Управление образования и молодежной политики
Администрации городского округа город Бор
Нижегородской области
Принята на заседании Утверждаю
педагогического совета Директор _____________
От «___» __________ 202_ г. ___________ /ФИО/
Протокол № __ «__» ___________ 202_ г.
Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа
________________________________ направленности
«______________________________»
(уровень:……….)
Возраст обучающихся: ____________
Срок реализации: __________год/ лет__
Автор-составитель:
Дунаева Наталья Леонидовна
Методист, педагог ДО
Г.Бор
202_ г.
ЛИСТ ИЗМЕНЕНИЙ:
Содержание
Комплекс организационно-педагогических условий
Воспитательный компонент
Условия реализации программы
Пояснительная записка
Любовь к природе – великое чувство. Оно помогает человеку стать великодушнее, справедливее, ответственнее. Любить и беречь природу может тот, кто ее знает, изучает, понимает.
Детям свойственна доброта и любознательность, но не хватает опыта и знаний, поэтому главная задача экологического образования – формирование у детей экологической культуры, ответственного отношения к природе, понимания неразрывной связи человеческого общества и природы,
включающего систему экологических знаний, умений и мышления.
Программа «Эколята» составлена для учащихся 7-10 лет и рассчитана на 1год. Наполняемость – 15 человек. Программа ознакомительного уровня. Направленность программы – естественнонаучная.
Нормативно-правовые документы, в соответствии с которыми разработана программа:
- Концепцией развития дополнительного образования детей до 2030 года (распоряжение Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 г. № 678-р);
- Закон "Об образовании в Российской Федерации" (29 декабря 2012 года №273-ФЗ);
- Концепция развития дополнительного образования детей (распоряжение Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 г. № 678-р);
- СанПиН 2.4.3648-20 Постановление № 28 от 28.09.2020;
- Указ Президента РФ от 29 мая 2017 года № 240 "Об объявлении в Российской Федерации десятилетия детства";
- Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 года № 996-р;
- Приоритетный проект "Доступное дополнительное образование для детей";
- Приказ от 09 ноября 2018 № 196 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным образовательным программам»
- Локальные акты МАУ ДО ЦДЮТЭ
При создании программы использовались материалы программы кружка «Юный эколог» 1-4 классы. Авторы-составители Ю.Н. Александрова, Л.Д. Ласкина, Н.В. Николаева. – Волгоград: Учитель, 2010. – 331с
Предлагаемая программа направлена на развитие экологического образования. Основной отличительной особенностью программы «Эколята» является то, что начинается формирование у учащихся представлений об экологии как комплексной науке о живых организмах (в том числе и о человеке) и о среде их обитания. Программа последовательно вводит основные экологические понятия, углубляет и конкретизирует их.
Актуальность программы. Одной из ведущих задач экологического образования в настоящее время стало развитие ответственного отношения к окружающей среде и к своему здоровью. Для решения данной задачи требуется не только передача обучающимся теоретических знаний, но обязательно выявление личностного смысла в получении знаний и превращение знаний в средство для становления духовно-ценностных основ развивающейся личности, а затем и вовлечение в практическую деятельность. В ходе такой деятельности обучающиеся должны овладеть умениями и навыками поведения в природе, научиться оценивать состояние природной среды, ближайшего окружения, а также помещений, где они учатся и живут; изучать как разные компоненты могут влиять на состояние здоровья человека. Практическая направленность реализуется в разнообразных формах экскурсиях, практических работах, проектной и исследовательской деятельности.
Новизна программы. Программа предусматривает возможность организации учебного процесса с использованием компетентностного подхода. В комплексе сфер компетенций основной системообразующей является сфера выработки умений и навыков работы с информацией от узнавания до выявления к ней личностного к ней отношения. Работа с информацией обеспечивает совершенствование навыков чтения текстов и письма. Данная последовательность реализуется в течение учебного года при условии прохождения каждого шага в обычной дидактической триаде: усвоение, усовершенствование, закрепление. Для формирования каждого умения предполагается серия вопросов и заданий на трех уровнях: воспроизведения, частично-поисковом и творческом.
Педагогическая целесообразность
Не каждый из них станет защитником природы, но каждый в состоянии научиться понимать истинную красоту и пользу природы, которая преображает душу, делает ее доброй, отзывчивой, возвышенной и творческой.
Программа основана на развитии интереса к познаниям в экологии, потребности в изучении живой и неживой природы, любознательности, смекалки, сообразительности детей, развитии логического мышления детей. У детей развиваются личностные качества, такие как терпение, трудолюбие, самостоятельность, любовь к природе, сострадание, наблюдательность.
Невозможно добиться высоких результатов, не приложив трудолюбия, терпения. Наблюдая за растениями или животными, ухаживая за ними, учащиеся радуются своим успехам, испытывая восторг и чувство собственного достоинства за то, что они помогли сохранить погибающее растение, или не дали умереть птицам в зимний период времени. Конкретный результат вызывает чувство радости, удовлетворения. Задача педагога – в доступной форме дать начальные знания основ экологии, раскрыть интеллектуальные возможности ребенка.
Предлагаемые в программе виды деятельности являются целесообразными для детей 7-10 лет, так как учтены психологические особенности их возраста, уровень умений и навыков учащихся, а содержание отображает познавательный интерес данного возраста.
Не каждый из них станет защитником природы, но каждый в состоянии научиться понимать истинную красоту и пользу природы, которая преображает душу, делает ее доброй, отзывчивой, возвышенной и творческой.
Цель программы: формирование осознанного отношения детей к природе, экологической культуры, любви к природе родного края.
Задачи программы:
Обучающие задачи:
охраняемыми животными, вошедшими в красную книгу;
Развивающие задачи:
Ценностными ориентирами содержания данной программы в начальной школе являются:
Организация деятельности по данной программе создаст условия для достижения следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
Планируемые результаты освоения, обучающимися дополнительной общеобразовательной общеобразвивающейпрограммы.
Предметные результаты:
Личностные результаты:
Метапредметные результаты:
Регулятивные:
Познавательные:
Коммуникативные:
Содержание программы реализуется через создание на занятиях проблемных ситуаций, ситуации оценки и прогнозирования последствий поведения человека, ситуации свободного выбора поступка по отношению к природе.
Практическая направленность курса осуществляется через творческие задания, игровые задания, практикумы и опытническую работу.
Данная программа способствует формированию ценностных ориентиров учащихся, развитию ценностно-смысловой сферы личности на основе общечеловеческих принципов нравственности и гуманизма, развитию широких познавательных интересов и творчества.
В результате реализации программы обучающиеся должны:
Режим занятий:
1 год обучения – 2 занятия по 2академических часа;
Форма проведения занятий:
Программа предусматривает проведение индивидуальных занятий и консультаций с участниками объединения. Она основана на сочетании в каждом занятии, по каждой теме теоретических и практических форм работы таким образом, чтобы они дополняли и обогащали друг друга. При обучении необходимо использовать наглядные материалы: ТСО (в том числе – компьютерные презентации, видеофильмы), цифровое оборудование, бинокли, таблицы, графики, карты и схемы, плакаты, макеты, и лабораторное оборудование.
Практические занятия можно проводить как на местности, так и в помещении, в зависимости от темы занятия, времени года.
Теоретические занятия могут проходить с применением дистанционных образовательных технологий, посредством Skype, Zoom, Viber. Посредством группы ВКонтакте и беседы в Вайбере, публикуется материал для домашнего изучения, а также предоставляется родителям для совместного просмотра и изучения с обучающимися. Через мессенджеры проводятся опросы и обсуждения с родителями, размещаются обучающие материалы по темам и видеозаписи.
Педагог имеет возможность с учетом местных традиций и личных наклонностей, исходя из времени года и погодно - климатических условий, самостоятельно распределять последовательность изучения тем программы. Занятия можно проводить с полным составом объединения, но по мере роста опыта детей следует делать больший упор на групповые и индивидуальные занятия, особенно на том этапе обучения, когда начинаются проектно- исследовательские работы. При решении педагогом вопросов, связанных с индивидуальными заданиями для учащихся, необходима их строгая дифференциация и индивидуализация.
Эта программа рассчитана на один год обучения учащихся, но в случае необходимости может быть использована в течение более длительного срока. После прохождения однолетнего цикла педагог может расширить и дополнить программу, исходя из своего опыта, специализации, интересов и навыков детей.
Форма подведения итогов реализации программы:
Промежуточная аттестация проходит 2 раза в год: в форме тестирования.
Учебный план
дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
«Эколята»
№ |
Модуль |
Часы |
Промежуточная аттестация |
Форма промежуточной аттестации |
1. |
Модуль 1 полугодия |
66 |
2 |
Зачёт |
2. |
Модуль 2 полугодия |
74 |
2 |
Зачёт |
|
Итого |
140 |
4 |
|
|
Всего |
144 часов |
|
Содержание программы
Рабочая программа модулей 1 и 2 полугодия
Задачи:
1.Формировать систему знаний об экологических проблемах и пути их решения;
2.Обучить овладению методами практической работы экологической направленности;
9.Воспитывать терпение, волю, усидчивость, трудолюбие, аккуратность
Ожидаемый результат
К концу 1 и 2 модуля обучения ученик научится:
- эмоционально - ценностно относиться к природе, человеку, обществу;
- проводить фенологические наблюдения, вести их учёт;
- использовать естественно - научные и художественные тексты с целью поиска и извлечения
познавательной информации, ответов на вопросы, объяснений, создания собственных
устных высказываний;
- использовать различные справочные материалы для поиска необходимой информации;
- обнаруживать взаимосвязи между живой и неживой природой, взаимосвязи в живой
природе, использовать их для объяснения необходимости бережного отношения к природе;
- воспринимать и эмоционально оценивать шедевры искусства, изображающие природу;
- выполнять правила безопасного поведения в природе, оказывать первую помощь при
несложных несчастных случаях;
- владеть основными экологическими понятиями.
13
Учебно- тематическое планирование
№ |
Тема занятия |
Теор. |
Практ. |
Кол-во часов |
1 |
Вводное занятие |
2 |
0 |
2 |
|
Экология растений и животных |
|
|
32 |
2 |
Дикие животные |
2 |
2 |
4 |
3 |
Домашние животные |
2 |
2 |
4 |
4 |
Птицы |
2 |
2 |
4 |
5 |
Растения |
2 |
2 |
4 |
6 |
Домашние растения |
2 |
2 |
4 |
7 |
Красная книга Нижегородской области (животные) |
2 |
2 |
4 |
8 |
Красная книга Нижегородской области (растения) |
2 |
2 |
4 |
9 |
Эти забавные животные (игра) |
2 |
2 |
4 |
|
Солнце воздух и вода – наши лучшие друзья |
|
|
40 |
10 |
Солнце – источник света |
2 |
2 |
4 |
11 |
Влияние света на организм человека |
2 |
2 |
4 |
12 |
Воздух |
2 |
2 |
4 |
13 |
Практическое занятие по влажной уборке |
2 |
2 |
4 |
14 |
Вода в природе |
2 |
2 |
4 |
15 |
Вода в моём доме |
2 |
2 |
4 |
16 |
Вода в жизни растений и животных |
2 |
2 |
4 |
17 |
Чтение рассказов о воде (практическое занятие) |
2 |
2 |
4 |
18 |
Экологические проблемы |
2 |
2 |
4 |
19 |
Игра |
2 |
2 |
4 |
|
Я и мой дом |
|
|
66 |
20 |
Мой дом, дом моей мечты |
2 |
2 |
4 |
21 |
Дом, где мы живём |
2 |
2 |
4 |
22 |
Практическое занятие «Изготовление кормушек для птиц» |
2 |
2 |
4 |
14
23 |
Моя семья |
2 |
2 |
4 |
24 |
Соседи - жильцы |
2 |
2 |
4 |
25 |
Мой класс |
2 |
2 |
4 |
26 |
Практическое занятие создание уюта в комнате |
2 |
2 |
4 |
27 |
Рассказы и стихи о семье |
2 |
2 |
4 |
28 |
Комнатные растения и уход за ними |
2 |
2 |
4 |
29 |
Гигиена класса |
2 |
2 |
4 |
30 |
Практическое занятие |
2 |
2 |
4 |
31 |
Бытовые приборы в квартире |
2 |
2 |
4 |
32 |
Наша одежда и обувь |
2 |
2 |
4 |
33 |
Русская народная одежда |
2 |
2 |
4 |
34 |
Практическое занятие весенние работы |
2 |
8 |
10 |
35- 36 |
Аттестация |
|
|
4 |
|
Итого часов |
|
|
144 |
Содержание модуля 1 и 2 полугодия
ВВЕДЕНИЕ
Тема 1. Вводное занятие: Что такое Экология?
Знакомство с программой работы кружка, правилами 1 поведения при проведении практических работ. Выясняем, что такое экология. Экология - наука, изучающая собственный дом человека, дом растений и животных в природе, жизнь нашего общего дома - планеты Земля. Простейшая
классификация экологических связей: связи между неживой и живой природой; связи внутри живой природы на примере дубового леса (между растениями и животными, между различными животными); связи между природой и человеком. Разъяснение значения экологии на основе анализа примеров.
Раздел 1. «Экология растений и животных» Тема 2. «Дикие животные»
Разгадывание загадок, рассказ педагога(матер. из энциклопедии).
Практическая работа «знакомство с народными приметами и пословицами».
Тема 3. Домашние животные
Рассказ педагога о домашних животных, разгадывание загадок, ребусов. Работа в группах «нарисуй животное»
Тема 4. Птицы
Разгадывание ребусов, материал из энциклопедии. Практическая работа в группах - «Раскрась».
Тема 5. Растения
Разгадывание загадок, рассказ учителя (материал из энциклопедии).
Тема 6. Домашние растения
Показ презентации и практическая работа – «нарисуй домашний цветок»
Тема 7. Красная книга Нижегородской области (животные)
Показ презентации и практическая работа – кроссворд
Тема 8. Красная книга Нижегородской области (растения)
Показ презентации и работа по карточкам Тема 9. Игра «Эти забавные животные» Игра для закрепления изученного
Раздел 2. «Солнце воздух и вода - наши лучшие друзья» Тема 10. Солнце источник света
Рассказ педагога и работа с текстами про солнце
Тема 11. Влияние света на организм человека
Рассказ педагога о влиянии солнца на здоровье человекаи практическое закрепление изученного материала
Тема 12. Воздух
Состав воздуха, его свойства опытным путём. Загрязнение воздуха.
Тема 13. Практическое занятие по влажной уборке
Влажная уборка кабинета с рассказом педагога.
Тема 14.Вода в природе
Главное богатство природы – вода; знакомство с основными свойствами воды путём проведения простых и наглядных опытов.
Тема15. Вода в моём доме
Откуда в наш дом приходит вода и куда она уходит
Тема 16. Вода в жизни животных и растений
Роль воды в жизни животных и растений. Эксперимент с цветком.
Тема 17. Чтение рассказов о воде (практическое занятие)
Чтение рассказов о воде Пришвина и других Авторов
Тема 18. Промежуточная аттестация
Тестирование
Тема 19. Экологические проблемы
Главные экологические проблемы России и Нижегородской области
Тема 20. Игра
Познавательно- развлекательная игра
Раздел 3. «Я и мой дом»
Тема 21. Мой дом, дом моей мечты
Внешний вид своего дома, из чего сделан, окраска стен, этажность. Что в нем будет? Чего в нем не будет?Дома в деревне и в городе.
Тема 22.Дом, где мы живем
Соблюдение чистоты и порядка на лестничной площадке, в подъезде, во дворе. Перечисление всех видов работ по наведению чистоты и порядка в своем доме.
Тема23. Практическое занятие «Изготовление кормушек для птиц»
Техника безопасности. Распределение обязанностей. Вывешивание кормушек.
Тема 24. Моя семья
Происхождение слова «семья» (от слова «семя»). Маленькое семя, с любовью посаженное в землю, дает крепкий росток. Со временем на нем появляются сначала нежные цветы, затем и добрые плоды. Занятие и
обязанности членов семьи по ведению общего хозяйства. Роль семьи в жизни человека. Помнить мудрую заповедь: «Почитай отца своего и мать, и будет тебе хорошо, и ты будешь долго жить».
Тема 25. Соседи-жильцы
Доброжелательные отношения с ними. Все мы — соседи по планете. Кто
наши соседи? Дружба народов, взаимопомощь, уважение традиций. Обычаи и традиции русского народа
Тема 26. Мой класс
Свет, тепло, уют. Для чего предназначена мебель, растения? Что необходимо сделать для создания уюта в классной и игровой комнатах? Дежурство по
классу.
Тема 27. Практическое занятие «Создание уюта в классной и игровой комнатах»
Распределение обязанностей. Отчет каждой группы учащихся о проделанной работе.
Тема 28. Рассказы, стихи о семье
Чтение стихов, художественной литературы о семье, любви, дружбе, труде.
Тема 29. Комнатные растения в квартире, в классе
Познавательное, эстетическое и гигиеническое значение, условия со- держания, правила расстановки комнатных растений с учетом приспо-
собленности к условиям существования. Знакомство с комнатными растения- ми класса. Оценить условия жизни и роста растений: освещенность, частоту полива. Уход за комнатными растениями.
Пересадка комнатных растений. Формовка крон и обрезка. Распределение обязанностей по уходу за комнатными растениями. Их выполнение.
Наблюдение изменений, произошедших после проведенных работ.
Подготовка семян к посеву. Подготовка почвы. Посадка луковиц лука, гороха.
Тема 30. Гигиена класса
Влажная уборка квартиры, ремонт, дезинфекция, проветривание. Гигиена
жилища. Режим проветривания класса. Влажная уборка. Уход за комнатными растениями (опрыскивание, рыхление почвы, полив, протирание листьев).
Тема 31. Практическое занятие «Гигиена класса»
Распределение обязанностей, выполнение работы, отчет групп о проделанной работе. Необходимость в соблюдении правил гигиены.
Тема 32. Бытовые приборы в квартире
Знакомство с бытовыми приборами. Влияние их на температуру и влажность воздуха в квартире, на жизнедеятельность человека. Правила обращения с газовой и электрической плитой. Составление списка бытовых приборов в
квартире, кто ими пользуется, правила безопасности при их эксплуатации.
Тема 33.Наша одежда и обувь
Знакомство с одеждой и обувью. Их назначение, экологические ги- гиенические требования, условия содержания, уход.
Тема 34. Русская народная одежда
История появления одежды. Знакомство с русской народной одеждой.
Тема 35. Весенние работы
Работа на клумбах территории центра
Тема 36. Аттестация
Итоговое тестирование
Комплекс организационно-педагогических условий
Календарный учебный график
к программе «__Эколята___» на 2023 - 2024 учебный год
Дата начала |
Дата окончания обучения |
Всего |
Кол-во |
Режим занятий |
|
1 сентября |
31 мая |
36 |
144 |
2 раза в неделю по 2 часа |
|
Календарный учебный график смотри в Приложении № 1
Формы контроля, аттестация
В процессе реализации программы и для отслеживания успехов обучающихся педагог использует следующие виды контроля:
Время проведения |
Цель проведения |
Формы контроля |
Начальный или входящий контроль |
||
Проводится в первые недели учебного года |
Определить исходный уровень развития и ожидания обучающегося от реализации программы |
Собеседование |
Текущий контроль |
||
В течении учебного года. По окончании изучения темы или раздела. |
Данный контроль, осуществляемый в повседневной работе с целью проверки усвоения предыдущего материала и выявления пробелов в знаниях обучающихся. Имеющий целью систематизировать знания и умения обучающихся. |
Устные (фронтальный опрос, беседа);
|
Промежуточная аттестация |
||
После каждого модуля обучения |
Направлена на выявление знаний, умений, навыков обучающихся, приобретенных за модуль обучения |
Зачет в виде теста |
Оценочные материалы
В течение учебного года в объединении с целью проверки качества знаний, умений и навыков, эффективности обучения проводится промежуточный контроль. Контроль знаний, умений и навыков производится в форме педагогического наблюдения, беседы с обучающимися, тестовых заданий, творческих работ, участие в творческих конкурсах, проектах.Методы проверки: наблюдение, анкетирование, тестирование, опрос, защита результатов исследований.
Результаты оцениваются по трем уровням: высокий, средний, низкий.
Тест для проверки теоретических знаний за 1 полугодие Тестовые задания
а- наука о животных
б - наука об охране природы
в - наука об организмах и условиях их обитания
г - наука о связях животных и растений с окружающей средой
б - свет
в - температура г - кислород
а - заповедником б - заказником
в - памятником природы г - национальным парком
б - витамины в - крахмал
г - жиры
б - некрасиво
в - разрушается берег
г - в воду попадают капли горючего и смазочные материалы, которые нарушают жизнь водных организмов
а - Зависит от пищевых ресурсов б - постоянно увеличивается
в - не изменяется
г - постоянно снижается
а - пожары б - АЭС
в - ТЭС
г - автотранспорт
а - животные б - растения в - грибы
а - сфагнум, клюква, росянка;
б - ландыш, копытень, медуница; в - клевер, лисохвост, овсяница
г - герань, василек, чертополох
б - бактерии в - человек г - растения
а - заказники
б - заповедники
в - памятники природы г - национальный парк
б - медуница лесная
в - копытень европейский г - вероника полевая
Тест для проверки теоретических знаний за 2 полугодие
б. ботаника в. анатомия
г. астрономия
а. все тела в природе
б. только растения и грибы в. только животные
г. все живые организмы
а. наблюдение б. измерение
в. рассматривание г. эксперимент
а. росту
б. передвижению
в. впитыванию воды корнями г. фотосинтезу
б. наблюдение в. описание
г. анкетирование
а. микроскоп б. телескоп в. лупа
г. весы
б. Антонии Ван Левенгук в. Теодор Шванн
г. Роберт Гук
а. строение животных и растительных организмов б. строение клеток живых организмов
в. условия сохранения здоровья человека г. способы размножения животных
а. тепличные и животноводческие хозяйства
б. фруктовые сады и птицефермы в. заповедники и заказники
г. зверофермы и виноградники
б. выпадения кислотных дождей в. аварий на атомных станциях г. парникового эффекта
Методическое обеспечение программы
Методы обучения: словесный - беседа, анализ текста, объяснение, рассказ, работа с книгой, наглядный – демонстрация картин, видеоматериалов, иллюстраций, показ (исполнение) педагогом, работа по образцу;
практический – наблюдение, практические задания, упражнения, метод проблемного обучения – поисковые или эвристические методы, методы проектного обучения, исследовательские методы.
Методы воспитания: методы формирования сознания (методы убеждения) объяснение, рассказ, беседа, диспут, пример. Методы организации
деятельности и формирования опыта поведения – приучение, педагогическое требование, упражнение, общественное мнение, воспитывающие ситуации.
Методы стимулирования поведения и деятельности – поощрение (выражение положительной оценки, признание качеств и поступков) и наказание
(осуждение действий и поступков, противоречащих нормам поведения). В процессе обучения ребята видят закономерности окружающего мира и идут по естественным законам природы и жизни. Моделируя различные схемы, выполняя творческие задания, дети вникают в естественные законы природы, учатся видеть прекрасное и дорогое в жизни, и во всем окружающем.
Описание применяемых педагогических технологий: Средствами эффективного усвоения программы курса являются игры, творческие задания, опыты и практические занятия, создание экологических проектов, изготовление поделок из природных материалов, экскурсии и прогулки в природу, моделирование, разработка и создание экознаков, экологические акции, знакомство с определителями, гербаризация, составление памяток. Предполагаются различные формы привлечения семьи к совместной экологической деятельности: семейные экологические
домашние задания, участие в работах на участке, в проведении недели экологии, участие в организации праздников и выполнении летних заданий.
Формы организации учебного занятия.
При реализации программы, в зависимости от решаемых задач с
обучающимися, занятия проводятся в группах и индивидуально. При этом используются следующие формы проведения занятий
Дидактический и лекционный материал
Таблицы, эскизы, схемы, плакаты, картины, фотографии, дидактические
карточки, игры, памятки, научная и специальная литература, раздаточный материал, диафильмы, диапозитивы, видеозаписи, аудиозаписи,
мультимедийные материалы, компьютерные программные средства,
методики по исследовательской работе, тематика исследовательской работы, литература по методике преподавания.
Обеспечение программы методическими видами продукции - средства обучения
Методические пособия для педагога: литература по направления, справочные материалы, тематические подборки, конспекты занятий, конспекты бесед к занятиям, конспекты экскурсий, методические разработки игр, бесед, походов, экскурсий, конкурсов, конференций, ознакомление с методической литературой, новыми педагогическими теориями и технологиями, наличие рабочей учебной программы.
Воспитательный компонент
ПЛАН ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
Цель, задачи, целевые ориентиры воспитания
Целью воспитания является развитие личности, самоопределение и социализация детей на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, формирование чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению; взаимного уважения; бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде (Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», ст. 2, п. 2).
Задачи воспитания:
Целевые ориентиры воспитания детей по программе:
Формы и методы воспитания
Основной формой воспитания и обучения детей в системе дополнительного образования является учебное занятие. В ходе учебных занятий в соответствии с предметным и метапредметным содержанием программ обучающиеся: усваивают информацию, имеющую воспитательное значение; получают опыт деятельности, в которой формируются, проявляются и утверждаются ценностные, нравственные ориентации; осознают себя способными к нравственному выбору; участвуют в освоении и формировании среды своего личностного развития, творческой самореализации. Получение информации об открытиях, изобретениях, достижениях в науке и спорте, о традициях народного творчества, об исторических событиях; изучение биографий деятелей российской и мировой науки и культуры, спортсменов, путешественников, героев и защитников Отечества и т. д. — источник формирования у детей сферы интересов, этических установок, личностных позиций и норм поведения. Важно, чтобы дети не только получали эти сведения от педагога, но и сами осуществляли работу с информацией: поиск, сбор, обработку, обмен и т. д.
Практические занятия детей (репетиции, конструирование, подготовка к конкурсам, выставкам, участие в дискуссиях, в коллективных творческих делах и проч.) способствуют усвоению и применению правил поведения и коммуникации, формированию позитивного и конструктивного отношения к событиям, в которых они участвуют, к членам своего коллектива.
Участие в проектах и исследованиях способствует формированию умений в области целеполагания, планирования и рефлексии, укрепляет внутреннюю дисциплину, даёт опыт долгосрочной системной деятельности. В коллективных играх проявляются и развиваются личностные качества: эмоциональность, активность, нацеленность на успех, готовность к командной деятельности и взаимопомощи. Итоговые мероприятия: конкурсы, выставки, выступления, презентации проектов и исследований,— способствуют закреплению ситуации успеха, развивают рефлексивные и коммуникативные умения, ответственность, благоприятно воздействуют на эмоциональную сферу детей.
Воспитательное значение активностей детей при реализации программ дополнительного образования наиболее наглядно проявляется в социальных проектах, благотворительных и волонтёрских акциях, в экологической, патриотической, трудовой, профориентационной деятельности.
Условия воспитания, анализ результатов
Воспитательный процесс осуществляется в условиях организации деятельности детского коллектива на основной учебной базе реализации программы в организации дополнительного образования детей в соответствии с нормами и правилами работы организации, а также на выездных базах, площадках, мероприятиях в других организациях с учётом установленных правил и норм деятельности на этих площадках.
Анализ результатов воспитания проводится в процессе педагогического наблюдения за поведением детей, их общением, отношениями детей друг с другом, в коллективе, их отношением к педагогам, к выполнению своих заданий по программе. Косвенная оценка результатов воспитания, достижения целевых ориентиров воспитания по программе проводится путём опросов родителей в процессе реализации программы (отзывы родителей, интервью с ними) и после её завершения (итоговые исследования результатов реализации программы за учебный период, учебный год). Анализ результатов воспитания по программе не предусматривает определение персонифицированного уровня воспитанности, развития качеств личности конкретного ребёнка, обучающегося, а получение общего представления о воспитательных результатах реализации программы, продвижения в достижении определённых в программе целевых ориентиров воспитания, влияния реализации программы на коллектив обучающихся: что удалось достичь, а что является предметом воспитательной работы в будущем. Результаты, полученные в ходе оценочных процедур — опросов, интервью — используются только в виде агрегированных усреднённых и анонимных данных
Календарный план воспитательной работы
№ |
РАЗДЕЛ |
МЕРОПРИЯТИЯ |
СРОКИ |
Практический результат и информационный продукт, иллюстрирующий успешное достижение цели события |
1 |
Духовно-нравственное развитие |
4. Экологические викторины
|
Сентябрь
Апрель Май |
Фото- и видеоматериалы |
2 |
Работа с одаренными детьми |
1. Участие в различных (городских, областных, всероссийских) 2.Индивидуальная работа с учащимися |
Сентябрь-май |
Фото- и видеоматериалы |
3 |
Работа с детьми девиантного поведением |
1.Встречи и беседы с родителями 2.Встречи с классными руководителями 3.Беседы: «Я на Вы с законом» |
Сентябрь-май |
Фото- и видеоматериалы |
4 |
Работа с родителями |
|
Сентябрь-май |
Фото- и видеоматериалы |
5 |
Самообразование педагога |
|
Сентябрь-май |
|
Условия реализации программы
Кадровое обеспечение
Программа реализуется педагогом дополнительного образования Дунаевой Н.Л., имеющим высшее профессиональное образование в области, соответствующей профилю программы, постоянно повышающим уровень профессионального мастерства и имеющей высшую квалификационную категорию.
Материально- техническое обеспечение
Учебные столы и стулья, магнитная доска, ноутбук, интерактивная доска, мультимидийный проектор, дидактические пособия, раздаточный материал, настольные игры.
Список литературы
Для педагога:
Для ученика:
Интернет-ресурсы
Официальный сайт: http://mineco-nn.ru
Официальный сайт: http://voop.spb.ru
Официальный сайт: www.ecopolicy.ru
Официальный сайт: www.greenparty.ru 6.Керженский заповедник
Официальный сайт www.kerzhenskiy.ru/