Автор: Морозова Вера Ивановна
Страна: Российская Федерация
Город: Домодедово
Организация: ЧОУ Православная классическая гимназия им. преподобного Серафима Саровского
Проект: Вне проекта

Особенности подготовки к ЕГЭ в 10-11 классах средней школы

 

Современное образование как в целом, так и в переосмыслении функций учебного предмета "Русский язык"ориентировано на многостороннее развитие личности, школьника, его способности и готовности к дальнейшему саморазвитию. 

Комплексный характер экзаменационной работы по русскому языку позволяет проверить разные стороны подготовки экзаменуемых. Содержание экзаменационной работы охватывает учебный материал всех разделов русского языка. Как показывает практика, достаточно высокий уровень сдачи ЕГЭ большинством выпускников позволяет учителю совершенствовать методику преподавания.

Базовый уровень рабочей программы СОО предполагает повторение и углубление знаний  всех уровней языка, овладение обучающимися орфоэпическими, лексическими, грамматическими(морфологическими и синтаксическими), пунктуационными, а также текстовыми нормами.

Рассмотрим некоторые задания, в которых чаще всего допускаются неверные ответы. 

Как правило, трудности вызывают орфоэпические ошибки. Они обусловлены практикой подмены изучения звуковой стороны речи работой по орфографии. Так происходит смешение экзаменуемыми звуков и букв в фонетическом анализе как целого слова, так и его составляющих, то есть, выпускники часто анализируют не звуки, опираясь на законы устной речи, а буквы, которые их изображают в письменной речи. Так, например, некоторые участники экзамена при выполнении задания 4 считают нормативным ударение позвОним (правильно позвонИм) именно потому, что слово правильно написано.

Также экзаменуемые встречаются со сложностями при определении лексических норм. При выполнении заданий 5 и 6 обучающиеся должны увидеть  отступление от языковой нормы, найти ошибку. А задание 2 нацелено на проверку умения среди предложенных вариантов ответа найти правильные варианты. Кроме этого, задание 24 предполагает поисковую работу с макротекстом. Понятно, чтобы справиться с заданиями по лексике, экзаменующемуся нужно иметь достаточно большой словарный запас, уметь правильно  употреблять слова, с учетом их лексического значения.

Следует обратить внимание на ошибки, связанные с употреблением паронимов (задание 5). Их причины объясняются многозначностью аффиксов (приставок и суффиксов) в русском языке, различной сочетаемостью слов. Так, нередко тестируемые смешивают паронимы: представить и предоставить, дружеский и дружественный великий и величественный и другие. К сожалению, это задание показывает узость словарного запаса экзаменуемых.

Для выполнения лексических заданий 2,5,6, а также 24, которое контролирует умения находить в тексте и квалифицировать (например, с точки зрения происхождения, сферы употребления) различные лексические единицы (слова, фразеологизмы), необходимо включать в ежеурочные тренинги материал на нахождение фразеологизмов Особое затруднение у зкзаменующихся вызывают фразеологизмы, встречающиеся в повседневной речи и поэтому не воспринимаемые ими как устойчивые сочетания. Например: делать своё дело, первым делом, на вашу долю, даст силы.

Следует также обратить внимание на недостаточность овладения экзаменующимися морфологическими нормами. Так, при выполнении 7 задания отмечаются ошибки, связанные с отсутствием систематизированных знаний о нормах формообразования имён существительных, прилагательных, числительных, а также местоимений и глаголов.  Экзаменуемые часто ошибаются при образовании правильной формы слов:"яблоко", "ботинки", " стричь", "класть" . Часто ошибки связаны с морфологией разговорной речи. В качестве примера можно взять глагол"ехать": едь, ехай, ездить, ездить.

При изучении морфологии следует обратить внимание на то, что обучающиеся допускают следующие грамматические ошибки:считают правильными плеонастические формы сравнительной и превосходной степеней (более умнее, более красивее, самый высочайший); не замечают ошибок в падежных формах имён существительных (свежие торта, сколько время, без лейтенантских погонов); пропускают ошибочные формы глаголов повелительного наклонения(положительные, ляжет), настоящего времени с отсутствующим чередованием согласных в корне(жгется, сожгешь), прошедшего времени с избыточным суффиксом(задохнулась, замерзнут) ; неправильно образуют деепричастия (делав, залазя); не считают ошибочными случаи неправильного склонения количественных числительных(пятистах фотографий, с девяносто страницами). 

При изучении синтаксиса следует отрабатывать уровень владения синтаксическими нормами, так как наибольшую сложность на экзамене вызывает 8 задание, в котором нужно распознать  различные виды грамматических ошибок. Так, например, ошибки в предложении с косвенной речью экзаменуемые квалифицируют как нарушение связи между  подлежащим и сказуемым (Всех писателей обычно спрашивают, над чем вы сейчас работаете), а ошибки в предложении с однородными членами - как неправильное построение предложения с деепричастным оборотом. Также  предложения с не согласованным приложением считают неправильно построенным предложением с однородными членами. Вызывают трудность в определении ошибок и предложения с причастным оборотом и в сложных предложениях.

Базовый уровень рабочей программы СОО предполагает повторение и углубление знаний  всех уровней языка, овладение обучающимися орфоэпическими, лексическими, грамматическими(морфологическими и синтаксическими), пунктуационными, а также текстовыми нормами.

Рассмотрим некоторые задания, в которых чаще всего допускаются неверные ответы. 

Как правило, трудности вызывают орфоэпические ошибки. Они обусловлены практикой подмены изучения звуковой стороны речи работой по орфографии. Так происходит смешение экзаменуемыми звуков и букв в фонетическом анализе как целого слова, так и его составляющих, то есть, выпускники часто анализируют не звуки, опираясь на законы устной речи, а буквы, которые их изображают в письменной речи. Так, например, некоторые участники экзамена при выполнении задания 4 считают нормативным ударение позвОним (правильно позвонИм) именно потому, что слово правильно написано.

Также экзаменуемые встречаются со сложностями при определении лексических норм. При выполнении заданий 5 и 6 обучающиеся должны увидеть  отступление от языковой нормы, найти ошибку. А задание 2 нацелено на проверку умения среди предложенных вариантов ответа найти правильные варианты. Кроме этого, задание 24 предполагает поисковую работу с макротекстом. Понятно, чтобы справиться с заданиями по лексике, экзаменующемуся нужно иметь достаточно большой словарный запас, уметь правильно  употреблять слова, с учетом их лексического значения.

Следует обратить внимание на ошибки, связанные с употреблением паронимов (задание 5). Их причины объясняются многозначностью аффиксов (приставок и суффиксов) в русском языке, различной сочетаемостью слов. Так, нередко тестируемые смешивают паронимы: представить и предоставить, дружеский и дружественный великий и величественный и другие. К сожалению, это задание показывает узость словарного запаса экзаменуемых.

При изучении морфологии следует обратить внимание на то, что обучающиеся допускают следующие грамматические ошибки:считают правильными плеонастические формы сравнительной и превосходной степеней (более умнее, более красивее, самый высочайший); не замечают ошибок в падежных формах имён существительных (свежие торта, сколько время, без лейтенантских погонов); пропускают ошибочные формы глаголов повелительного наклонения(положительные, ляжет), настоящего времени с отсутствующим чередованием согласных в корне(жгется, сожгешь), прошедшего времени с избыточным суффиксом(задохнулась, замерзнут) ; неправильно образуют деепричастия (делав, залазя); не считают ошибочными случаи неправильного склонения количественных числительных(пятистах фотографий, с девяносто страницами). 

При изучении синтаксиса следует отрабатывать уровень владения синтаксическими нормами, так как наибольшую сложность на экзамене вызывает 8 задание, в котором нужно распознать  различные виды грамматических ошибок. Так, например, ошибки в предложении с косвенной речью экзаменуемые квалифицируют как нарушение связи между  подлежащим и сказуемым (Всех писателей обычно спрашивают, над чем вы сейчас работаете), а ошибки в предложении с однородными членами - как неправильное построение предложения с деепричастным оборотом. Также  предложения с не согласованным приложением считают неправильно построенным предложением с однородными членами. Вызывают трудность в определении ошибок и предложения с причастным оборотом и в сложных предложениях.

Несмотря на то, что современная школа располагает достаточно высоким уровнем методического сопровождения изучения орфографических правил, уровень сформированнности базовых орфографических умений, показываемых на экзамене, довольно низок. Как показывает статистика, одной из сложных орфограмм для обучающихся является орфограмма "Безударная гласная в корне слова".(Задание 9)Часто это происходит оттого, что ученик не может отличить корень с чередованием от корней с проверяемыми гласными(блистать проверяют блеск). 

Самыми частыми орфогафическими ошибками являются:

  • написание гласных в безударных личных окончаниях глаголов, суффиксах причастий(строЯтся, борЮтся, борЮщийся, строЯщийся);
  • одна и две Н в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных
  • правописание приставок на -з(-с) ;
  • правописание приставок пре-, при-;
  • правописание суффиксов различных частей речи;

Раздел пунктуация может быть успешно усвоен обучающимися в случае, если они видят строение сложного предложения, предложения с причастными, деепричастными оборотами, однородными членами, вводными конструкциями, обращениями.

Таким образом, постоянно проводя мониторинг экзаменационных работ, обращая внимание на типичные ошибки в представленных в них разделах языка,  учитель сможет продуктивно построить обучение на уроках, используя различные современные методики подачи материала.

11 Мне нравится
Поделиться:
 

Оставить комментарий