Вечер досуга
с дидактическими играми и викторинами
для детей старшего дошкольного возраста
«Путешествие по сказкам Пушкина»
Цель: Формирование у дошкольников интереса к русской национальной культуре.
Задачи:
Предварительная работа:
Действующие лица: Ведущий, Кот, Царица (взрослый);
Богатыри, Петушок, Белка, Царевна-Лебедь (дети подготовительной группы).
Дети входят в зал и рассаживаются на свои места.
Ведущий: Дети! Посмотрите на этот портрет, вы знаете кто это?
- Правильно, замечательный русский поэт А. С. Пушкин.
Мы Пушкину наш праздник посвятим,
Наполнив зал волшебными стихами.
О Пушкине сегодня говорим
Поэзии волшебными словами.
- Пушкин был очень талантливым поэтом, он написал много сказок и других произведений. Давно нет Пушкина, но память о нем живет в народе. В детстве Александр Сергеевич очень любил слушать сказки, которые ему рассказывала его няня Арина Родионовна. Став поэтом, Пушкин написал чудесные сказки. И сегодня я хочу увести вас по неведомым дорожкам в их удивительный мир.
- Вы спросите, а как мы это сделаем? ... А в этом нам поможет Кот ученый. Помните, как писал Пушкин:
У Лукоморья дуб зеленый,
Златая цепь на дубе том,
И днем и ночью кот ученый,
Все ходит по цепи кругом…
Вот мы и в Лукоморье.
Подождите, дуб есть, на нем цепь, даже баба яга есть. А где же кот?... Неужели в другую сказку убежал погулять?
Выходит Кот ученый.
Кот Ученый. Мур-р! Здравствуйте, ребята! А вы узнали, кто я? ..
Да, я - Кот Ученый.
Ведущий: Уважаемый кот, мы хотели бы совершить путешествие по Пушкинским сказкам.
Кот: А вы их знаете?
Ребенок 1: Сказки Пушкина мы знаем.
Любим очень и читаем
Ребенок 2: Изучаем наизусть
В них живет наш русский дух.
Кот Ученый. Очень хорошо. Есть у меня волшебный сундук и в нем полно загадок. Давайте их отгадывать.(Подходит к сундуку)
Вот вам моя первая загадка:
Она не простая
Чешуёй сверкает,
Плавает, ныряет,
Желанья исполняет.
- Правильно это золотая рыбка, из какой сказки?..
Все верно, из сказки «О рыбаке и рыбке».
Золотая рыбка была государыней морскою. Давайте заглянем к ней в подводное царство. (Звучит музыка воды. Девочка подготовительной группы исполняет хореографический этюд «Золотая рыбка»)
Кот: А теперь пришло время для второй загадки:
В море остров есть далёкий,
Там под ёлкою высокой
Звонко песенку поет,
Золотой орех грызет,
Изумрудец вынимает
И в мешочек опускает.
И засеян двор большой
Золотою скорлупой!
Это право не безделка!
Вы догадались, кто это? …
Кот: Правильно, белка. А из какой сказки?
Вижу, знаете вы хорошо сказку «О царе Салтане его славном сыне Гвидоне и прекрасной царевне лебеди» .
Белка: Белка песенки поёт да орешки всё грызёт,
А орешки не простые, все скорлупки золотые!
Ядра - чистый изумруд! Белку холят, берегут.
Кот: А давайте поможем белочке разобрать орешки.
Игра “Разбери орешки для Белочки”
(дети соревнуются в двух командах, кто быстрее рассортирует грецкие орехи и фундук по мискам)
Кот: Отгадайте мою третью загадку:
Ну, а он с высокой спицы
Стережет царя границы.
Чуть опасность, где видна,
Он очнется от сна,
Шевельнется, встрепенется,
К той сторонке обернется
И кричит: «Кири-ку-ку!
Царствуй, лёжа на боку! »
Тут же все в поход идут
И отпор врагу дают!
Он красивый, золотой!
Он Дадону как родной:
Шпоры, перья, гребешок!
Кто он, дети? (Петушок)
- Правильно, это золотой петушок. А из какой он сказки? Все верно, сказка «О золотом петушке». Выходи петушок поиграй с ребятами.
Игра «Петух»
(Дети стоят лицом в круг. Посередине круга петух. Он ходит внутри круга. Остальные дети идут по кругу, высоко поднимая ноги и размахивая руками, приговаривая:
Трух, тух, тух, тух!
Ходит по – двору петух
Сам – со шпорами,
Хвост с узорами!
После этих слов дети останавливаются и поворачиваются лицом в круг, и говорят:
Под окном стоит.
На весь двор кричит.
Кто услышит-
Тот бежит!
После этих слов петух хлопает себя крыльями по бокам кричит Ку-ка-ре-ку! дети разбегаются петух их догоняет).
Кот: Послушайте следующую загадку.
Есть у нас такое диво,
Море вздуется бурливо,
Закипит, поднимет вой,
Хлынет на берег пустой,
Разольется в шумном беге,
И очутятся на бреге
В чешуе, как жар горя.
Тридцать три? ( богатыря)
Ведущая. Ребята, скажите, какими должны быть богатыри? (сильными, ловкими, смелыми)
Мальчики исполняют хореографическую композицию «Русские богатыри».
Кот. Много в пушкинских сказках разных чудес и превращений.
Звучит музыка Н. Римского-Корсакого «Царевна-Лебедь».
«Выплывает» Царевна-Лебедь.
Кот: Дети, как вы думаете, кто это? (выслушивает ответы детей).
Кот: Говорят, царевна есть,
Что не можно глаз отвесть:
Днём свет божий затмевает,
Ночью землю освещает -
Месяц под косой блестит,
А во лбу звезда горит.
А сама-то величава,
Выступает, будто пава;
Сладку речь-то говорит,
Будто реченька журчит.
Только, полно, правда ль это?
Царевна - Лебедь: Да, такая есть девица! Ведь царевна эта -я!
Живу я в сказке «О царе Салтане», и хочу пригласить всех девочек на танец.
Танец - импровизация с ленточками девочек и Царевны - Лебедь.
Кот: Пришло время для новой загадки. Слушайте внимательно.
И сияет, и блестит,
Никому оно не льстит,
А любому правду скажет –
Все, как есть, ему покажет
У него злая царица спрашивала:
«…Я ль, на свете всех милее,
Всех румяней и белее…»
- Конечно же, это зеркало. Из какой пушкинской сказки?
Правильно, сказка «О мертвой царевне и семи богатырях».
Под русскую народную мелодию (по выбору музыкального руководителя) входит Царица. Она любуется в зеркальце, держит в руках яблоко.
Царица:
Свет мой, зеркальце! Скажи
Да всю правду доложи:
Я ль на свете всех милее,
Всех румяней и белее?
Царица замечает детей.
Царица: А вы кто такие? Да за какой надобностью ко мне пожаловали?
Дети отвечают.
Царица: Ну, так и быть – помогу я вам. Поиграйте со мной в игру, а уж я в долгу не останусь – познакомлю вас со своей сказкой.
Музыкальная игра «Яблочки»
Участники становятся в круг. Царица держит муляжи двух яблок, начинает петь песню и передает яблоки по кругу в разные стороны:
Яблочко золотое,
Яблочко наливное.
По рукам катилось
И остановилось.
Выходи в кружок,
Потанцуй, дружок!
Те, у кого в конце песни остались в руках яблоки, выходят в круг и исполняют произвольный танец под русскую народную плясовую мелодию.
Царица: Как вы ладно поиграли и себя показали! Располагайтесь поудобнее, пришел черед мою сказку смотреть.
Царица показывает кукольный театр– отрывок
из «Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях» А.С. Пушкина.
Царица:
Раз царевна молодая,
Милых братьев поджидая,
Пряла, сидя под окном.
Вдруг сердито под крыльцом
Пес залаял, и девица
Видит: нищая черница
Ходит по двору, клюкой
Отгоняя пса.
Царевна молодая:
«Постой,
Бабушка, постой немножко, –
Ей кричит она в окошко, –
Пригрожу сама я псу
И кой-что тебе снесу».
Царица:
Отвечает ей черница:
«Ох ты, дитятко девица!
Пес проклятый одолел,
Чуть до смерти не заел.
Посмотри, как он хлопочет!
Выдь ко мне». Царевна хочет
Выйти к ней и хлеб взяла,
Но с крылечка лишь сошла,
Пес ей под ноги – и лает,
И к старухе не пускает;
Лишь пойдет старуха к ней,
Он, лесного зверя злей,
На старуху.
Царевна молодая:
Что за чудо?
Видно, выспался он худо…
Царица: Ей царевна говорит:
Царевна молодая: На ж, лови!
Царица:
…и хлеб летит.
Старушонка хлеб поймала…
«Благодарствую, – сказала. –
Бог тебя благослови;
Вот за то тебе, лови!»
И к царевне наливное,
Молодое, золотое,
Прямо яблочко летит…
Пес как прыгнет, завизжит…
Но царевна в обе руки
Хвать – поймала. «Ради скуки
Кушай яблочко, мой свет.
Благодарствуй за обед», –
Старушоночка сказала,
Поклонилась и пропала…
Мне с вами было приятно провести время. Вот вам яблочко. Прощайте!
Кот: Дорогие ребята, наше путешествие по пушкинским сказкам заканчивается. Я думаю, что после него вы полюбите их еще больше.
Все сказки Пушкина прекрасны и поучительны. И в них всегда побеждает добро. Желаю вам идти по жизни только одной дорогой – дорогой добра.
Ребенок:
Мой Пушкин! Мой поэт! Моя отрада!
Спасибо за любовь к родному слову.
Мы этой встрече были очень рады.
Твои стихи читать мы будем снова!
Ведущая. А я хочу пожелать: читайте больше книг и берегите наш прекрасный русский язык. Обращайтесь с ним почтительно, в руках умелых он в состоянии творить настоящие чудеса!
Кот.- Ну, а в волшебном сундучке вас ожидает еще одно чудо.
(Открывает, достает конфеты, раздает)
- До свидания! До новых встреч! (Под музыку Кот уходит из зала)
Ведущая: Ну, а нам, ребята, пора возвращаться из сказок Пушкина обратно, в детский сад.