Автор: Дунаева Наталья Леонидовна
Страна: Российская Федерация
Город: г. Бор
Организация: МАУ ДО ЦДЮТЭ
Проект: Вне проекта

ДООП "Эколята"

 

 

 

Управление образования и молодежной политики

Администрации городского округа город Бор

Нижегородской области

 

 

 

 

Принята на заседании                                         Утверждаю

педагогического совета                                                 Директор _____________

От «___» __________ 202_ г.                                            ___________      /ФИО/

Протокол № __                                                    «__» ___________ 202_ г.

 

 

 

 

 

 

 

 

Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа

________________________________ направленности

«______________________________»

(уровень:……….)

 

Возраст обучающихся: ____________

Срок реализации: __________год/ лет__

 

 

 

 

 

 

Автор-составитель:

Дунаева Наталья Леонидовна

Методист, педагог ДО

 

 

 

 

 

Г.Бор

202_ г. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

печать на лист

 

 

 

 

ЛИСТ ИЗМЕНЕНИЙ:

  1. Учебный план
  2. Календарно-учебный график
  3. Воспитательный компонент

 

 

Содержание

 

 

  1. Пояснительная записка______________________________ 4-12 стр.
  2. Учебный план _____________________________________  13 стр.
  3. Содержание программы _____________________________ 14-17 стр.

Комплекс организационно-педагогических условий

  1. Календарный учебный график ________________________ 18 стр.
  2. Формы контроля, аттестации__________________________ 18 стр.
  3. Оценочные материалы _______________________________ 19-23 стр.
  4. Методическое обеспечение ___________________________ 24 стр.

Воспитательный компонент

  1. Цель, задачи, целевые ориентиры воспитания._____________ 26-27 стр.
  2. Формы и методы воспитания. ___________________________27-28 стр.
  3.  Условия воспитания, анализ результатов. _________________ 28-29 стр.
  4.  Календарный план воспитательной работы ________________ 29-30 стр.

Условия реализации программы

  1.  Кадровое обеспечение________________________________ 31 стр.
  2.  Материально-техническое обеспечение_________________  31 стр.
  3.  Информационное обеспечение (Список литературы) _____ 31-32 стр.

 

Пояснительная записка

Любовь к природе – великое чувство. Оно помогает человеку стать великодушнее, справедливее, ответственнее. Любить и беречь природу может тот, кто ее знает, изучает, понимает.

Детям свойственна доброта и любознательность, но не хватает опыта и знаний, поэтому главная задача экологического образования – формирование у детей экологической культуры, ответственного отношения к природе, понимания неразрывной связи человеческого общества и природы,

включающего систему экологических знаний, умений и мышления.

Программа «Эколята» составлена для учащихся 7-10 лет и рассчитана на 1год. Наполняемость – 15 человек. Программа ознакомительного уровня. Направленность программы – естественнонаучная.

Нормативно-правовые документы, в соответствии с которыми разработана программа:

- Концепцией развития дополнительного образования детей до 2030 года (распоряжение Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 г. № 678-р);

- Закон "Об образовании в Российской Федерации" (29 декабря 2012 года №273-ФЗ);

- Концепция развития дополнительного образования детей (распоряжение Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 г.  № 678-р);

- СанПиН 2.4.3648-20 Постановление № 28 от 28.09.2020;

- Указ Президента РФ от 29 мая 2017 года № 240 "Об объявлении в Российской Федерации десятилетия детства";

- Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 года № 996-р;

- Приоритетный проект "Доступное дополнительное образование для детей";

- Приказ от 09 ноября 2018 № 196 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным образовательным программам»

- Локальные акты МАУ ДО ЦДЮТЭ

При создании программы использовались материалы программы кружка «Юный эколог» 1-4 классы. Авторы-составители Ю.Н. Александрова, Л.Д. Ласкина, Н.В. Николаева. – Волгоград: Учитель, 2010. – 331с

Предлагаемая программа направлена на развитие экологического образования. Основной отличительной особенностью программы «Эколята» является то, что начинается формирование у учащихся представлений об экологии как комплексной науке о живых организмах (в том числе и о человеке) и о среде их обитания. Программа последовательно вводит основные экологические понятия, углубляет и конкретизирует их.

Актуальность программы. Одной из ведущих задач экологического образования в настоящее время стало развитие ответственного отношения к окружающей среде и к своему здоровью. Для решения данной задачи требуется не только передача обучающимся теоретических знаний, но обязательно выявление личностного смысла в получении знаний и превращение знаний в средство для становления духовно-ценностных основ развивающейся личности, а затем и вовлечение в практическую деятельность. В ходе такой деятельности обучающиеся должны овладеть умениями и навыками поведения в природе, научиться оценивать состояние природной среды, ближайшего окружения, а также помещений, где они учатся и живут; изучать как разные компоненты могут влиять на состояние здоровья человека. Практическая направленность реализуется в разнообразных формах экскурсиях, практических работах, проектной и исследовательской деятельности.

Новизна программы. Программа предусматривает возможность организации учебного процесса с использованием компетентностного подхода. В комплексе сфер компетенций основной системообразующей является сфера выработки умений и навыков работы с информацией от узнавания до выявления к ней личностного к ней отношения. Работа с информацией обеспечивает совершенствование навыков чтения текстов и письма. Данная последовательность реализуется в течение учебного года при условии прохождения каждого шага в обычной дидактической триаде: усвоение, усовершенствование, закрепление. Для формирования каждого умения предполагается серия вопросов и заданий на трех уровнях: воспроизведения, частично-поисковом и творческом.

Педагогическая целесообразность

Не каждый из них станет защитником природы, но каждый в состоянии научиться понимать истинную красоту и пользу природы, которая преображает душу, делает ее доброй, отзывчивой, возвышенной и творческой.

 Программа основана на развитии  интереса  к познаниям в экологии, потребности в изучении живой и неживой природы,  любознательности, смекалки,    сообразительности детей, развитии логического мышления детей. У детей развиваются личностные качества, такие как терпение, трудолюбие, самостоятельность, любовь к природе, сострадание, наблюдательность.

         Невозможно добиться высоких результатов, не приложив трудолюбия, терпения. Наблюдая за растениями или животными, ухаживая за ними, учащиеся  радуются  своим успехам, испытывая восторг и чувство собственного достоинства за то, что они помогли сохранить погибающее растение, или не дали умереть птицам в зимний период времени. Конкретный результат вызывает чувство радости, удовлетворения. Задача педагога – в доступной форме дать начальные знания основ экологии, раскрыть интеллектуальные возможности ребенка.

           Предлагаемые в программе виды деятельности являются целесообразными для детей  7-10 лет, так как учтены психологические особенности их возраста, уровень умений и навыков учащихся,  а содержание отображает познавательный интерес данного возраста.

  Не каждый из них станет защитником природы, но каждый в состоянии научиться понимать истинную красоту и пользу природы, которая преображает душу, делает ее доброй, отзывчивой, возвышенной и творческой.

Цель программы: формирование осознанного отношения детей к природе, экологической культуры, любви к природе родного края.

Задачи программы:

Обучающие задачи:

  1. Научить видеть и понимать красоту живой природы;
  2. Сформировать навыки экологически грамотного и безопасного поведения;
  3. Расширить знания по зоологии, познакомить детей с условиями жизни животных в естественных условиях и в уголке живой природы, с

охраняемыми животными, вошедшими в красную книгу;

  1. Познакомить детей с окружающим растительным миром, ролью растений в жизни людей, с разнообразием цветочно-декоративных растений занесенными в красную книгу;
  2. Познакомить детей с существующими в природе взаимосвязями растений, животных и человека;
  3. Познакомить детей с технологией изготовления поделок из природного материала.

Развивающие задачи:

  1. Развивать потребности общения с природой;
  2. Развивать эмоционально доброжелательное отношение к растениям и животным, нравственные и эстетические чувства;
  3. Развитие умения воспринимать окружающий мир посредством органов чувств и познавательного интереса;
  4. Развивать умения и навыки правильного взаимодействия с природой. Воспитательные задачи:
  1. Воспитать в ребенке лучшие духовно-нравственные качества: любовь к людям и природе, стремление к добрым поступкам, чистым помыслам и чувствам;

 

  1. Воспитывать у детей ответственное отношение к окружающей среде;
  2. Воспитывать у детей своевременное, аккуратное и тщательное выполнение и соблюдение всех правил ТБ в кружке.

 

Ценностными ориентирами содержания данной программы в начальной школе являются:

    • развитие у учащихся эстетического восприятия окружающего мира;
    • формирование представлений о природе как универсальной ценности;
    • изучение народных традиций, отражающих отношение местного населения к природе; развитие умений, связанных с изучением окружающей среды;
    • развитие устойчивого познавательного интереса к окружающему миру природы;
    • развитие представлений о различных методах познания природы (искусство как метод познания, научные методы);
    • формирование элементарных умений, связанных с выполнением учебного исследования;
    • вовлечение учащихся в реальную деятельность по изучению и сохранению ближайшего природного окружения.

Организация деятельности по данной программе создаст условия для достижения следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.

 

Планируемые результаты освоения, обучающимися дополнительной общеобразовательной общеобразвивающейпрограммы.

Предметные результаты:

  • различать и приводить примеры объектов живой и неживой природы;
  • называть характерные признаки времен года;
  • различать, называть и приводить примеры культурных и дикорастущих растений, диких и домашних животных;
  • называть некоторые отличительные признаки основных групп животных (насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери);
  • ухаживать и размножать комнатные растения;
  • интерес к познанию мира природы;
  • потребность к осуществлению экологически сообразных поступков;
  • осознание места и роли человека в биосфере;
  • преобладание мотивации гармоничного взаимодействия с природой с точки зрения экологической допустимости.

Личностные результаты:

  • понимание необходимости заботливого и уважительного отношения к окружающей среде;
  • ориентация на выполнение основных правил безопасного поведения в природе;
  • принятие обучающимися правил здорового образа жизни;
  • развитие морально-этического сознания.

Метапредметные результаты:

Регулятивные:

  • понимать своё продвижение в овладении содержанием курса;
  • замечать и исправлять свои ошибки во время изучения данной программы.

Познавательные:

  • овладение начальными формами исследовательской деятельности;
  • понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем;
  • называть и различать окружающие предметы и их признаки; осуществлять поиск информации при выполнении заданий,
  • сравнивать объекты, выделяя сходство и различия;
  • устанавливать правильную последовательность событий;
  • группировать различные предметы по заданному признаку.

 

Коммуникативные:

  • участвовать в диалоге при выполнении заданий;
  • осуществлять взаимопроверку при работе в парах;
  • формирование коммуникативных навыков.

Содержание программы реализуется через создание на занятиях проблемных ситуаций, ситуации оценки и прогнозирования последствий поведения человека, ситуации свободного выбора поступка по отношению к природе.

Практическая направленность курса осуществляется через творческие задания, игровые задания, практикумы и опытническую работу.

Данная программа способствует формированию ценностных ориентиров учащихся, развитию ценностно-смысловой сферы личности на основе общечеловеческих принципов нравственности и гуманизма, развитию широких познавательных интересов и творчества.

В результате реализации программы обучающиеся должны:

 

    • Приобрести знания о принятых нормах отношения к природе;
    • Овладеть основными экологическими терминами;
    • Вести наблюдения в природе и в классе под руководством педагога;
    • Научиться делать заключение на основе наблюдений;
    • Уметь работать индивидуально и в группе;
    • Быть способными отстаивать свою точку зрения;
    • Выполнять правила поведения в природе;
    • Уметь осуществлять уход за комнатными растениями;
    • Самостоятельно осуществлять простейшие операции по посадке и посеву полезных растений;
    • Осознавать связь между состоянием природы и здоровьем человека;
    • Уметь изготовлять экологические памятки.

Режим занятий:

1 год обучения – 2 занятия по 2академических часа;

Форма проведения занятий:

Программа предусматривает проведение индивидуальных занятий и консультаций с участниками объединения. Она основана на сочетании в каждом занятии, по каждой теме теоретических и практических форм работы таким образом, чтобы они дополняли и обогащали друг друга. При обучении необходимо использовать наглядные материалы: ТСО (в том числе – компьютерные презентации, видеофильмы), цифровое оборудование, бинокли, таблицы, графики, карты и схемы, плакаты, макеты, и лабораторное оборудование.

Практические занятия можно проводить как на местности, так и в помещении, в зависимости от темы занятия, времени года.

Теоретические занятия могут проходить с применением дистанционных образовательных технологий, посредством Skype, Zoom, Viber. Посредством группы ВКонтакте и беседы в Вайбере, публикуется материал для домашнего изучения, а также предоставляется родителям для совместного просмотра и изучения с обучающимися. Через мессенджеры проводятся опросы и обсуждения с родителями, размещаются обучающие материалы по темам и видеозаписи.

Педагог имеет возможность с учетом местных традиций и личных наклонностей, исходя из времени года и погодно - климатических условий, самостоятельно распределять последовательность изучения тем программы. Занятия можно проводить с полным составом объединения, но по мере роста опыта детей следует делать больший упор на групповые и индивидуальные занятия, особенно на том этапе обучения, когда начинаются проектно- исследовательские работы. При решении педагогом вопросов, связанных с индивидуальными заданиями для учащихся, необходима их строгая дифференциация и индивидуализация.

Эта программа рассчитана на один год обучения учащихся, но в случае необходимости может быть использована в течение более длительного срока. После прохождения однолетнего цикла педагог может расширить и дополнить программу, исходя из своего опыта, специализации, интересов и навыков детей.

Форма подведения итогов реализации программы:

Промежуточная аттестация проходит 2 раза в год: в форме тестирования.

 

Учебный план

дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы

«Эколята»

 

 

 

Модуль

Часы

Промежуточная аттестация

Форма промежуточной аттестации

1.

Модуль 1 полугодия

66

2

Зачёт

2.

Модуль 2 полугодия

74

2

Зачёт

 

Итого

140

4

 

 

Всего

144 часов

 

 

Содержание программы

Рабочая программа модулей 1 и 2 полугодия

 

Задачи:

1.Формировать систему знаний об экологических проблемах и пути их решения;

2.Обучить овладению методами практической работы экологической направленности;

  1. Обучить методам самостоятельного поиска, систематизации, обобщения научной информации современности;
  2. Развить систему интеллектуальных и практических умений по изучению,  оцениванию  состояния и улучшения окружающей среды своей местности ;
  3. Развить стремление к активной деятельности по охране окружающей среды
  4. Формировать у детей формирование  мотивов,  потребностей  и привычек экологически целесообразного поведения  и деятельности;
  5.  Воспитание экологической  культуры, которая поможет учащимся жить в гармонии с окружающей средой и убережёт их от разрушительных для экосистем действий;
  6. Пропаганда здорового образа жизни

9.Воспитывать терпение, волю, усидчивость, трудолюбие, аккуратность

 

Ожидаемый результат

                       К концу 1 и 2 модуля обучения ученик научится:

- эмоционально - ценностно относиться к природе, человеку, обществу;

- проводить фенологические наблюдения, вести их учёт;

- использовать естественно - научные и художественные тексты с целью поиска и извлечения 

  познавательной информации, ответов на вопросы, объяснений, создания собственных

  устных высказываний;

- использовать различные справочные материалы для поиска необходимой информации;

- обнаруживать взаимосвязи между живой и неживой природой, взаимосвязи в живой

  природе, использовать их для объяснения необходимости бережного отношения к природе;

- воспринимать и эмоционально оценивать шедевры искусства, изображающие природу;

- выполнять правила безопасного поведения в природе, оказывать первую помощь при

  несложных несчастных случаях;

- владеть основными экологическими понятиями.

 

 

   13

 

Учебно- тематическое планирование

 

Тема занятия

Теор.

Практ.

Кол-во часов

1

Вводное занятие

2

0

2

 

Экология растений и животных

 

 

32

2

Дикие животные

2

2

4

3

Домашние животные

2

2

4

4

Птицы

2

2

4

5

Растения

2

2

4

6

Домашние растения

2

2

4

7

Красная книга Нижегородской области (животные)

2

2

4

8

Красная книга Нижегородской области (растения)

2

2

4

9

Эти забавные животные (игра)

2

2

4

 

Солнце воздух и вода – наши лучшие друзья

 

 

40

10

Солнце – источник света

2

2

4

11

Влияние света на организм человека

2

2

4

12

Воздух

2

2

4

13

Практическое занятие по влажной уборке

2

2

4

14

Вода в природе

2

2

4

15

Вода в моём доме

2

2

4

16

Вода в жизни растений и животных

2

2

4

17

Чтение рассказов о воде (практическое занятие)

2

2

4

18

Экологические проблемы

2

2

4

19

Игра

2

2

4

 

Я и мой дом

 

 

66

20

Мой дом, дом моей мечты

2

2

4

21

Дом, где мы живём

2

2

4

22

Практическое занятие «Изготовление кормушек для птиц»

2

2

4

 

                                                                                                                                         14

 

23

Моя семья

2

2

4

24

Соседи - жильцы

2

2

4

25

Мой класс

2

2

4

26

Практическое занятие создание уюта в комнате

2

2

4

27

Рассказы и стихи о семье

2

2

4

28

Комнатные растения и уход за ними

2

2

4

29

Гигиена класса

2

2

4

30

Практическое занятие

2

2

4

31

Бытовые приборы в квартире

2

2

4

32

Наша одежда и обувь

2

2

4

33

Русская народная одежда

2

2

4

34

Практическое занятие весенние работы

2

8

10

35-

36

Аттестация

 

 

4

 

Итого часов

 

 

144

 

Содержание модуля 1 и 2 полугодия

 

ВВЕДЕНИЕ

Тема 1. Вводное занятие: Что такое Экология?

Знакомство с программой работы кружка, правилами 1 поведения при проведении практических работ. Выясняем, что такое экология. Экология - наука, изучающая собственный дом человека, дом растений и животных в природе, жизнь нашего общего дома - планеты Земля. Простейшая

классификация экологических связей: связи между неживой и живой природой; связи внутри живой природы на примере дубового леса (между растениями и животными, между различными животными); связи между природой и человеком. Разъяснение значения экологии на основе анализа примеров.

Раздел 1. «Экология растений и животных» Тема 2. «Дикие животные»

 

Разгадывание загадок, рассказ педагога(матер. из энциклопедии).

Практическая работа «знакомство с народными приметами и пословицами».

Тема 3. Домашние животные

Рассказ педагога о домашних животных, разгадывание загадок, ребусов. Работа в группах «нарисуй животное»

Тема 4. Птицы

Разгадывание ребусов, материал из энциклопедии. Практическая работа в группах - «Раскрась».

Тема 5. Растения

Разгадывание загадок, рассказ учителя (материал из энциклопедии).

Тема 6. Домашние растения

Показ презентации и практическая работа – «нарисуй домашний цветок»

Тема 7. Красная книга Нижегородской области (животные)

Показ презентации и практическая работа – кроссворд

Тема 8. Красная книга Нижегородской области (растения)

Показ презентации и работа по карточкам Тема 9. Игра «Эти забавные животные» Игра для закрепления изученного

Раздел 2. «Солнце воздух и вода - наши лучшие друзья» Тема 10. Солнце источник света

Рассказ педагога и работа с текстами про солнце

Тема 11. Влияние света на организм человека

Рассказ педагога о влиянии солнца на здоровье человекаи практическое закрепление изученного материала

Тема 12. Воздух

Состав воздуха, его свойства опытным путём. Загрязнение воздуха.

Тема 13. Практическое занятие по влажной уборке

Влажная уборка кабинета с рассказом педагога.

Тема 14.Вода в природе

Главное богатство природы – вода; знакомство с основными свойствами воды путём проведения простых и наглядных опытов.

 

Тема15. Вода в моём доме

Откуда в наш дом приходит вода и куда она уходит

Тема 16. Вода в жизни животных и растений

Роль воды в жизни животных и растений. Эксперимент с цветком.

Тема 17. Чтение рассказов о воде (практическое занятие)

Чтение рассказов о воде Пришвина и других Авторов

Тема 18. Промежуточная аттестация

Тестирование

Тема 19. Экологические проблемы

Главные экологические проблемы России и Нижегородской области

Тема 20. Игра

Познавательно- развлекательная игра

Раздел 3. «Я и мой дом»

Тема 21. Мой дом, дом моей мечты

Внешний вид своего дома, из чего сделан, окраска стен, этажность. Что в нем будет? Чего в нем не будет?Дома в деревне и в городе.

Тема 22.Дом, где мы живем

Соблюдение чистоты и порядка на лестничной площадке, в подъезде, во дворе. Перечисление всех видов работ по наведению чистоты и порядка в своем доме.

Тема23. Практическое занятие «Изготовление кормушек для птиц»

Техника безопасности. Распределение обязанностей. Вывешивание кормушек.

Тема 24. Моя семья

Происхождение слова «семья» (от слова «семя»). Маленькое семя, с любовью посаженное в землю, дает крепкий росток. Со временем на нем появляются сначала нежные цветы, затем и добрые плоды. Занятие и

обязанности членов семьи по ведению общего хозяйства. Роль семьи в жизни человека. Помнить мудрую заповедь: «Почитай отца своего и мать, и будет тебе хорошо, и ты будешь долго жить».

Тема 25. Соседи-жильцы

 

Доброжелательные отношения с ними. Все мы — соседи по планете. Кто

наши соседи? Дружба народов, взаимопомощь, уважение традиций. Обычаи и традиции русского народа

Тема 26. Мой класс

Свет, тепло, уют. Для чего предназначена мебель, растения? Что необходимо сделать для создания уюта в классной и игровой комнатах? Дежурство по

классу.

Тема 27. Практическое занятие «Создание уюта в классной и игровой комнатах»

Распределение обязанностей. Отчет каждой группы учащихся о проделанной работе.

Тема 28. Рассказы, стихи о семье

Чтение стихов, художественной литературы о семье, любви, дружбе, труде.

Тема 29. Комнатные растения в квартире, в классе

Познавательное, эстетическое и гигиеническое значение, условия со- держания, правила расстановки комнатных растений с учетом приспо-

собленности к условиям существования. Знакомство с комнатными растения- ми класса. Оценить условия жизни и роста растений: освещенность, частоту полива. Уход за комнатными растениями.

Пересадка комнатных растений. Формовка крон и обрезка. Распределение обязанностей по уходу за комнатными растениями. Их выполнение.

Наблюдение изменений, произошедших после проведенных работ.

Подготовка семян к посеву. Подготовка почвы. Посадка луковиц лука, гороха.

Тема 30. Гигиена класса

Влажная уборка квартиры, ремонт, дезинфекция, проветривание. Гигиена

жилища. Режим проветривания класса. Влажная уборка. Уход за комнатными растениями (опрыскивание, рыхление почвы, полив, протирание листьев).

Тема 31. Практическое занятие «Гигиена класса»

Распределение обязанностей, выполнение работы, отчет групп о проделанной работе. Необходимость в соблюдении правил гигиены.

Тема 32. Бытовые приборы в квартире

Знакомство с бытовыми приборами. Влияние их на температуру и влажность воздуха в квартире, на жизнедеятельность человека. Правила обращения с газовой и электрической плитой. Составление списка бытовых приборов в

квартире, кто ими пользуется, правила безопасности при их эксплуатации.

 

Тема 33.Наша одежда и обувь

Знакомство с одеждой и обувью. Их назначение, экологические ги- гиенические требования, условия содержания, уход.

Тема 34. Русская народная одежда

История появления одежды. Знакомство с русской народной одеждой.

Тема 35. Весенние работы

Работа на клумбах территории центра

Тема 36. Аттестация

Итоговое тестирование

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Комплекс организационно-педагогических условий

 

Календарный учебный график

к программе «__Эколята___» на 2023 - 2024 учебный год

 

Дата начала
обучения
по программе

Дата окончания обучения
по программе

Всего
учебных
недель

Кол-во
учебных
часов

Режим занятий

1 сентября

31 мая

36

144

2 раза в неделю по 2 часа

           

 

 

Календарный учебный график смотри в Приложении № 1

 

Формы контроля, аттестация

 

В процессе реализации программы и для отслеживания успехов обучающихся педагог использует следующие виды контроля:

 

Время проведения

Цель проведения

Формы контроля

Начальный или входящий контроль

Проводится в первые недели учебного года

Определить исходный уровень развития и ожидания обучающегося от реализации программы

Собеседование

Текущий контроль

В течении учебного года. По окончании изучения темы или раздела.

Данный контроль, осуществляемый в повседневной работе с целью проверки усвоения предыдущего материала и выявления пробелов в знаниях обучающихся. Имеющий целью систематизировать знания и умения обучающихся.

Устные (фронтальный опрос, беседа);
индивидуальные задания (дифференциация и подбор заданий с учетом особенностей обучающихся);
педагогическое наблюдение

 

Промежуточная аттестация

После каждого модуля обучения

Направлена на выявление знаний, умений, навыков обучающихся,  приобретенных за модуль обучения

Зачет в виде теста

 

 

 

Оценочные материалы

В течение учебного года в объединении с целью проверки качества знаний, умений и навыков, эффективности обучения проводится промежуточный контроль. Контроль знаний, умений и навыков производится в форме педагогического наблюдения, беседы с обучающимися, тестовых заданий, творческих работ, участие в творческих конкурсах, проектах.Методы проверки: наблюдение, анкетирование, тестирование, опрос, защита результатов исследований.

Результаты оцениваются по трем уровням: высокий, средний, низкий.

Тест для проверки теоретических знаний за 1 полугодие Тестовые задания

    1. Экология - это:

а- наука о животных

б - наука об охране природы

в - наука об организмах и условиях их обитания

г - наука о связях животных и растений с окружающей средой

    1. Какой фактор не позволяет зимовать скворцам у нас? а - пища

б - свет

в - температура г - кислород

    1. Участок территории, на котором не ведутся различные виды хозяйственной деятельности называется:

а - заповедником б - заказником

в - памятником природы г - национальным парком

    1. Какие запасные вещества откладывается у животных на зиму: а - белки

б - витамины в - крахмал

г - жиры

 

    1. Почему нельзя мыть машины на берегу реки: а - в реку попадает грязь

б - некрасиво

в - разрушается берег

г - в воду попадают капли горючего и смазочные материалы, которые нарушают жизнь водных организмов

    1. Численность волков в естественном лесу:

а - Зависит от пищевых ресурсов б - постоянно увеличивается

в - не изменяется

г - постоянно снижается

    1. Основным источником загрязнения воздуха угарным газом является:

а - пожары б - АЭС

в - ТЭС

г - автотранспорт

    1. Изначальным источником энергий почти во всех экосистемах служит:

а - животные б - растения в - грибы

    1. Растения, растущие на болоте:

а - сфагнум, клюква, росянка;

б - ландыш, копытень, медуница; в - клевер, лисохвост, овсяница

г - герань, василек, чертополох

    1. Основной источник кислорода в атмосферу: а - животные

б - бактерии в - человек г - растения

 

    1. Полное изъятие природных территории из хозяйственного использования - это:

а - заказники

б - заповедники

в - памятники природы г - национальный парк

    1. Какое растение зимует под снегом, не сбрасывая листьев? а - колокольчик круглолистный

б - медуница лесная

в - копытень европейский г - вероника полевая

Тест для проверки теоретических знаний за 2 полугодие

  1. Наука, изучающая растения, называется: а. зоология

б. ботаника в. анатомия

г. астрономия

  1. Клеточное строение имеют:

а. все тела в природе

б. только растения и грибы в. только животные

г. все живые организмы

  1. Исследование, при котором человек в лаборатории воспроизводит природное явление:

а. наблюдение б. измерение

в. рассматривание г. эксперимент

  1. Все живые организмы способны к

 

а. росту

б. передвижению

в. впитыванию воды корнями г. фотосинтезу

  1. Сезонные изменения в живой природе изучают, используя метод: а. эксперимент

б. наблюдение в. описание

г. анкетирование

  1. Самый простой увеличительный прибор:

а. микроскоп б. телескоп в. лупа

г. весы

  1. Первым, использую микроскоп, открыл клетки: а. Карл Линней

б. Антонии Ван Левенгук в. Теодор Шванн

г. Роберт Гук

  1. Наука цитология изучает:

а. строение животных и растительных организмов б. строение клеток живых организмов

в. условия сохранения здоровья человека г. способы размножения животных

  1. Для сохранения многообразия видов растений и животных люди создают:

а. тепличные и животноводческие хозяйства

 

б. фруктовые сады и птицефермы в. заповедники и заказники

г. зверофермы и виноградники

  1. Глобальное потепление на Земле может наступить в результате: а. таяния ледников

б. выпадения кислотных дождей в. аварий на атомных станциях г. парникового эффекта

 

 

Методическое обеспечение программы

    Методы обучения: словесный - беседа, анализ текста, объяснение, рассказ, работа с книгой, наглядный – демонстрация картин, видеоматериалов, иллюстраций, показ (исполнение) педагогом, работа по образцу;

практический – наблюдение, практические задания, упражнения, метод проблемного обучения – поисковые или эвристические методы, методы проектного обучения, исследовательские методы.

    Методы воспитания: методы формирования сознания (методы убеждения) объяснение, рассказ, беседа, диспут, пример. Методы организации

деятельности и формирования опыта поведения – приучение, педагогическое требование, упражнение, общественное мнение, воспитывающие ситуации.

Методы стимулирования поведения и деятельности – поощрение (выражение положительной оценки, признание качеств и поступков) и наказание

(осуждение действий и поступков, противоречащих нормам поведения). В процессе обучения ребята видят закономерности окружающего мира и идут по естественным законам природы и жизни. Моделируя различные схемы, выполняя творческие задания, дети вникают в естественные законы природы, учатся видеть прекрасное и дорогое в жизни, и во всем окружающем.

             Описание применяемых педагогических технологий: Средствами эффективного усвоения программы курса являются игры, творческие задания, опыты и практические занятия, создание экологических проектов, изготовление поделок из природных материалов, экскурсии и прогулки в природу, моделирование, разработка и создание экознаков, экологические акции, знакомство с определителями, гербаризация, составление памяток. Предполагаются различные формы привлечения семьи к совместной экологической деятельности: семейные экологические

домашние задания, участие в работах на участке, в проведении недели экологии, участие в организации праздников и выполнении летних заданий.

Формы организации учебного занятия.

При реализации программы, в зависимости от решаемых задач с

обучающимися, занятия проводятся в группах и индивидуально. При этом используются следующие формы проведения занятий

  1. Устное изложение темы, развивающее творческую мыслительную деятельность учащихся.
  2. Экскурсия.
  3. Практическое занятие.

 

Дидактический и лекционный материал

Таблицы, эскизы, схемы, плакаты, картины, фотографии, дидактические

карточки, игры, памятки, научная и специальная литература, раздаточный материал, диафильмы, диапозитивы, видеозаписи, аудиозаписи,

мультимедийные материалы, компьютерные программные средства,

методики по исследовательской работе, тематика исследовательской работы, литература по методике преподавания.

Обеспечение программы методическими видами продукции - средства обучения

Методические пособия для педагога: литература по направления, справочные материалы, тематические подборки, конспекты занятий, конспекты бесед к занятиям, конспекты экскурсий, методические разработки игр, бесед, походов, экскурсий, конкурсов, конференций, ознакомление с методической литературой, новыми педагогическими теориями и технологиями, наличие рабочей учебной программы.

 

 

 

Воспитательный компонент

ПЛАН ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

Цель, задачи, целевые ориентиры воспитания

Целью воспитания является развитие личности, самоопределение и социализация детей на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, формирование чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению; взаимного уважения; бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде (Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», ст. 2, п. 2).

Задачи воспитания:

  1. Усвоение знаний о нормах, духовно-нравственных ценностях, традициях обеспечивается информированием детей и организацией общения между ними.
  2. Формирование и развитие личностных отношений к нравственным нормам реализуется через вовлечение детей в деятельность, организацию их активностей.
  3. Опыт нравственного поведения, практика реализации нравственных позиций, обеспечивают формирование способности к нравственному отношению к собственному поведению и действиям других людей.

Целевые ориентиры воспитания детей по программе:

  1. ценностного отношения к региональной и местной культуре; уважения к историческому и культурному наследию народов России, памятникам героям и защитникам Отечества;
  2. уважения к ценностям, святыням традиционных религий народов России;
  3. культуры общения, взаимопомощи; эстетической культуры;
  4. трудолюбия и уважения к труду, к трудящимся, результатам труда; экологической культуры, навыков охраны природы, сбережения природных ресурсов; стремления и умения применять научные знания в природной среде;
  5. личной ответственности за действия в природной среде, неприятие действий, приносящих вред природе;
  6. опыта сохранения уникального природного и биологического многообразия России, природного наследия Российской Федерации, ответственного отношения к животным;
  7. стремления к заботе о своём здоровье и здоровье окружающих людей; способности видеть и реагировать на угрозы безопасности;
  8. готовности брать на себя ответственность за достижение общих целей;
  9. настойчивости, последовательности, принципиальности;
  10. готовности к анализу и реализации своей нравственной позиции на основе российских базовых ценностей, традиционных духовно-нравственных ценностей народов России;

 

Формы и методы воспитания

Основной формой воспитания и обучения детей в системе дополнительного образования является учебное занятие. В ходе учебных занятий в соответствии с предметным и метапредметным содержанием программ обучающиеся: усваивают информацию, имеющую воспитательное значение; получают опыт деятельности, в которой формируются, проявляются и утверждаются ценностные, нравственные ориентации; осознают себя способными к нравственному выбору; участвуют в освоении и формировании среды своего личностного развития, творческой самореализации. Получение информации об открытиях, изобретениях, достижениях в науке и спорте, о традициях народного творчества, об исторических событиях; изучение биографий деятелей российской и мировой науки и культуры, спортсменов, путешественников, героев и защитников Отечества и т. д. — источник формирования у детей сферы интересов, этических установок, личностных позиций и норм поведения. Важно, чтобы дети не только получали эти сведения от педагога, но и сами осуществляли работу с информацией: поиск, сбор, обработку, обмен и т. д.

Практические занятия детей (репетиции, конструирование, подготовка к конкурсам, выставкам, участие в дискуссиях, в коллективных творческих делах и проч.) способствуют усвоению и применению правил поведения и коммуникации, формированию позитивного и конструктивного отношения к событиям, в которых они участвуют, к членам своего коллектива.

 Участие в проектах и исследованиях способствует формированию умений в области целеполагания, планирования и рефлексии, укрепляет внутреннюю дисциплину, даёт опыт долгосрочной системной деятельности. В коллективных играх проявляются и развиваются личностные качества: эмоциональность, активность, нацеленность на успех, готовность к командной деятельности и взаимопомощи. Итоговые мероприятия: конкурсы, выставки, выступления, презентации проектов и исследований,— способствуют закреплению ситуации успеха, развивают рефлексивные и коммуникативные умения, ответственность, благоприятно воздействуют на эмоциональную сферу детей.

Воспитательное значение активностей детей при реализации программ дополнительного образования наиболее наглядно проявляется в социальных проектах, благотворительных и волонтёрских акциях, в экологической, патриотической, трудовой, профориентационной деятельности.

Условия воспитания, анализ результатов

 Воспитательный процесс осуществляется в условиях организации деятельности детского коллектива на основной учебной базе реализации программы в организации дополнительного образования детей в соответствии с нормами и правилами работы организации, а также на выездных базах, площадках, мероприятиях в других организациях с учётом установленных правил и норм деятельности на этих площадках.

 Анализ результатов воспитания проводится в процессе педагогического наблюдения за поведением детей, их общением, отношениями детей друг с другом, в коллективе, их отношением к педагогам, к выполнению своих заданий по программе. Косвенная оценка результатов воспитания, достижения целевых ориентиров воспитания по программе проводится путём опросов родителей в процессе реализации программы (отзывы родителей, интервью с ними) и после её завершения (итоговые исследования результатов реализации программы за учебный период, учебный год). Анализ результатов воспитания по программе не предусматривает определение персонифицированного уровня воспитанности, развития качеств личности конкретного ребёнка, обучающегося, а получение общего представления о воспитательных результатах реализации программы, продвижения в достижении определённых в программе целевых ориентиров воспитания, влияния реализации программы на коллектив обучающихся: что удалось достичь, а что является предметом воспитательной работы в будущем. Результаты, полученные в ходе оценочных процедур — опросов, интервью — используются только в виде агрегированных усреднённых и анонимных данных

 

 Календарный план воспитательной работы

РАЗДЕЛ

МЕРОПРИЯТИЯ

СРОКИ

Практический результат и информационный продукт, иллюстрирующий успешное достижение цели события

1

Духовно-нравственное развитие

  1. Беседа «Государственная символика РФ»
  2. Экскурсии по историческим и памятным местам города

4. Экологические викторины

  1.  «Весенние дни добра» 

Сентябрь
октябрь

 

 

 

 

 

Апрель

Май

Фото- и видеоматериалы

2

Работа с одаренными детьми

1. Участие в различных (городских, областных, всероссийских)
мероприятиях.

2.Индивидуальная работа с учащимися     

Сентябрь-май

Фото- и видеоматериалы

3

Работа с детьми  девиантного  поведением

1.Встречи и беседы с родителями                                                                                     2.Встречи с классными руководителями                                                                                3.Беседы:                                                                                                                      «Я на Вы с законом» 
«Человек, личность, гражданин»                                                                     «Хорошее здоровье- превыше всего»                                                                                              «Витамины – это жизнь»                                                                                                          

Сентябрь-май

Фото- и видеоматериалы

4

Работа с родителями

  1. Семейный эко-фестиваль
  2. Беседы на родительских собраниях о значении экологии.
  3. Экскурсии  совместно с родителями.
  4. Привлечение родителей к участию в воспитательных мероприятиях.                                           

 

Сентябрь-май

Фото- и видеоматериалы

5

Самообразование педагога

  1. Изучение  методической литературы по экологии.
  2. Участие в различных мастер-классах.
  3. Посещение занятий опытных педагогов.
  4. Участие в семинарах .
  5. Освоение новых педагогических технологий.                                          7. Знакомство с новыми изданиями и новой литературой  по экологии.                                              8. Прохождение информационных курсов.

Сентябрь-май

 

 

 

Условия реализации программы

Кадровое обеспечение

 

Программа реализуется педагогом дополнительного образования Дунаевой Н.Л., имеющим высшее профессиональное образование в области, соответствующей профилю программы, постоянно повышающим уровень профессионального мастерства и имеющей высшую квалификационную категорию.

Материально- техническое обеспечение

  1. Кабинет оснащен:

Учебные столы и стулья, магнитная доска, ноутбук, интерактивная доска, мультимидийный проектор, дидактические пособия, раздаточный материал, настольные игры.

  1. Учебная литература, учебные кинофильмы, презентации.

Список литературы

Для педагога:

  1. Герда Райдт. Мусор. Все о самой неприятной вещи на свете. М.: Мелик-Пашаев, 2020.
  2. Гореловская О.Ю., Муравьева А.В. Экологические игры и викторины. Сборник методических разработок. – Нижний Новгород, 2018. 72 с.
  3. Изучение экологического краеведения в школах Нижегородской области: концепция и учебные программы / Под ред. Н.Ф Винокуровой, Н.Н. Демидовой – Н. Новгород, 2020
  4. Методическое обеспечение исследовательской деятельности школьников и студентов по экологии. Учебное пособие для учителей и педагогов дополнительного образования. Под ред. Хабибуллина Р.Д. – Н.Н., 2018. 213 с
  5. Приказ УНО администрации городского округа г. Бор 107-30-13/1629  от 14.09.2016. «О направлении методических рекомендаций по оформлению общеобразовательных дополнительных общеразвивающих программ»
  6. Рэйчел Игнотофски. Большая маленькая планета. Экосистемы, или Как все живое взаимосвязано. М.: МИФ, 2019.

Для ученика:

  1. Джианелла В. Меня зовут Грета. Голос, который вдохновил весь мир. М.: Бомбора, 2020.
  2. Изабелла Джуд. Вернуть волков. Как хищники восстановили баланс экосистемы. М.: Альпина Паблишер, 2021.
  3. ИДМ Академия знаний и увлечений. Энциклопедия по экологии. Планета в твоих руках. М.: Издательский дом Мещерякова, 2020.
  4. Клочкова И.А. Географическое краеведение. Борский район (Нижегородская область). – Нижний Новгород, 2017. 88 с.
  5. Лилия Шабутдинова. Как маленькому человеку помочь большой планете. М.: МИФ, 2021.
  6. Роб Данн. Не один дома. Естественная история нашего жилища от бактерий до многоножек, тараканов и пауков. М.: Альпина Паблишер, 2021.

Интернет-ресурсы

  1. Министерство экологии и природных ресурсов Нижегородской области.

Официальный сайт: http://mineco-nn.ru

  1. Государственные и общественные экологические организации России.

Официальный сайт: http://voop.spb.ru

  1. Центр экологической политики России (ЦЭПР).

Официальный сайт: www.ecopolicy.ru

  1. Российское экологическое движение «Зеленые».

Официальный сайт: www.greenparty.ru 6.Керженский заповедник

Официальный сайт www.kerzhenskiy.ru/

 

9 Мне нравится
Поделиться:
 

Оставить комментарий