Автор: Тратинко Т.В., Буяльская А.А.
Страна: Республика Беларусь
Город: Минск
Организация: Белорусский государственный университет
Проект: Вне проекта

Модель социально-психологического сопровождения детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих детей дошкольного возраста

 

Модель социально-психологического сопровождения детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих детей дошкольного возраста

 

Т.В. Тратинко, А.А. Буяльская

Белорусский государственный университет

Социально-психологическое сопровождение детско-родительских отношений представляет собой помощь ребенку в решении индивидуальных проблем, связанных со здоровьем, развитием, отношениями, либо помощь семье в выявлении причин деформации в развитии ребенка, поиск средств и способов их устранения, изменения среды в интересах ребенка и на основании этого построение процесса, способствующего развитию и социализации обучающегося.

 

Ключевые слова: детско-родительские отношения; социально-психологическое сопровождение; социализация ребенка; дошкольный возраст

 

Социально-психологическое сопровождение детско-родительских отношений для семей дошкольников реализуется в двух аспектах – социальными работниками сферы социальной зашиты населения и социальными педагогами в условиях учреждения дошкольного образования.

Социально-психологическое сопровождение детско-родительских отношений представляет собой помощь ребенку в решении индивидуальных проблем, связанных со здоровьем, развитием, отношениями, либо помощь семье в выявлении причин деформации в развитии ребенка, поиск средств и способов их устранения, изменения среды в интересах ребенка и на основании этого построение процесса, способствующего развитию и социализации обучающегося.

Под сопровождением рассматривается метод, который создает оптимальные условия для наилучшего выбора и оптимального решения жизненной ситуации для каждого конкретного субъекта и объединение усилий специалистов, которые ведут процесс сопровождения. В этой ситуации субъект рассматривается и как человек, и как система.

Л.М. Шипицына выделяла несколько основных этапов, на основе которых выстраивается необходимое сопровождение: диагностика (выявление проблемы); поисковый (поиск путей решения проблемы, информирование, создание условий для сопровождаемого); консультативно – проективный (выявление различных вариантов решения проблемы); деятельностный (результативность); рефлексия [32].

В психолого-педагогической литературе выделяют следующий алгоритм социально-психологического сопровождения детско-родительских отношений в дошкольной организации:

  • создание нормативно-правовой базы по организации социально-психологического сопровождения детско-родительских отношений в образовательном учреждении;
  • создание и функционирование кабинета психолога;
  • создание специализированной образовательно-развивающей среды для осуществления сопровождения;
  • создание системы повышения компетентности педагогов и родителей по проблемам детско-родительских отношений.

Целью сопровождения является профилактика семейного неблагополучия и поддержка позитивного родительства, направленные на раскрытие потенциала дошкольника.

В настоящее время в психолого-педагогической литературе существует несколько моделей социально-психологическое сопровождение детско-родительских отношений: педагогическая, социальная, психологическая, диагностическая, медицинская [1].

В основе педагогической модели лежит мнение о недостатке педагогической компетентности родителей. Сам родитель может быть причиной неблагополучия, но эта возможность открыто не рассматривается. В этом случае необходимо ориентироваться не на индивидуальные возможности родителя, а на универсальные с точки зрения педагогики и психологии способы и приемы воспитания. Работа с семьёй в этом случае направлена на создание системы психолого-педагогического просвещения родителей, организацию семейного консультирования, разработку памяток для родителей.

Социальная модель используется в тех случаях, когда семейные трудности являются результатом неблагоприятного стечения обстоятельств. Внимание в работе с семьёй ставится на оказание социально-педагогической помощи: информирование о возможности получения социальной помощи, координация деятельности различных организаций и учреждений по оказанию помощи семье, посредническая роль в решении жизненных трудностей.

Психологическая модель предполагает акцентирование на особенностях жизнедеятельности семьи и противоречиях в понимании задач и способов воздействия на развитие дошкольника.

Диагностическая модель основывается на предположении наличия дефицита знаний у родителей о ребёнке или своей семье. Объектом наблюдения является семья, а также дети и подростки с нарушениями поведения. Предоставленные семье результаты диагностики помогут семье в решении семейных проблем.

Медицинская модель предполагает, что в основе семейных трудностей лежат болезни членов семьи. При такой модели осуществляется содействие в установлении диагноза, лечении больных, адаптации здоровых её членов к больным.

Условиями эффективности оказания помощи современной семье в воспитании дошкольника является её комплексность, последовательность, дифференцированность и своевременность.

Основной задачей социально-психологического сопровождения родителей является просвещение в области воспитания ребенка, а также совместная деятельность, в рамках которой происходит обмен мыслями, переживаниями, чувствами. Существуют разнообразные формы поддержки семьи: консультации, беседы, посещение семьи на дом, родительские собрания, семинары, конференции, тренинги, родительские курсы или школы, экскурсии и т.д.

С.С. Степанов предложил следующие критерии эффективности социально – психологического просвещения семей:

  • повышение эффективности семейного воспитания;
  • гармонизация детско-родительских отношений;
  • проявление интереса родителей к психологическому процессу в дошкольном образовательном учреждении;
  • коррекция стиля семейного воспитания;
  • повышение познавательной активности родителей в плане саморазвития и самообучения;
  • увеличение количества посещений родителями психологических мероприятий просветительского характера;
  • увеличение количества вопросов родителей к педагогу-психологу и усложнение их содержания;
  • снижение количества конфликтных, напряженных ситуаций в семье и в дошкольном образовательном учреждении.

Психолого-педагогическая компетентность родителей способствует формированию у ребенка способностей к общению, эмоциональному интеллектуальному познанию других людей; к сопереживанию и сочувствию; самоконтролю, самодисциплине, самопознанию и самокоррекции поведения. Высокий уровень сформированности психолого-педагогической компетентности родителей способствует развитию у детей умения заботиться о других, формирует социально одобряемые типы поведения.

 

Библиографические ссылки

1. Тратинко, Т. В. Технологии работы с несовершеннолетними группы социального риска [Электронный ресурс]: учеб.-метод. пособие / Т.В. Тратинко, Н.Н. Красовская. – Минск: БГУ, 2020. – 307 с.

 

6 Мне нравится
Поделиться:
 

Оставить комментарий