Автор: Дерачиц Елена Ильясовна
Страна: Российская Федерация
Город: село Вольное
Организация: МБОУ МО "Кошехабльский район" "СОШ№9" Республика Адыгея
Проект: Вне проекта

«Использование проектного метода в процессе обучения химии»

 

«Использование проектного метода в процессе обучения химии
Описание опыта
Тема опыта: «Использование проектного метода в процессе обучения химии»
Автор опыта: Арутюнян Р.Л. – учитель химии

 


                                                  «Я не могу управлять направлением ветра. Но я

                                                     всегда могу поставить паруса так, чтобы достичь своей цели»

                                                                                                             О. Уайльд.


Химия – одна из самых гуманистически ориентированных естественных наук: ее успехи всегда были направлены на удовлетворение потребностей человечества. Изучение химии в школе способствует формированию мировоззрения учащихся и целостной научной картины мира. В то же время, в условиях резкого сокращения времени, отводимого на изучение химии при сохранении объема ее содержания, снижается интерес учащихся к предмету. Как организовать процесс обучения так, чтобы учащиеся воспринимали химию как нужную и востребованную жизнью науку, как часть мировой культуры, необходимую каждому образованному человеку для формирования целостной картины мира?

За годы работы я поняла, что не в количестве знаний заключается образование, а в полном понимании и умелом применении всего того, что знаешь, чему учишь. Каждый раз, уходя, домой, думаешь, а что будет завтра, как сделать так, чтобы твой урок запомнился? Удивить, рассмешить или, может быть, напугать? Увы, сегодня химия для многих – предмет не первостепенной важности. Как найти и подобрать то, что поможет сделать процесс обучения интересным, творческим, запоминающимся? Уверена, что только, вызвав светлые чувства и положительные эмоции, можно создать комфортный климат на уроке.

Учить химии только традиционными методами невозможно, т.е. формировать химическую грамотность, обучать расчетам, максимально включать теоретические знания. Необходимо создавать условия для развития естественной познавательной активности ребенка и его самореализации через накопление индивидуального опыта. Для реализации в полной мере развивающего потенциала школьного курса химии помогает метод проектов, учитывающий потребность сегодняшнего дня – смену приоритетов с усвоения готовых знаний на активную самостоятельную, познавательную деятельность каждого ученика.

^ Преимущество метода проекта состоит в:

1.Системном закреплении знаний по другим предме­там (проекты дают дополнительные возможности). Знания, полученные на уроках физики, могут быть ис­пользованы для принятия правильного решения по отбору оптимальных форм и действий. Знания по биологии используются, когда учащиеся готовят проекты по органической химии. Математические и пространственные знания и уме­ния развиваются, когда планируют и оценивают свои идеи, взвешивают вещества, создают графики и диаграммы. Знания по литературе применяются при анализе ситуаций, связанных с химией Эстетические способности развиваются, при подготовке презентаций, буклетов.

Метод проектов не только помогает закреплять полу­ченные по другим предметам знания и умения, но и "подстегивает" развитие инте­реса к другим предметам. Все предметы значительно вы­игрывают от интеграции различных дисциплин при обучении химии.

^ 2. Развитии когнитивных умений (знаниевых).

Обучение химии через проекты развивает когни­тивные навыки и умения, что является очень полезным для учеников, каким бы видом деятельности они ни зани­мались. Они обучаются навыкам и умениям планирова­ния, исследования, анализа и приведения в порядок полученных данных.

^ 3.Развитии социальных и физических умений.

Ученики развивают свои физические умения, когда они учатся работать с веществами, оборудованием. У них развиваются "социальные" уме­ния, когда они исследуют потребности, презентуют свой проект и просят других оценить его. У них развива­ется умение выслушивать критику и вести критическое обсуждение. Самое важное то, что при групповой работе развиваются "социальные" умения работать в команде.

^ 4.Развитии уверенности в своих силах.

Ученики учатся подходить к окружающему их миру творчески, учатся уверенности в том, что они могут улуч­шить свою жизнь и жизнь людей. Они учатся восприни­мать себя как активных и способных на многое людей, а не простых получателей готовых знаний.

Работа над проектом начинается со знакомства учащихся с правилами и основами проектной деятельности, с требованиями, предъявляемыми к проектам. Основные требования таковы:
 


  • в проекте обязательно должна быть решена какая-либо проблема;

  • в процессе работы над проектом проводится исследование, используются исследовательские методы;

  • исследование, как и весь проект, выполняется самостоятельно учащимися;

  • учитель не вмешивается в работу над проектом, он выступает в роли консультанта;

  • содержательная часть проекта структурирована;

  • результаты выполненного проекта должны иметь практическую значимость;

  • результаты выполненных проектов должны быть материальны, т.е. оформлены;

  • если проект выполняется группой учащихся, то необходимо указать роль каждого на различных этапах;

  • по окончании работы над проектом на этапе рефлексии необходимо проанализировать причины неудач и отметить положительные результаты и т.д.


Работа над проектами включает в себя несколько этапов

Подготовительный этап

а) выбор темы

б) определение количества участников проекта, состава группы

^ Планирование работы

а) определение источников информации

б) планирование способов сбора и анализа информации;

в) планирование итогового продукта (формы представления результата);

Продукт: отчет (устный, письменный), издание сборника, фильма, макета, организация конференции и т. д.

г) установление процедур и критериев оценки процесса работы, результатов

д) распределение обязанностей среди членов команды

^ Исследовательская деятельность

Сбор информации, решение промежуточных задач

Основные формы работы: изучение литературных источников; проведение эксперимента.

^ Результаты или выводы

Анализ информации Формулировка выводов Оформление результата

Представление готового продукта

Представление разнообразных форм результата работы

^ Оценка процесса и результатов работы

Участвуют в оценке путем коллективного обсуждения и самооценок

Для организации проектной деятельности использую два вида урочных занятий .

^ Первый вид – проектный урок, который полностью состоит из работы над проектом. Как правило, на проект уходит 3 урока. На первом уроке происходит распределение по группам и знакомство с литературой. На втором - поиск нужной информации , исследовательские опыты. На третьем уроке – защита презентаций. Так как такие проекты очень затратны по времени, то использую 2-3 раза в год. Например, в 9 классе разработаны 3 проекта: «Карбоновые кислоты», «Мыльная опера», «Сладкая жизнь»(Приложение 1). В этом случае можно выиграть, как говорят, “качеством”, а не “количеством”. Актуализируемые предметные знания по химии закрепляются, углубляются, расширяются в процессе работы над проектом и освоения нового знания учащимися.

^ Второй вид – урок, на котором могут использоваться проекты, выполненные отдельными учащимися или группами учащихся во внеурочное время по каким-либо темам химического содержания, или межпредметные проекты. На таких уроках учащиеся презентуют свой проект. Презентация – важный навык, который развивает речь, ассоциативное мышление, рефлексию. Пример проекта, который презентовался на уроке второго вида, приведен в Приложении 2.

Таким образом, овладение проектированием происходит не только при осуществлении целостного проекта на уроках, но и при включении в канву традиционного урока элементов проектной деятельности или какой-либо части проекта.

Организация работы над проектами происходит и в рамках внеклассной работы по химии. Требования к таким проектам остаются прежними, однако расширяются познавательные возможности, увеличивается время их выполнения, может изменяться возрастной состав участников. Как правило, это индивидуальные и групповые исследовательские проекты.

При выполнении проектов качественно меняются роли учащихся и учителя. Они различны на разных этапах проектирования. Педагог на всех этапах выступает в роли консультанта и помощника, координатора проекта. Учащиеся выступают активными участниками процесса. Акцент делается не на содержание обучения, а на процесс применения имеющихся знаний.

Использование проектного метода на уроках и во внеурочной деятельности привело к следующим результатам:

1. Повышение интереса к химии. Это подтверждается следующими фактами:
 


    • уроки стали проходить более оживленно, учащиеся с нетерпением ожидают как момент начала работы над проектами, так и заключительный этап – презентацию;

    • увеличилось количество учащихся, выбирающих экзамен по химии для итоговой аттестации;

    • прикладной характер проектной деятельности, практическая направленность выбираемых исследований привлекают и делают проекты лично значимыми для учащихся


2. У обучающихся, выполняющих проекты, формируются проектные умения: проблематизация,  целеполагание, планирование, поисковые (исследовательские) умения, коммуникативные умения, презентационные умения, рефлексивные умения;

3. Учащиеся, выполняющие проекты по химии, принимают участие и занимают призовые места в школьных, районных и краевых научно- исследовательских конференциях, школьных, районных олимпиадах.
Таким образом, как показывает практика, проектная деятельность реально способствует формированию нового типа учащегося, обладающего набором умений и навыков самостоятельной конструктивной работы, владеющего способами целенаправленной деятельности, готового к сотрудничеству и взаимодействию, наделенного опытом самообразования.
Самое главное, участие в проекте позволяет приобрести уникальный опыт школьнику, невозможный при других формах обучения.

14 Мне нравится
Поделиться:
 

Оставить комментарий