Методические материалы к уроку литературы в 9 классе на тему «Биография А.С. Пушкина»
Цель: обобщить знания обучающихся о жизни и творчестве А.С. Пушкина, воспитывать патриотизм, чувство гордости за свою родину, любовь к литературе, уважение к русскому языку.
Ход урока
Тема сегодняшнего урока – жизнь и творчество Александра Сергеевича Пушкина.
Постановка цели и задач урока.
Федор Михайлович Достоевский сказал о поэте: «Пушкин умер в полном развитии своих сил и бесспорно унес с собой в гроб некоторую великую тайну. И вот мы теперь без него эту тайну разгадываем». Разгадать эту тайну творчества гения не просто, а вот немного приблизиться к её разгадке – задача нашего урока.
Эпиграфом к нашему уроку можно взять строки из стихотворения Павла Антокольского:
Это имя – знакомо с детства,
Вместе с грамотой впаяно в речь.
Надо заново в имя вглядеться,
Чтобы заново знать и беречь.
Сегодня на уроке мы слушаем защиту проектов и работаем с «Оценочными листами», выделяем для себя главное каждого проекта, заполняем таблицу «Жизнь и творчество Пушкина».
I. Первая группа. Биография Пушкина в картинах русских художников.
Выступление обучающихся, защита проекта.
Вопросы:
1) Почему многие художники обращаются к образу Пушкина? (Хотят передать свое видение облика поэта, отношения к нему и к героям его произведений; это доказывает, какое большое влияние оказал Пушкин и его творчество на развитие нашего общества и оказывает до сих пор).
2) Каким вы увидели Пушкина на картинах русских художников? Какие черты Пушкина подчеркивают художники? (Вдохновение, вдумчивое отношение к окружающему миру, много друзей и в то же время на поздних картинах - одиночество)
3) Что объединяет картины? (Изображают Пушкина–творца).
Проверим, что вы записали в таблице.
Период |
Годы |
Особенности творчества |
Детство поэта |
1799-1811 |
|
Лицей |
1811-1817 |
Патриотическое воодушевление |
Петербург |
1817-1820 |
вольнолюбивые настроения |
Южная ссылка |
1820-1824 |
Романтический этап. Отражение эмоционального состояния человека, раскрытие его внутренней жизни. |
Михайловское |
1824-1826 |
|
После ссылки |
1826-1830 |
Интерес к личности Петра I Уходит от романтизма, создавая произведения, которые потом будут названы реалистическими |
Болдинская осень |
1830 |
проза начинает преобладать над поэзией, Особое место занимает историческая тема |
Петербург |
1831-1833 |
Углублённо занимается историей |
Последние годы жизни |
1834-1837 |
1834 - Переломный год, интриги и сплетни |
Внешность человека может многое рассказать о его характере.
ПОРТРЕТ – жанр изобразительного искусства. Кроме внешнего, индивидуального сходства, художники стремятся передать в портрете характер человека, его духовный мир.
II. Вторая группа. У портрета Пушкина
Вопрос перед защитой проекта:
Какой портрет Пушкина вам показался более живописным и более отражающим внешность и характер Пушкина?
Выступление обучающихся, защита проекта.
Вопросы:
1) Какой портрет Пушкина вам показался более живописным и более отражающим характер Пушкина? Почему?
2) Почему словесные портреты Пушкина такие разные? От чего это зависит?
3) Какую главную черту отмечают в портретах Пушкина, и в живописных, и в словесных? (Глаза – зеркало души, в глазах Пушкина – ум, вдохновение, творчество)
III. Третья группа. Памятники А.С. Пушкину как мировое признание.
Идея создания памятника поэту появилась сразу после его трагической гибели. Однако в те времена монументов удостаивались лишь правительственные деятели, а установить скульптуру поэта, считалось делом несерьезным. Только в 1855 году удалось добиться разрешения на создание памятника Пушкину. Начиная с этого момента, в течение 25 лет собирались деньги.
Выступление обучающихся.
Вопрос: Как вы думаете, почему памятники Пушкину есть и в других странах, где Пушкин никогда не был?
Главное, что поэт оставляет после себя – его произведения.
1) Пушкин часто задумывался о поэтическом наследии, которое он оставит потомкам. Одно из последних стихотворений Пушкина «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…» начинается словами:
Я памятник себе воздвиг нерукотворный,
К нему не зарастет народная тропа,
Вознесся выше он главою непокорной
Александрийского столпа.
В 2006 году вышел фильм «Пушкин: Последняя дуэль», главную роль в котором играет Сергей Безруков. Послушайте в его исполнении отрывки из стихотворений «Андрей Шенье» и «Памятник». Подумайте, какой образ Пушкина создает актер?
Вопросы:
1) Каким вы увидели Пушкина? (Предвидящий свое бессмертие)
2) Совпадает ли этот образ с тем, который создан художниками, с тем, что о себе говорил сам Пушкин? (Главное – творения поэта, в них его душа)
IV. Подведем итоги.
1) Приблизились ли мы за урок к разгадке тайны Пушкина, о которой говорил Достоевский? Как вы думаете, в чем эта тайна?
2) Стала ли вам понятнее личность Пушкина? Поможет ли это лучше понять произведения Пушкина?
V. Тест по биографии и творчеству Пушкина.
VI. Рефлексия (оценочные листы). Оцените свою работу и работу своих товарищей на уроке.
ХИМС:
Хорошо
Интересно
Мешало
С собой
VII. Домашнее задание.
Домашним заданием будет творческая работа по выбору:
- написать сочинение-эссе «Мой Пушкин»,
- или создать автопортрет (свой портрет) в стихах или прозе.
В заключение посмотрим видео «Разговор на балу некоего кавалергарда с некоей дамой о Пушкине» на стихотворение Леонида Филатова и вспомните еще раз, о чем мы сегодня говорили на уроке (видео создано с использованием всех иллюстраций, которые ребята видели во время урока).
Спасибо всем вам за подготовку и активную работу на уроке. Молодцы!
Приложение 1
Тест по биографии и творчеству Пушкина.
1. Укажите годы жизни А.С.Пушкина.
а) 1802 - 1841 б) 1789 - 1829 в) 1799 - 1837 г) 1840 - 1875
2. В каком городе родился А.Пушкин?
а) В Петербурге б) В Москве в) В Туле г) В Орле
3. Один из лицейских друзей посетил А. Пушкина в Михайловском, его Пушкин назвал «мой первый друг, мой друг бесценный». Кто это?
а) Дельвиг б) Данзас в) Кюхельбекер г) Пущин
4. В присутствии какого известного поэта А. Пушкин читал свое стихотворение «Воспоминания в Царском Селе» на экзамене в Лицее?
а) В.А.Жуковского б) Г.Р.Державина в) А.Н.Радищева г) А.С. Грибоедова
5. Назовите причину ссылки поэта на юг (1820 – 1824 гг).
а) дуэль б) отказ от службы в) «возмутительные стихи» г) дружба с Чаадаевым
6. Какое произведение было привезено Пушкину одним из друзей в ссылку в Михайловское?
….а) «Бедная Лиза» б) «Горе от ума» в) «Недоросль» г) «Путешествие из Петербурга в Москву»
7. Кто вдохновил поэта на написание стихотворения «Мадонна»?
а) А.П.Керн б) Е.Н.Раевская в) Н.Н.Гончарова г) Е. Воронцова
8. Из какого стихотворения А.С.Пушкина эти строки:
И долго буду тем любезен я народу,
Что чувства добрые я лирой пробуждал?
а) «К Чаадаеву» б) «На холмах Грузии…» в) «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…» г) «Я вас любил...»
Ключ: 1-в, 2-б, 3-г, 4-б, 5-в, 6-б, 7-в, 8-в
Приложение 2
Примерное содержание выступлений обучающихся
Первая группа. Биография А.С. Пушкина в картинах русских художников.
Отсчет творческой биографии Пушкина начинается с его лицейских лет.
Пушкин поступил в Царскосельский лицей в 1811 году.
Учителя поощряли литературное творчество, и стихи писали многие воспитанники, но первенство Пушкина признавали все.
Слайд 1
Картину “Пушкин на лицейском экзамене” И.Е. Репин написал в 1911 году, к столетию со дня открытия лицея. На ней изображен эпизод лицейского этапа жизни юного поэта – 8 января 1815 года. На экзамене присутствовал самый известный в то время поэт Гавриил Романович Державин. Пушкин прочитал тогда сочиненную им оду «Воспоминания в Царском Селе»:
Навис покров угрюмой нощи
На своде дремлющих небес;
В безмолвной тишине почили дол и рощи,
В седом тумане дальний лес…
Все были восхищены. Державин приподнимается. Он хочет расцеловать Пушкина – своего достойного преемника, восходящее "солнце русской поэзии". Об этом незабываемом дне благодарный поэт написал позже в романе "Евгений Онегин" такие строки:
Старик Державин нас заметил
И, в гроб сходя, благословил… -
Слайд 2
Из лицея Пушкин был выпущен в июне 1817 года в чине коллежского секретаря и определён в Коллегию иностранных дел. Он принимает участие в заседаниях «Арзамаса», вступает в члены литературно-театрального сообщества «Зелёная лампа». Он сблизился с самыми передовыми людьми своего времени. Его вольнолюбивые настроения особенно проявились в стихотворении “К Чаадаеву” 1818 года, которое написано в жанре дружеского послания.
Товарищ, верь: взойдет она,
Звезда пленительного счастья,
Россия вспрянет ото сна,
И на обломках самовластья
Напишут наши имена!
В 1820 году Александр I обвиняет Пушкина в том, что он “наводнил Россию возмутительными стихами”. Поэт был арестован и отправлен в южную ссылку. Начался новый этап в жизни Пушкина и романтический этап в его творчестве. В это время он увлекался творчеством Байрона и Шенье. Основной задачей его произведений стало отражение эмоционального состояния человека, раскрытие его внутренней жизни.
Слайд 3.
Перед нами картина Айвазовского, написанная совместно с И.Е. Репиным, "Пушкин у моря". На ней мы видим поэта, стоящего на скалистом берегу. Сняв шляпу, он обращается в последний раз к любимому морю:
Прощай, свободная стихия!
В последний раз предо мной
Ты катишь волны голубые
И блещешь гордою красой...
Море — символ природной и человеческой стихии. Для Пушкина это живое существо. Это «свободная стихия», символ человеческой жизни.
Слайд 4.
Картина «Пущин в гостях у Пушкина в Михайловском» написана художником Н.Н. Ге в 1893 году. Это новый этап в жизни Александра Сергеевича. В 1824 году полицией было вскрыто письмо Пушкина, где он писал об увлечении «атеистическими учениями». За это поэт был сослан в имение своей матери, Михайловское, и провёл там два года. Вместе с поэтом здесь только няня Арина Родионовна. Лишь однажды в имение приехал лучший друг Пушкина Иван Пущин. Он привёз подарок - комедию А.С. Грибоедова «Горе от ума».
После обеда няня подала им кофе, и Пушкин не удержался – начал читать комедию вслух. Возможно, на картине изображен именно этот момент. В стихотворении «19 октября» 1825 года Пушкин написал:
Поэта дом опальный,
О Пущин мой, ты первый посетил;
Ты усладил изгнанья день печальный,
Ты в день его Лицея превратил.
Друзьям больше не суждено было встретиться. За участие в восстании декабристов Пущин был сослан в Сибирь. В Михайловском Пушкин получил известие о событиях на Сенатской площади 14 декабря 1825 года и о следствии над участниками восстания, проводившемся новым царем Николаем I.
Слайд 5
В 1828 году, в ссылке, декабристка Александра Григорьевна Муравьева передала от А.С.Пушкина Ивану Пущину листок бумаги, на котором были написаны следующие строки:
Мой первый друг, мой друг бесценный!
И я судьбу благословил,
Когда мой двор уединенный,
Печальным снегом занесенный,
Твой колокольчик огласил…
В сентябре 1826 года Пушкин был вызван в Москву для разговора с царем. Беседа происходила с глазу на глаз. Поэту по возвращении из ссылки гарантировалось личное высочайшее покровительство и освобождение от обычной цензуры. В творчестве Пушкина возникает интерес к личности Петра I. Он становится героем начатого романа о прадеде поэта, Абраме Ганнибале, и новой поэмы «Полтава». Пушкин всё дальше уходит от романтизма, создавая произведения, которые потом будут названы реалистическими.
Слайд 6.
Весной 1829 года Пушкин получает согласие на брак с Натальей Николаевной Гончаровой. Ей он посвятил стихотворение «Мадонна»:
Исполнились мои желания. Творец
Тебя мне ниспослал, тебя, моя Мадонна,
Чистейшей прелести чистейший образец.
Слайд 7.
Летом 1830 года поэт приехал в Болдино, чтобы войти во владение имением. Там ему пришлось пробыть не месяц, как он собирался, а целых три: началась эпидемия холеры.
Картина Аркадия Александровича Пластова «Пушкин в Болдине». Подписью к этой картине могут стать слова самого Пушкина. В письме к Плетнёву он делится первыми впечатлениями: «Ах, мой милый! что за прелесть здешняя деревня! вообрази: степь да степь; соседей ни души; езди верхом сколько душе угодно, пиши дома сколько вздумается, никто не помешает. Уж я тебе наготовлю всячины, и прозы, и стихов».
Слайд 8.
На рисунке Кузьмина изображен момент творчества поэта. Болдинская осень стала одним из самых плодотворных периодов творческой жизни Пушкина. Он закончил роман “Евгений Онегин”, написал “Повести Белкина”, “Историю села Горюхина”, “Маленькие трагедии”, “Домик в Коломне” и многие другие произведения.
Слайд 9.
Картина «А.С. Пушкин с женой на придворном балу» написана Н.П. Ульяновым в 1936 году. На ней изображен поэт со своей женой Натальей Гончаровой. Женившись на такой красавице, А.С.Пушкин стал объектом интриг и сплетен высшего света.
1834 год стал переломным в жизни Пушкина. Он был пожалован в камер-юнкеры. Придворное звание оскорбило Пушкина: обычно такие звания давались юношам, а Пушкин был уже не молод. В свете поползли слухи, будто поэт заискивает перед Николаем I.
Светское общество не могло простить поэту его гениальности. Зимой 1836 завистники и враги Пушкина из высшей петербургской знати пустили в ход клевету на его жену, связывая ее имя с именем царя, а затем и с именем барона Дантеса, нагло ухаживавшего за Натальей Николаевной. Чтобы защитить свою честь, Пушкин вызвал Дантеса на дуэль, которая состоялась 27 января (8 февраля по новому стилю) 1837 года на Черной речке.
Слайд 10.
Картина “Дуэль Пушкина с Дантесом” написана художником А.А. Наумовым в 1885 году. Секунданты, лицейский товарищ Пушкина Данзас и д,Аширак, поднимают с земли раненого поэта. С ненавистью глядят они вслед Дантесу.
10 февраля (29 января) 1837 года Пушкина не стало. Но после его смерти начался отсчет векам бессмертия великого поэта.
Вторая группа. У портрета Пушкина.
Слайд 1
Сохранилось несколько портретов Пушкина, написанных при его жизни в разные периоды. Портреты Тропинина и Кипренского – лучшие пушкинские изображения. У Тропинина Пушкин - это человек, овеянный славой, величественный, романтический. Кипренский придает лицу поэта выражение ранимости, готовности на всё искренне, сердечно отозваться. Это образ поэта, увиденного через его поэзию. Пушкину нравился этот портрет, но он тоже воспринимал его как свой поэтический облик. В послании Кипренскому он писал:
Себя как в зеркале я вижу,
Но это зеркало мне льстит…
Художник увековечил поэта, и поэт хорошо понимает, что бессмертный лик – это лик его бессмертной поэзии.
Слайд 2
Насчет своей внешности Пушкин не очень обольщался, что видно уже по многочисленным автопортретам на страницах его рукописей. Самое известное его изображение - автопортрет 1829 года. Пушкин не стремится приукрасить своё лицо. Он знает, что не обладает внешней красотой, и даже иронизирует над этим в своих текстах. Неотразимое обаяние лицу придают ум, одухотворённость, непосредственность.
Кроме портретов на бумаге и холсте, есть множество словесных портретов поэта, оставленных нам его современниками, часто противоположных. Одним он виделся прекрасным, другим совершенно непривлекательным. «Лицо его было выразительно, конечно, но некоторая злость, насмешливость затмевали тот ум, который виден был в голубых или, лучше сказать, стеклянных глазах его», - так говорила о поэте Аннет Оленина, чуть не ставшая невестой Пушкина.
А вот Екатерина Смирнова увидела Пушкина другим: «Он был очень красив, рот у него был очень прелестный, с тонко и красиво очерченными губами и чудесные голубые глаза».
Ближе всех к истине была Нащёкина, жена друга поэта: «Я видела много его портретов, но ни один из них не передал и сотой доли духовной красоты его облика – особенно его удивительных глаз. Это были особые, поэтические глаза, в которых отражались бездна дум и ощущений».
Многие поэты в стихотворениях рисуют свой образ Пушкина.
Слайд 3
Поэтесса ХХ века Анна Андреевна Ахматова боготворила Пушкина. В стихотворении “Смуглый отрок бродил по аллеям…”, написанном в 1911 году, она отразила свое восприятие великого поэта – это и живой человек, и великий русский гений, память о котором дорога каждому.
Смуглый отрок бродил по аллеям,
У озерных грустил берегов,
И столетие мы лелеем
Еле слышный шелест шагов.
Иглы сосен густо и колко
Устилают низкие пни...
Здесь лежала его треуголка
И растрепанный том Парни.
Слайд 4.
Совсем другим предстает Пушкин в стихотворении поэта ХХ века Владимира Маяковского «Юбилейное». Маяковский видит в Пушкине гения, но не считает его недостижимым идеалом, находит в своем характере и характере Пушкина общие черты, разговаривает с великим поэтом по-товарищески
Я люблю вас, но живого, а не мумию.
Навели
хрестоматийный глянец.
Вы, по-моему,
при жизни -
думаю-
тоже бушевали.
Африканец!
Слайд 5.
В стихотворении поэтессы ХХ века Бэлы Ахмадулиной «Отрывок из маленькой поэмы о Пушкине» мы видим его как поэта-африканца с неукротимым «африканским» характером.
Каков?— Таков: как в Африке, курчав
и рус, как здесь, где вы и я, где север.
Когда влюблен — опасен, зол в речах.
Когда весна — хмур, нездоров, рассеян.
Ужасен, если оскорблен. Ревнив.
Рожден в Москве. Истоки крови — родом
из чуждых пекл, где закипает Нил.
Пульс — бешеный. Куда там нильским водам!
Слайд 6.
Что может нам помочь представить себе Пушкина как личность? Он сам, его эпиграммы, шутки, остроты.
1. Сидит как-то поэт в доме обер-прокурора. Огромный кот лежит возле него на кушетке. Пушкин его гладит, кот мурлычет от удовольствия. А хозяйка дома пристает с просьбой сказать экспромт. Молодой поэт, как бы не слушая её, обращается к коту:
- Кот-Васька плут, кот-Васька вор,
Ну, словно обер-прокурор.
2. Пушкин особенно не любил людей самодовольных, кичливых, заносчивых. Кто-то, желая смутить поэта, спросил его в обществе:
- Какое сходство между мною и солнцем?
- Ни на вас, ни на солнце нельзя взглянуть не поморщившись, - быстро ответил Пушкин.
Подшучивал Пушкин и над самим собой.
Моя эпитафия.
Здесь Пушкин погребён; он с музой молодою,
С любовью, леностью провел веселый век;
Не делал доброго, однако ж был душою,
Ей-богу, добрый человек.
Серьезно же поэт описал свой портрет так:
Я не зол, никому не желаю дурного;
Я не изменник, не лгун; я вспыльчив, но не злопамятен и не завистник. Я искренен и умею любить своих друзей и быть верным, но у меня колкий язык.
Наверное, это самый точный портрет Пушкина.
Третья группа. Памятники А.С. Пушкину как мировое признание.
Слайд 1.
В 1875 году был проведен конкурс на лучший проект монумента, по его итогам победу одержал скульптор Александр Михайлович Опекушин. 6 июня 1880 года состоялось открытие памятника Пушкину, где свою знаменитую речь произнес Федор Михайлович Достоевский. Бронзовая фигура на Тверском бульваре была первым в мире памятником А.С.Пушкину. Пьедестал украшают строки из пушкинского стихотворения «Памятник»:
Я памятник себе воздвиг нерукотворный,
К нему не зарастет народная тропа,
Вознесся выше он главою непокорной
Александрийского столпа.
Слайд 2.
В ХХ веке фамилия А.С.Пушкина была внесена в список лиц, чье имя должно быть увековечено в первую очередь.
В 1937 году, в год 100-летия со дня смерти А.С.Пушкина, сразу в нескольких городах и селах нашей страны были отмечены места, связанные с жизнью поэта. Появился обелиск у Черной речки в Ленинграде (сейчас Санкт-Петербург) на месте дуэли Пушкина и Дантеса, памятник в селе Каменка на Украине в усадьбе Давыдова, где поэт встречался с декабристами; памятник в Полтаве; в Одессе памятник Пушкину стоит прямо на тротуаре напротив дома, где жил поэт; в Москве на Арбате есть памятник А.С. Пушкину и Н.Н. Гончаровой.
Слайд 3.
6 июня 1999 года, в Воронеже к 200-летию поэта был установлен памятный знак – Ротонда, напоминающая, что по этой земле проезжал когда-то на юг А.С.Пушкин. На памятнике запечатлены слова: «И долго буду тем любезен я народу, что чувства добрые я лирой пробуждал». В других городах также есть Ротонды, некоторые из них посвящены А.С. Пушкину и Н.Н. Гончаровой.
Еще один памятник А.С. Пушкину в Воронежской области установлен в городе Острогожске в 1947 году, скульптор бюста - Е.Ф. Белашова.
Слайд 4.
Памятники, посвященные А.С.Пушкину, есть в разных странах мира: в Италии, Румынии, в Германии, Китае, Египте, Черногории.
Приложение 3
Раздаточный материал
Таблица «Жизнь и творчество Пушкина».
Период |
Годы |
Особенности творчества |
Детство поэта |
1799-1811 |
|
Лицей |
1811-1817 |
|
Петербург |
1817-1820 |
|
Южная ссылка |
1820-1824 |
|
Михайловское |
1824-1826 |
|
После ссылки |
1826-1830 |
|
Болдинская осень |
1830 |
|
Петербург |
1831-1833 |
|
Последние годы жизни |
1834-1837 |
|
Оценочный лист
№ |
Ф.И |
Оформление |
Грамотность |
Соответствие теме |
Проработка материала |
Баллы |
Оценка |
1
|
|
|
|
|
|
|
|
2
|
|
|
|
|
|
|
|
20-18 - «5», 17-14 – «4», 13-10 - «3»