Автор: Тратинко Т.В., Калинина А.А.
Страна: Республика Беларусь
Город: Минск
Организация: Белорусский государственный университет
Проект: Вне проекта

Социально-психологические особенности деятельности аптечной сети

 

Социально-психологические особенности деятельности аптечной сети

Т.В. Тратинко, А.А. Калинина

Белорусский государственный университет

Работа в аптечной сети требует как от фармацевтов-провизоров, так и от заведующих аптек больших объемов знаний и навыков в различных сферах медицины, менеджмента, психологии и этики. Заведующие аптек и фармацевты-провизоры в значительной мере подвержены влиянию стресса, физической усталости и различных эмоциональных переживаний.

Ключевые слова: аптечная сеть, фармацевт-провизор, заведующая аптечной сети, аптечная сеть, трудовая деятельность

 

Деятельность фармацевта-провизора существует со времен Средневековья. Фармация возникла в связи с необходимостью оказания профессиональной медицинской помощи населению, постоянным поиском новых методов и возможностей стерилизации предметов. Первоначально в ассортимент предлагаемых товаров включались травы, минералы и химические вещества. Но с течением времени обязанности фармацевтов-провизоров расширились. На данный момент фармацевту-провизору необходимо изучать воздействия лекарственных препаратов на организм человека при различных обстоятельствах, проводить периодические исследования ассортимента выпускаемой продукции, рекламных предложений.

Возникновение мест продажи лекарственных средств связано с усилением государственного и национального контроля над функциями фармацевтов-провизоров. Для производства и реализации определенных лекарственных средств требуется особая лицензия, при этом появляются различные узкие направления деятельности внутри фармации, предполагающие получение соответствующего образования.

По индивидуальным предпочтениям, каждый профессионал имеет право выбрать направление, которое соответствует его интересам и способностям. Профессия фармацевта-провизора имеет ряд преимуществ. Карьерный рост и развитие специалиста возможны через прохождение специальных курсов и дополнительного обучения, что позволяет повысить квалификацию и открывает перспективы в росте сотрудника.

Престижность фармацевтической индустрии обусловлена востребованностью специалистов данной сферы на рынке труда. Также беря во внимание дефицит кадров в данной области можно сделать вывод о том, что устроиться на работу в аптечную сеть достаточно несложно.

Заработная плата фармацевта-провизора не высокая, однако, может варьироваться в зависимости от города и конкретной аптеки.

На начальной ступени карьерной лестницы в фармацевтической сфере новичок, являющийся выпускником последних курсов или только окончившим обучение, занимает должность помощника специалиста. Такая работа позволяет получить уникальный опыт и знания, необходимые для дальнейшего профессионального роста и возможности занять высокие руководящие должности в будущем.

Важным аспектом профессии фармацевта является ее социальная ориентация. Фармацевты могут участвовать в организационно-просветительской деятельности населения, помогая людям понимать важность здоровья и правильного лечения. Это дает возможность оказывать реальную помощь людям в сохранении и улучшении их здоровья, в связи с чем получать моральное удовлетворение от своей работы.

Профессия фармацевта-провизора имеет множество преимуществ, но наряду с этим у нее есть и некоторые недостатки, которые стоит учитывать при выборе этой профессии:

  1. Фармацевты-провизоры работают с опасными химическими и биологическими веществами, которые могут вызвать аллергические реакции у сотрудников;
  2. Фармацевты-провизоры подвержены риску заражения различными вирусами, особенно во время эпидемий;
  3. Деятельность фармацевтов-провизоров связана с повышенной ответственностью за жизнь пациентов и требует от специалиста постоянного напряжения и стресса;
  4. Тяжелый график работы фармацевта-провизора может включать 12-часовые рабочие дни и вечерние/ночные смены, что может привести к усталости и перенапряжению.

Провизоры и фармацевты имеют разное профильное образование, что отражается в их должностных обязанностях и в неравных возможностях при продвижении по карьерной лестнице. Фармацевт имеет среднее профессиональное образование и выполняет более простые задачи, такие как обслуживание клиентов и продажа лекарств. Провизор же имеет высшее образование и может выполнять более сложные задачи, такие как разработка и производство лекарственных препаратов, контроль качества, работа с научными исследованиями и т.д. Отличия между ними также могут отражаться в заработной плате.

Современной аптеке нужен заведующий, который способен эффективно управлять коллективом и принимать быстрые решения в условиях постоянных изменений на рынке. Человек, занимающий данную позицию, должен быть гибким, креативным, уметь анализировать данные и принимать решения на основе фактов. Начальник должен создать условия для того, чтобы каждый сотрудник мог проявить свои лучшие качества и внести свой вклад в успех аптеки. В зависимости от конкретной ситуации, руководитель может применять и разные стили руководства.

Обычно аптеки находятся под руководством специалистов зрелого возраста от 45 до 55 лет, такой возрастной диапазон характерен для большинства государственных аптек. В частных же организациях нередко встречаются руководители значительно моложе, так как их преимуществом является высокая гибкость и умение наблюдать за рынком, находить новые способы действий и выстраивать стратегии ведения бизнеса. Реже можно наблюдать юных руководителей до 25 лет. Данный феномен связан с постоянным развитием аптечных сетей и увеличением количества аптек, при том, что количество опытных специалистов в этой области не увеличивается.

При выборе руководителя следует понимать, что его возраст и пол имеют свои преимущества в управлении. Здоровье и психологическая устойчивость руководителя играют важную роль в эффективности работы аптеки.

Помимо социальных аспектов, необходимо учитывать личностные и индивидуальные качества. Важно понимать, что успешность деятельности связана не только с умственными и деловыми способностями, но также зависит от волевых и этических качеств заведующего. Опыт и аналитический склад ума могут не оказать должного влияния, если руководитель не обладает уверенностью в себе, решительностью и мотивацией к достижению успеха, а также другими качествами, необходимыми для эффективного управления.

Портрет идеального руководителя, который обладает всеми необходимыми качествами для эффективного управления [1]:

  1. Руководитель имеет отличную память и способен гибко, глубоко и быстро мыслить, а также применять практическую логику в своей работе (речемыслительные качества).
  2. Руководитель целеустремленный и настойчивый, при этом отличается самообладанием, самостоятельностью и высокой ответственностью (волевые качества).
  3. Руководитель высокоустойчивый к эмоциям, а также способен сохранять контроль над своими эмоциями в стрессовых ситуациях. На ряду с этим он обладает эмпатией и умеет настроиться на нужный эмоциональный лад в общении с другими людьми (эмоциональные качества).
  4. Руководитель обладает лидерскими качествами, его деятельность направлена на достижение материальных благ и честолюбии. Однако, при этом он всегда остается честным и не теряет своих моральных принципов в процессе достижения своих целей (причины поведения).

Для руководителя аптеки особенно важно создать благоприятный морально-психологический климат в не многочисленном коллективе, преимущественно состоящем из женщин. Ключевыми качествами, которые необходимы для этого, являются взаимная требовательность и ответственность, преданность работе, исполнительность и стабильность.

Структура персонала любой аптеки имеет простую форму и представлена управляющим (заведующим аптекой) и сотрудниками (фармацевтами-провизорами). В настоящее время должность заведующего аптекой перестает быть востребованной в связи с развитием технологий, появлением современных систем автоматизации, различных электронных сервисов, работающих с клиентом на прямую и управляющих централизованно (система ассортиментного управления, ценообразования).

К руководителям аптек предъявляется ряд требований к наличию необходимых знаний и навыков, к которым относится процесс закупки необходимых медикаментов, подбор дистрибьюторов. Также важным является знание тонкостей бюрократических процедур ведения документации, основ налогового законодательства и контроль за его изменением, а также наличие общих представлений о бухгалтерском учёте. Помимо этого, отмечается необходимости знаний маркетинга, выстраивания стратегий или определения наиболее успешных из предложенных. Последним, но не менее важным является мерчандайзинг, который относится к факторам успешных высоких продаж и выполнения плана. Для реализации получения знаний необходим план обучения и куратор, который владеет данными знаниями. Организации, имеющие крупные сети аптек также, проводят для начинающих руководителей различные обучающие мероприятия (стажировки, тренинги) и оказывают содействие в обучении (выдача методических материалов по различным направлениям деятельности), распространена такая форма обучения, как наставничество. Заведующим же небольших аптек зачастую приходится осваивать весь перечень знаний и навыков без содействия со стороны руководства и искать решения большинства проблем и вопросов самостоятельно.

Напряженный рабочий ритм и график, эмоционально-психологическая нагрузка может сказываться на здоровье и психологическом состоянии фармацевта-провизора. Для работы фармацевтом-провизором важно научиться эффективно общаться с клиентами и находить подход к каждому человеку. Клиенты могут испытывать стресс и беспокойство, когда обращаются за помощью в аптеку, и важно понимать их чувства и эмоции.  Чтобы избежать эмоционального истощения и сохранить здоровье, важно научиться эффективно управлять своими эмоциями и стрессом.

 

Библиографические ссылки

  1. Лютенс, Ф. Организационное поведение : учеб. для студентов вузов / Ф. Лютенс. – Москва : ИНФРА-М, 2017. – 692 с.
7 Мне нравится
Поделиться:
 

Оставить комментарий