Автор: Тихомиров Роман Харунович
Страна: Республика Беларусь
Город: Минск
Организация: Белорусский государственный университет, факультет философии и социальных наук
Проект: Вне проекта

Проявление депрессивных черт характера у детей 6-7 лет

 

Тихомиров Роман Харунович
Белорусский государственный университет
г.Минск, Беларусь

Научный руководитель - Кулак А.И. 
кандидат психологических наук, доцент

Проявление депрессивных черт характера у детей 6-7 лет

Старший дошкольный возраст – это возраст психологической зрелости. Меняется социальный статус ребенка. Он/она начинает осознавать, что в его/ее жизни скоро произойдет много изменений: он/она пойдет в школу и станет на шаг ближе к привлекательному миру взрослой жизни. Это время психологической подготовки к школе. В большинстве случаев дети с удовольствием говорят о школе, их восхищает статус школы, новая обстановка и аксессуары (новые школьные сумки, форма и т.д.). Самое главное в это время – сохранить энтузиазм к школьной жизни и позитивное отношение к учебе. С появлением желания пойти в школу меняется все поведение ребенка. Прежняя спонтанность теряется. Можно заметить, что его начинают привлекать более учебные задания, появляется желание заниматься «серьезными» делами и выполнять ответственные задания. Однако доминирующим видом деятельности для старших дошкольников по-прежнему является игра [1, с.122].

Ребенок дошкольного возраста начинает интересоваться тем, как к нему относятся окружающие и как они его оценивают. Эмоциональное благополучие ребенка зависит от того, соответствуют ли его реальные качества и способности («Я-реальное») его идеальному представлению о себе («Я-идеальное»). Взрослые также играют в этом важную роль. Родители и воспитатели иногда предъявляют к детям завышенные требования, которые могут не соответствовать их возрасту или не учитывать их индивидуальные способности. В результате у ребенка формируется образ, который не соответствует его истинному «я». Это несоответствие может привести к потере чувства собственного достоинства, самоуважения и уверенности в себе [2, с.22].

Слово «депрессия» происходит от латинского слова, означающего «сокрушающий» и «подавляющий». Это расстройство занимает важное место в структуре детских психических расстройств. Его распространенность варьируется от 0,5% до 5%. Заболеваемость растет, а средний возраст пациентов снижается. Частота аффективных расстройств в возрастной группе до 3 лет составляет 0,6-0,9%. Основные проявления эмоциональной нестабильности у маленьких детей являются предвестниками депрессии у дошкольников, детей школьного возраста и взрослых. Отмечается сезонность ухудшения состояния, пик заболеваемости приходится на осенние и зимние месяцы [9, с.45].

М. Голлант отмечает: «депрессия у детей – это психическое расстройство и расстройство настроения, которое проявляется в изменении поведения. Депрессия у детей – это не то же самое, что депрессия у взрослых. Если ребенок грустный или раздражительный, это не обязательно означает, что у него депрессия. Это может быть нормальным эмоциональным и психологическим изменением, которое происходит по мере взросления» [4, с.33].

Д. Журавлев отмечал депрессию как психическое расстройство, при котором человек подавлен, разбит и испытывает снижение или даже полную потерю способности радоваться жизни. Депрессия бывает не только у взрослых, как считают многие.

А. Пери формирует представление о детской депрессии как психоаффективного расстройства, характеризующегося сниженным настроением, неспособностью испытывать удовольствие, двигательной заторможенностью и негативным мышлением. Он проявляется в тревоге, страхах, фобиях, обсессивно-компульсивном поведении, нарушении социального функционирования и соматических симптомах (головные боли, усталость, нарушения пищеварения). Диагноз ставится на основании клинических интервью, опроса родителей и прогностического психологического тестирования. Лечение включает психотерапию, социальную реабилитацию и применение лекарственных препаратов.

М. Рукталис отмечал, что детская депрессия – это многофакторное расстройство, имеющее биологические, генетические и психосоциальные причины. Биологические причинные факторы включают недостаток серотонина и норадреналина, повышенное содержание кортизола в ночное время и дисбаланс синтеза мелатонина. Существует катехоламиновая теория, согласно которой депрессия возникает при нарушении взаимодействия между гипоталамусом и гипофизом и дефиците центральных нейротрансмиттеров, отвечающих за обратную сигнализацию [5, с.44].

Однако если симптомы депрессии у ребенка становятся постоянными и оказывают разрушительное воздействие на социальную активность ребенка, это может свидетельствовать о наличии у него депрессии. Поведение ребенка может стать неконтролируемым, с конфликтами с окружающими и пропусками занятий в школе, что приводит к плохой успеваемости. Ребенок может начать употреблять алкоголь, курить, общаться с «плохими товарищами», у него даже могут появиться мысли о самоубийстве.

Депрессия может возникнуть даже у младенцев, но чаще у детей, лишенных родительской заботы, находящихся в интернатах или детских домах. Негативные симптомы обычно нарастают, дети много плачут, им не хватает родительской любви и тепла. При тяжелых формах депрессии могут возникать галлюцинации и бред. Детская депрессия обычно длится от одного месяца до одного года, часто дольше. В этих случаях важно предотвратить детскую депрессию и обеспечить психологическое консультирование всех членов семьи [8, с.33].

Симптомы депрессии у детей отличаются от симптомов депрессии у взрослых. Основные симптомы депрессии у детей включают иррациональные страхи, грусть, чувство беспомощности и перепады настроения. Наблюдаются нарушения сна (бессонница, сонливость, кошмары), нарушения аппетита, снижение социальной активности, постоянное чувство усталости, желание замкнуться в себе, низкая самооценка, проблемы с памятью и концентрацией внимания, мысли о смерти и самоубийстве.

Обычно присутствуют элементы аномального поведения – внезапное и необъяснимое нежелание играть в любимые игры, беспричинно агрессивные реакции, дети становятся неуправляемыми и раздражительными, им «все не нравится». Тревога при депрессии наиболее выражена в вечернее и ночное время [10, с.22].

Особенности социального статуса в группе у детей 6-7 лет

Процессы развития отношений между людьми ориентированы на зарождение и развитие представлений в детстве. Мы можем определить, что опыт взаимоотношений с собственными сверстниками ориентированы на работу детского сада, в котором происходит развитие способов общения с сверстниками в рамках приобретения конкретного статуса в группе.

Собственная деятельность ребенка имеет большое значение для развития самосознания. Вы не должны ограничивать деятельность своего ребенка. Он или она узнает о себе через такие занятия, как спорт, рисование и эксперименты. Родители должны обратить внимание ребенка на результаты его деятельности, вместе проанализировать их, а затем создать успешную ситуацию, которая укрепляет уверенность ребенка в том, что он справится с трудностями. Взаимодействие со сверстниками также способствует развитию самосознания. Сравнивая себя со сверстниками, ребенок узнает о своих личных качествах, различает личные качества других и себя и может их оценить. Самосознание неразрывно связано с самооценкой. В целом, дети этой возрастной группы демонстрируют высокий уровень самооценки в плане уверенности в себе, напористости, стремления к успеху, дружелюбия и общительности [7, с.121].

Л.Н. Галигузова отмечает: «в дошкольном возрасте мир ребенка больше не ограничивается семьей. Теперь для ребенка важны не только мать, отец или бабушка, но и другие дети и сверстники. Опыт первых взаимоотношений со сверстниками является основой для дальнейшего развития личности ребенка. Этот первый опыт во многом определяет отношение человека к себе, к другим и к миру в целом. К концу дошкольного возраста между детьми возникают устойчивые, избирательные привязанности и появляются первые зародыши дружбы» [3, с.11].

В старшем дошкольном возрасте дети активно вступают во внеситуативное и когнитивное общение. Возникает новый тип общения – внеситуативное личное общение, которое включает в себя разговоры о себе, других людях, отношениях и героях книг. Это расширяет кругозор ребенка и готовит его к общению с учителем. Старший дошкольник способен поддерживать беседы на познавательные и личные темы. Он начинает приобретать базовые знания о культуре общения, проявляет интерес к тому, что хотят сказать его собеседники, и использует в своей речи вербальные и невербальные средства общения. Взаимодействие со сверстниками важно для развития ребенка. В диалоге с ребенком ребенок учится согласовывать собственные желания с интересами других людей и отстаивать собственные взгляды.

По мнению Е.О. Смирновой: «общение со сверстниками имеет некоторые основные характеристики, которые качественно отличаются от общения со взрослыми» [11, с.23].

Одним из наиболее важных отличий общения между детьми одного возраста на основе определенной эмоциональной насыщенности. Процессы повышения уровня эмоциональности и раскованности дошкольников ориентированы на отличие от процессов взаимодействия с взрослыми. При анализе особенностей общения со сверстниками отмечается, что экспрессивно-мимические выражения в большей степени выражают определенные эмоциональные состояния, такие как от гневного возмущения до высокого уровня радости и сочувствия в спорах. Именно по этой причине общение с сверстниками является более важным по сравнению с общением со взрослым человеком. 

А. Руксталис отмечал: «сильная эмоциональная насыщенность детского общения, по-видимому, связана с тем, что начиная с четырехлетнего возраста сверстники становятся более популярными и привлекательными партнерами по общению. Общение более важно при взаимодействии со сверстниками, чем со взрослыми.

Еще одной важной особенностью детского контакта является его нестандартность и ненормативность. Если даже самые маленькие дети соблюдают определенные формы поведения при общении со взрослыми, то дошкольники используют самые неожиданные и примитивные действия и жесты при общении со сверстниками. Эти действия характеризуются особой свободой, нерегулярностью и отсутствием шаблона: дети прыгают, принимают причудливые позы, гримасничают, смеются друг над другом, придумывают новые слова и сказки и т.д.» [6, с.182]

Результаты исследования

Данные полученные в ходе статистического анализа свидетельствуют о следующем:

  • Между статусом в группе и CDI существует следующая взаимосвязь:
  • Заметная обратная взаимосвязь r=-0.601 между статусом в группе и общим показателем депрессии (CDI) с высоким уровнем значимости p<0,001 – при понижении показателя статуса будет увеличиваться показатель CDI и наоборот;

В исследуемой возрастной группе преобладает необходимость реализации себя через общение, за счёт чего показатель статуса в группе является важным фактором психологического благополучия учащегося и развития у него депрессивной симптоматики.

  • Умеренная обратная взаимосвязь r=-0.408 между статусом в группе и Шкалой А с высоким уровнем значимости p<0,001 – при понижении показателя статуса будет увеличиваться показатель Шкалы А и наоборот;

Данная взаимосвязь определяется ощущениями учащихся в группе – чем больше людей с которыми ты можешь поговорить и поделиться эмоциональным состоянием, тем более проявляется поддержка и возникает чувство безопасности в учебном коллективе и негативная депрессивная симптоматика снижается.

  • Заметная обратная взаимосвязь r=-0.514 между статусом в группе и Шкалой В с высоким уровнем значимости p<0,001 – при понижении показателя статуса будет увеличиваться показатель Шкалы В и наоборот;

Шкала В напрямую связана с межличностными проблемами, в соответствии с коммуникативным процессом который формирует социальные связи и устанавливает статус в группе. В соответствии с этим при нарушении данного процесса высока вероятность отторжения учащегося группой и нарастанием депрессивной симптоматики.

  • Слабая обратная взаимосвязь r=-0.270 между статусом в группе и Шкалой С со значимым уровнем корреляции p<0,05 – при понижении показателя статуса будет увеличиваться показатель Шкалы С и наоборот;

Данная взаимосвязь является слабой за счёт реализации детей 6-7 лет себя в группе через процесс коммуникации, за счёт которого и выстраивается статус в группе, а не успешной учебной деятельности. Однако Шкала С формирует показатели самооценки и самоудовлетворённости которые играют важную роль при реализации себя в обществе и уменьшении депрессивной симптоматики.

  • Заметная обратная взаимосвязь r=-0.610 между статусом в группе и Шкалой D с высоким уровнем значимости p<0,001 – при понижении показателя статуса будет увеличиваться показатель Шкалы D и наоборот;

Шкала D является проекцией ангедонии - снижение мотивации или способности испытывать удовольствие. Детям важно чувствовать эмоциональное подкрепление, а из-за его отсутствия или принятия несоответствующей формы некоторые члены коллектива могут отвергаться и соответственно их статус в группе будет понижаться.

  • Умеренная обратная взаимосвязь r=-0.441 между статусом в группе и Шкалой Е с высоким уровнем значимости p<0,001 – при понижении показателя статуса будет увеличиваться показатель Шкалы Е  и наоборот;

Шкала Е отражает самооценку респондента и в том числе его уверенность в себе которые необходимы при построении контактов (начале разговора и закрепления коммуникативной связи), что является основой формирования статуса в группе. В соответствии с чем можно сделать вывод – чем ниже самооценка, тем ниже статус в группе и депрессивная симптоматика более выражена.

Подводя итог можно отметить что статус детей в группе является одним из важных факторов при рассмотрении развития у них депрессивной симптоматики.

В особенности большую роль играют межличностные процессы взаимодействия и личностные (процесс воспитания, общая атмосфера в семье) формирующие благоприятный эмоциональный фон ребёнка.

Следовательно, повышая/нормализуя статус в группе (увеличивая круг общения) показатели депрессивной симптоматики будут понижаться.

Библиографические ссылки

  1. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л.И. Божович. – СПб.: Питер, 2008. – 464 с. 
  2. Веракса, Н.Е. Развитие ребенка в дошкольном детстве / А.Н. Веракса – М.: Мозаика-Синтез, 2006. – 98 с. 
  3. Галигузова, Л.Н. Формирование потребности в общении со сверстниками у детей раннего возраста: автореф. дис. . канд. психол. наук. / Л.Н. Галигузова. – М.: Академия, 2013. – 19 с. 
  4. Голант, М. Что делать, когда тот, кого вы любите в депрессии. Помоги себе - помоги другому / М. Голант. – М.: Изд-во института психотерапии, 2011. – 175 с. 
  5. Депрессия / Под ред. Пери А., Руксталис М. и др. Пер. с англ. – М.: Мир, 2012. – 215 с. 
  6. Журавлев, Д. Причины депрессии в школе / Д. Журавлев // Народное образование. – 2012. – №6 – 182 с. 
  7. Зеньковский, В.В. Психология детства: Учеб. пособие / В.В. Зеньковский. – М.: Академия, 2006. – 247 с. 
  8. Коломинский, Я.Л. Психология детского коллектива: система личных взаимоотношений / Я.Л. Коломинский. – Мн.: Высшая школа, 2014. – 280 с. 
  9. Мухина, В.С. Психология дошкольника / В.С. Мухина. – М.: Академия, 2002. – 440 с. 
  10. Особенности психического развития детей 6-7 летнего возраста /Под ред. Эльконина Д.Б., Венгера А.Л. – М.: «Педагогика», 2008. – 135 с. 
  11. Смирнова, Е. О. Межличностные отношения дошкольников: диагностика, проблемы, коррекция / Е. О. Смирнова, В. М. Холмогорова. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2005. – 158 с. 
27 Мне нравится
Поделиться:
 

Оставить комментарий