Автор: Тратинко Кирилл Александрович
Страна: Республика Беларусь
Город: Минск
Организация: Белорусский государственный университет
Проект: Вне проекта

Социально-психологические особенности неблагополучных семей

 

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ НЕБЛАГОПОЛУЧНЫХ СЕМЕЙ

 

К. А. Тратинко

 

ГУ «Территориальный центр социального обслуживания населения», г. Минск
 

 

Крайней степенью неблагополучия семьи является ее социально опасное положение. В семьях, находящихся в социально опасном положении утрачивается значительное число семейно-нравственных традиций, меняется отношение родителей к детям и, в конечном итоге, разрушается микросоциум семьи. Постепенно данная семья обретает статус асоциальной семьи. В настоящее время возникла необходимость реализации системного подхода в социальной профилактике семейного неблагополучия. Осознается необходимость создания организационно-управленческих, социально-правовых, социально-экономических и психолого-педагогических условий в работе с семьями «группы риска».

 

Ключевые слова: социально-психологические особенности; неблагополучная семья; социально опасное положение; конфликтная семья.

 

Среди факторов дезорганизации семьи И.Б. Пономарев выделяет причины объективного и субъективного характера. Причины объективного характера: материальные, жилищные условия; демографические и социально-психологические; пережитки патриархального строя, домостроя; остатки неправомерного положения женщин в семье. Причины субъективного характера: низкий моральный уровень родителей; недостаточно развитые интеллектуальная и эмоциональная сферы психики.

Обычно в неблагополучной семье ребенок испытывает физическую и эмоциональную отверженность со стороны родителей (недостаточная забота о нем, неправильный уход и питание, различные формы семейного насилия, игнорирование его душевного мира переживаний). Вследствие этих неблагоприятных внутрисемейных факторов у ребенка появляются чувство неадекватности, стыд за себя и родителей перед окружающими, страх и боль за свое настоящее и будущее. Среди неблагополучных семей наиболее распространенными являются те, в которых один или несколько членов зависимы от употребления наркотических веществ и алкоголя. Человек, страдающий от алкоголизма и наркотиков, вовлекает в свое заболевание всех близких людей. Поэтому неслучайно специалисты стали обращать внимание не только на самого больного, но и на его семью, признав тем самым, что зависимость от алкоголя и наркотиков – семейная заболевание, семейная проблема.

Отличительной особенностью семейного окружения в неблагополучной семье являются непостоянство и непредсказуемость. Родительские ответы, например, на детское поведение относительно случайны и зависят от множества посторонних условий, в том числе от колебаний настроений родителей. Детям редко объясняют, почему им не следовало бы делать то или другое. Воспитание в основном строится по принципу запретов и наказаний. В результате у ребенка не вырабатываются нормы, которые могли бы регулировать его поведение, и он постоянно нуждается во внешнем контроле, что первоначально отвечает потребности родителя быть вовлеченным в постоянную воспитательную деятельность.

Среди явно неблагополучных семей большую группу составляют семьи с нарушением отношений между детьми и их родителями. В них пагубное влияние на детей проявляются через наблюдение детей за аморальным поведением родителей, а также вследствие хронических осложненных, фактически нездоровых отношений между супругами, которые характеризуются отсутствием взаимопонимания и взаимоуважения, нарастанием эмоционального отчуждения и преобладанием конфликтного взаимодействия.

Неблагополучной семья становится не сразу, а спустя некоторое время после образования брачного союза. В каждом отдельном случае есть свои причины, породившие негативную атмосферу. Однако не все семьи разрушаются, многим удается устоять, сделать более прочными семейные узы. Это зависит от того, чем вызвано появление конфликтной ситуации в семье, как к ней относится каждый из супругов. От их направленности на путь разрешения семейного конфликта. Поэтому следует разграничивать такие понятия, как «семейные конфликты» и «конфликтные семьи», так как конфликт в семье, пусть и достаточно бурный, еще не означает, что это – конфликтная семья, не всегда свидетельствует о ее неустойчивости [24, с. 59].

Независимо от того является ли конфликтная семья скандальной, где раздраженность становятся нормой взаимоотношений супругов, или тихой, где супружеские отношения отмечены отчуждением, стремлением избегать всякого взаимодействия, она отрицательно влияет на формирование личности ребенка и может стать причиной различных асоциальных проявлений в виде отклоняющегося поведения.

В конфликтных семьях часто отсутствует моральная, психологическая поддержка. Характерной особенностью конфликтных семей является нарушение общения между ее членами. За неразрешенным конфликтом или неумение общаться.

Конфликтные семьи более «молчаливы», чем бесконфликтные, в них супруги реже обмениваются информацией, избегают лишних разговоров. В таких семьях практически никогда не говорят «мы», предпочитая говорить только «я», что свидетельствует о психологической изолированности брачных партнеров, их эмоциональной разобщенности. И, наконец, в проблемных, вечно ссорящихся семьях общение друг с другом строится в режиме монолога, напоминая разговор глухих: каждый говорит свое, самое важное, наболевшее, но никто его не слышит; в ответ звучит такой же монолог.

Своеобразным показателем семейного благополучия или неблагополучия оказывается поведение ребенка. Корни неблагополучия в поведении детей разглядеть легко, если дети вырастают в явно неблагополучных семьях. Гораздо труднее сделать это применительно к тем «трудным» детям и подросткам, которые воспитывались в семьях вполне благополучных. И только пристальное внимание к анализу семейной атмосферы, в которой проходила жизнь ребенка, попавшего в «группу риска», позволяет выяснить, что благополучие было относительным. Внешне урегулированные отношения в семьях зачастую являются своеобразным прикрытием царящего в них эмоционального отчуждения как на уровне супружеских, так и отношений между детьми и их родителями. Дети испытывают острый дефицит родительской любви и внимания по причине постоянной занятости родителей [32, c. 206].

Следствием такого семейного воспитания детей довольно часто становится ярко выраженный эгоизм, заносчивость, нетерпимость, трудности общения со сверстниками и взрослыми.

Семейное благополучие явление достаточно закрытое и уязвимое. Часто вполне благополучная семья переходит в категорию либо латентно, либо скрыто неблагополучных семей. Поэтому необходимо постоянно проводить работу по профилактике семейного неблагополучия.

Целая группа причин семейного неблагополучия является производной от психологических проблем родителей. Ребенок, по своему статусу зависимый от родителей, вынужден страдать от их психологических изъянов.

Признаками, характерными для всех проблемных семей являются то, что данные семьи: не активны; не мотивированны; не говори, не чувствуй, не доверяй никому — основные признаки дисфункциональной семьи; для них характерны страх и неумение выражать свои чувства; они не умеют сформулировать запрос с собственных проблемах и потребностях; рассматривают свои проблемы как слабости; не умеют сформулировать свои цели и задачи, при возникновении проблем обычно находят наиболее простой вариант — проявление открытой агрессии; не могут определить иерархию ценностей; не склонны спрогнозировать проблемы, не принимают ответственность за свою жизнь; как правило, не имеют перед глазами позитивной ролевой модели; низкая сплоченность, изолированность между членами семьи, слабое общение, эмоциональная закрытость; изолированность от общества; недостаток внимания (или агрессия) по отношению к детям – зачастую являются нормой [1, с. 23].

Психолог В.А. Арамавичюте обращает внимание на то, что взаимоотношения внутри неблагополучных семей характеризуются следующими особенностями:

1) ограниченностью сферы общения (не поддерживают постоянных связей или совсем не общаются, избегают друг друга и т.п.);

2) односторонностью общения (семью объединяют в основном материальные, бытовые вопросы, а социальные, нравственные вопросы, проблемы культурных ценностей не входят в круг ее общих интересов); однако нередко между одними членами семьи возможно отчуждение, между другими наблюдаются яркие эмоциональные отношения;

3) недостаточностью эмоциональных компонентов (единство, солидарность, духовная близость, душевное тепло; любовь лишь изредка служит фоном общения);

4) неустойчивостью эмоциональных связей (очень часто нарушается эмоциональное равновесие отдельных членов семьи, тем самым – внутренняя гармония взаимоотношений).

Чаще всего источниками дезорганизации семейных отношений является сложный комплекс причин. И.Б. Пономарев, Е.А. Пономарева выделяют пять основных причин дезорганизации семейных отношений [1, с. 29]:

  1. социально-экономические условия (хроническое безденежье, нищета, отсутствие нормальных условий жизни), которые часто служат причиной дезорганизации, конфликтности семейных отношений;
  2. социально-психологические причины (семейные конфликты), связанные со спецификой взаимоотношения и общения супругов;
  3. личностные причины (акцентуации характера, особенности личности супругов);
  4. негативные межличностные отношения (недоверие, безразличие, недовольство), которые могут некоторое время не находить отражения в общении супругов;
  5. дезорганизация общения супругов, которая выражается в язвительности, грубости, невнимательности, провоцирует конфликты на поведенческом уровне

Взяв за основу классификации содержание переживаний ребенка, А.П. Бочкарева выделяет три категории неблагополучных семей:

1) семьи с неблагополучной эмоциональной атмосферой, где родители не только равнодушны, но и грубы, неуважительны к своим детям, подавляют их волю;

2) семьи, в которых нет эмоциональных контактов между ее членами, наблюдается безразличие к потребностям ребенка при внешней благополучности отношений;

3) семьи с нездоровой нравственной атмосферой, где ребенку прививаются социально нежелательные потребности и интересы, он вовлекается в аморальный образ жизни.

По мнению Б.Н. Алмазова существует четыре типа неблагополучных семей, способствующих появлению «трудных» детей:

1) семьи с недостатком воспитательных ресурсов: к ним относятся разрушенные или неполные семьи; семьи с недостаточно высоким общим уровнем развития родителей, не имеющих возможности оказывать помощь детям в учебе; семьи, где подросток и юноша тратят много времени и сил на поддержание ее материального благополучия;

2) конфликтные семьи:

а) где родители не стремятся исправить недостатки своего характера;

б) где один родитель нетерпим к манере поведения другого;

3) нравственно неблагополучные семьи: среди членов такой семьи отмечаются различия в мировоззрении и принципах организации семьи, стремление достичь своих целей в ущерб интересам чужого труда, стремление подчинить своей воле другого и т. п.;

4) педагогически некомпетентные семьи: в них надуманные или устаревшие представления о ребенке заменяют реальную картину его развития.

Неблагополучная семья, как отмечает А.И. Ушатиков, оказывает криминогенное влияние на поведение несовершеннолетних, и выделяет четыре типа неблагополучных семей. В основу его классификации положена частота семейного конфликта и направленность личности супругов:

1) семьи неблагополучные с частым повторением конфликтов и одинаково низкой общественной направленностью супругов;

2) семьи неблагополучные с частым повторением конфликтов и разной общественной направленностью супругов;

3) семьи неблагополучные с эпизодическим повторением конфликтов и одинаково низкой направленностью супругов;

4) семьи неблагополучные с эпизодическим повторением конфликтов и разной общественной направленностью супругов.

Таким образом, несмотря на различия смысла нагрузки «неблагополучная семья» главной ее особенностью является отрицательное, разрушительное, десоциализирующее влияние на формирование личности ребенка, которое проявляется в виде разного рода поведенческих отклонений. По всей совокупности причин и факторов, вызывающих семейное неблагополучие по отношению к ребенку, определяющими являются не состав и структура семьи, не уровень ее материального неблагополучия, а сформировавшийся в ней психологический климат.  При этом, психологическое состояние и поведение ребенка является своеобразным индикатором семейного благополучия или неблагополучия.

 

Библиографические ссылки

1. Тратинко, Т. В. Технологии работы с несовершеннолетними группы социального риска [Электронный ресурс]: учеб.-метод. пособие / Т.В. Тратинко, Н.Н. Красовская. – Минск: БГУ, 2020. – 307 с.

6 Мне нравится
Поделиться:
 

Оставить комментарий