерные черты:
...Бывало
Когда гремел мазурки гром,
В огромной зале все дрожало,
Паркет трещал под каблуком,
Тряслися, дребезжали рамы...
Вед:
И как контрастно звучат стихи, посвященные вальсу:
Однообразный и безумный,
Как вихрь жизни молодой,
Кружится вальса вихрь шумный,
Чета мелькает за четой...
(Участники-бальники танцуют вальс, после одного тура, разделившись, вовлекают гостей в танец; юноши – девушек, девушки – юношей.)
Вед:
« При имени Пушкина тотчас осеняет мысль о русском национальном поэте, - прозорливо писал Н.В. Гоголь. - Пушкин есть явление чрезвычайное и, может быть, единственное явление русского духа: это русский человек в его развитии, в каком он, может быть, явится через 200 лет. В нем русская природа, русская душа, русский язык, русский характер отразились в такой же чистоте, в какой отражается ландшафт на выпуклой поверхности оптического стекла!»
И когда Пушкин расстанется с Россией, с жизнью, скажут громко: «Закатилось солнце русской поэзии». Но солнце восходит снова, оно восходит каждый день, и этому постоянству равно бессмертие гения
( Звучит песня « Над пушкинской строкой». Гасят свечи. Вечер закончен)
Сценарий вечера, посвященного творчеству А.С.Пушкина
/На фоне тихой музыки/
Автор- составитель Иванова Т.В.
Вед:
Вечером 26 мая солнце заходило, не зная о том, что у него появился соперник. Блестело золото зари в оконных стеклах, пряно пахла на пустырях нагретая дневным жаром крапива. А в легких сумерках вдоль улиц вдруг заструился юный и нежный аромат. Цвели березы. И тогда по всей Москве ударили колокола. Они гремели у Неглинных и Покровских ворот, на Арбате, на Тверской и в Китай-городе. Это был красный, праздничный звон. В семье Пушкиных родился мальчик - будущее солнце русской поэзии. Москвичи выбегали на улицы, бросали вверх свои картузы и кричали "ура!".
Правда, ни колокола, ни крики не имели отношения к мальчику. В Москве получили известие о рождении внучки императора Павла 1 .Но все равно радостно думать, что был празднично отмечен весенний день, когда на свет явился русский гений .
/звучит стихотворение о Пушкине/
Вед:
Наш вечер мы сегодня посвящаем А.С.Пушкину. Давайте попробуем
окунуться в то время, хоть ненадолго представить себя на балу, в мире Пушкина и его друзей, а может, просто отдохнуть, раствориться в ритмах поэзии и звуках музыки.
/звучит полонез, и бальники исполняют танец/
Вед:
Ребенком Пушкин ничем не выделялся и особых надежд на подавал. До 6 лет его силой заставляли даже гулять, бегать на прогулках. Он упирался, сердился. А если уступали, на радостях залезал в корзину, которая помещалась у ног его бабушки Марьи Алексеевны. Она что-нибудь вязала или пряжу пряла, а внук молча наблюдал. Много разных историй и сказок рассказывали маленькому Пушкину его бабушка и няня Арина Родионовна.
Детские впечатления необычайно
сильны. Мальчик надолго запомнил виденное и слышанное. И потом, через много лет, все это ожило в минуты вдохновенья. . .
..
Забуду ли то время золотое,
Забуду ли блаженной неги час,
Когда в углу под вечер притаясь,
Я призывал и ждал тебя в покое. . . .
Я сам не рад болтливости своей,
Но детских лет люблю воспоминанье.
Ах! Умолчу ль о мамушке моей,
О прелести таинственных ночей,
Когда в чепце, в старинном одеянье,
Она, духов молитвой уклоня,
С усердием перекрестит меня
И шепотом рассказывать мне станет
О мертвецах, о подвигах Бовы.
/звучит романс "Зимний вечер" о няне Пушкина/
Вед:
В семь лет он резко переменился. Откуда что взялось - прыжки, ужимки - настоящая егоза! Александру нравилось больше играть, чем учиться. Особенно любил танцы.
/учащиеся 5-х классов исполняют паде-де из балета/
Вед:
Сильнее всего Пушкин полюбил чтение. Уже в 9 лет он одолел "Илиаду" и "Одиссею".Стихи заучивались сами собой. Книг, которые ему давали, Пушкину не хватало. Он забирался в отцовский кабинет. Красные и золотые переплеты волновали, как неоткрытые острова. Бомарше, Мольер, великие философы - глаза разбегались... Язык давался мальчику легко, взрослое чтение оттачивало мысли, давало им необходимый простор. Уже в детские годы вдохновение в образе Музы приходит к Пушкину.
/звучит стихотворение "Муза"/
В младенчестве моем она меня любила
И семиствольную цевницу мне вручила.
Она внимала мне с улыбкой - и слегка,
По звонким скважинам пустого тростника
Уже наигрывал я слабыми перстами
И гимны важные, внушенные богами,
И песни мирные фригийских пастухов.
С утра до вечера в немой тени дубрав
Прилежно я внимал урокам девы тайной,
И, радуя меня наградою случайной,
Откинув локоны от милого чела,
Сама из рук моих свирель она брала,
Тростник был оживлен божественным дыханием
И сердце наполнял святым очарованьем.
Вед:
Александр Иванович Тургенев, близкий друг дома, произнес магическое слово "Лицей" .Он не знал еще насколько это была счастливая мысль.
Шесть лет провел Пушкин безвыездно в лицее. Лицей был неким государством. Причем не только ребячьим. Многие гувернеры и наставники любили своих подопечных совсем по-родственному. Чувство это было обострено замкнутостью самого лицея. Звучит невероятно: у лицеистов не было каникул! Однако это не мешало их вольному образу жизни .Присутствие на царских балах дозволялось так же, как и праздничные гуляния. А на лицейских пирушках пенилось шампанское, звучали стихи... Поднимались бокалы за Россию, за вечную дружбу и верность .
/звучит стихотворение "Мой портрет" сначала на французском, последние строфы на русском/.
Вед:
В лицее Пушкина любили. Не за гениальность – за легкость и верность в дружбе. Далеко не первый в науках, ветреный и остроумный, задира и хвастун он был заводила компаний. Увлечения его менялись чаще, чем погода в мае...
Самое странное, что в Пушкине прекрасно сочетались блестящие способности и поверхностный ум. Но наставал час, когда задира и егоза забывал обо всем на свете – он весь загорался высшим пламенем – и муза поэзии одна царствовала в его душе.
(звучит стихотворение «Сон»)
Друзья мои, как утро здесь прекрасно!
В тиши полем, сквозь тайну сень дубрав.
Как юный день сияет гордо, ясно!
Светлеет все; друг друга перегнав,
Журчат ручьи, блестят брега безмолвны;
Еще роса над свежей муравой;
Златых озер, недвижно дремлют волны.
Друзья мои! Возьмите посох свой,
Идите в лес, бродите по долине,
Крутых холмов устаньте на вершине,
И в долгу ночь глубок ваш будет сон..
Вед:
Московскую книжку «Вестник Европы» раскупили быстро. Книг еще не так много, и каждая – событие. Читатель не спеша, со вкусом знакомится с журналом: «Что-то будет в этом номере. Ага, вот сочинение славного Гете, вот новая эпиграмма Василия Львовича Пушкина… И снова поэзия: стихотворение «К другу стихотворцу». Подписано странно: Н.К.Ш.П. Кто это? Это Александр Пушкин. Фамилию надо читать наоборот, добавив гласные. Ему не хотелось подписываться полной фамилией – она уже стояла под эпиграммой дяди…
Запомнил ли первый читатель веселое, легкое имя: Пушкин? Почувствовал ли он, как широко распахнулись двери русской литературы и как в просторные залы ее проник свежий, вольный ветер?... А сочинителю всего 15 лет, он учится в Лицее…
Вед:
Любвеобильной была душа поэта. Сколько раз приходило к нему это животворное чувство! Он-то, наш поэт, понимал, что «Сердце вновь горит и любит оттого, что не любить оно не может». Любовь! Она ворвалась в его сердце так неожиданно, так стремительно…
(звучит стихотворение, посвященное Катеньке Бакуниной)
В саду лицейский ветер верховодит,
Кленовый желтый лист припал к стеклу,
И Катенька Бакунина проходит
Царевною по Царскому селу.
Идет она легко, неторопливо,
И строгий взор, и недоступный вид.
Из окон все глядит на это диво,
А Саша Пушкин дольше всех глядит.
Он некрасив, ему шестнадцать.
Она постарше. Очень хороша.
И может сердце в клочья разорваться,
И стонет африканская душа.
Потом стихи придут, как наважденье
И он напишет «Слёзы» и «Окно»
И «Завещание» и «Наслажденье»
И «К ней», и «К живописцу» заодно.
Красавица. Художница. Вся в чёрном.
На фоне пламенеющей листвы
Она прошла в порыве непокорном,
Не повернув надменной головы...
Вед:
Да, он любил. Любил Катеньку до жгучих слез, но она была ровна со всем. Но однажды счастье улыбнулось Пушкину: он был удостоен чести вальсировать с любимой.
(Пара танцует вальс.) (Звучит романс «Я здесь, Инезилья.. »)
Вед:
«Закованные дни» поэта... О смутных временах шептали Пушкину старые рощи Михайловского и Тригорского... Здесь, в этих рощах встретил он Анну Керн... И до сих пор каждому, кто приходит сюда, слышится в дуновении ветра, в шелесте листвы… «Я помню чудное мгновенье...» ( Звучит романс)
Вед:
Трудно найти не только в русской, но и во всей мировой истории женщину, которая оставила бы такой неизгладимый след в людской памяти, которая вызывала столь противоречивые толки, яростные споры, длящиеся уже полтора века. По свидетельству современников, она была одарена божественной красотой, как Прекрасная Елена, из-за которой началась Троянская война. Но с этой женщиной связано нечто большее, чем гибель Трои. С ней связана жизнь и гибель величайшего гения России.
Как девочка тонкая, бледная,
Едва достигнув совершеннолетия,
В день свадьбы знала ли она,
Что вышла замуж за бессмертие?
Пушкин - ты поэт, а жена твоя - воплощенная поэзия...
(Звучит стих. «Мадонна» о Н. Гончаровой)
Не множеством картин старинных мастеров
Украсить я всегда желал свою обитель,
Чтоб суеверно им дивился посетитель,
Внимая важному сужденью знатоков.
В простом углу моем, средь медленных трудов,
Одной картины я желал быть вечно зритель,
Одной: чтоб на меня с холста, как с облаков.
Пречистая и наш божественный спаситель –
Она с величием, он с разумом в очах –
Взирали, кроткие, во славе и в лучах,
Одни, без ангелов, под пальмою Сиона.
Исполнились мои желанья. Творец
Тебя мне ниспослал, тебя, моя Мадонна,
Чистейшей прелести чистейший образец.
Вед:
«А душу твою люблю я еще более лица твоего», - писал поэт в письме жене. И что бы не говорили о Наталье Николаевне Гончаровой - светлая память ей и низкий поклон за то, что она дала шесть счастливых лет Пушкину.
Одно мерило всех мерил,
Что он ей верил,
Верил свято
И перед смертью говорил:
Она ни в чем не виновата.
(Звучит песня о Н. Гончаровой)
Вед:
Помните, в романе «Евгений Онегин» он пишет о театре, о балете:
Театр уж полон; ложи блещут,
Партер и кресла - все кипит,
В райке нетерпеливо плещут,
И, взвившись, занавес шумит.
Блистательна, полувоздушна,
Смычку волшебному послушна,
Толпою нимф окружена,
Стоит Истомина Она,
Одной ногой касаясь пола,
Другою медленно кружит,
И вдруг прыжок, и вдруг летит,
Летит как пух от уст Эола,
То стан совьет, то разовьет
И быстрой ножкой ножку бьет...
(Исполняется фрагмент из балета «Щелкунчик» - «Вальс цветов»)
Вед:
Давайте попробуем вспомнить произведения великого Пушкина, по которым поставлены спектакли, балеты, оперы: «Евгений Онегин», «Руслан и Людмила», «Кавказский пленник», «Бахчисарайский фонтан», «Сказка о золотом петушке», «Капитанская дочка» и т.д.
(закончить, назвав «Цыганы»)...
Да, поэт очень любил цыганские песни, и даже во время южной ссылки в Кишиневе он, влюбившись в цыганку, жил несколько дней в таборе и бродил вместе с цыганами по степям Бессарабии.
(Стих. «Цыганы»)
Над лесистыми берегами,
В час вечерней тишины,
Шум и песни под шатрами
И огни разложены
Здравствуй, счастливое племя!
Узнаю твои костры;
Я бы сам в иное время
Провожал сии шатры.
Завтра с первыми лучами
Ваш исчезнет вольный след,
Вы уйдете - но за вами
Не пойдет уж ваш поэт.
Он бродячие ночлеги
И проказы старины
Позабыл для сельской неги
И домашней тишины.
( Звучит романс из оперы «Цыганы»)
Вед:
И вновь мы на балу. Репертуар бальных танцев первой четверти XIX века включал как простые, почти променадные формы, так и довольно сложные танцы. На балах танцевали кадриль, полонез, контданс, котильон, галоп, сотан, а также самые популярные - мазурку и вальс. Как видно поэт неплохо постиг сложности бальной хореографии. Его аттестат, выданный после окончания лицея, свидетельствовал о его отличных успехах в фехтовании и танцах.
(Исполняется французская кадриль на 4 пары)
Вед:
По выходе из Лицея поэт нередко танцевал и на скромных камерных вечерах «под тапера» и на роскошных балах и приемах в самых богатых домах. Как точно передает Пушкин внешние контуры пластики и ритм мазурки, двумя-тремя словами определяет самый «дух танца», его характерные черты:
...Бывало
Когда гремел мазурки гром,
В огромной зале все дрожало,
Паркет трещал под каблуком,
Тряслися, дребезжали рамы...
Вед:
И как контрастно звучат стихи, посвященные вальсу:
Однообразный и безумный,
Как вихрь жизни молодой,
Кружится вальса вихрь шумный,
Чета мелькает за четой...
(Участники-бальники танцуют вальс, после одного тура, разделившись, вовлекают гостей в танец; юноши – девушек, девушки – юношей.)
Вед:
« При имени Пушкина тотчас осеняет мысль о русском национальном поэте, - прозорливо писал Н.В. Гоголь. - Пушкин есть явление чрезвычайное и, может быть, единственное явление русского духа: это русский человек в его развитии, в каком он, может быть, явится через 200 лет. В нем русская природа, русская душа, русский язык, русский характер отразились в такой же чистоте, в какой отражается ландшафт на выпуклой поверхности оптического стекла!»
И когда Пушкин расстанется с Россией, с жизнью, скажут громко: «Закатилось солнце русской поэзии». Но солнце восходит снова, оно восходит каждый день, и этому постоянству равно бессмертие гения
( Звучит песня « Над пушкинской строкой». Гасят свечи. Вечер закончен)