Тихомиров Роман Харунович
Белорусский государственный университет
г.Минск, Беларусь
Научный руководитель - Кулак А.И.
кандидат психологических наук, доцент
Проявление депрессивных черт характера у детей 6-7 лет
Старший дошкольный возраст – это возраст психологической зрелости. Меняется социальный статус ребенка. Он/она начинает осознавать, что в его/ее жизни скоро произойдет много изменений: он/она пойдет в школу и станет на шаг ближе к привлекательному миру взрослой жизни. Это время психологической подготовки к школе. В большинстве случаев дети с удовольствием говорят о школе, их восхищает статус школы, новая обстановка и аксессуары (новые школьные сумки, форма и т.д.). Самое главное в это время – сохранить энтузиазм к школьной жизни и позитивное отношение к учебе. С появлением желания пойти в школу меняется все поведение ребенка. Прежняя спонтанность теряется. Можно заметить, что его начинают привлекать более учебные задания, появляется желание заниматься «серьезными» делами и выполнять ответственные задания. Однако доминирующим видом деятельности для старших дошкольников по-прежнему является игра [1, с.122].
Ребенок дошкольного возраста начинает интересоваться тем, как к нему относятся окружающие и как они его оценивают. Эмоциональное благополучие ребенка зависит от того, соответствуют ли его реальные качества и способности («Я-реальное») его идеальному представлению о себе («Я-идеальное»). Взрослые также играют в этом важную роль. Родители и воспитатели иногда предъявляют к детям завышенные требования, которые могут не соответствовать их возрасту или не учитывать их индивидуальные способности. В результате у ребенка формируется образ, который не соответствует его истинному «я». Это несоответствие может привести к потере чувства собственного достоинства, самоуважения и уверенности в себе [2, с.22].
Слово «депрессия» происходит от латинского слова, означающего «сокрушающий» и «подавляющий». Это расстройство занимает важное место в структуре детских психических расстройств. Его распространенность варьируется от 0,5% до 5%. Заболеваемость растет, а средний возраст пациентов снижается. Частота аффективных расстройств в возрастной группе до 3 лет составляет 0,6-0,9%. Основные проявления эмоциональной нестабильности у маленьких детей являются предвестниками депрессии у дошкольников, детей школьного возраста и взрослых. Отмечается сезонность ухудшения состояния, пик заболеваемости приходится на осенние и зимние месяцы [9, с.45].
М. Голлант отмечает: «депрессия у детей – это психическое расстройство и расстройство настроения, которое проявляется в изменении поведения. Депрессия у детей – это не то же самое, что депрессия у взрослых. Если ребенок грустный или раздражительный, это не обязательно означает, что у него депрессия. Это может быть нормальным эмоциональным и психологическим изменением, которое происходит по мере взросления» [4, с.33].
Д. Журавлев отмечал депрессию как психическое расстройство, при котором человек подавлен, разбит и испытывает снижение или даже полную потерю способности радоваться жизни. Депрессия бывает не только у взрослых, как считают многие.
А. Пери формирует представление о детской депрессии как психоаффективного расстройства, характеризующегося сниженным настроением, неспособностью испытывать удовольствие, двигательной заторможенностью и негативным мышлением. Он проявляется в тревоге, страхах, фобиях, обсессивно-компульсивном поведении, нарушении социального функционирования и соматических симптомах (головные боли, усталость, нарушения пищеварения). Диагноз ставится на основании клинических интервью, опроса родителей и прогностического психологического тестирования. Лечение включает психотерапию, социальную реабилитацию и применение лекарственных препаратов.
М. Рукталис отмечал, что детская депрессия – это многофакторное расстройство, имеющее биологические, генетические и психосоциальные причины. Биологические причинные факторы включают недостаток серотонина и норадреналина, повышенное содержание кортизола в ночное время и дисбаланс синтеза мелатонина. Существует катехоламиновая теория, согласно которой депрессия возникает при нарушении взаимодействия между гипоталамусом и гипофизом и дефиците центральных нейротрансмиттеров, отвечающих за обратную сигнализацию [5, с.44].
Однако если симптомы депрессии у ребенка становятся постоянными и оказывают разрушительное воздействие на социальную активность ребенка, это может свидетельствовать о наличии у него депрессии. Поведение ребенка может стать неконтролируемым, с конфликтами с окружающими и пропусками занятий в школе, что приводит к плохой успеваемости. Ребенок может начать употреблять алкоголь, курить, общаться с «плохими товарищами», у него даже могут появиться мысли о самоубийстве.
Депрессия может возникнуть даже у младенцев, но чаще у детей, лишенных родительской заботы, находящихся в интернатах или детских домах. Негативные симптомы обычно нарастают, дети много плачут, им не хватает родительской любви и тепла. При тяжелых формах депрессии могут возникать галлюцинации и бред. Детская депрессия обычно длится от одного месяца до одного года, часто дольше. В этих случаях важно предотвратить детскую депрессию и обеспечить психологическое консультирование всех членов семьи [8, с.33].
Симптомы депрессии у детей отличаются от симптомов депрессии у взрослых. Основные симптомы депрессии у детей включают иррациональные страхи, грусть, чувство беспомощности и перепады настроения. Наблюдаются нарушения сна (бессонница, сонливость, кошмары), нарушения аппетита, снижение социальной активности, постоянное чувство усталости, желание замкнуться в себе, низкая самооценка, проблемы с памятью и концентрацией внимания, мысли о смерти и самоубийстве.
Обычно присутствуют элементы аномального поведения – внезапное и необъяснимое нежелание играть в любимые игры, беспричинно агрессивные реакции, дети становятся неуправляемыми и раздражительными, им «все не нравится». Тревога при депрессии наиболее выражена в вечернее и ночное время [10, с.22].
Особенности социального статуса в группе у детей 6-7 лет
Процессы развития отношений между людьми ориентированы на зарождение и развитие представлений в детстве. Мы можем определить, что опыт взаимоотношений с собственными сверстниками ориентированы на работу детского сада, в котором происходит развитие способов общения с сверстниками в рамках приобретения конкретного статуса в группе.
Собственная деятельность ребенка имеет большое значение для развития самосознания. Вы не должны ограничивать деятельность своего ребенка. Он или она узнает о себе через такие занятия, как спорт, рисование и эксперименты. Родители должны обратить внимание ребенка на результаты его деятельности, вместе проанализировать их, а затем создать успешную ситуацию, которая укрепляет уверенность ребенка в том, что он справится с трудностями. Взаимодействие со сверстниками также способствует развитию самосознания. Сравнивая себя со сверстниками, ребенок узнает о своих личных качествах, различает личные качества других и себя и может их оценить. Самосознание неразрывно связано с самооценкой. В целом, дети этой возрастной группы демонстрируют высокий уровень самооценки в плане уверенности в себе, напористости, стремления к успеху, дружелюбия и общительности [7, с.121].
Л.Н. Галигузова отмечает: «в дошкольном возрасте мир ребенка больше не ограничивается семьей. Теперь для ребенка важны не только мать, отец или бабушка, но и другие дети и сверстники. Опыт первых взаимоотношений со сверстниками является основой для дальнейшего развития личности ребенка. Этот первый опыт во многом определяет отношение человека к себе, к другим и к миру в целом. К концу дошкольного возраста между детьми возникают устойчивые, избирательные привязанности и появляются первые зародыши дружбы» [3, с.11].
В старшем дошкольном возрасте дети активно вступают во внеситуативное и когнитивное общение. Возникает новый тип общения – внеситуативное личное общение, которое включает в себя разговоры о себе, других людях, отношениях и героях книг. Это расширяет кругозор ребенка и готовит его к общению с учителем. Старший дошкольник способен поддерживать беседы на познавательные и личные темы. Он начинает приобретать базовые знания о культуре общения, проявляет интерес к тому, что хотят сказать его собеседники, и использует в своей речи вербальные и невербальные средства общения. Взаимодействие со сверстниками важно для развития ребенка. В диалоге с ребенком ребенок учится согласовывать собственные желания с интересами других людей и отстаивать собственные взгляды.
По мнению Е.О. Смирновой: «общение со сверстниками имеет некоторые основные характеристики, которые качественно отличаются от общения со взрослыми» [11, с.23].
Одним из наиболее важных отличий общения между детьми одного возраста на основе определенной эмоциональной насыщенности. Процессы повышения уровня эмоциональности и раскованности дошкольников ориентированы на отличие от процессов взаимодействия с взрослыми. При анализе особенностей общения со сверстниками отмечается, что экспрессивно-мимические выражения в большей степени выражают определенные эмоциональные состояния, такие как от гневного возмущения до высокого уровня радости и сочувствия в спорах. Именно по этой причине общение с сверстниками является более важным по сравнению с общением со взрослым человеком.
А. Руксталис отмечал: «сильная эмоциональная насыщенность детского общения, по-видимому, связана с тем, что начиная с четырехлетнего возраста сверстники становятся более популярными и привлекательными партнерами по общению. Общение более важно при взаимодействии со сверстниками, чем со взрослыми.
Еще одной важной особенностью детского контакта является его нестандартность и ненормативность. Если даже самые маленькие дети соблюдают определенные формы поведения при общении со взрослыми, то дошкольники используют самые неожиданные и примитивные действия и жесты при общении со сверстниками. Эти действия характеризуются особой свободой, нерегулярностью и отсутствием шаблона: дети прыгают, принимают причудливые позы, гримасничают, смеются друг над другом, придумывают новые слова и сказки и т.д.» [6, с.182]
Результаты исследования
Данные полученные в ходе статистического анализа свидетельствуют о следующем:
В исследуемой возрастной группе преобладает необходимость реализации себя через общение, за счёт чего показатель статуса в группе является важным фактором психологического благополучия учащегося и развития у него депрессивной симптоматики.
Данная взаимосвязь определяется ощущениями учащихся в группе – чем больше людей с которыми ты можешь поговорить и поделиться эмоциональным состоянием, тем более проявляется поддержка и возникает чувство безопасности в учебном коллективе и негативная депрессивная симптоматика снижается.
Шкала В напрямую связана с межличностными проблемами, в соответствии с коммуникативным процессом который формирует социальные связи и устанавливает статус в группе. В соответствии с этим при нарушении данного процесса высока вероятность отторжения учащегося группой и нарастанием депрессивной симптоматики.
Данная взаимосвязь является слабой за счёт реализации детей 6-7 лет себя в группе через процесс коммуникации, за счёт которого и выстраивается статус в группе, а не успешной учебной деятельности. Однако Шкала С формирует показатели самооценки и самоудовлетворённости которые играют важную роль при реализации себя в обществе и уменьшении депрессивной симптоматики.
Шкала D является проекцией ангедонии - снижение мотивации или способности испытывать удовольствие. Детям важно чувствовать эмоциональное подкрепление, а из-за его отсутствия или принятия несоответствующей формы некоторые члены коллектива могут отвергаться и соответственно их статус в группе будет понижаться.
Шкала Е отражает самооценку респондента и в том числе его уверенность в себе которые необходимы при построении контактов (начале разговора и закрепления коммуникативной связи), что является основой формирования статуса в группе. В соответствии с чем можно сделать вывод – чем ниже самооценка, тем ниже статус в группе и депрессивная симптоматика более выражена.
Подводя итог можно отметить что статус детей в группе является одним из важных факторов при рассмотрении развития у них депрессивной симптоматики.
В особенности большую роль играют межличностные процессы взаимодействия и личностные (процесс воспитания, общая атмосфера в семье) формирующие благоприятный эмоциональный фон ребёнка.
Следовательно, повышая/нормализуя статус в группе (увеличивая круг общения) показатели депрессивной симптоматики будут понижаться.
Библиографические ссылки